Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ





НазваниеУчебно-методическое обеспечение основных образовательных программ
страница1/9
Дата публикации19.10.2014
Размер1.02 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Структура основной образовательной программы

Целевой раздел

Характеристика выполняемого учреждением социального заказа на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность.

Аналитическая часть.

Социальный паспорт МБОУ СОШ №33

Контингент обучающихся

Сведения о педагогических работниках

Состояние здоровья и физического развития обучающихся.

Сведения о победителях и призерах олимпиад, конкурсов, фестивалей,

соревнований

Миссия, цели и задачи.

Цель начального общего образования (4 классы)

Ожидаемые результаты

Модель выпускника школы.
Содержательный раздел

Нормативно – правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность учреждения.

Режим работы.

Содержание предоставляемого образования

Рабочие программы учебных предметов, курсов

Внеурочная деятельность

Платные образовательные услуги

Воспитательная работа


Организационный раздел
Условия реализации основной образовательной программы

Кадровые условия

Информационно-методические условия

Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ

Материально-технические условия

Управление процессом реализации образовательной программы

Мониторинг эффективности управления реализацией программы


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Характеристика выполняемого учреждением социального заказа на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность
Основная образовательная программа начального общего образования - нормативный документ, определяющий цели, задачи, планируемые результаты, содержание и особенности организации образовательного процесса на ступени начального образования и направленный на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 33 г.Липецка реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.

Принципы, на которые опирается основная образовательная Программа начального общего образования, не иерархизированы: предполагается, что программа может быть успешно реализована в случае её выстраивания на совокупности равноценно значимых принципов. Реализация личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу в школе выражается в следующих позициях.

Первая позиция: соблюдение приоритетности ориентации в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу школьника.

Вторая позиция: включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс.

Третья позиция: признание уникальности жизненного опыта ребенка.

Четвертая позиция: признание ценности опыта участников образовательного процесса, ценности «события».

Пятая позиция: изменение позиции педагога-информатора и контролера на позицию координатора.

Реализация Программы в рамках обязательного осуществления функции адаптивной школы возможна при условии выстраивания образовательной деятельности на основе следующих принципов:

  • дифференциации и индивидуализации обучения;

  • демократизации управления образовательным процессом;

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

  • принципобщедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;

  • формирования у учащегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;

  • принцип субъект – субъектного взаимоотношения с учащимися;

  • принцип диалога;

  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовывать свои действия с другими);

  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит законам школьной жизни, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

  • принцип соответствия содержания и организации реализации Программы возрастным особенностям учащихся;

  • принцип педагогической поддержки;

  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами микрорайона, города, области, страны);

  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели);

  • принцип непрерывности и преемственности;

  • принцип контроля за результатами основан на получении обратной связи (тестирование, диагностика, мониторинг, анкетирование, лонгитюдные исследования);

  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в школе - от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и педагогов.

  • принцип гармоничного сочетания учащих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

  • принцип участия – привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и сознательному участию в школьной жизни.

Эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии программно – целевого управления, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую необходимый уровень качества образования.

Развитие целостной личности в процессе образования возможно лишь при взаимодействии равнозначных сторон: обучения и воспитания.

Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором деятельность учителя и деятельность учащихся представляет собою взаимодействие преподавания и учения. Ученик в этом процессе при правильной его организации - сотрудник, соучастник совместной деятельности. Это означает, что работа учителя достигнет своей цели только тогда, когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ученика на активное участие в образовательном процессе. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а и человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, способный принимать верные решения, стремящийся к совершенствованию.

Для достижения этих целей должно быть четкое представление о фундаментальных основах и направлениях воспитания и обучения, исходных задачах современной государственной школы. Только при соблюдении этих требований возможно определить место и значение каждой дисциплины в формировании личности обучающихся, установить содержание и структуры школьных программ и учебников по разным предметам, определить общую методологию воспитания и методики преподавания различных дисциплин, организации внеурочной деятельности. Таким образом, приоритетные направления развития образования должны способствовать формированию определенных качеств личности - человека образованного, высоко нравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными, этическими понятиями.

Духовность предполагает способность бескорыстно стремиться к истине, доброте и красоте, осознавать это стремление как сущность человеческого в человеке.

В процессе реализации Программы должен быть достигнут результат, определяемый педагогическим процессом. К результатам освоения обучающимися основной образовательной программы относятся:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

В современном обществе актуальны идеи о развитии и воспитании, высказанные С.Л.Рубинштейном: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним». Воспитание - это социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений, в результате которого происходит развитие мотивационной и практически-действенной сферы личности, обеспечивается единство сознания, деятельности и общения. Обучение и воспитание – равнозначные стороны одного процесса образования, в результате которого должен быть получен образ «я» - человека со своим взглядом на себя и окружающий мир и со своим отношением к миру. У каждого ученика должен быть свой путь в школе – сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием.

Призвание школы - дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом. С этой целью и составляется образовательная программа – краткое изложение содержания образования, учитывающая специфику школы в целом и индивидуальные особенности обучаемых и воспитываемых.

Вариативное образование, которое в последние годы становится реальностью в России, открыло возможности для создания разнообразных учебных заведений: как для способных и одаренных учеников (лицеи, гимназии), так и для тех, кто испытывает серьезные затруднения в обучении и развитии (реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации, специализированные интернаты). При этом так называемая массовая общеобразовательная школа остается основным (преобладающим в количественном отношении) типом учебного заведения. Необходимость построения новой, адекватной времени концепции образовательного пространства учреждения вызвана целым рядом объективных процессов, касающихся изменений, которые происходят сейчас во всем мире в сфере политики, экономики, культуры и т.д. Школа не может оставаться в стороне от этих изменений, не рискуя утратить исконно присущие ей в общественно-историческом процессе функции. Одним из ведущих направлений развития современного образования является разработка и апробация разных моделей образовательных учебных заведений. МБОУ СОШ № 33 имеет статус общеобразовательного учреждения. Она расположена в Юго - Западном районе города Липецка (24 микрорайон). Микрорайон не случайно называют «спальным», так как на его территории отсутствуют промышленные предприятия и учреждения соцкультбыта. В настоящий момент школа является единственным образовательным, культурным, спортивным и досуговым центром микрорайона.

Социальный состав семей учащихся школы достаточно разнообразен. В последние годы произошел резкий рост числа детей, живущих в неполных семьях. МБОУ СОШ № 33 является школой со смешанным контингентом обучающихся. Происходящие в обществе социально-экономические, демографические и другие процессы определяет специфику деятельности школы. Миссия школы: дать качественное образование всем, кто в нее приходит. Иными словами, педагогический коллектив школы стремится, с одной стороны, максимально учесть индивидуальные особенности обучающихся, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы является создание системы адаптации детей и юношества к быстро меняющейся жизни, в связи с чем в настоящее время возникает необходимость организации образовательного процесса с учетом социальных запросов населения и требований государства, нашедших отражение в образовательных стандартах, а также с учетом психофизиологических особенностей, способностей и склонностей обучающихся.

Изучение макро и микросоциума школы выявило невозможность достаточно достоверного прогноза состояния контингента детей хотя бы на ближайшие пять лет. Речь идет и о статистических данных, на которые влияет микромиграция населения, застройка близлежащих микрорайонов, качество образовательных услуг школ, расположенных рядом (ОУ №№ 20, 29, 77, 65, 68, 69) и о качественных условиях: состояние психосоматического здоровья, способности и склонности учащихся, запросы родителей. Такие данные можно получить, проведя комплексное медико-психолого - социально - педагогическое популяционное обследование населения всего микрорайона. Частично прогнозирование контингента учащихся происходит при взаимодействии школы с дошкольными образовательными учреждениями микрорайона, но за пределами обследования остаются «домашние» дети. Таким образом, школа постоянно должна быть готова к приему любых категорий детей.

В поиске направлений совершенствования общеобразовательного учреждения одним из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, является идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех обучающихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического процесса и управления им в адаптивной школе позволит решить проблему создания целостной образовательной системы.

Аналитическая часть

В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы работал над реализацией образовательной программы МБОУ СОШ №33. Основные цели и задачи достигнуты.

Социальный паспорт МБОУ СОШ №33

Социальный состав семей учащихся достаточно разнообразен. Анализ статистических данных по внешней и внутренней воспитательной среде школы проведен по следующим показателям: статус семьи, уровень материального благополучия, образование, профессиональная принадлежность и социальный статус родителей, национальность членов семьи, вероисповедание и др.

1. Профессии родителей.

1. Производственная сфера деятельности - 58%

2. Военнослужащие - 5%

3. Педагогические работники - 11%

4. Медицинские работники - 7%

5. Юридическая и финансовая сфера деятельности - 9%

6. Другие сферы - 10%

2. Образование родителей.

1. Высшее профессиональное образование - 44%

2. Среднее профессиональное образование - 35 %

3. Начальное профессиональное образование - 21%

3. Национальность. Социально – экономические и политические изменения в социуме ближнего зарубежья привели к росту числа семей обучающихся других национальностей.

1. Русские семьи - 67%

2. Семьи других национальностей - 6%

3. Межнациональные семьи - 27%

4. Социальный статус семей.

Многодетных семей -7

Малообеспеченных семей - 4

Неблагополучных семей -14

Контингент обучающихся

МБОУ СОШ №33 (4 класс) является школой со смешанным контингентом обучающихся, где учатся:

1. Одаренные дети (5,2 %).

2. Дети с высокой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, обладающие способностями достигнуть значительного уровня обученности (11 %).

3. Дети с высокой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, обладающие способностями достигнуть среднего уровня обученности (83,8 %).

4. Дети с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности, имеющие потенциал для достижения значительного уровня обученности (5,2 %).

5. Дети, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении – СКК VI вида (13 %).

6. Дети, имеющие определенные проблемы со здоровьем (6 %).

7. Дети, относящиеся к «группе риска» (2 %).

Количественный состав обучающихся



Классы

Количество обучающихся

2010-2011 уч.г

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

4 классы

114

112

117

Средняя наполняемость классов

23.9

24.2

23,4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconУчебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ
В университете создана система учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения основных образовательных программ по...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Умк, разработанным преподавателями техникума. Перечень документации, входящей в состав умк по специальности определен в ри дп смк...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconТематическое планирование 20 характеристика основных видов учебной...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 24
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconУчебно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ icon1. Пояснительная записка
Программа-методическое обеспечение образовательной программы Показатели результатов освоения образовательных программ
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ icon«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во
Опоп разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ icon1. организационно-правовое обеспечение
...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconИ жилищно-коммунального хозяйства московской области
Соответствие основных профессиональных образовательных программ и учебно-методической документации требованиям государственных образовательных...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconОбеспечение образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности в университете
О порядке освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки 116
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Анализ соответствия рабочих учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования требованиям гос...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconМетодические рекомендации по применению системы зачетных единиц при...
Типовое положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ российским университетом
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconПояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ icon1. учебно-методическое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск