Скачать 352.18 Kb.
|
На правах рукописиДИВАКОВ Сергей Владимирович ТВОРЧЕСТВО САШИ СОКОЛОВА (ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА) Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук Специальность 10.01.01 – русская литература Тверь – 2012 Работа выполнена на кафедре филологических основ издательского дела и документоведения Тверского государственного университета.
Защита состоится 26 июня 2012 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр-т Чайковского, 70, ауд. 48. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44а. Отзывы можно отправлять по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33, Тверской государственный университет, учёному секретарю. Автореферат разослан 25 мая 2012 г. Учёный секретарь диссертационного совета: доктор филологических наук, профессор С.Ю. Николаева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Саша Соколов является одним из самых своеобразных современных художников слова. Признанный сначала на Западе, где впервые были опубликованы его романы «Школа для дураков» (1976), «Между собакой и волком» (1980), «Палисандрия» (1985), он занял совершенно особое место в русской литературе, повлиял на творчество многих современных русских писателей. Произведения Саши Соколова переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, греческий, польский, корейский и другие языки. Он стал лауреатом премии Андрея Белого (1982), премии журнала «Октябрь» (1986) и Международной Пушкинской премии (1996), удостоился похвалы крупнейшего писателя русского зарубежья Владимира Набокова и приобрел в глазах критиков и читателей статус единственного его преемника. Своеобразие творчества Саши Соколова ярче всего проявляется на уровне жанра. Практически все зрелые произведения писателя представляют собой сплав различных жанров, становясь мультижанровыми и даже сверхжанровыми в своём стремлении преодолеть любые формальные ограничения. Под мультижанровым произведением мы понимаем такое произведение, которое состоит из нескольких основных жанровых единиц (то есть тех жанровых форм, которые необходимы для раскрытия основного идейно-художественного содержания), а также включает в себя систему встроенных «служебных» жанров (то есть, по М.М. Бахтину, «первичных речевых жанров», призванных решать локальные художественные задачи в рамках отдельных описаний, сцен, ситуаций). Сверхжанровым может быть названо произведение, которое строится на стыке различных родов литературы, преодолевая тем самым какую-либо чёткую привязку к конкретным жанрам. Заметная роль Саши Соколова в современном литературном процессе и своеобразие его жанровой системы обуславливают актуальность исследования. В современном литературоведении проблема жанра сохраняет свою дискуссионность. Практически все исследования по теории литературы не могут обойтись без рассмотрения уже существующих или разработки новых классификаций литературных жанров и попытки дать каждому жанру наиболее точное и полное определение. Однако поднятая ещё Аристотелем проблема жанровой атрибуции произведений так и не обрела окончательного решения: до сих пор не только не существует какой-либо общепризнанной классификации, но и единого определения понятия «литературный жанр». Такое положение вещей, с одной стороны, затрудняет использование жанрового подхода в рамках исследования творчества какого-либо писателя, а с другой – даёт возможность учесть индивидуально-специфические особенности его творческого метода, поскольку историю жанра формируют конкретные произведения, которые могут быть далеки от каких-либо устоявшихся жанровых форм. Однако не следует забывать и о том, что индивидуальные проявления жанра в творчестве того или иного писателя сопряжены с уже существующей традицией. Другими словами – взяв в основу исследования жанровый подход, мы имеем дело с взаимным влиянием: традиция влияет на произведение, а каждое выдающееся, новаторское произведение способно повлиять на развитие жанровой традиции. При этом надо помнить, что, рассматривая творчество писателя в целом, следует говорить не о простом наборе жанровых форм, а о целостной жанровой системе. В частности, эту мысль развивал в своих трудах В.А. Редькин. Кроме того, по утверждению М.М. Бахтина, жанр как содержательная форма включает в себя не только определённые приёмы организации текста, но и «формы видения и осмысления определённых сторон мира»1, то есть при атрибуции жанра необходимо учитывать как формальный, так и содержательный аспект. Степень разработанности темы. Сегодня творчество Саши Соколова активно изучается в России и на Западе, в том числе в рамках жанрового подхода. Наибольший вклад в изучение его творчества внесли Barton D. Johnson, Gerald S. Smith, John Freedman, Alexander Boguslawski, Olga Matich, Barbara Heldt, М.Н. Липовецкий, И.С. Скоропанова, В.П. Руднев, Л.П. Кременцова. Произведениям Саши Соколова посвящены литературно-критические статьи П. Вайля, А. Гениса, А. Зорина, Л. Данилкина, О. Дарка и других критиков и публицистов. Отдельно стоит отметить диссертации О.А. Сысоевой «Пародия как жанрообразующий фактор романной прозы Саши Соколова» (2008) и А.А. Карбышева «Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте» (2010), а также вышедшую в 2010 году в Астраханском филиале Московской открытой социальной академии монографию Е.А. Череминой «Параболическая проза Саши Соколова». Все эти работы касаются жанрового аспекта творчества Саши Соколова. Однако в вышеупомянутых диссертациях и монографии творчество писателя рассматривается в рамках постмодернистской парадигмы, предполагающей замещение реального идейно-художественного содержания его игровым, часто пародийным эквивалентом. Такой взгляд на творчество Саши Соколова искажает истинный пафос его произведений, превращая их в некий вторичный продукт (пародия не существует сама по себе – она является откликом на какое-либо первичное содержание или первичную форму). Существующие исследования и критические статьи касаются исключительно зрелого творчества Саши Соколова, в них не рассматривается раннее творчество писателя. До сих пор не было ни одной попытки проследить эволюцию творческого метода Саши Соколова, начиная с его «ученического периода». Будучи студентом факультета журналистики Московского государственного университета, Александр Соколов (псевдоним «Саша Соколов» писатель взял себе уже после эмиграции) сотрудничал с различными газетами и журналами, где выходили его очерки, рассказы, рецензии, информационные заметки. Во многих своих интервью писатель признаётся, что работа журналистом дала ему огромный опыт в понимании того, как строится текст, помогла ему в плане обретения литературного мастерства. Единственный, кто уделил внимание раннему творчеству Соколова, – профессор Калифорнийского университета Бартон Д. Джонсон. В своей статье «Саша Соколов: Литературная биография» он в нескольких абзацах перечисляет те периодические издания, с которыми сотрудничал будущий писатель. Однако в отделе архива Калифорнийского университета, который посвящён Саше Соколову, собраны лишь статьи, написанные им для газеты «Литературная Россия», а также «Баллада о третьем семестре» – сборник, составленный из статей, написанных для молодёжной газеты «Студенческий меридиан». Российские исследователи собиранием и изучением раннего творчества Саши Соколова не занимались. Представленные в советской периодике работы Соколова имеют важное значение для изучения творчества писателя. Его журналистская деятельность охватывает период с 1967 по 1973 год. Разбросанные по различным региональным и центральным изданиям произведения Соколова трудно собрать и систематизировать. Практически не уделено внимание и эссеистике Саши Соколова, хотя это – программные тексты, в которых писатель выражает свою эстетическую позицию. Малоизученным является поэтическое творчество писателя. При рассмотрении его стихотворений речь обычно идёт о поэтической составляющей романа «Между собакой и волком». Однако Саша Соколов заявляет, что это стихи его персонажа-графомана, а сам он в данном случае «не писал никаких стихов». Не стоит рассматривать эти стихотворения вне контекста романа. Их следует признать его неотъемлемой частью. Собственно поэтическое творчество Саши Соколова представлено единственной подборкой его стихотворений в русскоязычном эмигрантском журнале «Ковчег», а также стихотворением «Дуэнде», опубликованном в израильском журнале «Зеркало». Кроме того, сохранился ряд образцов ранней лирики Саши Соколова, относящихся к периоду его участия в молодёжном поэтическом объединении «СМОГ». Романы писателя требуют более внимательного рассмотрения. Необходимо учесть их мультижанровую структуру, а также проанализировать каждую из входящих в них жанровых единиц. Написанные после долгого «творческого молчания» «Рассуждение», «Газибо», «Филорнит», экспромт «Пересекая Тепсень» ещё не были исследованы в силу своего недавнего опубликования. Их необычная жанровая форма требует к себе особого внимания. Необходимо последовательное рассмотрение произведений Саши Соколова от «ученического» (журналистского) периода до поздних, вырывающихся за пределы традиционной жанровой формы, «вещей» (определение, применяемое самим Соколовым). Научная новизна диссертации обуславливается тем, что впервые исследуются ранее не изучавшиеся произведения Саши Соколова (в том числе неизвестные исследователям и читателям), предлагается новый взгляд на его зрелое творчество, прослеживается эволюция работы писателя с жанрами, выявляются индивидуально-специфические черты творчества Саши Соколова в жанровом аспекте. Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ранние произведения Саши Соколова впервые вводятся в научный оборот, тем самым появляется возможность более корректного рассмотрения этапов творческой эволюции писателя, в том числе с точки зрения жанра. Кроме того, материалы и выводы диссертации могут быть использованы для изучения жанровых аспектов творчества других писателей, а также при подготовке вузовских лекционных курсов по теории литературы и современному литературному процессу, спецкурса по творчеству Саши Соколова. Теоретическая значимость диссертации обусловлена выявлением на примере творчества Саши Соколова новых аспектов функционирования жанров и жанровых систем в современной литературном процессе. В основу исследования положены историко-генетический, типологический, сравнительный и текстологический методы. Методологическим основанием диссертации послужили работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, И.П. Смирнова, Г.Д. Гачева, А.Н. Веселовского, Т.Т. Давыдовой, В.А. Пронина, С.И. Чупринина, В.А. Редькина, В.В. Кожинова, В.Б. Байкеля, В.Е. Хализева, Я.Е. Эльсберга, А.П. Скафтымова, Л.Г. Кайды, Ж.-М. Шеффера, Дж. Снайдера и др. Объектом исследования является творчество Саши Соколова, начиная с ранних газетных публикаций и заканчивая произведениями из сборника «Триптих». Предмет исследования – жанровая система творчества Саши Соколова, жанровая специфика его отдельных произведений, проблема их жанровой идентификации, эволюция писательской работы с литературными жанрами. Цель диссертации – выявить своеобразие творчества Саши Соколова через рассмотрение его жанровой системы. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Положения, выносимые на защиту:
Апробация. Основные положения и результаты работы обсуждались на Четвёртой научно-практической конференции, посвящённой творческому наследию Ю.П. Кузнецова (Москва, 2010); VII Чеховских чтениях в Твери (Тверь–Удомля, 2010); Научно-практической конференции «Древнерусская литература и современность» (Тверь, 2010), Научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения Н.С. Гумилёва (Тверь–Бежецк, 2011), Исаковских чтениях (Тверь, 2012), Конференции «Наследие И.С. Соколова-Микитова: Феноменология творчества» (Тверь, 2012). Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 315 наименований. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во «Введении» обосновывается актуальность работы, её научная новизна и практическая значимость, определяются методы, объект и предмет исследования, ставится цель и соответствующие ей конкретные задачи, формулируются положения, выносимые на защиту. |
Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Оригами» «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю.,... | Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и... | Е. М. Дьяконова Поэзия японского жанра трехстиший Х1Х в хайку искусственного характера и представляет собой исключение из правил. Трехстишия хайку всего в 17 слогов произошли из японских... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами.... | Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | ||
Рассказ о своей семье Русский язык Литературное чтение — стр. 46-47, прочитать стихотворение Саши Черного, сделать иллюстрацию | Религиоведение Направление подготовки 071500 н ародное художественное творчество Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В детективе важен "мышечный тонус", или, как говорил основоположник жанра Эдгар Аллан По, "тотальный эффект". Суть его действия в... | Пояснительная записка к рабочей программе по курсу: «Основы маркетинга»... Программа разработана на основе авторской программы Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар «Творчество педагога: неординарность, проблемы,эрудиция» | Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. / Предисл. А. К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”,... | ||
Международный конкурс юных вокалистов академического жанра на приз... Конкурс юных вокалистов академического жанра на приз города Екатеринбурга как социально-художественное и музыкально-педагогическое... | Конспект книги Саши Карепиной «101 совет по деловому письму» Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с | ||
Образовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет) Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой... | Урок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты |