Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ





НазваниеУчебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ
страница1/5
Дата публикации04.04.2015
Размер0.75 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Махачкалинский филиал

Утверждаю

Директор филиала

_______________ А.И. Аллахвердиев

«____»____________________ 2014 г.
Отчёт

о результатах самообследования Махачкалинского филиала

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Махачкала

2014
Содержание


1. Общие сведения об образовательной организации

3

1.1. Миссия, цели и конечные результаты

3

1.2. Система управления филиалом

4

2. Образовательная деятельность

6

2.1. Содержание реализуемых образовательных программ

6

2.2. Качество подготовки обучающихся

17

2.3. Ориентация на рынок труда

22

2.4. Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ

24

2.5. Система качества подготовки специалистов

26

2.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса

28

2.7. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

30

2.8. Библиотечно-информационное обеспечение

реализуемых образовательных программ

35

3. Научно-исследовательская деятельность

38

4. Международная деятельность

44

5. Внеучебная работа

45

6. Материально-техническое обеспечение

49


1. Общие сведения об образовательной организации
Махачкалинский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (сокращённое наименование - Махачкалинский филиал РАНХиГС) является территориально обособленным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», не имеющим статуса юридического лица.

Юридический адрес Махачкалинского филиала РАНХиГС:

367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Насрутдинова, 80 «Б»

тел. (факс) (8722) 56 – 27 – 70

тел. (8722) 56 – 27 – 69

E-mail: ifl1993@mail.ru

Интернет: http://www/mfags.ranepa.ru
1.1. Миссия, цели и конечные результаты

Миссия филиала – обеспечение качественной подготовки выскоквалифицированных, адаптированных к новым условиям государственных и муниципальных служащих на основе компетентного подхода для успешной профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Цель – удовлетворение потребности органов государственной и муниципальной службы в управленческих кадрах, владеющих методологическими основами государственного и муниципального управления, организационно-правовыми аспектами управления, современными технологиями принятия решений и разработки управленческих стратегий, компьютерными технологиями управления.

Задачи:

  1. Формирование методологических, организационных, социально-психологических знаний и навыков студентов в области государственного и муниципального управления.

  2. Формирование мышления, позволяющего менеджеру обеспечивать эффективное развитие органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных организациях, предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организаций.

  3. Обучение и воспитание конкурентоспособных специалистов на основе формирования и развития профессиональных и личностных компетенций, позволяющих выпускникам динамично и эффективно работать в органах государственной власти и управления всех уровней.

Программа развития филиала призвана обеспечить в регионе систему подготовки управленческих кадров для формирования эффективной системы государственной службы и конкурентоспособного бизнеса на основе новых образовательных технологий с учё1ётом лучшего мирового и отечественного управленческого опыта.

Программа развития филиала базируется на сочетании образовательного процесса с научно-исследовательской, экспертной деятельностью.
1.2. Система управления филиалом

Управление Махачкалинским филиалом РАНХиГС осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом РАНХиГС, Положением о филиале и строится на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, участия преподавателей, сотрудников, студентов в работе Учёного совета филиала.

Принцип единоначалия реализуется через персональную ответственность директора за деятельность филиала в целом: за качество подготовки выпускников, состояние финансовой дисциплины, учёта и отчётности, заключения и исполнения договоров, сохранности имущества и обязательности приказов и распоряжений директора для его работников и студентов.

На основе коллегиальности осуществляется руководство научной и учебной работы филиала: избрание делегатов от филиала на конференции по выборам ректора и Учёного совета РАНХиГС; открытость заседаний Учёного совета филиала для преподавателей, научных и других категорий работников, студентов; проведение научных конференций, регулярное предоставление работникам и студентам информации о деятельности руководства филиала и принимаемых им решениях.

Общее руководство филиалом в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РАНХиГС и Положением о филиале осуществляет РАНХиГС.

Контроль над работой филиала и координацию его действий ведёт отдел регионального развития РАНХиГС.

Наличие указанной выше организационной структуры управления способствует эффективному функционированию филиала, позволяет адекватно оценить степень соответствия достигаемых результатов установленным целям филиала.

В соответствии с Уставом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Махачкалинский филиал РАНХиГС является обособленным структурным подразделением РАНХиГС.

Статус, организационную структуру, компетенцию, условия обеспечения деятельности филиала определяет Положение о Махачкалинским филиалом РАНХиГС.

Общая структура филиала включает:

2 отделения: дневное и заочное по программам ВПО;

2 кафедры: «Государственного и муниципального управления» и «Гуманитарных, общематематических и естественно-научных дисциплин».

Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации; административно-управленческие подразделения: бухгалтерия, отдел кадров, учебно-методический отдел; учебно-вспомогательный отдел: библиотека.

Общее руководство деятельностью филиала осуществляет Учёный совет Махачкалинского филиала РАНХиГС. Положение об Учёном совете филиала утверждено Учёным советом РАНХиГС от 21.06.2011 г. протокол №6.

В компетенцию Учёного совета филиала входят:

  • утверждение программы развития и планов работы филиала по всем функциональным направлениям;

  • утверждение планов работы и отчётов кафедр и иных подразделений филиала;

  • проведение конкурсного отбора на должности научно-педагогического состава: принятие рекомендательных решений об утверждении учебных планов специальностей и планов специализаций, об издании учебно-методических комплексов и прочих методических материалов;

  • об утверждении вопросов к государственным и аттестационным испытаниям тематики выпускных квалификационных и аттестационных работ с учётом национально-региональных компонентов;

  • принятие решений о переводе студентов и слушателей филиала на обучение в сокращённые сроки;

  • принятие рекомендательных решений по структуре филиала, созданию и ликвидации кафедр и иных структурных подразделений филиала;

  • иные вопросы деятельности филиала в пределах компетенции, установленной в Положения о филиале. В повестки заседаний Совета филиала включаются также вопросы о формировании системы качества филиала, о совершенствовании научно-исследовательской деятельности кафедр, о состоянии и развитии единой информационной среды филиала, о деятельности руководителей структурных подразделений по совершенствованию качества подготовки студентов, о ходе подготовки подразделений филиала к аккредитационной экспертизе, о воспитательной, культурно-массовой и оздоровительной работе со студентами, о результатах итоговых аттестации выпускников.

Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет директор. Директор филиала действует на основании доверенности от имени и в интересах Академии. Часть полномочий директора передана в соответствии с должностными инструкциями и приказами заместителям, осуществляющим непосредственное руководство отдельными направлениями деятельности филиала: учебно-методической, научной, воспитательной.

Постоянно действующим органом, координирующим учебно-методическую работу в филиале, способствующим разработке и внедрению мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества учебного процесса, является учебно-методическая комиссия филиала, возглавляемая заместителем по учебной работе. Основные функции учебно-методической комиссии филиала: анализ и развитие учебно-методического обеспечения учебного процесса; участие в планировании и анализе результатов методической работы кафедр, подготовка предложенной о формировании требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин с учётом специфики выпускаемых специальностей и профиля, преподаваемых дисциплина; осуществление экспертизы учебно-методических материалов по мере их предоставления комиссии.

Руководство кафедрами осуществляют заведующие кафедрами, которые несут полную ответственность за результаты работы кафедр.

Вопросы повышения качества подготовки кадров всегда находятся в центре внимания работы кафедр, учебных и научных подразделений филиала. На заседаниях Учёного совета филиала постоянно обсуждаются вопросы повышения качества подготовки студентов.
2. Образовательная деятельность

2.1. Содержание реализуемых образовательных программ

Образовательная деятельность в Махачкалинском филиале РАНХиГС осуществляется на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2011 г. регистрационный номер 1138, серия ААА № 001172 со сроком действия – бессрочная (приложения № 31.1, 31.2, 31.3) и Свидетельством о государственной аккредитации, выданное Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.06.2012 г. регистрационный номер 0018, серия 90А01 № 0000018 (приложение 3.1).

У филиала имеются санитарно-эпидемиологическое заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 05.01.01.000.М.000508.06.11 от 14.06.2011 г. и заключение управления противопожарного надзора от 24.05.2011 г. на проведение образовательной деятельности в помещениях и учебно-лабораторных зданиях.

В соответствии с лицензией филиал имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования:

по специальности 080504.65 - Государственное и муниципальное управление;

по направлению подготовки 081100.62 - Государственное и муниципальное управление.

Филиал реализует программы дополнительного образования: профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Образовательная деятельность в 2013-2014 учебном году в филиале ведётся по следующей специальности и направлению подготовки:

Код по ОКСО

Специальность, направления подготовки

Год начала подготовки

Год первого выпуска

Форма обучения

080504.65

Государственное и муниципальное управление

65 – Менеджер

2001

2006

Очная

Заочная

081100.62

Государственное и муниципальное управление

62 – Бакалавр

2011

-

Очная

Заочная


Нормативный срок обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» по очной форме обучения – 5 лет, по очно-заочной и заочной формам обучения – 6 лет. По направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» по очной форме обучения – 4 года, по заочной форме обучения – 5 лет.

Образовательная деятельность по специальности в филиале ведётся на основе основной образовательной программы (ООП), разработанной в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Содержание подготовки определяется квалификационными требованиями к выпускникам, обозначенными в ГОС ВПО.

Общепрофессиональные образовательные программы филиала включают в себя: квалификационные характеристики специалистов, учебные планы, графики учебного процесса, учебно-методические комплексы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала, программу итоговой государственной аттестации, программы практик, тематику контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

УМК филиала включают всю совокупность учебных и учебно-методических материалов, предназначенных для организации и проведения образовательного процесса по дисциплине учебного плана, позволяющих обеспечить освоение и реализацию основной образовательной программы по специальности.

УМК филиала составлены в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Комплексы включают: выписку из государственного образовательного стандарта или основные дидактические единицы, разработанные кафедрами, цели изучения и содержание дисциплины, образовательные программы по дисциплине, спски основной и дополнительной литературы, перечень электронных программных средств, ссылки на Интернет-ресурсы, планы практических и семинарских занятий, вопросы к экзаменам и зачётам, материалы и задания для организации самостоятельной работы студентов, тематику рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, глоссарии, контрольно-измерительные материалы по дисциплине, методические рекомендации для преподавателя и указания для студентов, и др.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования» кафедрами филиала ежегодно обновляются основные образовательные программы в части дисциплин учебного плана, установленных высшим учебным заведением, содержания рабочих программ учебных курсов, программ учебной и производственной практики.

Учебные планы составлены в соответствии с требованиями ГОС в части «Требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», а также инструктивными документами Министерства образования и науки РФ, разъясняющими применение норм, положений и требований ГОС.

Рабочий учебный план специальности является составной частью основной образовательной программы, включает в себя полное наименование специальности, присваиваемую квалификацию, срок освоения основной образовательной программы, перечень, объёмы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.

Учебный план включает график учебного процесса, и сводные данные по бюджету времени студента.

Учебные планы предварительно рассматриваются на Учёном совете филиала, подписываются заместителем директора по учебной работе, директором филиала, проходят согласование в учебно-методическом управлении и утверждаются ректором РАНХиГС. Утверждённые рабочие учебные планы являются основой для планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, составления расписаний учебных занятий, зачётно-экзаменационных сессий и, как правило, не изменяются в течение нормативного срока освоения основной образовательной программы. Мотивированные изменения принимаются на Учёном совете и вносятся в рабочий учебный план на основании решения совета филиала в период подготовки к новому учебному году. Рабочие учебные планы составляются для каждой формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) отдельно.

Анализ учебных планов ВПО 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» реализуемых на 2, 3, 4 и 5 курсах, на соответствие ГОС показал следующее:

  • общая длительность обучения соответствует требования ГОС и составляет при очной форме обучения 5 лет, заочной 6 лет, заочной сокращённая (на базе СПО и ВПО) – 3 года 6 месяцев;

  • требования ГОС по продолжительности теоретического обучения, экзаменационных сессий, каникул, выполняются в полном объёме;

  • общая трудоёмкость теоретического обучения соответствует ГОС ВПО;

  • максимальный объём учебный нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной работы, не превышает 54 часа в неделю, в том числе аудиторные занятия по очной форме обучения (без занятий по физической культуре и факультативам) составляет в среднем 25-27 часов в неделю;

  • по каждой дисциплине учебного плана предусмотрена аттестация в виде зачётов, экзаменов;

  • отклонений от ГОС по количеству и названиям циклов дисциплин, перечню дисциплин федеральной компоненты и объему часов, выделяемых на изучение курсов по выбору, - нет.

В учебных планах по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» трудоёмкость цикла ГСЭ дисциплин составляет 1800 часов (по ГОС – 1800 часов). На изучение иностранного языка отведено 340 час., на дисциплину «Физическая культура» соответственно 408 час., что соответствует требованиям ГОС. Региональный компонент представлен следующими дисциплинами: «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи», «Основы делового общения».

Наряду с обязательными дисциплинами ГСЭ цикла студентам предлагается 3 из 6 дисциплин по выбору: «Культурология», «Логика», «Организация личного труда студента», «Этика и культура управления», «Региональная этнокультура и управление». Количество часов на дисциплины по выбору соответствуют требованиям ГОС и составляет 270 часов.

По всем естественнонаучным и математическим дисциплинам имеются учебно-методические комплексы. Содержание комплексов всех дисциплин соответствует ГОС ВПО и учебному плану.

Дисциплины ГСЭ и ЕН циклов реализуются преподавателями кафедры «Гуманитарных, общематематических и естественно-научных дисциплин».

Таким образом, результаты анализа учебных планов филиала подтверждают их соответствие требованиям ГОС по следующим показателям:

  • в каждом рабочем учебном плане соблюдено соотношение между блоками дисциплин, установленное государственным образовательным стандартом;

  • наименования и объёмы дисциплин федерального компонента полностью соответствуют государственному образовательному стандарту;

  • часы дисциплин, отведённые на специализацию, используются для усиления дисциплин предметного блока и направлены на углублённую подготовку студентов и повышение уровня их профессиональной компетентности;

  • включены альтернативные дисциплины в блок дисциплин «По выбору»;

  • объём аудиторной работы студентов соответствует установленному государственным образовательным стандартом пределу аудиторной нагрузки;

  • изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ) и общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН) завершается, как правило, на 1, 2 курсах;

  • полное наименование, форма проведения и объёмы практик в неделях соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта;

  • не отмечено превышение нормативного количества форм контроля в учебном году и учебном семестре: количество экзаменов и зачётов в каждом из семестров не превышает 5 и 6 соответственно; студенты, осваивающие программы ВПО в сокращённые сроки, сдают не более 20 экзаменов в течение одного года и не более трёх курсовых проектов (работ) в течение одного семестра;

  • полный перечень государственных итоговых испытаний и их комплексный характер соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта;

  • время на итоговую аттестацию, включая выдачу задания, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, регламентированное ГОС, выдерживается.

Учебные планы для студентов заочной формы обучения предусматривает не менее 160 часов в год аудиторной нагрузки, достаточный объём учебного времени на освоение элективных курсов, прохождение студентами преддипломной практики в том же объёме и по тем же программам, что и при обучении в полные сроки. Студенты, обучающиеся в сокращённые сроки, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по основным образовательным программам, согласно приказу Минобразования РФ от 25.03.2003 г. № 1155, предусматривает 2 вида испытаний: междисциплинарный итоговый экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, виды и программы итоговых государственных испытаний выпускников, примерная тематика их выпускной квалификационной работ утверждаются Учёным советом Махачкалинского филиала РАНХиГС.

Закрепление за студентом научного руководителя и темы выпускной квалификационной работы согласуется на кафедре филиала, обсуждается на Учёном совете филиала и утверждается приказом директора филиала.

Учебные программы по специальности ВПО по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин ориентированы на формирование у студентов представлений о целостной картине мира, о социальных процессах и явлениях, об историческом многообразии культур и цивилизаций, о важнейших явлениях мировой художественной культуры, о правовых аспектах жизни общества, а также на овладение нормами речевой культуры, лексическими и грамматическими минимумами иностранного языка.

Цикл общематематических и естесвеннонаучных дисциплин решает задачи математической подготовки студентов, обучения их работе с персональным компьютером, современными информационно-коммуникационными технологиями, знакомства с современными концепциями естествознания и т.д.

Учебные программы по циклу общепрофессиональных дисциплин подготовки менеджеров ориентированы на овладение знаниями в сфере обеспечение эффективного управления организацией, функционирования систем государственного и муниципального управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Кроме того, учебные программы этого цикла формируют у будущих специалистов умения анализировать рыночную среду, способы оценки производственно-экономического потенциала региона, предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла, приёмы социально-экономических и социологических исследований.

Образовательный процесс ведётся в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и основной образовательной программой, ориентированой на формирование высоконравственного, креативного, с развитым лидерским потенциалом специалиста государственной службы, сочетающего фундаментальную подготовку и прикладную направленность знаний и компетенций.

Опыт функционирования органов власти и местного самоуправления убедительно показывает необходимость формирование у будущих служащих профессиональной коммуникативной компетентности.

Образовательная программа по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственная и муниципальная служба» реализуется в филиале в связи с тем, что Республика Дагестан имеет широкую и сформированную структуру государственного управления и органов местного управления и испытывает потребность в специалистах данного профиля с высшим образованием.

Наличие профиля «Государственная и муниципальная служба» определило выбор предметов сочетающую фундаментальную и прикладную подготовку и практическую направленность конкретизирующие совокупность знаний и умений и навыков, ориентированных на использование и применение их в сфере государственной и муниципальной службе.

В Республике Дагестан на сегодня в органах государственной власти работают 12 тыс. служащих и в органах местного самоуправления – 23 тыс. служащих.

Специальное высшее образование по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» имеют всего лишь 15-18% государственных и муниципальных служащих. В то же время повышением квалификации охвачено лишь 15-20% работников государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Осуществление междисциплинарных связей помогает формированию у обучающегося – цельного представления о явлениях и взаимосвязях между ними и поэтому делает знания практически боле значимыми и применимыми, это помогает учащимся укреплять те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних дисциплин, использовать при изучении других дисциплин, даёт возможность применять их в конкретных ситуациях, в будущей профессиональной деятельности. С помощью междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи, обучения, развития и гармонизации обучения студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем в профессиональной деятельности. Именно поэтому междисциплинарные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении будущих специалистов.

Межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и так определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов.

Межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющий психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний, позволяющий развивать концептуальный подход в обучении студентов.

В учебном процессе дисциплинарные связи должны рассматриваться в динамике и в ограниченном единстве с внутрипредметными связями.

Междисциплинарные связи учитываются при отборе теоретического материала построении лекционного курса, и при планировании практических занятий, и организации самостоятельной работы студентов (рефераты, творческие работы, курсовые работы и т.д.). Содержание учебного материала подлежит структурированию. Сущность структурирования заключается в выявлении смысловых связей между темами или разделами, а также оценке информационной ёмкости каждой темы или раздела. Выделяют три пути совершенствования реализации междисциплинарных связей в процессе обучения:

  • через разработку дидактических основ построения целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста (теоретический аспект);

  • через методику построения целостной дидактической системы межпредметных связей (конструкторско-технологический аспект);

  • через взаимосвязь и взаимообусловленность совершенствования этих систем (теоретико-практический аспект).

Взаимосвязь фундаментальных и прикладных знаний рассматривается как взаимодействие одних устойчивых состояний (понятий, законов, фактов) с другими (сравнительный анализ, синтез, сравнительное мышление), переход одних состояний (знание определений, законов,, фактов) в другие (формирование понятий, комплексное решение проблем). При этом обуславливаются причинно-следственные зависимости одного фактора (знания, понимания) от другого (умение применять на практике). Взаимосвязь существует, если студент в процессе обучения стремится к познания, активен, знает, понимает и владеет фундаментальными, прикладными и методологическими знаниями; применят их на практике, т.е. не только знает, но и сравнивает, анализирует, применяет знания; не только понимает и знает, но и умеет использовать понимания и знания при комплексном решении проблем.

Фундаментализация образования предполагает ориентацию на изучение основных законов природы и общества.

Такой подход позволяет студентам самостоятельно находить принимать ответственные решения в условиях неопределённости, в критических и стрессовых ситуациях. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях надёжной опорой.

Фундаментализация образования достигается следующими способами: изменением соотношения между прагматический и общекультурной частями образования всех уровней. При этом приоритетными становятся проблемы развития общей культуры человека, формирование у него системного мышления, изменением содержания и методологии учебного процесса, при котором акцент делается на изучение фундаментальных законов природы и общества, создаются принципиально новые учебные курсы, ориентированные на формирование целостных представлений о системе познания общества, обеспечением приоритетности информационных компонентов и в перспективной системе фундаментального образования.

Формой фундаментальности образования является его коммуникативный, междисциплинарный характер, который заставляет переосмысливать содержание образовательной и педагогической деятельности.

Перспективность системы образования заключается также в том, что она (система) должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знания, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Для этого необходимо развитие взаимосвязей фундаментального и прикладного аспектов образования.

Фундаментализация образования позволяет повысить качество перспективной системы образования и преодолеть имеющуюся разобщённость естественнонаучного и гуманитарного образования, слишком узкую специализацию многих учебных дисциплин, а также их чрезмерную прагматическую ориентацию.

В рамках компетентности подхода в образовании принято оперировать более конкретными и прикладными категориями, чем традиционные фундаментальные профессиональные знания. Сейчас востребованы современным рынком труда так называемые «гибкие навыки» или «Soft Skills» (в российской литературе – социально-личностные компетенции), которые наряду с профессиональными компетенциями («Hart Skills»), отвечают за конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда. На сегодня они определяют успешность трудоустройства выпускников, карьерной рост специалистов и успех профессиональной деятельности работника.

Содержания образовательной программы показал, что в процессе профессиональной подготовки не в достаточной степени происходит развитее «гибких навыков» (социально-личностных компетенций) будущих специалистов. Компетентностная методология позволяет формирования социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизация и самоуправления, системно-деятельного характера).

Образовательная программа формирует собственную социокультурную среду, создаёт условия, необходимые для всестороннего развития личности. Таким образом, в качестве одного из ведущих требований к результатам освоения основных образовательных программа предъявляется овладение будущими специалистами широким набором социально-личностных компетенций на основе «Soft Skills».

Развитие «гибких навыков» будущих специалистов обеспечивается через формирование проектной культуры. В качестве инструмента, обеспечивающего развитие социально-личностных компетенций будущих специалистов, нами использовать образовательное проектирование или проектирование «гибких навыков» в образовательном процессе.

К условиям развития социально-личностных компетенций на основе «Soft Skills» как фактора профессионального самоопределения студентов можно отнести: выявление ценностной их значимости у будущих специалистов; признание преподавательским и студенческим сообществом необходимости развития социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов; создание образовательной среды через систему мероприятий внеучебной деятельности, критериальная оценка сформированности социально-личностных компетенций как фактора профессионального самоопределения студентов.

Оценка и развитие «гибких навыков» или социально-личностных компетенций студентов происходит через систему образовательных компетенций, содержание которых определяется направленностью профессиональной подготовки студентов. Ведущим компонентом образовательного для студентов является организация взаимодействия подготовки и «Soft Skills».

При интерактивном обучении преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Основную роль в его деятельности занимает не учащийся как индивид, а группа взаимодействующих обучающихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

В учебном плане по освоению ООП предусмотрен ряд дисциплин, отличающихся теоретической насыщенностью, наличием сложнопонимаемым смысловым конструкциям, к которым относятся: «Экономическая теория», «Философия», «Концепция современного естествознания», «Теория управления», «Теория организации», «Исследование социально-экономических и политических процессов». Имеются дисциплины, предполагающие практико-ориентированный подход в обучении – это «Маркетинг», «Управление персоналом», «Государственная и муниципальная служба», «Этика и культура управления», «Организация труда госслужащих». В соответствии с таким разделением различаются и выбор образовательных технологий.

К дисциплинам первой группы делаются акценты на освоение теоретического материала, поэтому превалируют методику проведения лекционных и семинарских занятий (монологической, диалогический, эвристический, исследовательский методы). Доля активных методов обучения при изучении дисциплин этой группы составляет 20-25% аудиторного времени.

Доля активных методов обучения в дисциплинах второй группы составляет 35-40 % аудиторного времени. Сюда относятся: решение практических задач, анализ производственных ситуаций, деловые игры, методы ситуативного моделирования, формирование кейсов, игровое проектирование.

Активные технологии должны отражать реальные жизненные и производственные ситуации.

Кейс-технологии позволяют более успешно, по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности студентов, формировать навыки выполнения сложных заданий в составе небольшой группы, помогает успешно овладевать способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. Этот метод также способствует развитию технического мышления, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.

При освоении ООП подготовки специалистов (бакалавров) по образовательной программе «Государственное и муниципальное управление» успешно используются инновационные подходы к организации и проведению учебных занятий. Они основаны на использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих, предполагающих перестройку содержания и организационно-методических форм обучения, подготовку современных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconУчебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ
В университете создана система учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения основных образовательных программ по...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconУчебно-методическое обеспечение основных образовательных программ
...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Анализ структуры классов, направленности и уровень реализуемых программ (соответствие реализуемых программ гос и фгос)
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Умк, разработанным преподавателями техникума. Перечень документации, входящей в состав умк по специальности определен в ри дп смк...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ icon1. Пояснительная записка
Программа-методическое обеспечение образовательной программы Показатели результатов освоения образовательных программ
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconОтчет о самообследовании
Оценка библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ 70
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconОтчет о самообследовании
Оценка библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ 70
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconГосударственный образовательный стандарт высшего
...
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ icon1. учебно-методическое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconПеречень образовательных программ (специальностей), реализуемых в...

Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое обеспечение и форма использова-ния программ-много обеспечения,цор
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconСемёнов А. Л., Архипова Е. С., Рудченко Т. А. Сборник учебных программ...
Iii учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 10
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconНазвание программы Краткая характеристика фио педагога Кол-во
Описание дополнительных образовательных программ, реализуемых учреждении в 2013 – 2014 учебном году
Учебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ iconНа заседании Педсовета Директор
Добросовестно учиться, осваивать содержание образовательных и учебных программ, реализуемых в Гимназии, на уровне не ниже требований...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск