Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование»





Скачать 487.44 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование»
страница1/4
Дата публикации04.10.2013
Размер487.44 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»


Институт музыкального и художественного образования

Кафедра художественного образования



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по учебно-исследовательской практике

по направлению «050600.62 – Художественное образование»

профиль «Хореографическое искусство»

степень – бакалавр художественного образования




Очная форма обучения

Курс – 1, 2, 3

Семестр – 1-6
Объем – 10 недель

Дифференцированный

зачет – 1,2,3,4,5,6 семестр

Заочная форма обучения


Курс – 1, 2, 3

Семестр – 2, 4, 6
Объем – 10 недель

Дифференцированный

зачет – 2,4, 6 семестр



Екатеринбург, 2012
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 54 с.

Составитель: Хасбатов Ренат Саримович, доцент кафедры художественного образования
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры художественного образования УрГПУ
Протокол от 01.09.2012 г. №1 .
Составитель_______Р.С. Хасбатов
Зав. кафедрой _____Н.Ю. Перевышина
Директор ИМХО_________Р.В.Панкевич

  1. Пояснительная записка



Практика является системообразующим фактором профессиональной подготовки будущих бакалавров художественного образования и других специалистов Системы образования. Практика студентов УрГПУ как форма профессионального обучения и ведущее звено в практической подготовке будущих бакалавров является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Согласно Государственному образовательному стандарту, она направлена на углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков бакалавров по общепрофессиональным дисциплинам предметной подготовки и представляет собой процесс овладения способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения бакалавра в различных педагогических ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной педагогической деятельности.

В соответствии с разделом 6.2.4. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к организации практики студентов, обучающихся по направлению «050600.62 – Художественное образование», предъявляются следующие требования.

1. Учебно-исследовательская практика проводится на базе учреждениq системы дополнительного образования (культуры, искусства), отвечающих своей направленностью соответствующего профиля направления «Художественное образование».

2. В ходе практики студентам предоставляется возможность выполнения учебно-творческих заданий или сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления.

3. По итогам практики студентом предоставляется отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и творческие результаты (схема отчета приведена в приложении № 1).

Практика на всем своем протяжении носит активный характер, включая студента в процесс художественно-творческого общения с детьми и предоставляя ему возможность систематических наблюдений за педагогической деятельностью учителей. Практика направлена на формирование у студентов основ профессиональной педагогической деятельности, овладение умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

4. Содержание и организация практики студентов, обучающихся по направлению «050600.62 – Художественное образование» профиль – «Хореографическое искусство» моделируют художественно-педагогическую деятельность педагога-хореографа во всем многообразии ее составляющих (уроки ритмики, классического, народно-сценического, современного и др.; различные формы внеучебной и воспитательной работы).

5. Практика создает условия для максимального выявления и развития специальной профессиональной компетентности, педагогических, творческих способностей, художественных интересов, личностных особенностей студентов с целью последовательного формирования у них индивидуального стиля педагогической деятельности, необходимого для преподавания предметов художественного цикла.

6. Начальной базой практики является индивидуальный профессиональный художественный комплекс студента, сформированный на этапе довузовского образования. В дальнейшем базой практики становится постепенно формирующийся комплекс знаний, умений и навыков по циклам общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и по циклу дисциплин предметной подготовки (ДПП).

Так, курс «Философии» (из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) обеспечивает философскую основу для всех направлений педагогической деятельности студента-практиканта. «Социология» (цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) позволяет учесть при построении учебного процесса тенденции развития современного общества. Информация, освоенная при изучении курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин), и курс «Информационные ресурсы художественного образования» (цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин) создает возможность практиканту пользоваться современными техническими и информационными технологиями при проведении учебных занятий и многообразных образовательных и общевоспитательных мероприятий, предусмотренных школьными программами по изобразительному искусству и рабочей учебной программой учебно-исследовательской практики.

Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают соответствие деятельности практикантов современному уровню профессиональных научных знаний. Так, изучение курсов «Безопасность жизнедеятельности» позволяют студентам-практикантам обеспечить безопасность школьников при включении их в различные виды учебной деятельности.

Информация, полученная в процессе изучения «Психологии», «Педагогики», служит основой для совершенствования первоначальных педагогических навыков и умений в конкретных условиях педагогического процесса. Знания и умения, полученные при изучении курсов «Технологии и методики обучения хореографическому искусству», «Художественно-педагогический практикум» и заложившие содержательную основу многообразных аспектов деятельности бакалавра, ложатся в основу всех аспектов профессионально-педагогической деятельности практиканта. Обогащенные информацией о конкретных особенностях художественно-педагогической деятельности и первоначальным педагогическим опытом, они обеспечивают позитивные результаты этой деятельности. Изучаемый параллельно курс «Методология художественного образования» позволяет интегрировать научно-теоретические подходы к художественному образованию и дает осмысление конкретных вариантов и особенностей художественно-педагогической деятельности, приобретенных в собственном опыте. Это, в свою очередь, открывает студенту-практиканту путь к научно-исследовательской работе, творческому поиску и профессиональному росту в процессе последующей самостоятельной педагогической деятельности.

Дисциплины профильной подготовки – «Хореографическое исполнительское мастерство», «Искусство балетмейстера», «Актерское мастерство», «Теория и история хореографического искусства» являются содержательной основой художественно-творческой и педагогической деятельности студентов, содействует становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «Художественное образование» профессионально-образовательного профиля «Хореографическое искусство».

Лабораторные занятия по дисциплине «Хореографическое исполнительское мастерство» способствуют представлению о многообразии видовых форм хореографического искусства (классический, народно-характерный, современный бальный, историко-бытовой, модерн, джаз-танец). Практическое изучение особенно­стей разных видов танца способствует развитию навыков восприятия хореографического искусст­ва, формированию представления о специфике танцевального об­раза, а также формированию собственного (творческого) отношения к танцевальному образу и расширению зрительского опыта обучающихся.

Важнейшее значение при преподавании предмета «Искусство балетмейстера» играет комплексное формирование педагогических навыков и умений: как с точки зрения активизации специфического художественно-творческого мышления, лежащего в основе обучения, так и формирования профессионально-значимых личностных качеств, поскольку хореограф является не только создателем художественного произведения, но и педагогом. На занятиях бакалавры овладевают педагогическими приемами передачи своих идей, замыслов и знаний исполнителям – субъектам художественно-образовательного процесса.

Для дальнейшей профессиональной деятельности необходимы знания основ «Актерского мастерства», которые воспитывают в студенте способность быстрой ориентации в окружающей действительности, помогают познать самого себя, свои физические и психические возможности, что способствует раскрепощению студента в создании танцевальных образов.

Основополагающими принципами организации содержания дисциплины «Теория и история хореографического искусства» являются исторический, интегрированный подходы к подготовке бакалавра профиля хореографическое искусство. В основу содержания положены исследования в области культурологии, истории художественной культуры, хореографического искусства. Историко-художественный материал организован по хронологическому принципу, охватывающему историю становления и развития хореографического искусства от Древнего мира до XXI века.

Обеспечивая прямую и обратную связь между аудиторными занятиями в вузе и процессом художественно-эстетического воспитания в школе, учебно-исследовательская практика способствует практическому преломлению теоретических знаний, умений и навыков и обогащает теоретическую подготовку непосредственным опытом практической деятельности.

7. Практика студентов института музыкального и художественного образования, обучающихся по направлению «050600.62 – Художественное образование» профиль – «Хореографическое искусство», проводится в государственных образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования (культуры, искусства), отвечающих своей направленностью соответствующего профиля. В качестве руководителей практики привлекаются педагоги-хореографы с высшим образованием и имеющие преимущественно высшую квалификационную категорию.

8. Проведение практики осуществляется как без отрыва от учебного процесса, так и с отрывом в объеме не менее 10 недель. Студенты, работающие в общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях системы дополнительного образования (культуры, искусства) в качестве педагогов-хореографов могут претендовать на замену практики самостоятельной работой в данном качестве. При этом, студент должен выполнить программу практики и отчитаться за ее результаты в полном объеме. Кафедра художественного образования, в свою очередь, обеспечивает методическое руководство деятельности студента на общих основаниях. Для проведения необходимого количества занятий по профилю «Хореографическое искусство» студенты распределяются по общеобразовательным школам, учреждениям системы дополнительного образования (культуры, искусства) и обеспечиваются методическим руководством на общих основаниях.

9. Практика студентов отделения заочного обучения проводится по месту их самостоятельной работы в системе художественного образования, что подтверждается договором о сотрудничестве между университетом и учреждением, а также гарантийным письмом администрации образовательного учреждения (см. приложение № 2). На основании представленного отчета руководителем педагогической практики выставляется итоговая оценка (схема отчета приведена в приложении № 1).

10. Процесс практики, охватывает I-III курсы и включает в себя несколько этапов, носящих преемственный характер.

Учебно-исследовательская практика содержит два этапа – ознакомительный и основной.

Целью ознакомительного этапа учебно-исследовательской практики является адаптация студентов к условиям будущей профессиональной деятельности и ознакомление с процессом художественно-эстетического воспитания детей.

Задачами являются:

– ознакомление студента с различными типами современных образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования (культуры, искусства), с ролью художественно-эстетического воспитания в структуре образовательного процесса, должностными обязанностями руководителей образовательных учреждений, учителей, педагогов дополнительного образования и классных руководителей;

– получение первоначальных представлений о значении и особенностях организации процесса художественно-эстетического воспитания, профессионально-педагогической деятельности бакалавра художественного образования, индивидуальном стиле педагогической деятельности различных учителей;

– получение первоначальных представлений о возрастных особенностях учащихся, специфике работы учителя с учащимися разного возраста;

– включение студента в процесс художественно-творческого общения с детьми;

– диагностика индивидуальных личностных и профессиональных качеств бакалавра по направлению «Художественное образование» профиля «Хореографическое искусство», определение задач его дальнейшего профессионально-педагогического становления.

Целью основного этапа учебной практики является формирование и отработка основ профессионально-педагогических умений и навыков бакалавра художественного образования.

Задачами являются:

– накопление многообразной информации о направлениях, формах, методах и приемах организации процесса художественно-эстетического воспитания учащихся на разных возрастных этапах;

– осуществление художественно-творческого общения с детьми разных возрастных групп в системе учебной и внеучебной работы по художественно-эстетическому воспитанию;

– первоначальное освоение методики учебной работы по дисциплинам хореографического искусства по одной из федеральных программ; ознакомление с возможностями дифференцированного подхода к реализации образовательной программы по дисциплинам хореографического искусства в зависимости от особенностей конкретного возраста учащихся;

– освоение различных направлений профессионально-педагогической деятельности бакалавра художественного образования в системе внеучебной работы по художественно-эстетическому воспитанию;

– освоение основ общения с учащимися разных возрастных групп;

– формирование индивидуального педагогического опыта.

В процессе организации практики в институте музыкального и художественного образования предусмотрена взаимосвязь процесса учебно-исследовательской практики с другими дисциплинами учебного плана.

Курс ознакомительного этапа учебной практики ориентирован на потенциал в области общих гуманитарных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки, предшествующих ознакомительной практике и изучаемых параллельно с ней. Общие гуманитарные дисциплины – «Иностранный язык», «Отечественная история», «Русский язык и культура речи» – обеспечивают необходимый общеобразовательный и общекультурный уровень студента, приступающего к учебно-исследовательской практике. Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают соответствие деятельности практикантов современному уровню профессиональных научных знаний. Информация, полученная в процессе изучения «Безопасности жизнедеятельности», «Педагогики» и «Психологии», служит основой для выполнения соответствующих учебных заданий, предусмотренных программой учебно-исследовательской практики. Знания, полученные при изучении основ курса «Безопасности жизнедеятельности», актуализируются непосредственно в процессе коммуникации с детьми. Ознакомительная практика является источником конкретной информации о художественно-педагогической деятельности для параллельно изучаемого курса «Технологии и методики обучения хореографическому искусству».

«Художественно-педагогический практикум» позволяют провести пробную проверку элементов художественно-педагогической деятельности в лабораторных условиях. Дисциплины профильной подготовки «Хореографическое исполнительское мастерство», «Искусство балетмейстера», «Актерское мастерство», «Теория и история хореографического искусства» обеспечивают адекватную содержательную основу художественно-педагогической деятельности и являются содержательной основой художественно-творческой и педагогической деятельности студентов, содействует становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «Художественное образование» профиля «Хореографическое искусство».

Курс ознакомительного этапа учебной практики, в свою очередь, закладывает основы для изучения последующих учебных дисциплин. Информация о конкретных особенностях художественно-педагогической деятельности и особенности первоначально приобретенного опыта ложатся в основу изучения последующего курса «Технологии и методики обучения хореографическому искусству», обеспечивая его практическую направленность. Ознакомительная практика позволяет актуализировать художественный потенциал студента, получаемый на дисциплинах профильной подготовки. Пробные занятия с учащимися способствуют их адаптации к конкретным условиям работы в различных современных образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования (культуры, искусства).

Курс основного этапа учебной практики ориентирован на потенциал в области общих гуманитарных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки, изученных ранее и изучаемых параллельно с ней. Курс «Философии» (из цикла общих гуманитарных дисциплин) обеспечивает философскую основу для всех направлений педагогической деятельности, к которым приступает студент-практикант. Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают соответствие деятельности практикантов современному уровню профессиональных научных знаний. Информация, полученная в процессе изучения «Психологии», «Педагогики», служит основой для выполнения соответствующих учебных заданий, предусмотренных программой учебно-исследовательской практики.

Изучение курса «История и теория художественного образования», «Истории художественной культуры» позволяет студентам достаточно объективно и глубоко оценивать наблюдаемые педагогические факты и явления, характерные для современного этапа общего художественного образования, и сопоставлять их с вехами его развития. Курс «Технологии и методики обучения хореографическому искусству», изучаемый параллельно, закладывает содержательную основу многообразных аспектов деятельности бакалавра художественного образования. Информация о конкретных особенностях художественно-педагогической деятельности и первоначальный педагогический опыт, в свою очередь, обеспечивают практическую направленность данного курса.

Основной этап учебно-исследовательской практики позволяет актуализировать весь творческий и теоретический потенциал студента, способствуя его адаптации к конкретным условиям работы учителя.

Курс основного этапа учебно-исследовательской практики, в свою очередь, закладывает основы для изучения последующих учебных дисциплин.

Информация о конкретных особенностях художественно-педагогической деятельности и приобретенный опыт ложатся в основу изучения последующего курса «Технологии и методики обучения хореографическому искусству», обеспечивая его интегрированный характер. Формирующийся комплекс профессиональных умений обеспечивает дальнейшее становление бакалавра художественного образования во всех аспектах деятельности.


  1. Учебно-тематическое планирование

    1. Учебно-исследовательская практика

(ознакомительный этап)

2.1.1. Отделение очного обучения


Курс

Семестр

Недели

1

1,2

2

2

3,4

4




Всего:

6

Форма проведения: концентрированная.


      1. Отделение заочного обучения




Курс

Семестр

Недели

1

2

2

2

4

4




Всего:

6



    1. Учебно-исследовательская практика

(основной этап)

      1. Отделение очного обучения




Курс

Семестр

Недели

3

5,6

4




Всего:

4

Форма проведения: концентрированная.
2.2.2. Отделение заочного обучения


Курс

Семестр

Недели

3

6

4




Всего:

4



  1. Содержание ПРАКТИКИ




    1. Учебно-исследовательская практика

(ознакомительный этап)
– знакомство и наблюдение за художественной деятельностью в современных образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования;

– наблюдение за уроками художественного цикла и уроками по предметам хореографического профиля;

– посещение культурно-просветительских и досуговых мероприятий учреждения в соответствии с условиями базы практики;

– помощь учителю в проведении фрагментов уроков ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев – в соответствии с условиями базы практики;

– помощь руководителю в организации и проведении концертов и др. мероприятий;

– выявление детей, проявляющих интерес к хореографическому искусству;

– посещение танцевальных спектаклей;
3.2. Учебно-исследовательская практика

(основной этап)
– наблюдение и обобщение педагогического опыта (анализ уроков хореографического искусства и др. (в соответствии с условиями базы практики), уроков по предметам гуманитарного цикла);

– самостоятельное проведение уроков (ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев и др. – в соответствии с условиями базы практики) в одном-двух прикрепленных группах на протяжении законченного этапа учебного процесса (учебная четверть, полугодие) в соответствии с программными требованиями к предмету, действующими в базовой школе;

– дифференциация содержания учебного материала и методики организации учебного процесса в зависимости от особенностей групп (концертная группа – с углубленным изучением хореографических дисциплин; подготовительная группа, предполагающая изучение основ хореографических дисциплин и.т.п.);

– индивидуализация общения с учащимися класса на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей и межличностных отношений; пролонгированное наблюдение за динамикой художественного развития учащихся;

– оценивание результативности проведенной работы;

– лекторская работа с учащимися разных возрастных групп (проведение бесед, лекций, диспутов и т.п.);

– помощь в организации школьных мероприятий, оформления школьных праздников, оформления школьной сцены;

– художественно-творческое общение с детьми, проявляющими интерес к хореографическому искусству;

– посещение театральных и танцевальных спектаклей;

– разработка творческого проекта.


  1. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


4.1. Самостоятельная работа студентов:
Самостоятельная работа студентов включает в себя комплекс заданий, ориентированных на приобретение ими профессиональных умений и навыков.

Учебно-исследовательская практика

(ознакомительный этап)
Задания для студентов первого курса
1. Наблюдение и обобщение педагогического опыта: анализ уроков хореографического искусства и др. (в соответствии с условиями базы практики), уроков по предметам гуманитарного цикла, культурно-просветительских и досуговых мероприятий школы (по плану – см. приложение №3).

2. Помощь руководителю в организации досуга детей (конкурсы, культпоходы в театры и т.п.);

3. Выявление детей, проявляющих интерес к занятиям по хореографическому искусству. Составление художественно-педагогической характеристики ребенка, проявляющего интерес к хореографическому искусству (по плану – см. приложение № 3).

Задания для студентов второго курса
1. Ознакомление с многообразным художественно-педагогическим опытом разного профиля. Посещение уроков хореографического искусства и др. – в соответствии с условиями базы практики), проводимых как по традиционным, так и по альтернативным авторским методикам (по плану – см. приложение №3).

2. Проведение фрагментов уроков (ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев – в соответствии с условиями базы практики) и постепенный переход на проведение целостного урока.

3. Представление художественно-педагогической характеристики класса (кружка, студии и т.п.), класса с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла – в соответствии с условиями базы практики (по плану – см. приложение № 3).

4. Лекторская работа: проведение с учащимися разных возрастных групп пробных бесед, лекций и др. (по плану – см. приложение № 4).

5. Организация досуга детей: проведение мероприятий, конкурсов, посещение балетных и танцевальных спектаклей и др.
Учебно-исследовательская практика

(основной этап)
Задания для студентов третьего курса
1. Проведение серии уроков (ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев и др. – в соответствии с условиями базы практики) в одном-двух прикрепленных группах в соответствии с программными требованиями к предмету, действующими в данном учреждении (по плану – см. приложение № 4). Дифференциация содержания учебного материала и методики организации учебного процесса в зависимости от особенностей групп (концертная группа – с углубленным изучением хореографических дисциплин; подготовительная группа, предполагающая изучение основ хореографических дисциплин и.т.п.); Определение способов управления учебной деятельностью и реализация приемов общения в соответствии с возрастными и типологическими особенностями учащихся. Индивидуализация общения с учащимися класса на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей и межличностных отношений.

2. Лекторская работа: проведение с учащимися разных возрастных групп бесед, лекций, диспутов и т.п. об искусстве танца.

3. Художественно-творческое общение с детьми, проявляющими интерес к хореографическому искусству; вовлечение в наиболее целесообразную для каждого из них форму внеклассной работы. Оценка результативности предпринятых действий.

4. Помощь учреждению в организации досуга детей (проведение концертов, конкурсов, школьных и др. праздников, организация посещения балетных и др. танцевальных спектаклей и т.п.).

5. Пролонгированное наблюдение за динамикой художественно-эстетического развития учащихся, оценивание результативности проведенной работы (по плану – см. приложение № 4).

4.2. Требования к контрольным мероприятия
В процессе учебно-исследовательской практики студент ведет рабочую документацию: дневник с фиксацией результатов наблюдений и анализа педагогического процесса. Рабочая документация оформляется в свободной форме отражающей индивидуальные особенности студента. Рабочая документация систематически проверяется руководителем практики, методистом, а также рассматривают педагоги учреждения (в соответствии с условиями базы практики).
Требования к отчетности по практике студентов первого курса:
1. Дневниковые записи по пунктам 1-4 (см. задания по специальности для студентов первого курса).

2. Художественно-педагогическая характеристика на одного ребенка, проявляющего интерес к хореографическому искусству (представляется в печатном виде по плану – см. приложение № 3).

3. Участие в проведении двух внеклассных мероприятий различных форм и тематики.

4. Посещение балетных и танцевальных спектаклей. Подготовить аннотации пяти посещений в печатном виде.

5. Презентация учебно-исследовательской практики.

Промежуточная аттестация и зачет выставляются на основании документации, подтверждающей выполнение студентом всего объема заданий по учебно-исследовательской практике.
Требования к отчетности по практике студентов второго курса:
1. Дневниковые записи по пунктам 1-5 (см. задания по специальности для студентов второго курса).

2. Проведение трех фрагментов уроков (ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев и др. – в соответствии с условиями базы практики). Для студентов, успешно справившихся с заданием, - переход на проведение пробных уроков с составлением подробного конспекта и последующим устным самоанализом.

3. Проведение двух лекций или бесед об искусстве танца с учащимися разного возраста. Представление обоснования цели, задач и развернутого конспекта пробной лекции (в печатном виде).

4. Посещение балетных и танцевальных спектаклей. Подготовить аннотации пяти посещений в печатном виде.

6. Презентация учебно-исследовательской практики.

Промежуточная аттестация и зачет выставляются на основании документации, подтверждающей выполнение студентом всего объема заданий по учебно-исследовательской практике.
Требования к отчетности студентов третьего курса:
1. Дневниковые записи по пунктам 1-6 (см. задания по специальности для студентов третьего курса).

2. Проведение пяти уроков (ритмики, классического, народно-сценического, современного и др. танцев и др. – в соответствии с условиями базы практики) в разных возрастных группах (младших, средних, старших классах).

3. Представление обоснований и развернутых планов (в печатном виде) одного урока, проведенных практикантом в разных возрастных группах.

4. Проведение двух лекций, бесед об искусстве с учащимися разного возраста.

5. Посещение балетных и танцевальных спектаклей. Подготовить аннотации пяти посещений в печатном виде.

7. Презентация учебно-исследовательской практики.

Промежуточная аттестация и дифференцированный зачет выставляются на основании документации, подтверждающей выполнение студентом всего объема заданий по учебно-исследовательской практике. Критерии оценки пробных уроков указаны в приложении № 4.

По окончании каждого этапа практики студент обязан представить отчет, выполненный по определенному образцу. Отчет должен включать сведения о содержании и качестве работы, проведенной практикантом, оценки за проведение учебной, внеклассной заботы, за выполнение заданий, краткую характеристику его педагогической деятельности в период учебно-исследовательской практики и итоговую оценку. На основании представленного отчета руководителем педагогической практики выставляется итоговая оценка (схема отчета приведена в приложении № 1).


  1. требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе


5.1. Учебно-исследовательская практика

(ознакомительный этап)
Учебно-исследовательская практика является содержательной основой художественно-творческой и педагогической деятельности студентов, содействует становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «Художественное образование» профиля «Хореографическое искусство».

По окончании учебно-исследовательской практики студент должен уметь:

– дать оценку наблюдаемого учебно-воспитательного процесса;

– выявить в наблюдениях приоритетные профессиональные качества и проявления индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа;

– проанализировать учебно-воспитательный процесс с точки зрения целей, задач и принципов общего художественного образования школьников;

– выявить и оценить педагогические факты и явления;

– вступить в художественно-творческий контакт с детьми;

– соотнести задачи и содержание фрагмента урока с целями, задачами и содержанием урока в целом;

– интересно, образно рассказать детям об искусстве танца, дополнив рассказ иллюстрацией, презентацией;

– опереться на личный опыт наблюдений за учебно-воспитательным процессом для аргументации собственных мнений и суждений;

– организовывать посещение танцевального спектакля.
5.2. Учебно-исследовательская практика

(основной этап)

По окончании учебно-исследовательской практики студент должен уметь:

– дать оценку учебно-воспитательного процесса;

– выявлять и систематизировать педагогические факты;

– выявлять и оценивать ближайшие и отдаленные последствия педагогических воздействий учителя;

– выявить приоритетные профессиональные качества и проявления индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа;

– планировать учебно-воспитательную работу, ориентируясь на художественно-педагогическую модель выпускника школы общеобразовательного типа;

– конструировать уроки: составлять план-конспект, применять наиболее продуктивные методы, приемы, формы обучения;

– овладевать методами контроля за результатами художественного развития детей и их оценкой;

– определять место темы урока, занятия в целостном процессе обучения, устанавливать ее связи с предшествующими и будущими темами;

– обоснованно выбирать методы, средства, приемы обучения из арсенала освоенных;

– строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;

– распределять учебный материал по отдельным урокам;

– делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;

– организовывать деятельность, направленную на приобретение навыков профессиональной работы с применением современных хореографических технологий;

– использовать индивидуальный опыт наблюдений за учебно-воспитательным процессом и пробной педагогической деятельности для аргументации собственных мнений, суждений, методических разработок;

– организовывать посещение танцевальных и др. мероприятий.



  1. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение


6.1. Рекомендуемая литература
Основная

  1. Балет. Уроки [Текст]: ил. рук. по офиц. балет. программе / пер. с анг. – М.: Аст, 2004. – 141 с. (1 экз.)

  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учеб. для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / А.Я. Ваганова. Изд. 9-е, стер. – СПб.: Лань, 2007. – 192 с. (50 экз.)

  3. Все о балете [Текст]: словарь-справочник сост. Е.Я. Суриц. – М.: Музыка, 1966. – 455 с. (1 экз.)

  4. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / Общ. ред. М. Левина. – М.: Искусство, 1964. – 368 с. (1 экз.)

  5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце [Текст]: пособие для муз. руководителей дет. садов / Е.В. Горшкова – М.: «Гном «Д», 2004. – 120 с. (1 экз.)

  6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст]: упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. – М.: Владос, 2005. – 207 с. (3 экз.)

  7. Джазовые танцы [Текст] / авт.-сост. Е.В. Диниц. – М.: Аст Донецк: Сталкер, 2004. – 64 с. (1 экз.)

  8. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков [Текст] / Н.П. Ивановский. – Калининград: Янтарь, 2004. – 208 с. (4 экз.)

  9. Климов А.А. Основы русского народного танца [Текст]: учебник для студентов вузов искусств и культуры / А.А. Климов. – М.: Издательство МГУКИ, 2004. – 320 с. (12 экз.)

  10. Лопухов А.В. Основы характерного танца [Текст] / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. – М.: Планета Музыки, 2007. – 344 с. (5 экз.)

  11. Мессерер А. Уроки классического танца [Текст] / А. Мессерер. – СПб.: Лань, 2004. – 400 с. (23 экз.)

  12. Мур Алекс Бальные танцы [Текст]: 100 диаграмм квикстепа, вальса, фокстрота, танго и др. танцев / А. Мур. – М.: АСТ, 2004. – 320 с. (23 экз.)

  13. Мурашко М. Формы русского танца [Текст] / М. Мурашко. – М.: Один из лучших Кн. I Часть I: Пляска, 2006. – 128 с. (1 экз.)

  14. Мурашко М. Формы русского танца [Текст] / М. Мурашко. – М.: Один из лучших Кн. I Часть I I: Пляска, 2007. – 116 с. (1 экз.)

  15. Никитин Вадим Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца [Текст] / В.Ю. Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. 253 с. (5 экз.)

  16. Новицкая Г.П. Уроки танца [Текст]: пособие для хореографов и концертмейстеров / Г.П. Новицкая. – СПб.: Композитор, 2004. – 65 с. (2 экз.)

  17. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика [Текст]: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006. – 632 с. (Библиотека Гуманитарного университета; Вып. 28)

  18. Пестов П.А. Уроки классического танца. I курс [Текст]: учебно-методическое пособие / П.А. Пестов. – М.: 1999. 428 с. (25 экз.)

  19. Смит Люси Танцы. Начальный курс [Текст] / Л.Смит. – Минск: Попурри, 2001. 48 с. (1 экз.)

  20. Чеккетти Грациозо Полный учебник классического танца [Текст] / пер. с итал. Е.Лысовой. – М.: АСТ: Астрель 2007. – 504 с. (23 экз.)


Дополнительная

  1. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст] / Ю.А.Бахрушин. – М., 1997. – 434 с. (1 экз.)

  2. Богданов Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»). – 2007. – 192 с. (1 экз.)

  3. Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью [Текст]: учеб. метод. пособие / Г.Ф. Богданов. – М.: МГУКИ, 2004. – 129 с. (1 экз.)

  4. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / Г.Ф. Богданов. – М.: 2003. – 224 с. (1 экз.)

  5. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв [Текст] / Л.В. Браиловская. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с. (1 экз.)

  6. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. [Текст] / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 237 с.

  7. Красовская В.М. История русского балета [Текст] Л.-д: Искусство, 1978. – 378 с. (1 экз.)


6.2. Информационное обеспечение
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН
1. Гаевский, В. Разговоры о русском балете. Комментарии к новейшей истории [Электронный ресурс] / В. Гаевский, П. Гершензон. – М. : Новое изд-во, 2010. – 292 с. Режим доступа : http://www.biblioclub.ru.book/64642/

2. Скальковский, К. А. Балет. Его история и место в ряду изящных искусств [Электронный ресурс] / К. А. Скальковский – СПб. : Типография А. С. Суворина, 1892. – 147 с. Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/catalog/313/
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛАНЬ»

  1. Вальберх, И. Из архива балетмейстера [Электронный ресурс] : дневники, переписка, сценарии / И. Вальберх. – М. :Планета Музыки,2010. – 336 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1939

  2. Глушковский, А. П. Воспоминания балетмейстера [Электронный ресурс] / А. П. Глушковский. – М. : Планета музыки, 2010. – 576 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1944

  3. Громова. Е. Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением [Электронный ресурс] : уч. пособие / Е. Н. Громова. – М. : Планета музыки, 2010. – 400 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1946

  4. Деген, А. Б. Балет. 120 либретто [Электронный ресурс] / А. Б. Деген, И. В. Ступников. – М. : Композитор, 2008. – 560 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2850

  5. Домарк. В. Ю. Классический танец. Размышления балетного педагога. Мастер-класс мужского театрального урока [Электронный ресурс] : уч. пособие / В. Ю. Домарк. – М. : Планета музыки, 2010. – 128 с.

  6. Красовская. В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы [Электронный ресурс] / В. М. Красовская. – М. : Планета музыки, 2009. – 656 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1957

  7. Левинсон. А. Я. Старый и новый балет. Мастера балета [Электронный ресурс] / А. Я. Левинсон. – М. : Планета музыки, 2008. – 560 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1961

  8. Светлов. В. Я. Современный балет [Электронный ресурс] / В. Я. Светлов. – М. : Планета музыки, 2009. – 288 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1969

  9. Смирнова, А. И. Мастера русской хореографии [Электронный ресурс] : словарь / А. И. Смирнова. – М. : Планета музыки, 2009. – 208 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1970

  10. Стуколкин, Л. П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев [Электронный ресурс] / Л. П. Стуколкин. – м. : планета музыки, 2010. – 384 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1971

  11. Тарасов. Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. И. Тарасов. – М. : Планета музыки, 2008. – 496 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1972

  12. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии [Электронный ресурс] / А. Я. Цорн. – М. : Планета музыки, 2011. – 544 с. Режим доступа : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1973


7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение
7.1. Техническое обеспечение
– компьютер;

– видеоаппаратура.

7.2. Дидактическое обеспечение
– видеозаписи учебно-воспитательного процесса по художественному образованию: контрольные показы уроков студентов очного и заочного отделений.
7.3. Специализированные аудитории
– специализированный методический кабинет, оборудованный компьютером, интернетом, методической литературой;

– танцевальный зал для проведения практических занятий, в базовых учреждениях, оборудованный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.


  1. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы



Хасбатов Ренат Саримович

Доцент кафедры художественного образования ИМХО УрГПУ

8 (343) 371-29-32

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Уральский государственный педагогический университет

Институт музыкального и художественного образования


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа по педагогической практике по направлению...
Составитель: Хасбатов Ренат Саримович, доцент кафедры художественного образования
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Направление: 050600 Художественное образование (бакалавриат, заочная форма обучения)
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconПрограмма учебно-исследовательской практики по декоративно-прикладному...
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История...
«Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconПрограмма дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки...
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине русский язык
Учебная дисциплина «русский язык» входит в базовую часть и является обязательной дисциплиной по выбору профессионального цикла ооп...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconЕН. Ф. 1 Математика и информатика: математика
Учебная дисциплина Математика и информатика: "Математика" введена в процесс обуче­ния для бакалавров по направлению подготовки "Художественное...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
«Спортивные тренировки», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Глухих Т. А. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
А. А. Кудрявцев., С. С. Волкова. Спектральные методы исследования в нефтехимии: Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Третьяков Н. Ю. Хроматографические методы анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы...
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по направлению «050600. 62 Художественное образование» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск