Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования)





Скачать 408.6 Kb.
НазваниеПредложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования)
страница1/4
Дата публикации19.04.2015
Размер408.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам

(предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования)
Данные предложения сформулированы в ходе обсуждения государственных образовательных стандартов (так называемых стандартов второго поколения), ориентированных, как декларировано, на компетентностный подход. В обсуждении стандартов участвовали учителя русского и английского языка, истории и обществознания, математики, химии, физики, биологии, географии, работающие в гимназии №23. Во время дискуссии затронуты также были проблемы реализации стандартов при помощи учебников, допущенных к использованию в российской школе.

В условиях современной России перед школой встала проблема выработки программы адаптации школьников к жизни в новом информационном обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации быстрых перемен, происходящих в обществе. Решить эти задачи прежними традиционными педагогическими и методическими подходами стало невозможно. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим.

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования.

Деятельностный характер современного образования требует от педагогов внимательного отношения к становлению личностных качеств школьника и формированию ключевых компетенций – готовности выпускников использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Государственный образовательный стандарт по истории и обществознанию
В структуре школьного исторического образования по-прежнему существует два варианта организации учебного процесса: линейный и концентрический.

1. Линейная структура школьного исторического образования существовала в советской школе с 1934 по 1959 гг. и в 1965 – 1993 гг.

Она предполагала однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории. Эта система и сегодня имеет своих приверженцев, потому что содержит неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой:

а) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени развития общества от древности до современности;

б) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы истории народов;

в) в процессе изучения истории перед школьниками открывается широкая панорама прошлого с участием выдающихся личностей и сложными общественными явлениями;

г) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов, позволяет синхронно изучать курсы отечественной и всеобщей истории, а также сравнивать особенности развития стран, регионов и конкретные исторические периоды.

Основным недостатком линейной структуры в конце 80-ых годов XX века считалось построение курсов отечественной и всеобщей истории исключительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы.

2. В 1993 году по решению Министерства образования Российской Федерации о переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования (Письмо МОРФ от 11.05.1993 г.) в школьное образование внедряется концентрическая система обучения. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:

1-й концентр – основная школа – V – XI классы.

2-й концентр – полная средняя школа – X – XI классы.

По мнению авторов, в начальной школе должны быть введены пропедевтические курсы истории. Их цель – освоение школьниками пропедевтических, предварительных сведений о человеке и обществе, об истории своей Родины – России, истории России и мира.

В основной школе (V – IX классы) историческое образование должно предусматривать систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней.

В основной школе приоритет отдается изучению отечественной истории как фактору формирования национального самосознания, гражданской ответственности. Всеобщую историю целесообразно рассматривать крупными блоками, в более сжатой форме. При этом опытные педагоги – практически достигают целостности рассмотрения России и мира в едином контексте.

В средней школе (X – XI классы) приоритет должен быть отдан проблемным, обобщающим курсам сравнительно-цивилизационного характера, а также профильно-ориентированным курсам.

К преимуществам концентрического подхода ведущие российские ученые и методисты относят:

а) превращение исторического образования в непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа – основная школа – полная школа);

б) создание единого интегративного курса “Россия и мир”;

в) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;

г) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного и культурологического подходов;

д) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профессиональную ориентацию учащихся X – XI классов.

Федеральный компонент государственного стандарта общего пользования был разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования создавался с учетом основных направлений модернизации общего образования, среди которых можно назвать:

  1. переход к четырехлетнему начальному образованию;

  2. введение профильного обучения на старшей ступени школы;

  3. нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих и физическое, и психологическое здоровье;

  4. соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования.

В настоящее время в образовательной практике действует одновременно два варианта стандартов:

1. Обязательный минимум содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Министерства образования Российской Федерации от 19.05.1998 года № 1236 и от 30.06.1999 года № 56;

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный решением коллегии Минобразования России “Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 года № 1089.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность, поэтому федеральный компонент стандарта выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование. По этим стандартам для школьного исторического и обществоведческого образования разработаны программы базового и профильного уровней. Последняя из таких программ выпущена издательством “Просвещение” в 2006 году.

В сборник вошли программы базового и профильного уровней по истории России с древнейших времен до начала XXI века, всеобщей (зарубежной) истории, новейшей истории зарубежных стран и обществознания. Авторы программ исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, большое внимание уделено личностно-психологическим аспектам исторического развития, что позволяет раскрывать деятельность крупных исторических личностей и их роль в истории. В программах по обществознанию помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, система правовых норм, гуманистических и демократических ценностей. Новые программы являются составной частью учебно-методических комплектов, в состав которых включены учебники, методические рекомендации и пособия для учителей.

Если оценивать ГОСы 2004 года, то можно отметить тот факт, что они носят чисто теоретический и описательный характер. Стандарты устанавливают федеральные требования к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений, при этом не сказано, каким образом будет преодолеваться всегда существовавшее различие между городскими и сельскими, между элитными и обычными школами.

В стандартах по истории и обществознанию выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, четко обозначены цели изучения предмета, обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников.

В стандартах основного общего образования по истории сохраняется классическое построение предмета по хронологическому принципу и проводится линия соединения общероссийской национальной и локальной истории родного края. В ГОС по истории дан главный перечень тем, необходимых для формирования исторического мышления и понимания многовариативности исторического процесса. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Сам перечень тем не вызывает сомнений специалистов, так как их содержание отражает цивилизационный и культурологический подходы в изучении предмета, сохраняется традиция сочетания формационного и цивилизационного подходов, что позволяет подробнее изучить все сферы общества, проследить роль народных масс и личности в истории. Легко бросается в глаза теоретическая направленность усвоения школьниками предмета истории. Понятно, что первый концентр должен заложить основы фундаментальных знаний у учащихся и дать элементарные навыки исторического познания.

К сожалению, на практике все выглядит несколько иначе. В начальной школе не всегда ведется пропедевтический курс истории, зачастую учителя начальной школы, а не профессиональные историки, просто используют в качестве книги для чтения учебник по региональной истории. Поэтому в начальной школе у ребят не закладываются первые навыки исторического познания, не формируются необходимые умения работы с картой, хронологией, историческими источниками. А о каких ресурсосберегающих педагогических технологиях можно говорить, когда учащиеся 6 – 9 классов изучают по два учебника истории плюс один региональный в каждый учебный год. В стандарты необходимо заложить синхронистический принцип преподавания курсов всемирной и отечественной истории и создать не перегруженные фактическим материалом, но написанные ярким и доступным языком интегративные учебники.

Главным недостатком ГОСов по всеобщей и отечественной истории стал принцип сокращения второстепенных тем, чтобы не допустить учебных перегрузок школьников, но кто при этом решал, что для ребенка – главное, а что – второстепенное, естественно, взрослые люди, разрабатывавшие и утверждавшие стандарты, а не он сам.

Если оценивать стандарт среднего (полного) общего образования по истории на профильном уровне, то здесь наиболее полно представлены вопросы концептуального и теоретического плана, глубоко прослеживаются культурные, религиозные, этнонациональные традиции, нравственные и социальные установки. Авторы добросовестно отработали цели исторического познания и требования к уровню подготовки выпускников. Однако ничего инновационного в тематическом содержании стандартов при глубоком рассмотрении не обнаруживается, потому что они построены на теоретических основах научных исторических знаний и никакого применения компетентностного подхода не предполагают. Проявление системно-деятельностного подхода возможно обнаружить в требованиях к уровню подготовки выпускников, где предполагается участие школьников в групповой исследовательской работе, написание исследовательского проекта, выступление с публичной презентацией.

Характеризуя в целом стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право), следует отметить, что в принципе он соответствует концепции модернизации образования и системе развивающего обучения. ГОСы соединили научные проблемы с жизненно-важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство постепенно переходит к общественным наукам – социологии, политологии, экономике, юриспруденции, психологии. Углубленное изучение обществознания на профильном уровне позволяет дать школьникам азы профориентации, так как помогает ребятам узнать специфику социальных профессий, решать чисто нравственные и житейские проблемы на основе полученных научных и практических знаний. Положительным явлением в содержании стандарта по обществознанию следует назвать отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к принципам плюрализма и свободного выбора мировоззренческих позиций.

Необходимо, чтобы обновленная структура школьного исторического и обществоведческого образования способствовала формированию у молодежи определенной системы ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального современного мировоззрения. А для этого необходимы качественные и разнообразные учебники.
Если дать оценку учебникам по истории и обществознанию, то сегодня общий список учебных книг, подготовленных для школьников, весьма разнообразен. Попробуем проанализировать современные учебники так называемого нового поколения.

Достоинства современных учебников

1. Авторы учебников нового поколения отказывались от моноидеологии и представляют для рассмотрения современные версии и концепции, существующие в российской историографии.

2. В учебниках истории реализуется по преимуществу цивилизационный и культурологический подходы.

3. В центре внимания современных авторов стоят не только исторические личности, но и простые люди.

4. Впервые в отдельных параграфах рассказывается о жизни безымянных крестьян, нищенствующих монахов, описываются быт простых людей, их чувства и переживания.

5. Если раньше в учебниках преобладали термины и даты, то в современных книгах для школьников появились образные картины, которые учитывают возрастные особенности детей 11 – 12 лет.

6. Авторы учебников нового поколения пытаются сформировать устойчивый интерес к предмету истории, обращаясь к образному восприятию, воображению и памяти учащихся.

7. Позитивные изменения произошли в качестве пояснительного текста и комментариев. Вместо кратких сведений о характере или сюжете изображения появились справочные материалы с подробным объяснением событий и описанием людей, изображенных на иллюстрациях.

8. В обществоведческих учебниках помещаются именные указатели с краткой биографией мыслителя и пространные словари.

9. В современных учебниках существенно изменился методический аппарат, появилась завершенная сквозная сеть вопросов и заданий, с помощью которых авторы учебника ведут диалог с учениками, пытаясь выяснить их мнение по ходу чтения параграфа, что поддерживает внимание учащихся, и процесс чтения становится управляемым.
Однако у учителей-практиков накопилось и множество замечаний по современной учебной литературе.

1. Большая часть учебников пишется с точки зрения академического подхода, и научный язык усложняет восприятие фактического материала школьниками.

2. По–прежнему новые учебники перегружены информацией, лишней хронологией, статистическим материалом, что усложняет процесс выделения главного и запоминания нужных фактов с целью осмысления исторического процесса.

3. В России создается система предпрофильного и профильного обучения, а вот учебников, рассчитанных на изучение истории в негуманитарных классах, нет, и писать их пока не торопятся. Все авторы хорошо понимают, что такие учебники написать еще сложнее, на это требуется особый талант, где лаконичность мысли будет сочетаться с особым искусством владения слова.

4. Текст учебников и их методическое оснащение далеко не равноценны, а учителю еще приходится придерживаться единой концептуальной линии выстраивания учебников.

5. Учебники нового поколения в целом по-прежнему значительно уступают лучшим аналогам советского периода, им не хватает того профессионализма и качества полиграфической верстки, талантливого дизайна, кропотливости редактирования, которым отоичались лучшие учебники по истории СССР.

6. С огромным нетерпением педагоги ждали новых интегративных учебников, рассчитывая на то, что обучение по синхронизированным курсам истории России и мира позволит сократить перегрузку детей в 9 – 11 классах, но, к сожалению, учебники Н.В. Загладина не могут идеально подходить для школы, потому что не соответствуют количеству часов, отведенных по программам на изучение истории России, всеобщей и новейшей истории. Учителю в 10 классе приходится создавать модифицированную программу на интегративный учебник и сокращать количество уроков, объединяя темы по всеобщей истории в базовых классах, что приводит к перегрузке учащихся. А в профильных социально-гуманитарных классах дополнять обучение школьников еще одним учебником по истории России, хотя при этом происходит дублирование тем по отечественной истории.

7. Опытные учителя истории и обществознания уже потеряли надежду получить от ученых-методистов необходимый комплект для облегчения их ежедневной подготовки к урокам. Прежде в УМК любого школьного курса обязательно входили поурочные методические пособия, и их создавали не только ученые, но и педагоги-новаторы. Изданные в недалеком прошлом пособия такого рода оказались невостребованными, даже методические пособия известных авторов А.А.Данилова и Л.Н.Боголюбова не пригодны для творческого учителя в силу наличия жестких методических установок на каждую тему, а также присутствием детализированных поурочных рекомендаций и чеканных формулировок вопросов и выводов.

8. Молодые и малоопытные педагоги стали увлекаться телекоммуникационными технологиями, мультимедийными учебниками и материалами Интернет. Их ученики бойко «выступают» с докладами и сообщениями, которые дословно зачитываются на уроках и семинарах, но при этом не могут ответить ни на один вопрос по предложенной теме. Простой просмотр тем по версиям электронных учебников без специальной методики и системы проектной деятельности (групповой или индивидуальной) также не формируют самостоятельности мышления, не дают готовых ответов на сложные аспекты исторического процесса. Учителю придется не только самому освоить новые информационные технологии, но и создать авторскую методическую лабораторию для организации творческой познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедийных средств и материалов Интернет.

Завершая анализ существующих стандартов по истории и обществознанию, хочется отметить, что человеческий фактор по-прежнему остается ведущим в сфере образования. Только талантливый и увлеченный собственным любимым делом педагог, обладающий неуемной, позитивно заряженной энергией, способен преодолеть косное сопротивление инертных коллег, неверие в собственные возможности учеников и равнодушие социальной среды, чтобы созидать новый образовательный продукт – ученика-личность. Общество должно осознать, что современная Россия крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) icon1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ требованиям Государственных образовательных стандартов и Федеральных...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обязательного минимума содержания образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (приказ...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обязательного минимума содержания образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (приказ...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию...
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Рекомендована...
Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Составители: Виленкин...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconУрок 2 вторник 04. 12. 12 Тема: Условные предложения (повторение)
Задание Прочитай предложения и определи тип условного предложения. Запиши ответы в тетрадь
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобразования России от 19 мая 2000 года №14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного...
Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных образовательных программ по учебным предметам (предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования) iconКабардино-балкарский государственный университет химический факультет программ а
Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск