Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса





Скачать 309.21 Kb.
НазваниеДоклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса
страница1/3
Дата публикации13.08.2015
Размер309.21 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3
НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса

 Уважаемые депутаты!

 Уважаемые друзья!

 Прежде всего позвольте приветствовать вас, избранников народа, с заслуженной победой в нелегкой борьбе за высокое звание депутата Законодательной палаты и члена Сената, с доверием, оказанным вам народом, выразить всем вам свое уважение и самые искренние пожелания.

Выборы, впервые прошедшие в двухпалатный парламент, без всякого преувеличения, заняли особое, знаменательное место в современной истории Узбекистана.

Выборы, прошедшие в полном соответствии с Конституцией и избирательными законами страны и с соблюдением требований международных норм и правил, в обстановке открытости и толерантности, явились весомым свидетельством успешного продвижения Узбекистана на пути демократического строительства и формирования гражданского общества.

Сегодня, подводя итоги прошедших в Узбекистане выборов, необходимо подчеркнуть:

Во-первых, состоявшиеся выборы явились для нас хорошей школой, где были отработаны и реализованы подлинно демократические принципы, нормы и механизмы этих выборов.

 Во-вторых, принятая в стране во многом уникальная система выборов в двухпалатный парламент, сам ход проведения выборов дали мощнейший импульс резкому оживлению и росту активности и, я бы сказал, ответственности действующих в стране политических партий и общественных организаций.

Уже сам факт того, что практически все политические партии, участвовавшие на выборах, имеют сегодня в Законодательной палате парламента достаточно мест для образования в соответствии с законом собственных фракций, свидетельствует о том, что они получили достаточное признание среди избирателей.

Думаю, заслуживает также самого серьезного внимания тот факт, что из 54 кандидатов, выдвинутых инициативными группами населения, были избраны в состав Законодательной палаты 12 независимых депутатов.

 

В-третьих, в процессе проведения выборов наши избиратели продемонстрировали возросшую политическую и гражданскую зрелость, способность строить свою жизнь, свое будущее на основе общепринятых демократических ценностей.

 В-четвертых, у нас есть сегодня все основания заявить, и состоявшиеся выборы это, безусловно, доказали, что поэтапное, поступательное движение нашей страны по пути демократического обновления и строительства свободного общества со всеми его основополагающими ценностями - это объективный закономерный процесс, который уже нельзя остановить никакими силами.

 И последнее. Состоявшиеся выборы в корне отличались от всех предыдущих не только своей открытостью и бескомпромиссной борьбой, но, прежде всего, осведомленностью, информированностью и осмысленным отношением абсолютного большинства избирателей к выборам как важнейшему политическому событию в жизни страны, способному повлиять на суть и содержание проводимых реформ во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, следовательно - на судьбу каждого избирателя.

 

Уважаемые избранники народа!

 Выступая сегодня на первом совместном заседании Законодательной палаты и Сената, хотел бы коротко изложить перед вами важнейшую концепцию демократизации и обновления общества, а также основные задачи реформирования и модернизации страны в 2005 году и долгосрочной перспективе.

Главная наша долгосрочная и стратегическая задача остается прежней - твердо, неуклонно и последовательно вести страну по избранному нами пути демократического строительства и формирования гражданского общества, углубления рыночных реформ и укрепления демократических ценностей в сознании людей.

Говоря о стратегии развития нашей страны, я хотел бы особо подчеркнуть, что для нас абсолютно не приемлемы никакие, так называемые, модели "регулируемой экономики" или "управляемой демократии".

Да, мы по-прежнему будем придерживаться принципа поэтапности как важнейшей составляющей узбекской модели реформирования и модернизации государства и общества.

Но этот принцип, который оправдал себя за истекший период нашего независимого развития, ничего общего не имеет с названными выше моделями.

Много рассуждений мы слышим и по поводу того, что, мол, народы, живущие в нашем регионе, еще не доросли, не "созрели" для демократии, и им сначала надо решить проблемы с бедностью и нищетой, и только тогда появятся условия для строительства демократии, политических и экономических реформ.

Подобные заявления и подходы - это, прежде всего, результат незнания истории, неверия в созидательный потенциал, силу народа и, я бы сказал, непонимания объективных глобальных процессов, динамично меняющих современный мир.

Сегодня многие, если не все, отдают себе отчет в том, что будущее есть только у тех стран, кто стремится шагать в ногу со временем и отвечать жестким условиям и требованиям быстро меняющегося мира.

Первостепенными и первичными для нас должны всегда оставаться цели и задачи по укреплению независимости, демократизации и обновления общества.

И только на этой основе, на этом фундаменте можно и нужно решать проблемы по ликвидации бедности и отсталости страны.

 Я бы очень хотел, чтобы эта непреложная истина вошла, как говорится, в плоть и кровь каждого живущего на нашей земле человека.

 

Уважаемые депутаты!

 Говоря о реформировании и обновлении нашей жизни, следует обратить внимание на следующие приоритетные задачи и направления.

 I. Важнейшая задача в сфере государственного строительства и управления - усилить роль и влияние законодательной власти - парламента страны, добиться более сбалансированного и устойчивого равновесия между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти.

Речь конкретно идет о передаче части полномочий Президента верхней палате парламента - Сенату и правительству, формировании профессиональной, работающей на постоянной основе нижней Законодательной палаты, расширении ее полномочий и прав.

 Во-вторых, об усилении роли и вместе с тем ответственности Премьер-министра и в целом правительства страны.

 В-третьих, речь идет об осуществлении конкретных законодательных мер по укреплению самостоятельности и независимости судебной власти.

Целевые задачи, которые мы ставим перед собой созданием нового двухпалатного парламента, можно обозначить следующим:

 Первое - создать систему сдержек и противовесов, необходимую для эффективного осуществления парламентом своих полномочий, принятия обоснованных и взвешенных решений.

 Второе - имея в виду, что нижняя Законодательная палата будет осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе, следует существенно повысить качество законотворческой работы парламента.

 Третье - добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата - Сенат, представляющий в основном местные Кенгаши, будет представлять регионы и выполнять представительские функции.

 Четвертое - расширить масштабы широкого участия населения в общественной и политической жизни страны.

 Эту же цель ставит перед собой и избрание верхней палаты - Сената из числа депутатов местных областных, городских и районных представительных органов.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, еще раз подчеркнуть, что долгосрочная цель, которую мы ставим перед собой в реформировании и обновлении государственной и общественной структуры, - это реализация важнейшего принципа избранной нами модели модернизации страны - "переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу".

 

Что при этом имеется в виду?

 Необходимо привести в систему уже принятые и дополнительно разработать комплекс законодательных и правовых актов, направленных на децентрализацию власти и передачу части полномочий из центра местным органам власти и, что особенно важно, на деле усилить роль и полномочия органов самоуправления - махалли, махаллинских комитетов и сельских сходов.

 Во-вторых - кардинально усилить роль и влияние на принятие важнейших государственных решений со стороны политических партий и гражданских институтов.

 В этой связи последовательная работа над ростом своего авторитета среди населения, накопление политического опыта и политической зрелости и, что особенно актуально, - финансовая самостоятельность, нахождение собственного места в обществе и опора на свой постоянный электорат, - вне всякого сомнения, это тот путь, который должны пройти все наши партии, независимо от их платформы и ориентации.

Особо хотел бы подчеркнуть то большое значение, которое мы придаем росту авторитета и влияния неправительственных и общественных организаций, выражающих интересы различных общественных и социальных групп населения и являющихся основными институтами формирующегося гражданского общества в стране.

Трудно переоценить роль и значение этих организаций в укреплении демократических ценностей в сознании людей, повышении их политической и гражданской активности, расширении масштабов и углублении демократических преобразований, происходящих в стране.

На мой взгляд, вне всякого сомнения, что наш депутатский корпус, политические партии и негосударственные, неправительственные общественные организации, по мере становления и укрепления их авторитета в обществе, явятся основным инструментом общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур.

Вместе с тем, пользуясь этой возможностью, я хотел бы остановиться на некоторых издержках процесса формирования неправительственных общественных структур.

Следует отметить, что в ряде случаев, как показывают проведенные проверки, деятельность отдельных созданных за счет различных спонсорских средств неправительственных некоммерческих организаций (ННО) выходит далеко за рамки декларируемых ими уставов и программ и преследует определенные заказные цели.

Думаю, излишне говорить, что подобные проекты, противоречащие нашему законодательству, не могут иметь будущего в Узбекистане.

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что в вопросах реформирования и модернизации страны мы выступаем против каких-либо революций и фундаментализма в любых его проявлениях.

Революция, как правило, во все времена была средством и орудием насилия, пролития крови и бездумной ломки всего, что создавалось руками предыдущих поколений.

А фундаментализм, какой бы он ни был - религиозный или коммунистический, не воспринимает и полностью отвергает все, что не совпадает с их идеологией и взглядами на жизнь, и действует по принципу: "кто не с нами - тот против нас".

Мы глубоко убеждены, что демократию и различные так называемые "модели открытого общества" нельзя экспортировать, так же, как нельзя импортировать извне или навязывать универсальный проект построения государства. Ясно, что такой универсальной, т.е. одинаково приемлемой для всех модели, в природе вообще не существует.

 Говоря коротко, мы за эволюционный, последовательный характер реформ и преобразований, которые необходимо тесно увязать с ходом трансформации общественных отношений и уклада жизни, укреплением демократических ценностей в сознании людей.

 II. Важное значение мы придаем реформированию и дальнейшей либерализации третьей ветви власти - судебно-правовой системы.

 За истекшие годы практически реализована принципиально новая Концепция построения судебно-правовой системы как важнейшей оставляющей формирования правового государства. Осуществлена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. Законом введены институты апелляционного и кассационного рассмотрения судебных дел, существенно сокращены сроки расследования и содержания людей под стражей, установлены жесткие сроки рассмотрения дел в судах.

Создан эффективный и демократичный правовой механизм подбора и утверждения судебных кадров, действует наделенный достаточными полномочиями Департамент по исполнению судебных решений, а сами суды освобождены от несвойственных им функций.

Введены необходимые изменения в законодательные нормы, серьезно ограничивающие вмешательство органов прокуратуры в судопроизводство. В судебном процессе сегодня практически обеспечивается принцип состязательности, т.е. равенство прав прокурора и адвоката.

 Кардинальные меры осуществлены по либерализации уголовного законодательства страны.

 В корне пересмотрена и изменена классификация преступлений, существенно расширен состав преступных деяний, подпадающих под категорию менее тяжких и не несущих в себе общественной опасности. В результате только за последние два с половиной года около пяти тысяч лиц, совершивших правонарушения, не имеющих большой общественной опасности, не были лишены свободы и возместили материальный ущерб в размере свыше 11 млрд. сумов.

Изменения, внесенные в Уголовно-исправительный кодекс, позволили значительно улучшить условия отбывания наказания в местах лишения свободы, увеличить статьи, в соответствии с которыми предоставляется право досрочного освобождения, существенно смягчить режим и условия содержания в колониях.

В результате доля лиц, отбывающих наказания в колониях-поселениях, увеличилась от 7 процентов в 1990 году до 21 процента лиц, содержащихся в местах заключения.

Сегодня количество заключенных на 100 тыс. населения составляет в Узбекистане 158 человек, тогда как этот показатель, к примеру, составляет в США - 715, в России - 584, в Украине - 416, в Казахстане - 386, в Кыргызстане - 390, в Эстонии - 339 человек.

 Важным позитивным фактом в укреплении законности явилось введение в законодательство института примирения как формы осуществления правосудия.

Использование этого института, который отражает менталитет нашего народа, дало возможность освободить за истекший период от уголовной ответственности свыше 26 тыс. человек.

Отмечая все, что сделано в реформировании судебно-правовой системы, мы не можем не видеть серьезных нерешенных проблем в этой сфере. И в первую очередь для обеспечения подлинной самостоятельности и независимости судей.

Суд - это вершина правосудия и повышение его роли, это закономерный процесс становления правового государства. В этой связи передача судам части полномочий прокуратуры является вполне логичным требованием времени. В первую очередь это касается вопросов, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, его неприкосновенности.

Назрела необходимость пересмотра отдельных положений нашего уголовного и процессуального законодательства в части усиления судебного контроля за процессами предварительного следствия и досудебного производства.

Думаю, в Узбекистане, так же, как и в любом демократическом государстве, необходимо осуществить передачу судам прав выдачи санкций на задержание, арест, а также применение иных мер процессуального принуждения.

Однако этот процесс требует серьезной и тщательной проработки организационно-правовых вопросов и необходимой подготовки как со стороны самой судебной системы, так и связанных с этим других правоохранительных органов и прокуратуры.

Другой вопрос, который необходимо нам решить в области либерализации судебно-правовой системы, - это исключение смертной казни из системы наказаний.

Речь идет не о моратории на смертную казнь, как это сделано в некоторых странах, когда осужденный годами ждет, что эта мера наказания будет исполнена, а речь идет о полной ее отмене.

Мы идем к решению этой задачи с первых дней нашего независимого развития. За истекшие десять с небольшим лет количество составов преступлений, за которые могли выноситься смертные приговоры, сокращено с 33 до 2 - это терроризм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

При этом наше законодательство запрещает применение смертной казни к женщинам, несовершеннолетним и лицам старше 60 лет.

Вывод здесь можно сделать один - вопросы эти назрели, и их надо решать, но для этого потребуется, на наш взгляд, не менее двух-трех лет.

В первую очередь необходимо провести широкую разъяснительную работу среди населения, большинство которого сегодня против ее отмены, а во-вторых, надо построить соответствующие помещения для заключения в них тех, кто вместо смертной казни будет приговариваться к пожизненному или длительным срокам отбывания наказания.

Хотел бы отдельно остановиться на вопросах о повышении ответственности кадров судебных и правоохранительных органов.

Вновь и вновь приходится говорить о том, что от того, насколько добросовестно и честно исполняют они свой профессиональный и гражданский долг и обязанности, без всякого преувеличения, зависит авторитет в целом власти, вера людей в справедливость. Вне всякого сомнения, уровень и эффективность борьбы с коррупцией в стране в решающей мере зависит от того, как с этим борются в самой системе правоохранительных, прокурорских и судебных органов.

 И еще. Нам, и в первую очередь тем, кто стоит на страже закона, необходимо полностью отказаться от старого наследия советских времен и пересмотреть свое отношение к предпринимательству, бизнесу и частному сектору. К большому сожалению, мы сами создаем хорошие законы и сами же их нарушаем.

Настала пора окончательно отказаться от заведомо предвзятого, обвинительного подхода к их деятельности и, наоборот, обеспечить защиту их интересов, не допускать ущемления их законных прав, создать для них такое правовое поле, систему льгот и гарантий, чтобы они могли абсолютно свободно и целенаправленно трудиться для своей семьи и на благо экономики страны.

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconРеспублики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности»
Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 10, ст. 394; 1993 г., N 1, ст. 19, N 9, ст. 329; 1994 г., N 11-12,...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconДоклад Президента Узбекистана на заседании Законодательной палаты и Сената
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconЗакон республики узбекистан о гражданстве республики узбекистан
Гражданство Республики Узбекистан определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconДоклад директора нтц «Интернавигация»
Минске состоялось заседание Межгосударственного совета «Радионавигация». Присутствовали полномочные представители Республики Беларусь,...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconМинистерством юстиции республики узбекистан
Республике Узбекистан" и от 30 сентября 2003 г. N 416 "О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга экспортно-импортных операций"...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconРеспублики Узбекистан "О валютном регулировании"
...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconЗакон республики узбекистан
Республики Узбекистан, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения, хозяйствующих субъектов, органов государства в передаче...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Башкортостан, мбоу до «Научно-информационно-методический центр» городского округа города Уфа Республики Башкортостан во исполнение...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Положением об отделе законодательной работы и правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Марий Эл, утвержденным...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconТестовые задания для проверки остаточных знаний студентов
Заполнение послеродовой палаты при совместном пребывании матери и ребенка осуществляется
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconТестовые задания для проверки остаточных и базовых знаний студентов
Заполнение послеродовой палаты при совместном пребывании матери и ребенка осуществляется
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconДоклад о реализации на территории Чеченской Республики майских Указов...
В этой связи определены ряд важнейших задач, нацеленных на обеспечение вклада Чеченской Республики в достижении показателей, приведённых...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса icon"Республика Узбекистан имеет свои государственные символы — флаг,...
Республика Узбекистан имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн, утверждаемые законом. (Статья 5 Конституции Республики...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconДоклад о состоянии
Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате...
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconТемы письменных работ (рефератов) по дисциплине "Правоведение"
Система органов законодательной и исполнительной власти в РФ. Функции Президента РФ
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса iconРаспоряжение правительства кыргызской республики
Законом Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", статьями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск