Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания





НазваниеНазвания картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания
страница1/3
Дата публикации03.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Ефремова Татьяна Валентиновна
НАЗВАНИЯ КАРТИН АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ХХ-ХХI ВЕКОВ: ОПЫТ ДИСКУРСИВНОГО ОПИСАНИЯ

Специальность 10.02.04 – германские языки

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Самара 2014

Работа выполнена на кафедре английской филологии ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет».
Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор

Харьковская

Антонина Александровна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор кафедры теории преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Вишнякова

Ольга Дмитриевна
кандидат филологических наук,

доцент кафедры английского языка

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Адаева Ольга Михайловна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 в ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М.Горького 65/67, корпус 1, ауд. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии по адресу: 443099, г. Самара, ул. М.Горького 65/67, корпус 1 и на официальном сайте академии www.pgsga.ru

Автореферат разослан «___» мая 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор Е.Б.Борисова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Искусствоведческий дискурс представляет собой языковое пространство, с помощью которого миллионы людей познают культурное многообразие окружающего мира. Лингвистический анализ компонентов и характеристик искусствоведческого дискурса позволяет приблизиться к пониманию того, как с его помощью конструируется образ национальной культуры, к каким ценностным категориям этот образ отсылает и как эволюционирует.

В данной работе был осуществлен анализ названий произведений американского живописного искусства ХХ-ХХI веков. Рассматривая названия произведений американской живописи на временном отрезке, включающем ХХ век и первое десятилетие ХХI века, мы наблюдаем дискурс американского изобразительного искусства в период становления национальной художественной традиции и ее развития на фоне важных исторических и социальных преобразований в жизни американского общества. Название произведения изобразительного искусства является ключом к возможной интерпретации работы художника, а также текстовым материалом, в котором получают реализацию значимые для национальной культуры ценностные категории. Названия произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI в.в. представляют интерес в качестве объекта лингвистического исследования, поскольку содержат информацию об аксиологических доминантах американской национальной культуры изучаемого периода.

Степень разработанности темы исследования. В то время как вопросы номинации в широком смысле активно обсуждались на страницах множества научных лингвистических журналов и монографий (в работах Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, В.Н. Телия, А.А.Уфимцевой), номинативные и прагмалингвистические характеристики малоформатных текстов (МФТ) стали объектом пристального внимания лингвистов сравнительно недавно. Попытки описать дискурсивный потенциал текстов малого формата на материале названий учебников, телепередач, стихотворных произведений, новостных текстов были предприняты в трудах М.С.Дудниковой, О.И. Таюповой, Е.В.Турловой, А.А.Харьковской. Названия произведений американского изобразительного искусства ранее не анализировались лингвистами с точки зрения лингвопрагматики.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена особенной ролью и широкой распространенностью текстов малого формата, позволяющих экономить пространство, с одной стороны, и обладающих своеобразным прагматическим потенциалом, с другой. Представляется перспективным исследование механизмов, регулирующих процессы номинации в сфере малоформатных текстов с позиций лингвопрагматики и когнитивной лингвистики.

Материалом исследования в настоящей работе служит корпус выборки, состоящий из названий американских живописных полотен общим объемом 2309 единиц:1144 названия относятся к периоду 1900-1950 гг. и 1165 названий представляют произведения, выполненные в период 1950-2010 г.г. Выбранные временные границы позволяют рассмотреть изменения, которые происходили в номинативной парадигме американского искусствоведческого дискурса в течение периода, когда Америка перестала быть культурной провинцией Европы, обрела национальную традицию в искусстве и укрепила лидерские позиции на мировой политической арене. В качестве источников выборки использовались авторитетные базы данных и сайты крупнейших музеев искусства США: музея Метрополитен, Нью-Йоркского музея современного искусства, музея Уитни, Смитсоновского музея, Чикагского института искусства, музея искусств округа Лос-Анджелес, а также многочисленные сайты центральных музеев отдельных штатов, с коллекциями и материалами которых удалось ознакомиться благодаря участию в программе Фулбрайт и проведению магистерского исследования в области американистики.

Предмет исследования составляют базовые лингвистические характеристики названий американских живописных полотен ХХ-ХХI веков. В соответствии с выбранным направлением исследования основная цель диссертационной работы состоит в выявлении динамики парадигмы малоформатных текстов (МФТ), представленных названиями произведений американской живописи в период с начала ХХ века и до настоящего времени, посредством описания их структурно-семантических, прагмалингвистических, лингвокогнитивных и лингвокультурных характеристик. Достижение данной цели предполагает решение следующего комплекса задач:

  • описать названия произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI в терминах малоформатного текста;

  • выявить и систематизировать лингвистические маркеры, используемые в названиях произведений американского живописного искусства ХХ-ХХI веков с учетом их прагмалингвистического потенциала;

  • рассмотреть концептосферу названий произведений американского искусства ХХ-ХХI в.в. и определить когнитивные и аксиологические особенности смыслов, порождаемых данными малоформатными текстами с позиций современного антропоцентрического подхода;

  • проследить эволюцию функциональной парадигмы названий американских живописных полотен, рассматривая МФТ названий картин американских художников как уровень синергетического пространства искусствоведческого дискурса.


Методы исследования включают метод дискурсивного анализа, метод прагматического анализа, связанный с реализацией коммуникативной интенции, описательный метод, а также фрагменты лингвосинергетического анализа. Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области теории дискурса и дискурсивных практик (Н.Д. Арутюнова, В.В. Богуславская, Т.А. ван Дейк, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Е.С.Кубрякова, М.Л. Макаров, Л.Дж. Филипс и М.В. Йоргенсен, А.А. Харьковская, В.Е. Чернявская), логической прагматики и лингвопрагматики (И.П. Сусов Г.П. Грайс, Д. Спербер и Д. Уилсон, Дж. Фодор.), лингвосинергетики (В.Г. Борботько, В.Г. Буданов, Г.Г. Москальчук, Н.С. Олизько, Е.В. Пономаренко), лингвокультурологии (Н.Н. Болдырев, В.И. Карасик, В.В. Красных, И.Э. Клюканов, В.А.Маслова, Г.Г.Слышкин, Ю.С. Степанов), концептологии (А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, В.И.Карасик, Е.С. Кубрякова), теории номинации (О.И. Копач, А.В. Суперанская, О.И.Фонякова, Ф.Ф. Фортунатов, А.А.Чернобров и др.).

Научная новизна работы напрямую связана с предметом изучения и заключается в том, что лингвистические особенности названий произведений изобразительного искусства, появившихся в экспозициях американских музеев в течение последних 110 лет (1900-2010г.г.), впервые рассматриваются с позиций дискурсивного подхода в динамике. Выбранный временной отрезок позволяет не только оценить современное состояние номинативной парадигмы названий произведений американской живописи, но и рассмотреть этапы и факторы развития данной парадигмы с позиции лингвосинергетики (необходимым условием применения лингвосинергетического подхода является продолжительное наблюдение системы, которое дает возможность фиксировать значимые изменения и тенденции дальнейшей эволюции).

На защиту выносятся следующие положения:

  • названия произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI веков обладают основными характеристиками малоформатных текстов и могут быть рассмотрены как единицы текстового порядка, отличающиеся прагматическими и когнитивными особенностями, которые онтологически связаны с текстовой природой;

  • номинативная парадигма американского изобразительного искусства ХХ-ХХI веков занимает особое место в искусствоведческом дискурсе, который объединяет в себе признаки категорий институциональности и персональности;

  • функциональная парадигма названий произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI в.в. характеризуется эволюционной динамикой благодаря постепенному возрастанию эксплицитности функции воздействия на фоне традиционно доминирующих номинативной, информативной и когнитивной функций;

  • номинативная парадигма названий американской живописи ХХ-ХХI веков обладает лингвосинергетическим потенциалом самоорганизации и проявляет признаки неравновесной системы, находящейся в стабильном состоянии;

  • состояние стабильности системы названий произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI веков обеспечивает возможность взаимодействия системы с внешней средой, представленной частями искусствоведческого дискурса на макроуровне и ценностными категориями национальной культуры на мегауровне.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит во вкладе, который данная работа вносит в развитие аспектов теории номинации посредством выявления динамических процессов, происходящих с номинативными единицами искусствоведческого дискурса, которые рассматриваются в качестве малоформатных текстов.

Исследование обладает практической ценностью: выводы могут найти применение в разработке учебных материалов по курсу основного иностранного языка (английского) и лингвострановедения, а также могут использоваться в качестве ресурса для создания курсов дистанционного обучения. Практическая ориентация полученных выводов обнаруживается в наблюдениях по поводу оформления текстов, сопровождающих картины в альбомах американских художников, на выставках и экспозициях работ, где обязательным условием является оформление комментариев и пояснений на языке оригинала.

Результаты исследования были апробированы при разработке планов уроков по устной и письменной речи в рамках проекта Национального Фонда США «Picturing America in Russia», поддержанного посольством США в России (2009-2010). Этот проект был разработан с участием российских преподавателей английского языка для расширения словарного запаса обучаемых и направлен на активизацию познавательной и исследовательской деятельности, объективно способствуя адекватной интерпретации социальных и культурных явлений, характерных для американского общества и для мирового сообщества в целом. Результаты исследования также излагались в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях в 2010-2013 г.г.: VI Международной научной конференции «Язык – Текст – Дискурс: проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах» (Самара 2011), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» (Самара 2011), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2013» (Москва 2013), Международной научно-практической конференции «English Language Teacher Professional Development: Scaling New Heights» (Самара 2013), Международной научно-практической конференции «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений» (Самара 2013), Х Международной научно-практической конференции «Наука и культура России» (Самара 2013), VII всероссийской конференции выпускников Программы Фулбрайта «Программа Фулбрайта в России: 40 лет успешных академических обменов/Fulbright Program in Russia: 40th Anniversary of Successful Academic Exchanges» (Москва 2013), I Всероссийского научно-методологического семинара «Культура и история в компаративном измерении» (Самара 2011).

Структура и объем работы: материал диссертации изложен на 170 страницах машинописного текста, состоящего из введения, двух глав и заключения. К диссертации прилагаются список принятых в работе сокращений, библиографический список, список использованной справочной литературы и список источников выборки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, описывается ее теоретическая значимость и практическая ценность, определяются цель, задачи и методы исследования.

В Главе 1 «Современные методологические основы анализа искусствоведческого дискурса» рассматриваются положения лингвистических теорий и подходов, которые используются в работе при анализе номинативной парадигмы дискурса американского изобразительного искусства ХХ-ХХI в.в.

Анализ научной литературы по вопросам характеристик и типологии дискурса позволяет предположить, что искусствоведческий дискурс обладает комплексной структурой, сочетающей в себе элементы научного, массово-информационного и бытийного дискурсов. Промежуточное положение искусствоведческого дискурса объясняется свойственной ему жанровой разнородностью, которая включает как научные тексты по теории и истории искусства, так и рецензии, комментарии, критические отзывы, представляющие собой жанры художественной критики. В то время как для художественной критики характерны такие черты, как оценочность, апеллятивность, экспрессивность и эмотивность, теория и история искусства характеризуются тенденцией к доминированию научного языкового регистра, признаками которого являются точность, логическая стройности изложения, присутствие терминов и специфических языковых клише. Тексты, имеющие отношение к теории и истории искусства, например, искусствоведческие комментарии, в диссертации Е.Е.Ведьмановой определяются как тексты «нежесткого типа, содержащие характерные признаки публицистического и научного функциональных стилей» [Ведьманова 2011: 7].

Особенная роль названий произведений искусства в границах американского искусствоведческого дискурса заключается в привнесении в дискурсивную парадигму элементов персонального дискурса. В случае, когда произведение было названо художником, номинативная единица может раскрывать внутренний мир коммуниканта, приближая ситуацию взаимодействия коммуниканта и реципиента к бытийному общению, характерному для дискурса художественных произведений. Бытийное общение соотносится в работах В.И.Карасика с категорией персональности дискурса. Из всего многообразия искусствоведческих текстов (рецензии, научные статьи, комментарии, критические отзывы) именно названия произведений изобразительного искусства содержат авторский ключ к художественному посланию. Эта особенность номинативной парадигмы усложняет характер искусствоведческого дискурса, сочетающего элементы институциональности научного и массово-информационного дискурсов с элементами персональности дискурса бытийного общения.

Определяя роль и место названий произведений изобразительного искусства в американском дискурсе искусствоведения, мы проанализировали различные подходы к номинации как к лингвистическому явлению. Не отвергая правомерность онамасиологического подхода, с точки зрения которого названия картин представляют раздел собственных имен, в настоящей работе мы рассматриваем названия произведений искусства как определенный тип текста, а именно как малоформатный текст. Основными характеристиками данного типа текста являются отдельность, выделенность, формальная и семантическая самодостаточность, тематическая определенность и относительная завершенность.

Важной характеристикой номинативной парадигмы названий произведений американской живописи является полифункциональность. Помимо базовых номинативной и информативной функций, характерных для широкого спектра названий, названия в искусствоведческом дискурсе обладают когнитивной функцией и прагматической функцией. Кроме того, рабочей гипотезой исследования является присутствие функциональной динамики, в результате которой роль прагматической функции названия произведения изобразительного искусства значительно возросла на современном этапе развития американского искусствоведческого дискурса.

Исследование текстов, обладающих когнитивной и прагматической спецификой, требует комплексной методологии. Разработка темы в терминах дискурс-анализа позволяет сочетать инструменты лингвокогнитивного, лингвопрагматического и лингвосинергетического подходов, что помогает выявить и описать динамику структурных, семантических и функциональных свойств малоформатных текстов названий американской живописи за исследованный период.

Использование лингвокогнитивного подхода позволяет рассмотреть потенциал малоформатного текста названия художественного полотна и сконструировать ситуационные модели, связывающие текстовую репрезентацию с ментальными процессами и картиной мира реципиента. Именуя произведение искусства, автор названия помогает реципиенту познать некоторый объект искусства или художественный смысл, при этом обращаясь к языковой картине мира. Успешность коммуникации в данном случае во многом зависит от способности реципиента использовать свое знание о мире, чтобы верно интерпретировать высказывание.

В конце 70х годов ХХ века Т. ван Дейком и У. Кинчем была разработана теория восприятия дискурса, основанная на когнитивном анализе [van Dijk and Kintsch, 1978, 1983; Kintsch and van Dijk, 1975, 1978]. Основные положения данной теории предполагали, что условием понимания текста является не только восприятие связной последовательности пропозиций, но и актуализация пресуппозиционного знания, связанного с ментальными операциями. В отличие от правил грамматики или формальных алгоритмов, природа ментальных операций, по Т. ван Дейку, является стратегической, т.е. характеризуется гибкостью, целенаправленностью и зависимостью от контекста.

Одним из ключевых понятий, на которые опирается Т. ван Дейк, развивая когнитивный подход к обработке дискурса, является понятие «ситуационная модель». Т. ван Дейк понимает коммуникативный акт не как очередность пропозиций, а как ситуацию, отсылающую к модели, которая находится в эпизодической памяти и «включает аккумулированный опыт предыдущих событий с теми же или подобными предметами, лицами или явлениями» [Дейк 2000: 103]. Т. ван Дейк отмечает, что «модель играет важную роль в таких действиях, как умозаключение, создание образа, припоминание и узнавание» [Дейк 2000: 79]. Именно такие ментальные операции, как создание образа, узнавание и умозаключение выходят на первый план в коммуникативном акте, происходящем между автором названия произведения и реципиентом. Однако анализа ситуационной модели недостаточно, чтобы ответить на вопрос о том, каким образом происходит комплексное понимание смыслового посыла, заключенного в текстах названий произведений изобразительного искусства.

Лингвопрагматический подход, в свою очередь, предлагает возможный алгоритм, описывающий критерии, на которых основана реализация коммуникативного намерения автора высказывания. В статье “Outline of Relevance Theory” Д.Уилсон и Д. Спербер противопоставляют две модели анализа прагматики высказывания – модель, основанную на принципе кодирования/декодирования информации, и модель, основанную на принципе инференции [Sperber, Wilson: 85-106]. Модель, согласно которой смысл высказывания является результатом операции кодирования автором и последующего декодирования реципиентом, является недостаточной для описания сложных лингвистических и экстралингвистических коммуникативных ситуаций, отсылающих коммуникантов к речевому и культурному контексту. Модель, основанная на принципе инференции, предполагает, что коммуникация происходит не за счет кодирования/декодирования смысла, а благодаря выражению предполагаемой гипотезы о намерении коммуниканта [Sperber, Wilson: 86-89].

На наш взгляд, категория релевантности является ключевой при оценке коммуникативного намерения автора произведения изобразительного искусства. Данная категория особенно важна для соотнесения малоформатного текста названия с многоуровневым контекстом. Название произведения изобразительного искусства отсылает реципиента к художественному произведению (контекст первого уровня), а также к историческому, национальному и общекультурному контексту (контекст второго уровня). Анализ релевантности названия произведения искусства по отношению к многоуровнему контексту и выявление гипотез намерения коммуниканта позволяет наиболее полным образом раскрыть прагматический потенциал малоформатного текста названия и, как следствие, - художественного высказывания автора изобразительного произведения.

Лингвосинергетический подход позволяет рассмотреть коммуникативное намерение в качестве функционального аттрактора саморганизующейся системы и выявить динамику функциональной парадигмы названий произведений американского изобразительного искусства ХХ-ХХI в.в. Особенный интерес для данного исследования представляют разработки в области функциональной лингвосинергетики, базовым положением которой, по словам Е.В.Пономаренко, является «признание и языка, и дискурса открытой сложной неравновесной системой, способной в ходе самоорганизации образовывать новые упорядоченные структуры речемыслительного и коммуникативно-функционального плана» [Пономаренко 2010: 36].

Открытая неравновесная система обладает уровневой структурой, состоящей из микро-, макро- и мегауровней. В нашем случае мегауровнем является американский искусствоведческий дискурс, макроуровень будет представлен его подтипами – дискурсом истории искусства, дискурсом теории искусства и дискурсом художественной критики. К единицам микроуровня внутри искусствоведческого дискурса будут относится МФТ названий произведений изобразительного искусства. Следует отметить, что на микроуровне искусствоведческого дискурсивного пространства, а именно в исследуемой системе МФТ названий американских живописных полотен, действуют те же принципы синергийной организации, что и на мегауровне изучаемой системы: принцип иерархичности, принцип неустойчивости, нелинейности и открытости, что позволяет судить о способности подсистемы, представленной анализируемыми малоформатными единицами, к автономному существованию и самоорганизации.

При этом система дискурса понимается как система смыслов дискурса, которая формируется через их речевое выражение и актуализирует весь комплекс функциональных свойств речевых элементов на пути к аттрактору (коммуникативной цели). Функциональная лингвосинергетика предлагает эффективный способ проследить эволюцию функций названий в искусствоведческом дискурсе с помощью изучения динамики коммуникативного намерения.

В
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconКонспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconУрок на тему: «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте»
Оборудование: схемы, конспекты, репродукции картин художников, игровой материал( пазлы, домино)
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Просмотр и разбор картин художников и сравнение настроения и тональности полотен с музыкой
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconТема урока: «Радость красок жизни»
Оборудование: на столах учащихся лежат репродукции картин художников, наборы цветных карандашей. У учителя подготовлена картина Рылова...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconДоклад «Международный опыт разработки типовой модели описания государственных...
Работки и применения типовых моделей описания государственных программ и проектов, проведённого с целью формирования оптимальной...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технические средства обучения: компьютер с проектором, экран, постеры картин французских художников, фото скульптур
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: презентация, компьютер, репродукции картин известных художников с изображением весенних пейзажей, запись голосов птиц,...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске размещены две группы репродукций: репродукции икон (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский и...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зрительный ряд: репродукции картин по теме (пейзажи Левитана, Саврасова и др русских художников-пейзажистов), оформленные в виде...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомиться с произведениями русских поэтов по разделу; научить пользоваться цитатами из произведений для образного...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: обобщить знания произведений по разделу; учить пользоваться цитатами из произведений для образного описания картин
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В презентации представлены иллюстрации, фотографии и репродукции картин художников. Часть иллюстративного материала сканирована с...
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма дисциплины Россия и вызовы современности: Россия перед вызовами ХХ и ХХI веков
России, их неравномерный, фрагментарный и незавершенный характер на каждом из трех этапов рассматриваемого периода
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Написать мини-реферат о творчестве художников—живописцев, художников-иллюстраторов
Названия картин американских художников ХХ-ХХI веков: опыт дискурсивного описания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: проектор, экран, репродукции картин Московского Кремля 16-17 веков, памятник Минину и Пожарскому, изображения средневекового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск