Введено:2008.05.31
Изменения и дополнения: 2013.02.23
№ 129
| Принято
на заседании ученого Совета
ГБОУ ВПО ТГМУ
Минздрава России
Протокол № 4
от «22» февраля 2013 г.
| Утверждаю
Ректор ГБОУ ВПО ТГМУ
Минздрава России В.Б. Шуматов
«22» февраля 2013 г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД)
в государственном бюджетном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации 1.1.Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (далее - УМКД) в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» (далее - ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального Закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, Федеральным законом РФ от 01.12 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 25 октября 2011 г. N 2267 г. "Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования"; Письмом Минобразования и науки РФ № 03-956 от 13.05.10 г. «О разработке вузами основных образовательных программ», Постановлением Правительства РФ от 30.12.09 г. №1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения ООП ВПО», Письмом Рособрнадзора от 17.04.06 г. № 02-55-77 ин/ак. «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений», Письмом Рособрнадзора №02-55-77 ин/ак от 17-04-2006; Приказом Минобразования России от 23.03.1999 г. № 716 «Об организационных мерах по обеспечению учреждений профессионального образования учебной литературой», РК-4.2.2-10 «Руководство по качеству»; ДП-4.2-10 «Управление документацией и записями», Письма Министерства образования Российской Федерации от 16 мая 2002 г. № 14-55-353 ин/15 «О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов», Устава ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России и определяет общие требования к порядку разработки, структуре, содержанию и оформлению, а также процедуре согласования, утверждения и хранения УМКД.
Цели, задачи
УМКД – это совокупность учебно-методических компонентов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлениям подготовки (специальностям) основных образовательных программ высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) для реализации целей, ожидаемых результатов в рамках данной дисциплины.
Целью формирования УМКД - является учебно-методическое обеспечение эффективной аудиторной и самостоятельной работы студентов и сохранение преемственности в преподавании учебных дисциплин.
Задачи УМКД:
- методическое сопровождение и консультативная поддержка учебной деятельности обучающихся по всем формам обучения;
- нормативно-методическое обеспечение деятельности профессорско - преподавательского состава при реализации конкретной дисциплины;
- обеспечение целостности учебного процесса и интегративного подхода к его организации при реализации ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности);
- стандартизация требований к методическому обеспечению учебного процесса.
Разработка компонентов УМКД осуществляется на основе дидактических принципов:
- соответствие ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки (специальности);
- четкая структуризация (в т.ч. модульность) учебного материала;
- последовательность изложения учебного материала;
- полнота информации;
- определение компетенций, которые должны сформироваться у студентов по результатам изучения дисциплин;
- комплексность (теоретические, практические материалы, текущая, промежуточная и итоговая аттестация и т.д.);
- мобильность (ежегодная модернизация компонентов УМКД);
- доступность компонентов УМКД для студентов и преподавателей.
Структура, содержание, хранение и использование
Основными пользователями УМКД являются профессорско - преподавательский состав, сотрудники ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, работодатели, обучающиеся всех форм обучения.
Компоненты УМКД должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющие студентам глубоко осваивать изучаемый материал и получать навыки по его использованию на практике.
УМКД содержит:
- титульный лист с листом согласования и регистрации изменений (приложение № 1, 2, 3);
- ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)*;
- примерную (типовую) программу дисциплины (при наличии);
- рабочую программу дисциплины (приложение № 4);
- методические рекомендации для преподавателя к каждому практическому занятию (семинарам, практикумам, лабораторным и практическим работам и др.) (приложение № 5);
- методические рекомендации для студентов к каждому практическому занятию (семинарам, практикумам, лабораторным и практическим работам и др.) (приложение № 6);
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (в том числе: сборники задач, упражнений, задания разного уровня трудности, клинические задачи, творческие задания, рекомендации по написанию истории болезни, рекомендации к выполнению рефератов, рекомендации по выполнению курсовых работ, рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ (дипломных), если предусмотрены ФГОС ВПО и учебным планом и др., (приложение № 7);
- конспекты лекций (приложение № 8)**;
- оценочные средства контроля уровня сформированности компетенций по дисциплине комплекты тестов, задач, вопросов к билетам, варианты творческих заданий и т.д. (согласно документа «Положение о формировании фонда оценочных средств в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, № 128 от 22.02.2013 и приложения № 9).
3.4. УМКД накапливаются и хранятся в печатном и электронном варианте в подразделении разработчика. Каждый элемент УМКД должен быть помещен в папку-скоросшиватель с прозрачным верхом с доступом для свободного чтения. Все элементы хранятся на кафедре в жесткой папке – скоросшивателе как единый документ в соответствии с содержанием УМКД. Папка должна иметь заголовок на обложке и торце (приложение №10).
Копии УМКД в печатном и электронном варианте предоставляются в методический отдел.
* информация для подразделений. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) находятся
www vgmu.ru, раздел методическая работа;
** с приложением презентации в электронном и бумажном варианте.
Порядок разработки и утверждения УМКД.
4.1.УМКД разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины. Ответственность за содержание и оформление УМКД несет заведующий кафедрой. Второй уровень ответственности возлагается на учебно-методический Совет по специальности и лично на его председателя.
4.2. УМКД разрабатывается для всех дисциплин учебного плана по каждой специальности (направлению подготовки), с учетом требований к формированию компетенций обучающихся.
Разработка УМКД включает этапы:
- разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению подготовки (специальности). Рабочая программа дисциплины разрабатывается на кафедре преподавателем или коллективом преподавателей, обсуждается и утверждается на кафедральном совещании, заверяется подписью зав. кафедрой и предоставляется на учебно-методический Совет по специальности с 2 рецензиями и подписями рецензентов (внешняя и внутренняя). Факт утверждения рабочей программы на УМС по специальности заверяется подписью его председателя. Рабочая программа передается в методический отдел для утверждения ученым Советом и внесения в реестр ООП направления подготовки (специальности). На титульном листе рабочей программы ставится печать, подтверждающая факт ее утверждения ученым Советом и заверяется подписью проректора по учебно-воспитательной работе. Один экземпляр рабочей программы передается на кафедру, второй – хранится в методическом отделе;
- разработка конспекта лекций, опорного конспекта, методики проведения практических занятий, плана самостоятельной работы студентов, составления примерного перечня тем курсовых, выпускных квалификационных работ (дипломных) и др.;
- апробация материалов УМКД в учебном процессе;
- корректировка и утверждение материалов УМКД.
Полный комплект документов УМКД после обсуждения и одобрения на заседании кафедры - разработчика заверяется подписью заведующего кафедрой и предоставляется на учебно-методический Совет по специальности для рассмотрения и утверждения. Факт утверждения УМКД на УМС заверяется подписью его председателя в листе согласования. УМКД передается в методический отдел на электронном и бумажном носителе (распечатка 2-го экземпляра в учебной части) для регистрации в реестре ООП ТГМУ и формирования ООП специальности. Все перечисленные этапы должны быть завершены до начала нового семестра преподавания данной дисциплины.
4.4.Обновление и актуализация компонентов УМКД осуществляется ежегодно и регистрируется в листе регистрации изменений. УМКД пересматривается не реже, чем 1раз в 5 лет, а также при изменении нормативно – правовой базы Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, ФГОС ВПО.
4.5. Подготовка и разработка УМКД и его составляющих компонентов включается в индивидуальный план работы преподавателя, план работы кафедры на соответствующий учебный год и учитывается при расчете рейтинга кафедры и конкретных ППС.
Отсутствие одного из компонентов УМКД расценивается как отсутствие УМКД.
Изменения, дополнения и уточнения к настоящему положению подготавливаются руководителем методического отдела, в необходимых случаях согласовываются с другими должностными лицами учреждения и представляются на утверждение ректору университета.
Настоящее положение подлежит пересмотру не реже одного раза в 5 лет.
Положение
разработано:
______________________
Руководитель
методического отдела
Кузьмина Т.Н.
«22» февраля 2013 г.
| Соответствует
требованиям
ISO 9001:2008
__________________
Ответственная
по качеству
Симакова А.И.
«22» февраля 2013 г.
| Соответствует
действующему
законодательству РФ
__________________
Руководитель
юрслужбы
Маркова О.В.
«22» февраля 2013 г.
|
МАКЕТ
| Приложение № 1
к Положению об УМКД
ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра ___________________________________________________________________
(название кафедры)
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) __________________________________________________________________
(наименование дисциплины) ___________________________________________________________________
(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору) Направление подготовки (специальность) _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода)
Профиль(и) подготовки (только для бакалавриата)
_____________________________________________________________________________
Владивосток, 2013 г.
МАКЕТ
| Приложения № 2
к Положению об УМКД
ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России
| |