Программы, по которым мы работаем





Скачать 136.23 Kb.
НазваниеПрограммы, по которым мы работаем
Дата публикации14.10.2013
Размер136.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Программы, по которым мы работаем

«Есть программы, где расписан каждый день работы педагога, и есть такие, которые предоставляют большую творческую свободу воспитателям, видя в них непосредственных соавторов».

К.Ю.Белая

Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений.

Работа по единой обязательной для всех учреждений программе, которой была долгие годы «Программа воспитания и обучения в детском саду» недостаточно учитывала сензитивность возраста, недооценивала самоценность дошкольного периода детства, порождала единообразие форм, содержания и методов педагогического процесса и в конечном итоге приводила к формализму.


Создание «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) и принятие ряда нормативно-правовых документов закрепили за дошкольным учреждением право выбора программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также право разработки собственных (авторских) программ. Это означало пересмотр содержания образования, его обновление и изменение; инновационность педагогических технологий, оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах: игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной, познавательной.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В каждой программе, как и в любом явлении есть позитивные и негативные моменты, есть свои «за» и «против», есть такие особенности, которые не всегда могут быть бесспорно приняты любым педагогом.

Кроме того, возникают терминологические трудности при определении понятия «программа». Традиционно понималось, что программа излагает образовательные и развивающие задачи, показывает возрастные ориентиры и достижения дошкольников. В настоящее время имеются все основания рассматривать современные образовательные программы не только с точки зрения инновационности содержания и технологии, но и с точки зрения ее комплектности.

Важнейшую часть комплекта составляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка. Его развитие, на создание условий, способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.

Центральной составляющей комплекта является четко изложенная программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками.

Реализация идей авторов с использованием разработанной ими технологии становится возможной только при наличии методических материалов (рекомендаций) для практического работника и учебно-методических пособий, входящих в комплект программно-методической документации и адресованных дошкольникам, педагогам и родителям.

Наличие или отсутствие полного пакета программно-методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического потока.

Воспитательно-образовательная работа в ДОУ осуществляется по базовой программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», разработанной авторским коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детств» имени А.В. Запорожца. Программа базируется на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки и данных современных исследований развития ребенка. В ее основу положена концепция психологического, а не календарного возраста, как этапа, стадии детского развития характеризующегося своей структурой и динамикой.

В данной программе определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим не каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности - главные условия усвоения ребенком нравственный ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития - формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. Так, в разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации.

В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направления развития ребенка, включены:

  • характеристика возрастных возможностей детей;

  • общие показатели развития;

  • базисные характеристики личности;

  • рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

Программа «Истоки» - программа открытого типа. Ниже в таблице представлено комплексирование технологий и парциальных программ, которые используют педагоги в соответствии со спецификой воспитательно-образовательных программ.


Линии развития

Дополнительные

программы

Технологии

Физическое

развитие и здоровье:

  • Закаливание

  • Культурно-гигиенические навыки

  • Психическое здоровье

  • Безопасность

  • Двигательная деятельность

  • Подвижная игра

  • Князева О.Л., Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М., 1996

  • Зимонина В.И. Расту здоровым. – М.: Владос, 2003

  • Князева О.Л., Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М., 1996

  • Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. – М.: Владос, 2001

  • Щербаков В.П. Физкультура от 3 до 17 лет. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998

  • Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: АРКТИ, 1998

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: Линка-Пресс, 1993

  • Синкевич Е.Л. Физкультура для малышей. - С-ПБ.: Детство-Пресс, 2000

  • Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991

  • Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей Дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

Познавательное

развитие:

  • Мир, в котором мы живем

  • Природа и ребенок

  • Математические представления

  • Конструирование

  • Начала грамоты




  • Рыжова Н.А Программа «Наш дом – природа». Пособие для педагогов – М.: Карапуз, 2001

  • Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ, 2003

  • Новикова В.П. Математика в детском саду: Конспекты занятий. – М.:. Мозаика-Синтез, 2003

  • Парамонова Л.А. Конструирование в детском саду. М.: Карапуз, 2000

  • Обучение дошкольников грамоте: методическое пособие / Журова Л.Е., Дурова Н.В. / Под ред. Н.В.Дуровой. – М.: Школа-Пресс, 2000

Социальное

развитие:

  • Социальная компетентность

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Козлова С.А. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2005




  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.: ЦГЛ, 2004

  • Голицына И.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. – М.: Мозаика-синтез, 2004

  • Нечаева В.Г. Воспитание детей в труде. – М.: Просвещение, 1992

Художественно-эстетическое

развитие:

  • Художественная литература

  • Изобразительное искусство и детский дизайн

  • Дети в музее изобразительного искусства

  • Музыка и музыкальное движение

  • Театрализованная игра

  • Игра-драматизация

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. –М.: Карапуз-Дидактика, 2006

  • Князева О.Л. Приобщение к истокам русской народной культуры. – С-Пб.: Акцидент, 1997

  • Куцакова Л.В. Программа «Москвичок». – М., 1998

  • Радынова О.Д. Музыкальные шедевры. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997

  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения. – М.,1996

  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Ознакомление с художественной литературой. – М., 2002

  • Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Карапуз, 2000

  • Казакова Т.Г. Рисуем натюрморт. – М.: Карапуз, 2003.

  • Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997г.

  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Владос, 1999

  • Бекина С.И. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1981

  • Грибовская А.А. Дошкольникам о живописи, скульптуре и архитектуре. – М.: Педагогическое общество России, 2004

Речь

и речевое общение

  • Ушакова О.С. Занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста. – М.: Совершенство, 1998

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 1999





Осуществляется коррекционной службой ГОУ в двух направлениях:

    1. коррекция физических нарушений (для детей с диагнозом: нарушения опорно-двигательного аппарата), осуществляемая медико-педагогическим персоналом ГОУ;

    2. коррекция познавательной, эмоционально-личностной и поведенческой сферы (для всего контингента детей дошкольного возраста), осуществляемая учителем-дефектологом, педагогом-психологом и учителем-логопедом




Должность

Дополнительные

программы

Технологии

Педагог-психолог

  • Князева О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003

  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: генезис, 1999

  • Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности: «Открой себя». – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999

  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения. – С-Пб.: Детство-пресс, 1998

  • Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной к развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004

  • Давай проиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А.Пазухина. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2005

Учитель-логопед

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.,1991

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М.,1998

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей в ОНР (I, II, III периоды. – М.,2001

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей в ФФН (I, II, III периоды. – М.,2001

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,2001

  • Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – С-Пб.: Детство-Пресс, 1999

  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – С-Пб.: Акцидент, 1998

  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. – М.: Гном-пресс, 1999

Учитель-дефектолог

  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Тематическое планирование занятий / По общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997

  • Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Ника-пресс, 1998

  • Осипова А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001

  • Фомина Л.В. Сенсорное развитие: Программа для детей в возрасте 4-6 лет. – Ярославль, 1998

  • Иншаков О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2002

  • Кралина М.В. Логика. Учебное пособие для педагогов. – С.Пб.: У-Фактория, 1998

  • Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. – С.ПБ.: Питер, 2000

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1998

  • Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997

  • Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – Ленинград, 1977

Коррекция

нарушений опорно-двигательного

аппарата




  • Егоров Б.Б. Оздоровительно-воспитательная работа с детьми в ДОУ. – М., 1999

  • Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000

  • Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М., 2005



Дополнительные образовательные услуги оказываются на основании анализа опросов родителей, выявивших потребность в расширении зоны охвата и спектра образовательных услуг.

Дополнительные образовательные услуги оказываются:

  • по изобразительному искусству – педагогом дополнительного образования по изодеятельности в музейно-художественном комплексе «Золотая кисточка»,

  • по экологическому воспитанию – педагогом дополнительного образования по экологии в экологическом комплексе «Живая планета»,




Должность

Дополнительные

программы

Технологии

Педагог

дополнительного образования

по экологии

  • Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». Пособие для педагогов – М.: Карапуз, 2001

  • Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005

  • Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005

  • Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005

  • Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз-Дидактика, ТЦ Сфера, 2006

  • Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: Карапуз-Дидактика, ТЦ Сфера, 2006

  • Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 1998

  • Рыжова Н.А. Не просто сказки... Экологические рассказы, сказки и праздники – М.: Линка-Пресс, 2002

  • Рыжова Н.А., Рыжов И.Н. Моя Москва: Экологический атлас города для детей и родителей. – М.: ГПУ Мосэкомониторинг, 2004

  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: Теория и практика. – М., 1999

  • Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991

  • Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М.:.Педагогика, 1988

  • Плешаков А.Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1995

Педагог

дополнительного образования по изобразительному искусству

  • Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: ТЦ Сфера, 2001

  • Михайлова И.Е. Живопись, графика. М.,1999

  • Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Карапуз, 2000

  • Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006 (Программа развития)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы, по которым мы работаем iconАнализ урока Урок проводился в 11 «А» классе. В классе обучается...
Урок проводился в 11 «А» классе. В классе обучается 28 учащихся. Мы с группой детей работаем вместе седьмой год. Дети по уровню развития...
Программы, по которым мы работаем iconРаботаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность....
За основу взята авторская программа Е. М. Гутник, А. В. Перышкин из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. Физика....
Программы, по которым мы работаем iconИстория взаимодействия кфу и компании вр
Казанским федеральным университетом и компанией British Petroleum был подписан Договор о пожертвовании, в соответствии с которым...
Программы, по которым мы работаем iconПринтер любимая для многих пользователей составляющая компьютерного...
Принтер — любимая для многих пользователей составляющая компьютерного комплекса. Вероятно, почти все мы, по большому счету, «работаем...
Программы, по которым мы работаем iconРаботаем с кадрами
Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем
Программы, по которым мы работаем iconУрока, а на седьмом уроке мы работаем с самими книгами
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, презентация PowerPoint (приложение)
Программы, по которым мы работаем iconПунктуационный разбор простого предложения
Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др
Программы, по которым мы работаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единственные вещи, которым на самом деле стоит учиться – это те вещи, которым вы учитесь после того
Программы, по которым мы работаем iconУрок математики в 1 классе
...
Программы, по которым мы работаем iconТематическое планирование по технологии Класс
Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: Аст – пресс школа
Программы, по которым мы работаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда мы пишем доклад по истории, с какой информацией мы работаем? (с текстовой)
Программы, по которым мы работаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня мы работаем вместе
Программы, по которым мы работаем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работаем по новым стандартам. Материалы стажировки учителей начальных классов. Выпуск 3
Программы, по которым мы работаем iconРеферат Психологические проявления лжи в общение людей
Оговорка, говорил он становится своеобразным «орудием которым выражаешь то, чего не хотелось сказать, которым выдаешь самого себя»....
Программы, по которым мы работаем iconПрограмма дополнительного образования в предкадетском классе «Основы военных знаний»
Рф начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, согласно которым школа реализует общеобразовательные...
Программы, по которым мы работаем icon1. Организационный момент: Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а...
Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа, д ф м н., доцент, математический факультет Ургпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск