Скачать 0.49 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л. М. Волосникова/ __________ _____________ 2011г. Здоровьесберегающие технологии в образовании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» квалификация (степень) «бакалавр» Профиль подготовки «» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Малярчук Н.Н. / «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, мая, протокол № 10. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 14 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гребнева Н. Н./ «______»___________ 2011г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики. Протокол № ……….. 2011г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Арефьева А. В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С. А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики КАФЕДРА клинической и юридической психологии Н.Н.Малярчук Здоровьесберегающие технологии в образовании Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» квалификация (степень) «бакалавр» Тюменский государственный университет 2011 Н.Н. Малярчук. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» очной формы обучения. Тюмень: 2011. - 14 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Здоровьесберегающие технологии в образовании» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. Рабочая программа дисциплины Здоровьесберегающие технологии в образовании опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Н.Н. Малярчук, 2011 Пояснительная записка
Цель – формирование у студентов знаний, умений и опыта использования организационно-педагогических, психолого-педагогических и информационно-обучающих методов здоровьесбережения субъектов образовательного процесса. Задачи:
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
владеть:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Здоровьесберегающие технологии в образовании» является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин и базируется на таких дисциплинах как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни».
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа. 3.Тематический план дисциплины Таблица 1
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3.
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Модуль 1. Проблемы здоровья субъектов образовательного процесса 1.1. Влияние школьных факторов на здоровье обучающихся. Роль интенсификации учебного процесса, несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональной организации учебной деятельности и др. в ухудшении здоровья школьников. Дидактогении, коммуникативно-педагогический травматизм как факторы развития дефектов социально-психологической дезадаптации обучающихся и заболеваний психосоматической природы. 1.2. Здоровье учащихся как педагогическая ценность. Здоровье учащихся - социально-педагогическая ценность как совокупности идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования, направленной на сохранение здоровья подрастающего поколения. Здоровье учащихся - групповая педагогическая ценность, регулирующая и направляющая здоровьесозидающую педагогическую деятельность. 1.3.Социокультурные, профессиональные и личностные факторы, влияющие на здоровье учителя. Социокультурные факторы: низкий общественный статус и социальная незащищенность учителя, несовершенство законодательной базы в области защиты прав педагогического корпуса и др. Санитарно-гигиенические, физиологические и психологические профессиональные факторы, объективно влияющие на психоэмоциональное и соматическое состояние педагогов.Особенности личности (размытые смысложизненные ориентиры и недостаточные мотивы педагогической деятельности, искажающие Я-концепцию педагога, его представления о самом себе как человеке и профессионале, непринятие на себя ответственности за жизненные и профессиональные успехи и неудачи, закрытость новому опыту, слабое владение коммуникативными навыками, недостаточный уровень самоорганизации и эффективного использования рабочего времени) в качестве ведущих факторов, определяющих состояние здоровья учителя. 1.4. Личностные, профессиональные и социальные ресурсы педагога. Личностные ресурсы педагога: духовные (осознание педагогом своей здоровьесозидающей миссии как представителя социально-значимой сферы труда и гуманистически направленной профессии), душевные (когнитивные, эмоциональные, волевые, психомоторные и другие возможности педагога по преодолению стрессовых ситуаций), телесные (уровень соматического, физического и репродуктивного здоровья и функциональных резервов организма). Профессиональные ресурсы педагога – акмеологическая, аутопсихологическая и валеологическая компетентности. Социальные ресурсы – институционная, корпоративная и межличностной социальная поддержка учителя. Модуль 2. Направления здоровьесбережения в образовательном процессе 2.1. Здоровьесбережение в образовательном процессе: основные понятия. Здоровьесбережение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьетворчество. Несостоятельность понятия «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесозидающая педагогическая деятельность: понятие и содержание. 