Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование





Скачать 333.7 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование
страница1/4
Дата публикации05.07.2013
Размер333.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом Института искусств НГПУ

________________ В.С. Елагин

Протокол № ___ от «___»_________20__ г.
Обсуждена на заседании кафедры живописи

___________________ А.Н. Тимошенко

Протокол № ___ от «___»_________20__ г.


Программа дисциплины
ДС Ф.3(Б.1) Композиция

Направление подготовки 050600 Художественное образование,

Профиль Изобразительное искусство

Квалификация выпускника бакалавр художественного образования
Форма подготовки очная

Авторы-составители: А.Н. Тимошенко доцент, зав. кафедрой живописи

Ю.В. Березенцева старший преподаватель


Новосибирск 2010

1. Цели освоения дисциплины

Композиция – важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки бакалавра художественного образования.

Целями освоения дисциплины «Композиция» являются:

- изучить теоретические основы композиции,

- развить творческое воображения и образное мышление, художественную наблюдательность, зрительную память, умение видеть в окружающей действительности характерное и типическое,

- сформировать умение творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной форме, реализовывать творческий замысел в убедительной художественной форме.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров (в соответствии с ФГОС направления):

- осуществление развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства;

- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

- владение основами общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к инвариативной части цикла специальных дисциплин учебного плана ДС Ф.3(Б.1)

Изучение дисциплины не­раз­рыв­но свя­за­но с:

1. общепрофессиональными дисциплинами: Введение в теорию живописи, Введение в теорию рисунка, Методика графики, Скульптура и пластическая анатомия, История искусств, Анализ и интерпретация произведения искусства.

2. специальные дисциплины Рисунок, Живопись, Основы декоративно-прикладного искусства
3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины Методика акварельной живописи

Перечень компетенций

а) общекультурными (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • в области педагогической деятельности:

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

в) профильно-профессиональными (ППК)

- сознательно применяет на практике основы изобразительной грамоты (ППК-2);

- технически грамотно работает в различных живописных и графических техниках (акварель, гуашь, масляная живопись, темпера, пастель, мягкий материал и др.); применяет художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в своей творческой деятельности (ППК-4);

- знает основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности; анализирует образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; реализует художественный замысел в практической художественной и педагогической деятельности (ППК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:

знать – теоретические основы композиции (законы, правила, приемы и средства), основные исторические этапы развития теории композиции, композиционные закономерности в творчестве выдающихся зарубежных и отечественных художников, основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности

уметь – воспринимать информацию, обобщать, анализировать, ставить цели и выбирать оптимальные пути её достижения; анализировать произведения в различных видах изобразительного искусства, вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной художественной форме

владеть – навыками реализации художественного замысла в творческой работе.

4. Структура и содержание дисциплины Композиция

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 140 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Раздел дисцип-лины

Семестр

Виды учебной работы

Формы текущего контроля

Форма промежуточного контроля

Форма итогового контроля

Лекция

П/З

Л/З

СРС

час

балл

час

балл

час

балл

час

балл

1




1













16




10







2




2













10




10




зачет

3




3













17




10




зачет

4




4













10




10







5




5













17




10




зачет

6




6













10




10










Итого
















80




60









Тематический план I курс

п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практ.

занятия

Самост. работа


1

1 семестр

1.Композиция как учебный предмет. Предмет, цели, задачи и содержание курса композиции. Основные этапы развития теории композиции и методов ее преподавания. Краткий обзор методов обучения композиции

2.Виды и жанры изобразительного искусства. Искусство как форма общественного сознания и образного отражения действительности. Композиция, образ, содержание, форма в произведении. Идея, тема, сюжет, мотив в картине.

3.Основные законы композиции целостность, контрасты, жизненность, ритм.

Правила композиции: сюжетно-композиционный центр и фризовая композиция, симметрия и асимметрия, равновесие.

Композиционные приемы: изоляция, «легкий верх, тяжелый низ», вертикали и горизонтали.

Средства композиции: линия штрих пятно.




1

1
2





3

Композиция натюрморта:

  1. «Осенний натюрморт»

  2. «Моя профессия»





6

6



5

5



Всего





16

10



Итого:


26

4

2 семестр

Композиция интерьера.

1. Композиция интерьера.

2. Композиция интерьера с введением фигуры человека

Тематика: «Музей», «Мастерская», «Вокзал» и т.п..





10



10




Всего





10

10



Итого:


20



Всего за курс:


46


Содержание дисциплины

1 курс, 1 семестр

1. Понятие “композиция”. Композиция как учебный предмет. Предмет, цели, задачи и содержание учебного курса композиции. Теоретические аспекты композиции в живописи.

Связь курса композиции со специальными учебными дисциплинами по изобразительному искусству. Место композиции в теории искусствоведения, психологии художественного творчества.

2. Композиция как комплекс средств, приемов, правил и закономерностей для воплощения художественного замысла. Виды и жанры изобразительного искусства. Искусство как форма общественного сознания и образного отражения действительности.

Композиция, образ, содержание, форма в произведении. Идея, тема, сюжет, мотив в картине.

Классификация композиций по историко-стилевым (ренессансная, барочная, романтическая и т.д.), национально-региональным (композиция венецианской школы и др.) или жанрово-тематическим признакам (напр. композиция натюрморта, портрета, пейзажа).

Основные исторические этапы развития теории композиции и методов ее преподавания. Композиция в искусстве Древнего мира – Восток, Египет, Греция. Наука о композиции в эпоху Возрождения. Влиянии трактатов на композиционный строй в живописном творческом наследии Альберти, Леонардо да Винчи, Джотто, Дюрера. Композиция в живописи ХVII-Х1Х веков. Вопросы композиции в научном и эпистолярном наследии У. Хогарта и Э. Делакруа и других художников. Новое понимание композиции в художественных направлениях искусства ХХ века.

Композиция в русском изобразительном искусстве. Композиционные принципы иконописи. Система обучения композиции в русской Академии художеств. Развитие теории композиции в трудах художников: В.А.Фаворского, А.А.Дейнеки, Б .З. Иогансона, К.Ф. Юона , Е .А. Кибрика, А.В.Лаптева, Д.А .Шмаринова.

3. Основные законы композиции: целостность, контрасты, жизненность, ритм.

Закон целостности: единство композиции с замыслом, формы с содержанием (конструктивная идея), подчиненность формы содержанию, подчиненность всех средств замыслу; неделимость композиции; неповторимость элементов (величин, пятен, интервалов, жестов, положений и т.д., за исключением орнаментальных композиций, где повторяются, чередуются формы, цвета, тона, интервалы, - фризовые композиции орнаментальные).

Закон контраста (сочетание противоположностей). Виды контрастов: объемное и плоское, контур и силуэт, светлое и темное, теплое и холодное, цветное и монохромное, контраст величин, контраст форм, контраст фактур, контраст цветов, контраст движений, контрасты положений, психологические и идейные контрасты.

Ритм как особая композиционная закономерность. Ритм – способ организации пространства, времени, движения и целостности в произведении искусства. Различный характер ритма в различных видах и жанрах искусства и в каждом отдельном произведении. Зависимость характера ритма от замысла художника. Характер ритма при симметричном и асимметричном построении композиции.

Законы новизны. Новизна формы и содержания в произведении. Новизна в композиции как главной художественной форме. Новизна в других формах произведения – в рисунке, в тоне, в цвете, в перспективных решениях. Наличие эстетического в содержании и форме, в композиции произведения, эстетического как качества новизны.

Закон жизненности. Передача в произведении движения во времени как композиционная задача. Показ в произведении типичных характеров и типичных обстоятельств, передача жизненности художественного образа.

4. Правила, приемы и средства композиции.

Правила композиции: сюжетно-композиционный центр и фризовая композиция, симметрия и асимметрия, равновесие.

Композиционные приемы: изоляция, “легкий верх, тяжелый низ”, вертикали и горизонтали, параллельность в композиции, расположение главного (на втором плане), гармония, золотое сечение.

Средства композиции: линия, штрих, пятно (тональное, цветовое), линейная перспектива, светотень, цвет, воздушная и цветовая перспектива.

Пространство и время как композиционные факторы.

Плоскость и пространство. Восприятие пространства и пространственный синтез на картине. Признаки трехмерного пространства на картине. Перспектива и образный пространственный строй картины.. Типы построения пространства. Время как фактор и задача композиции. Различные аспекты проблемы времени в картине. Изображение движения и времени. Действие и время. Конкретное историческое время в изобразительном искусстве.

7. Этапы работы над композицией Создание первоначальных эскизов, содержащих образную идею. Картон как одна из стадий работы над композицией картины. Выразительность сюжетно-композиционного центра, его смысловые и пластические связи с второстепенными частями картины, закон контрастов в главном и подчиненном. Цветовой строй картины, тональное напряжение.

  1. Композиция натюрморта. Задачи выполнения композиции тематического натюрморта.

Натюрморт как часть тематической картины и как самостоятельный жанр изобразительного искусства.

Натюрморт учебный, учебно – творческий и творческий. Их цели и задачи в процессе обучения и творческой деятельности.

Общие и специфические изобразительно – выразительные средства и приемы композиции натюрморта. Выполнение эскизов двух натюрмортов, объяснение темы заданий и упражнений, выполнение первоначальных эскизов (бумага, карандаш, акварель, гуашь).

Примерные темы:

1. «Осенний натюрморт», «Сибирский натюрморт».

2. «Моя профессия», «Атрибуты искусства», «Театральный»

Выполнение эскизов двух натюрмортов. Наброски, зарисовки, форэскизы композиции. Поиск цветового, тонового решения натюрмортов. Картон. Выполнение композиции в материале. Оформление работы.
1 курс, 2 семестр

1. Композиция интерьера.

Интерьер как внутреннее архитектурное пространство и как жанр изобразительного искусства. Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи. Интерьер как часть картины и его роль в раскрытии содержания произведения.

Композиционные основы построения интерьера. Выбор точки зрения, точки схода, линий горизонта. Угловая и фронтальная перспектива в интерьере. Определение формата с учетом характера интерьера и показа его в целом или части. Предмет и фигура как масштаб при построении интерьера. Ритм линий, объемов, пространства. Перспектива предметов и пространства.

Практические занятия
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Направление: 050600 Художественное образование (бакалавриат, заочная форма обучения)
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История...
«Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая учебная программа по педагогической практике по направлению...
Составитель: Хасбатов Ренат Саримович, доцент кафедры художественного образования
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по...
Охватывает I-III курсы и включает в себя несколько этапов, носящих преемственный характер
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconНаправление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая программа учебной дисциплины «Поэзия и проза Воронежского края»
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconРабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Программа дисциплины дс ф. 3(Б. 1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск