Скачать 408.6 Kb.
|
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) Данные предложения сформулированы в ходе обсуждения государственных образовательных стандартов (так называемых стандартов второго поколения), ориентированных, как декларировано, на компетентностный подход. В обсуждении стандартов участвовали учителя русского и английского языка, истории и обществознания, математики, химии, физики, биологии, географии, работающие в гимназии №23. Во время дискуссии затронуты также были проблемы реализации стандартов при помощи учебников, допущенных к использованию в российской школе. В условиях современной России перед школой встала проблема выработки программы адаптации школьников к жизни в новом информационном обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации быстрых перемен, происходящих в обществе. Решить эти задачи прежними традиционными педагогическими и методическими подходами стало невозможно. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Деятельностный характер современного образования требует от педагогов внимательного отношения к становлению личностных качеств школьника и формированию ключевых компетенций – готовности выпускников использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Государственный образовательный стандарт по истории и обществознанию В структуре школьного исторического образования по-прежнему существует два варианта организации учебного процесса: линейный и концентрический. 1. Линейная структура школьного исторического образования существовала в советской школе с 1934 по 1959 гг. и в 1965 – 1993 гг. Она предполагала однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории. Эта система и сегодня имеет своих приверженцев, потому что содержит неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой: а) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени развития общества от древности до современности; б) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы истории народов; в) в процессе изучения истории перед школьниками открывается широкая панорама прошлого с участием выдающихся личностей и сложными общественными явлениями; г) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов, позволяет синхронно изучать курсы отечественной и всеобщей истории, а также сравнивать особенности развития стран, регионов и конкретные исторические периоды. Основным недостатком линейной структуры в конце 80-ых годов XX века считалось построение курсов отечественной и всеобщей истории исключительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы. 2. В 1993 году по решению Министерства образования Российской Федерации о переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования (Письмо МОРФ от 11.05.1993 г.) в школьное образование внедряется концентрическая система обучения. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования: 1-й концентр – основная школа – V – XI классы. 2-й концентр – полная средняя школа – X – XI классы. По мнению авторов, в начальной школе должны быть введены пропедевтические курсы истории. Их цель – освоение школьниками пропедевтических, предварительных сведений о человеке и обществе, об истории своей Родины – России, истории России и мира. В основной школе (V – IX классы) историческое образование должно предусматривать систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. В основной школе приоритет отдается изучению отечественной истории как фактору формирования национального самосознания, гражданской ответственности. Всеобщую историю целесообразно рассматривать крупными блоками, в более сжатой форме. При этом опытные педагоги – практически достигают целостности рассмотрения России и мира в едином контексте. В средней школе (X – XI классы) приоритет должен быть отдан проблемным, обобщающим курсам сравнительно-цивилизационного характера, а также профильно-ориентированным курсам. К преимуществам концентрического подхода ведущие российские ученые и методисты относят: а) превращение исторического образования в непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа – основная школа – полная школа); б) создание единого интегративного курса “Россия и мир”; в) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне; г) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного и культурологического подходов; д) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профессиональную ориентацию учащихся X – XI классов. Федеральный компонент государственного стандарта общего пользования был разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования создавался с учетом основных направлений модернизации общего образования, среди которых можно назвать:
В настоящее время в образовательной практике действует одновременно два варианта стандартов: 1. Обязательный минимум содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Министерства образования Российской Федерации от 19.05.1998 года № 1236 и от 30.06.1999 года № 56; 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный решением коллегии Минобразования России “Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 года № 1089. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность, поэтому федеральный компонент стандарта выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование. По этим стандартам для школьного исторического и обществоведческого образования разработаны программы базового и профильного уровней. Последняя из таких программ выпущена издательством “Просвещение” в 2006 году. В сборник вошли программы базового и профильного уровней по истории России с древнейших времен до начала XXI века, всеобщей (зарубежной) истории, новейшей истории зарубежных стран и обществознания. Авторы программ исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, большое внимание уделено личностно-психологическим аспектам исторического развития, что позволяет раскрывать деятельность крупных исторических личностей и их роль в истории. В программах по обществознанию помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, система правовых норм, гуманистических и демократических ценностей. Новые программы являются составной частью учебно-методических комплектов, в состав которых включены учебники, методические рекомендации и пособия для учителей. Если оценивать ГОСы 2004 года, то можно отметить тот факт, что они носят чисто теоретический и описательный характер. Стандарты устанавливают федеральные требования к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений, при этом не сказано, каким образом будет преодолеваться всегда существовавшее различие между городскими и сельскими, между элитными и обычными школами. В стандартах по истории и обществознанию выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, четко обозначены цели изучения предмета, обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах основного общего образования по истории сохраняется классическое построение предмета по хронологическому принципу и проводится линия соединения общероссийской национальной и локальной истории родного края. В ГОС по истории дан главный перечень тем, необходимых для формирования исторического мышления и понимания многовариативности исторического процесса. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Сам перечень тем не вызывает сомнений специалистов, так как их содержание отражает цивилизационный и культурологический подходы в изучении предмета, сохраняется традиция сочетания формационного и цивилизационного подходов, что позволяет подробнее изучить все сферы общества, проследить роль народных масс и личности в истории. Легко бросается в глаза теоретическая направленность усвоения школьниками предмета истории. Понятно, что первый концентр должен заложить основы фундаментальных знаний у учащихся и дать элементарные навыки исторического познания. К сожалению, на практике все выглядит несколько иначе. В начальной школе не всегда ведется пропедевтический курс истории, зачастую учителя начальной школы, а не профессиональные историки, просто используют в качестве книги для чтения учебник по региональной истории. Поэтому в начальной школе у ребят не закладываются первые навыки исторического познания, не формируются необходимые умения работы с картой, хронологией, историческими источниками. А о каких ресурсосберегающих педагогических технологиях можно говорить, когда учащиеся 6 – 9 классов изучают по два учебника истории плюс один региональный в каждый учебный год. В стандарты необходимо заложить синхронистический принцип преподавания курсов всемирной и отечественной истории и создать не перегруженные фактическим материалом, но написанные ярким и доступным языком интегративные учебники. Главным недостатком ГОСов по всеобщей и отечественной истории стал принцип сокращения второстепенных тем, чтобы не допустить учебных перегрузок школьников, но кто при этом решал, что для ребенка – главное, а что – второстепенное, естественно, взрослые люди, разрабатывавшие и утверждавшие стандарты, а не он сам. Если оценивать стандарт среднего (полного) общего образования по истории на профильном уровне, то здесь наиболее полно представлены вопросы концептуального и теоретического плана, глубоко прослеживаются культурные, религиозные, этнонациональные традиции, нравственные и социальные установки. Авторы добросовестно отработали цели исторического познания и требования к уровню подготовки выпускников. Однако ничего инновационного в тематическом содержании стандартов при глубоком рассмотрении не обнаруживается, потому что они построены на теоретических основах научных исторических знаний и никакого применения компетентностного подхода не предполагают. Проявление системно-деятельностного подхода возможно обнаружить в требованиях к уровню подготовки выпускников, где предполагается участие школьников в групповой исследовательской работе, написание исследовательского проекта, выступление с публичной презентацией. Характеризуя в целом стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право), следует отметить, что в принципе он соответствует концепции модернизации образования и системе развивающего обучения. ГОСы соединили научные проблемы с жизненно-важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство постепенно переходит к общественным наукам – социологии, политологии, экономике, юриспруденции, психологии. Углубленное изучение обществознания на профильном уровне позволяет дать школьникам азы профориентации, так как помогает ребятам узнать специфику социальных профессий, решать чисто нравственные и житейские проблемы на основе полученных научных и практических знаний. Положительным явлением в содержании стандарта по обществознанию следует назвать отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к принципам плюрализма и свободного выбора мировоззренческих позиций. Необходимо, чтобы обновленная структура школьного исторического и обществоведческого образования способствовала формированию у молодежи определенной системы ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального современного мировоззрения. А для этого необходимы качественные и разнообразные учебники. Если дать оценку учебникам по истории и обществознанию, то сегодня общий список учебных книг, подготовленных для школьников, весьма разнообразен. Попробуем проанализировать современные учебники так называемого нового поколения. Достоинства современных учебников 1. Авторы учебников нового поколения отказывались от моноидеологии и представляют для рассмотрения современные версии и концепции, существующие в российской историографии. 2. В учебниках истории реализуется по преимуществу цивилизационный и культурологический подходы. 3. В центре внимания современных авторов стоят не только исторические личности, но и простые люди. 4. Впервые в отдельных параграфах рассказывается о жизни безымянных крестьян, нищенствующих монахов, описываются быт простых людей, их чувства и переживания. 5. Если раньше в учебниках преобладали термины и даты, то в современных книгах для школьников появились образные картины, которые учитывают возрастные особенности детей 11 – 12 лет. 6. Авторы учебников нового поколения пытаются сформировать устойчивый интерес к предмету истории, обращаясь к образному восприятию, воображению и памяти учащихся. 7. Позитивные изменения произошли в качестве пояснительного текста и комментариев. Вместо кратких сведений о характере или сюжете изображения появились справочные материалы с подробным объяснением событий и описанием людей, изображенных на иллюстрациях. 8. В обществоведческих учебниках помещаются именные указатели с краткой биографией мыслителя и пространные словари. 9. В современных учебниках существенно изменился методический аппарат, появилась завершенная сквозная сеть вопросов и заданий, с помощью которых авторы учебника ведут диалог с учениками, пытаясь выяснить их мнение по ходу чтения параграфа, что поддерживает внимание учащихся, и процесс чтения становится управляемым. Однако у учителей-практиков накопилось и множество замечаний по современной учебной литературе. 1. Большая часть учебников пишется с точки зрения академического подхода, и научный язык усложняет восприятие фактического материала школьниками. 2. По–прежнему новые учебники перегружены информацией, лишней хронологией, статистическим материалом, что усложняет процесс выделения главного и запоминания нужных фактов с целью осмысления исторического процесса. 3. В России создается система предпрофильного и профильного обучения, а вот учебников, рассчитанных на изучение истории в негуманитарных классах, нет, и писать их пока не торопятся. Все авторы хорошо понимают, что такие учебники написать еще сложнее, на это требуется особый талант, где лаконичность мысли будет сочетаться с особым искусством владения слова. 4. Текст учебников и их методическое оснащение далеко не равноценны, а учителю еще приходится придерживаться единой концептуальной линии выстраивания учебников. 5. Учебники нового поколения в целом по-прежнему значительно уступают лучшим аналогам советского периода, им не хватает того профессионализма и качества полиграфической верстки, талантливого дизайна, кропотливости редактирования, которым отоичались лучшие учебники по истории СССР. 6. С огромным нетерпением педагоги ждали новых интегративных учебников, рассчитывая на то, что обучение по синхронизированным курсам истории России и мира позволит сократить перегрузку детей в 9 – 11 классах, но, к сожалению, учебники Н.В. Загладина не могут идеально подходить для школы, потому что не соответствуют количеству часов, отведенных по программам на изучение истории России, всеобщей и новейшей истории. Учителю в 10 классе приходится создавать модифицированную программу на интегративный учебник и сокращать количество уроков, объединяя темы по всеобщей истории в базовых классах, что приводит к перегрузке учащихся. А в профильных социально-гуманитарных классах дополнять обучение школьников еще одним учебником по истории России, хотя при этом происходит дублирование тем по отечественной истории. 7. Опытные учителя истории и обществознания уже потеряли надежду получить от ученых-методистов необходимый комплект для облегчения их ежедневной подготовки к урокам. Прежде в УМК любого школьного курса обязательно входили поурочные методические пособия, и их создавали не только ученые, но и педагоги-новаторы. Изданные в недалеком прошлом пособия такого рода оказались невостребованными, даже методические пособия известных авторов А.А.Данилова и Л.Н.Боголюбова не пригодны для творческого учителя в силу наличия жестких методических установок на каждую тему, а также присутствием детализированных поурочных рекомендаций и чеканных формулировок вопросов и выводов. 8. Молодые и малоопытные педагоги стали увлекаться телекоммуникационными технологиями, мультимедийными учебниками и материалами Интернет. Их ученики бойко «выступают» с докладами и сообщениями, которые дословно зачитываются на уроках и семинарах, но при этом не могут ответить ни на один вопрос по предложенной теме. Простой просмотр тем по версиям электронных учебников без специальной методики и системы проектной деятельности (групповой или индивидуальной) также не формируют самостоятельности мышления, не дают готовых ответов на сложные аспекты исторического процесса. Учителю придется не только самому освоить новые информационные технологии, но и создать авторскую методическую лабораторию для организации творческой познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедийных средств и материалов Интернет. Завершая анализ существующих стандартов по истории и обществознанию, хочется отметить, что человеческий фактор по-прежнему остается ведущим в сфере образования. Только талантливый и увлеченный собственным любимым делом педагог, обладающий неуемной, позитивно заряженной энергией, способен преодолеть косное сопротивление инертных коллег, неверие в собственные возможности учеников и равнодушие социальной среды, чтобы созидать новый образовательный продукт – ученика-личность. Общество должно осознать, что современная Россия крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. |
1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных... | Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обязательного минимума содержания образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (приказ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обязательного минимума содержания образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (приказ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных... Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | ||
Урок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения» Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена... Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные... | ||
Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего... | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендована... Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Составители: Виленкин... | ||
Урок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение) Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Минобразования России от 19 мая 2000 года №14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного... | Кабардино-балкарский государственный университет химический факультет программ а Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных... |