2.2. Определение индивидуального здоровья с холистических позиций. Современные представления о здоровье. Здоровье в иерархии ценностей индивида, семьи, коллектива, общества, государства в России, странах Европы, Азии, Америки. Модели здоровья: медицинская, биологическая, социально-психологическая. Уровни индивидуального здоровья (телесный, душевный, духовный), их взаимообусловленность и взаимосвязанность при определяющей роли духовного уровня. Цель функционирования каждого элемента системы «здоровье человека». Характеристики здоровья: телесного (соматические, физические, репродуктивные,) душевного (психические, психологические: личностные, социальные), духовного (духовно-нравственные). 2.3. Здоровый образ жизни как условие сохранения здоровья субъектов образовательного процесса Определение понятия «образ жизни». Воздействие образа жизни, ее уровня, качества, стиля и уклада на здоровье человека. Понятие «здоровый образ жизни». Основополагающие принципы, приоритетные направления, факторы и компоненты ЗОЖ. Роль здорового образа жизни человека в воспроизводстве, формировании, сохранении, потреблении, восстановлении здоровья. Значение ЗОЖ в предупреждении инфекционных, паразитарных, неэпидемических заболеваний, психических расстройств, отравлений, травм, употреблении алкоголя, наркотиков, курении табака, токсикомании. Деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по пропаганде и внедрению ЗОЖ. Содержание международной программы «Здоровье для всех», государственных программ формирования и пропаганды ЗОЖ в странах с высоким рейтингом здоровья и значительной продолжительностью жизни. 2.4. Основные направления здоровьесбережения в педагогике. Традиционные и современные направления здоровьесбережения: обеспечения безопасности жизнедеятельности, лечебно-реабилитационное, профилактико-гигиеническое, физкультурно-оздоровительное, эколого-сохраняющее, конфессиональное, учебно-воспитательное. Модуль 3. Культура здоровья учителя как условие сохранения и развития здоровья обучающихся 3.1. Личностный и профессиональный аспекты культуры здоровья педагога Культура здоровья как непрерывно трансформирующейся системы знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной на самопознание, развитие, совершенствование своего здоровья и обеспечения здоровья обучающихся, формирование у них здоровьеориентированного поведения. Компоненты культуры здоровья педагога: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практический. 3.2. Принципы и методы здоровьесозидающей деятельности учителя. Основные принципы здоровьесозидающей деятельности учителя: принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих, сберегающих и развивающих здоровье педагогических воздействий; приоритета активных методов обучения, преобладания позитивных воздействий над негативными, соответствия организации и содержания обучения возрастным особенностям учащихся, природосообразности, принцип субъект - субъектного взаимоотношения с учащимися, медико-психолого-валеологической компетентности педагога, непрерывности. Методы здоровьесозидающей деятельности: а) организационно-педагогические (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие), б) психолого-педагогические (гуманная педагогика); в) информационно-обучающие. 3.3. Здоровьесозидающая воспитательная система как условие сохранения и развития здоровья субъектов образовательного процесса. Создание здоровьесозидающей воспитательной системы в образовательном учреждении предусматривает: «взращивание» валеологически компетентного педагогического коллектива, развитие психологически комфортных отношений между субъектами образовательного процесса, научно-методическое обеспечения здоровьесозидающей деятельности педагогов. 3.4. Планы практических занятий Модуль 1. Проблемы здоровья субъектов образовательного процесса Влияние школьных факторов на здоровье обучающихся. 1. Роль интенсификации учебного процесса, несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональной организации учебной деятельности и др. в ухудшении здоровья школьников. 2. Определения понятия «дидактогении» по В.А. Сухомлинскому. 3. Причины и сущность коммуникативно-педагогического травматизма. 4. Развитие дефектов социально-психологической дезадаптации обучающихся. 5. Основные заболевания психосоматической природы у обучающихся. Здоровье учащихся как педагогическая ценность.
Социокультурные, профессиональные и личностные факторы, влияющие на здоровье учителя. 1. Низкий общественный статус и социальная незащищенность учителя, несовершенство законодательной базы в области защиты прав педагогического корпуса как социокультурные факторы. 2. Влияние санитарно-гигиенических, физиологических и психологических профессиональных факторов на психоэмоциональное и соматическое состояние педагогов. 3. Ведущие факторы, определяющие состояние здоровья учителя: размытые смысложизненные ориентиры и недостаточные мотивы педагогической деятельности, искажение Я-концепции педагога, его представлений о самом себе как человеке и профессионале, непринятие педагогом на себя ответственности за жизненные и профессиональные успехи и неудачи, слабое владение коммуникативными навыками, недостаточный уровень самоорганизации и эффективного использования рабочего времени. Личностные, профессиональные и социальные ресурсы педагога. 1.Духовный потенциал учителя – осознание здоровьесозидающей миссии как представителя социально-значимой сферы труда и гуманистически направленной профессии. 2. Душевные ресурсы педагога по преодолению стрессовых ситуаций (когнитивные, эмоциональные, волевые, психомоторные). 3. Телесные ресурсы учителя: уровень соматического, физического и репродуктивного здоровья и функциональных резервов организма. 4. Профессиональные ресурсы педагога – акмеологическая, аутопсихологическая и валеологическая компетентности. 5. Социальные ресурсы – институционная, корпоративная и межличностной социальная поддержка учителя. Модуль 2. Направления здоровьесбережения в образовательном процессе Здоровьесбережение в образовательном процессе: основные понятия. 1.Содержание понятий: здоровьесбережение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьетворчество по С.И.Ожегову. 2.Несостоятельность понятия «здоровьесберегающие технологии» с позиций гуманистической модели воспитания. 3. Понятие «здоровьесозидающая педагогическая деятельность». Определение индивидуального здоровья с холистических позиций. 1. Определение понятия «здоровье», данное экспертами Всемирной организации здравоохранения. 2. Модели здоровья: медицинская, биологическая, социально-психологическая. 3. Холистический подход к определению индивидуального здоровья. 4. Уровни индивидуального здоровья (телесный, душевный, духовный). Цель функционирования каждого элемента системы «здоровье человека». 5. Характеристики здоровья: телесного (соматические, физические, репродуктивные,) душевного (психические, психологические: личностные, социальные), духовного (духовно-нравственные). Здоровый образ жизни как условие сохранения здоровья субъектов образовательного процесса 1. Воздействие образа жизни, ее уровня, качества, стиля и уклада на здоровье человека. 2. Понятие «здоровый образ жизни». 3.Основополагающие принципы здорового образа жизни. 4. Факторы и компоненты ЗОЖ. 5. Содержание международной программы «Здоровье для всех», государственных программ формирования и пропаганды ЗОЖ в странах с высоким рейтингом здоровья и значительной продолжительностью жизни. Основные направления здоровьесбережения в педагогике. 1. Традиционные и современные направления здоровьесбережения. 2. Характеристика направлений здоровьесбережения: обеспечения безопасности жизнедеятельности, лечебно-реабилитационного, профилактико-гигиенического, физкультурно-оздоровительного, эколого-сохраняющего, конфессионального, учебно-воспитательного. Модуль 3. Культура здоровья учителя как условие сохранения и развития здоровья обучающихся Личностный и профессиональный аспекты культуры здоровья педагога 1. Культура здоровья как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и его практической деятельности, которая направлена на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование индивидуального здоровья. 2. Компоненты культуры здоровья: когнитивный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, практический культуры здоровья. 3. Функции культуры здоровья: аксиологическая, нормативная, защитная, диагностическая, коррекционная, регулятивная, преобразующая, творческая. 4. Содержание понятие «культура здоровья педагога», ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практический компоненты культуры здоровья педагога. Принципы и методы здоровьесозидающей деятельности учителя. 1. Основные принципы здоровьесозидающей деятельности учителя: а) принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих, сберегающих и развивающих здоровье педагогических воздействий; б) принцип приоритета активных методов обучения; в) принцип преобладания позитивных воздействий над негативными; г) принцип соответствия организации и содержания обучения возрастным особенностям учащихся; д) принцип природосообразности; е) принцип субъект - субъектного взаимоотношения с учащимися; ж) принцип медико-психолого-валеологической компетентности педагога; з) принцип непрерывности. 2. Методы здоровьесозидающей деятельности: а) организационно-педагогические (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие); б) психолого-педагогические (гуманная педагогика); в) информационно-обучающие. 3. Характеристики педагога в качестве учителя здоровья. Здоровьесозидающая воспитательная система как условие сохранения и развития здоровья субъектов образовательного процесса. 1. Особенности создание здоровьесозидающей воспитательной системы в образовательном учреждении: «взращивание» валеологически компетентного педагогического коллектива, развитие психологически комфортных отношений между субъектами образовательного процесса, научно-методическое обеспечения здоровьесозидающей деятельности педагогов. 2. Этапы развития здоровьесозидающей воспитательной системы в ОУ. 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ
Вопросы для подготовки к зачету
|