Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами





НазваниеПояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами
страница1/12
Дата публикации27.02.2015
Размер1.22 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по математике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • «Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Вологодской области, реализующие программы общего образования», утверждённый приказом департамента образования Вологодской области от 31.03.2005 № 574 (с последующими изменениями);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885;

  • Учебный план БОУ CМР «Двиницкая основная общеобразовательная школа » на 2013– 2014 учебный год;

  • Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007;

  • Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом БОУ СМР «Двиницкая основная общеобразовательная школа », конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесс

Обоснование выбора программы
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Данная программа рассматривает:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Структура рабочей программы

Рабочая программа включает в себя 4 раздела:

  • Пояснительная записка.

  • Требования к уровню подготовки обучающихся.

  • Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательностью тем.

  • Календарно-тематическое планирование.


Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану БОУ СМР «Двиницкая основная общеобразовательная школа » на 2013– 2014 учебный год данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:

в 6 - 9 классах – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 136 часов (по 34 часа в каждом классе, 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Курсы обществознания в 6-7 классах являются началом системного изучения обучающимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают обучающимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 6-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Цели изучения предмета:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.


Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

1. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007;

  1. Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Учебники:

  1. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)

  2. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)

  3. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)

  4. Кравченко А.И. , Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (экспертиза РАН и РАО 2006г.)

Рабочие тетради:

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 6 (7, 8 ,9) класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС».

Пособия:

1. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 8-9 класс

2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы

3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;



уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии оценок по обществознанию

Критерии оценки устного ответа.

Оценку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

« 4» - есть небольшие недочёт по содержанию ответа.

« 3 » - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

« 2 » - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка « 5 » - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

Отметка « 4 » - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Отметка « 3 » - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

Отметка « 2 » - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

VI класс

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

  • кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

  • что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

  • как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

  • историю понятия «гражданин», определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства;

  • понятия: право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование; понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

  • понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

  • что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Обучающиеся должны уметь:

  • объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;

  • характеризовать социальные отношения;

  • характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

  • решать правовые задачи.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

VII класс

Обучающиеся должны знать:

  • определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

  • место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

  • понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

  • физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;

  • определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

  • основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

  • выдающихся личностей в истории, факторы, влияющие на развитие выдающейся личности;

  • определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

  • понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы, влияющие на социальную среду подростка;

  • определение группы;

  • определение межличностных отношений;

  • определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

  • понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;

  • определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;

  • причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

  • источники риска в подростковом возрасте.

Обучающиеся должны уметь:

  • характеризовать возрасты человека;

  • характеризовать особенности воспитания подростков;

  • характеризовать типы темперамента;

  • характеризовать уровни самооценки;

  • соотносить самооценку и влияние группы;

  • характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

  • описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;

  • характеризовать подростковые ситуации риска;

  • характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

  • характеризовать роль городов в развитии общества.


Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

VIII класс

Обучающиеся должны знать:

  • понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

  • способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу; понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

  • разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

  • понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

  • понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

  • характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;

  • понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

  • роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

  • функции денег и их исторические формы;

  • связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

  • основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

  • характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

  • способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

  • характеристику бюджета семьи;

  • нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

  • сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

  • характеристику образа жизни;

  • характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

  • основные нормы правовых основ брака.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть основные сферы общества и характеризовать их;

  • объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

  • анализировать характерные черты общества;

  • выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

  • характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

  • объяснять связь спроса и предложения;

  • называть основные функции цены;

  • высказывать суждения о роли малого бизнеса;

  • сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

  • характеризовать социальную структуру общества;

  • выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

  • характеризовать семью как малую группу.



Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

IX класс

Обучающиеся должны знать:

  • влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

  • причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

  • факты, подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

  • сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

  • политические режимы: понятие, типы и формы;

  • понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

  • основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

  • основные признаки политических партий, функции и роль;

  • роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

  • историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

  • понятие, структуру конституции;

  • правовое регулирование имущественных отношений;

  • предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

  • основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

  • многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

  • что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

  • объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

  • что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

  • функции науки, классификацию наук.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

  • сравнивать формы правления6 республику и монархию;

  • объяснять особенности политических режимов;

  • объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

  • сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

  • объяснять сущность разделения властей;

  • называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

  • характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

  • давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

  • анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

  • характеризовать систему местного самоуправления;

  • характеризовать духовную жизнь человека и общества;

  • анализировать привычки, манеры людей;

  • объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

  • анализировать формы культуры;

  • сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

  • анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

  • разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (7часов)

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.
Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.
Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.
Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.
Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (8 часов)
Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.
Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.
Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.
Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)
Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.
Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО (6 часов)
Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.
Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.
Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.
Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.
Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Раздел V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа)
Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Раздел VI. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ (5 часов)

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.
Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Итоговое повторение и обобщение (1час)



7 класс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа...
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18. 07....
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа по предмету «Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПрограмма по обществознанию 10 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа по литературе для 5 «В» класса
Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconМхк в 10-11 классе среднее (полное) общее образование срок реализации...
Преподавание учебного предмета «мхк» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена в...
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) – М: Просвещение, 2010
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа по предмету «обществознание» 6 класс
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «Русская литература»...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными, инструктивно – методическими документами Министерства образования...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconРабочая учебная программа по истории 5 класс
Преподавание учебного предмета «История» в основной школе (5 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...
Пояснительная записка статус рабочей программы рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами iconПодпись учителя
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск