Скачать 333.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНА Ученым советом Института искусств НГПУ ________________ В.С. Елагин Протокол № ___ от «___»_________20__ г. Обсуждена на заседании кафедры живописи ___________________ А.Н. Тимошенко Протокол № ___ от «___»_________20__ г. Программа дисциплины ДС Ф.3(Б.1) Композиция Направление подготовки 050600 Художественное образование, Профиль Изобразительное искусство Квалификация выпускника бакалавр художественного образования Форма подготовки очная Авторы-составители: А.Н. Тимошенко доцент, зав. кафедрой живописи Ю.В. Березенцева старший преподаватель Новосибирск 2010 1. Цели освоения дисциплины Композиция – важнейшая учебная дисциплина в системе подготовки бакалавра художественного образования. Целями освоения дисциплины «Композиция» являются: - изучить теоретические основы композиции, - развить творческое воображения и образное мышление, художественную наблюдательность, зрительную память, умение видеть в окружающей действительности характерное и типическое, - сформировать умение творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной форме, реализовывать творческий замысел в убедительной художественной форме. Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров (в соответствии с ФГОС направления): - осуществление развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства; - использование разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; - владение основами общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Данная дисциплина относится к инвариативной части цикла специальных дисциплин учебного плана ДС Ф.3(Б.1) Изучение дисциплины неразрывно связано с: 1. общепрофессиональными дисциплинами: Введение в теорию живописи, Введение в теорию рисунка, Методика графики, Скульптура и пластическая анатомия, История искусств, Анализ и интерпретация произведения искусства. 2. специальные дисциплины Рисунок, Живопись, Основы декоративно-прикладного искусства 3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины Методика акварельной живописи Перечень компетенций а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): - общепрофессиональными (ОПК):
в) профильно-профессиональными (ППК) - сознательно применяет на практике основы изобразительной грамоты (ППК-2); - технически грамотно работает в различных живописных и графических техниках (акварель, гуашь, масляная живопись, темпера, пастель, мягкий материал и др.); применяет художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в своей творческой деятельности (ППК-4); - знает основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности; анализирует образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; реализует художественный замысел в практической художественной и педагогической деятельности (ППК-5). В результате освоения дисциплины студент должен: знать – теоретические основы композиции (законы, правила, приемы и средства), основные исторические этапы развития теории композиции, композиционные закономерности в творчестве выдающихся зарубежных и отечественных художников, основы композиции различных жанров изобразительного искусства и их особенности уметь – воспринимать информацию, обобщать, анализировать, ставить цели и выбирать оптимальные пути её достижения; анализировать произведения в различных видах изобразительного искусства, вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной художественной форме владеть – навыками реализации художественного замысла в творческой работе. 4. Структура и содержание дисциплины Композиция Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 140 часов. Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план I курс
Содержание дисциплины 1 курс, 1 семестр 1. Понятие “композиция”. Композиция как учебный предмет. Предмет, цели, задачи и содержание учебного курса композиции. Теоретические аспекты композиции в живописи. Связь курса композиции со специальными учебными дисциплинами по изобразительному искусству. Место композиции в теории искусствоведения, психологии художественного творчества. 2. Композиция как комплекс средств, приемов, правил и закономерностей для воплощения художественного замысла. Виды и жанры изобразительного искусства. Искусство как форма общественного сознания и образного отражения действительности. Композиция, образ, содержание, форма в произведении. Идея, тема, сюжет, мотив в картине. Классификация композиций по историко-стилевым (ренессансная, барочная, романтическая и т.д.), национально-региональным (композиция венецианской школы и др.) или жанрово-тематическим признакам (напр. композиция натюрморта, портрета, пейзажа). Основные исторические этапы развития теории композиции и методов ее преподавания. Композиция в искусстве Древнего мира – Восток, Египет, Греция. Наука о композиции в эпоху Возрождения. Влиянии трактатов на композиционный строй в живописном творческом наследии Альберти, Леонардо да Винчи, Джотто, Дюрера. Композиция в живописи ХVII-Х1Х веков. Вопросы композиции в научном и эпистолярном наследии У. Хогарта и Э. Делакруа и других художников. Новое понимание композиции в художественных направлениях искусства ХХ века. Композиция в русском изобразительном искусстве. Композиционные принципы иконописи. Система обучения композиции в русской Академии художеств. Развитие теории композиции в трудах художников: В.А.Фаворского, А.А.Дейнеки, Б .З. Иогансона, К.Ф. Юона , Е .А. Кибрика, А.В.Лаптева, Д.А .Шмаринова. 3. Основные законы композиции: целостность, контрасты, жизненность, ритм. Закон целостности: единство композиции с замыслом, формы с содержанием (конструктивная идея), подчиненность формы содержанию, подчиненность всех средств замыслу; неделимость композиции; неповторимость элементов (величин, пятен, интервалов, жестов, положений и т.д., за исключением орнаментальных композиций, где повторяются, чередуются формы, цвета, тона, интервалы, - фризовые композиции орнаментальные). Закон контраста (сочетание противоположностей). Виды контрастов: объемное и плоское, контур и силуэт, светлое и темное, теплое и холодное, цветное и монохромное, контраст величин, контраст форм, контраст фактур, контраст цветов, контраст движений, контрасты положений, психологические и идейные контрасты. Ритм как особая композиционная закономерность. Ритм – способ организации пространства, времени, движения и целостности в произведении искусства. Различный характер ритма в различных видах и жанрах искусства и в каждом отдельном произведении. Зависимость характера ритма от замысла художника. Характер ритма при симметричном и асимметричном построении композиции. Законы новизны. Новизна формы и содержания в произведении. Новизна в композиции как главной художественной форме. Новизна в других формах произведения – в рисунке, в тоне, в цвете, в перспективных решениях. Наличие эстетического в содержании и форме, в композиции произведения, эстетического как качества новизны. Закон жизненности. Передача в произведении движения во времени как композиционная задача. Показ в произведении типичных характеров и типичных обстоятельств, передача жизненности художественного образа. 4. Правила, приемы и средства композиции. Правила композиции: сюжетно-композиционный центр и фризовая композиция, симметрия и асимметрия, равновесие. Композиционные приемы: изоляция, “легкий верх, тяжелый низ”, вертикали и горизонтали, параллельность в композиции, расположение главного (на втором плане), гармония, золотое сечение. Средства композиции: линия, штрих, пятно (тональное, цветовое), линейная перспектива, светотень, цвет, воздушная и цветовая перспектива. Пространство и время как композиционные факторы. Плоскость и пространство. Восприятие пространства и пространственный синтез на картине. Признаки трехмерного пространства на картине. Перспектива и образный пространственный строй картины.. Типы построения пространства. Время как фактор и задача композиции. Различные аспекты проблемы времени в картине. Изображение движения и времени. Действие и время. Конкретное историческое время в изобразительном искусстве. 7. Этапы работы над композицией Создание первоначальных эскизов, содержащих образную идею. Картон как одна из стадий работы над композицией картины. Выразительность сюжетно-композиционного центра, его смысловые и пластические связи с второстепенными частями картины, закон контрастов в главном и подчиненном. Цветовой строй картины, тональное напряжение.
Натюрморт как часть тематической картины и как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Натюрморт учебный, учебно – творческий и творческий. Их цели и задачи в процессе обучения и творческой деятельности. Общие и специфические изобразительно – выразительные средства и приемы композиции натюрморта. Выполнение эскизов двух натюрмортов, объяснение темы заданий и упражнений, выполнение первоначальных эскизов (бумага, карандаш, акварель, гуашь). Примерные темы: 1. «Осенний натюрморт», «Сибирский натюрморт». 2. «Моя профессия», «Атрибуты искусства», «Театральный» Выполнение эскизов двух натюрмортов. Наброски, зарисовки, форэскизы композиции. Поиск цветового, тонового решения натюрмортов. Картон. Выполнение композиции в материале. Оформление работы. 1 курс, 2 семестр 1. Композиция интерьера. Интерьер как внутреннее архитектурное пространство и как жанр изобразительного искусства. Выражение через интерьер эстетических, социальных, профессиональных и других сторон эпохи. Интерьер как часть картины и его роль в раскрытии содержания произведения. Композиционные основы построения интерьера. Выбор точки зрения, точки схода, линий горизонта. Угловая и фронтальная перспектива в интерьере. Определение формата с учетом характера интерьера и показа его в целом или части. Предмет и фигура как масштаб при построении интерьера. Ритм линий, объемов, пространства. Перспектива предметов и пространства. Практические занятия |
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050600 Художественное образование (бакалавриат, заочная форма обучения) | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История... «Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя) | Рабочая учебная программа по педагогической практике по направлению... Составитель: Хасбатов Ренат Саримович, доцент кафедры художественного образования | ||
Рабочая учебная программа по учебно-исследовательской практике по... Охватывает I-III курсы и включает в себя несколько этапов, носящих преемственный характер | Направление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300.... Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Поэзия и проза Воронежского края» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование | Рабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400.... Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400.... Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр |