Скачать 1.94 Mb.
|
Работаем в соответствии с ФГОС 2 поколения Новиков В.С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие (предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание») Требования к результатам освоения программы элективного курса Развернутое тематическое планирование элективного курса Москва – 2012 Учебное пособие адресовано профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений, учителям, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования России, а также всем гражданам РФ. © Новиков В.С., 2012 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии взаимодействия с различными категориями граждан в образовательном учреждении. Актуальность определяется также тем, что работники образовательных учреждений не имеют базового психологического образования. Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием педагогических работников и обучаемых с различными категориями граждан в образовательном учреждении. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями сотрудничества. Чтобы отношения сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого человека. Объект исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном учреждении. Предметом исследования являются: - научные и учебно-методические работы; - нормативно-правовые акты по данной проблематике. Цель исследования. Разработать психотехнологию сотрудничества для педагогических работников и обучаемых образовательных учреждений. Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач: - изучить структуру личности; - изучить правила, психотехники и психотехнологии общения; - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике; - разработать структуру взаимодействия для участников образовательного процесса; - разработать психотехнологию сотрудничества для работников и обучаемых образовательных учреждений. Методология и методы исследования. Основным методом сбора, анализа, обобщения и систематизации информации и методом познания проблемы исследования является всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов участниками образовательного процесса. Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные методом включенного педагогического общения, научная и учебно-методическая литература по данной проблематике, система повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области. Нормативную базу исследования составили нормы права, регламентирующие деятельность участников образовательного процесса. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана психотехнология сотрудничества для работников и обучаемых образовательных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые раскрыты комплексно функции, межличностные механизмы взаимовосприятия, структура общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы: - в педагогической деятельности участниками образовательного процесса; - в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем; - при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике; - при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательного процесса. Апробация результатов исследования и их внедрение. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, в научных статьях, в монографиях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах повышения квалификации работников образовательных учреждений. Глава 1. Структура личности 1.1. Структура личности Личность - совокупность устойчивых психических свойств, устойчивых психических образований, индивидуальных психологических особенностей, которые она формирует в активной профессиональной деятельности и в общении с различными категориями граждан, характеризующие ее со стороны направленности (сфера мотивационная) и включенности в систему общественных отношений (сфера опыта). Если мы проанализируем это определение, то выделим следующие психологические признаки личности: - устойчивость психических свойств и психических образований личности; - устойчивость индивидуально-психологических особенностей личности; - активность личности; - целостность психологической структуры личности; - индивидуальность психологической структуры личности; - уровень развития психики личности; - включенность личности в систему общественных отношений; - уровень развития профессионализма; - направленность личности. Психологический потенциал личности - уровень сформированности ее психики, ее четырех подструктур, ее способностей к развитию и саморазвитию, к совершенствованию и самосовершенствованию, к творчеству. Структура личности - относительно устойчивое единство определенным образом систематизированных, взаимосвязанных и взаимодействующих биологических и социально-обусловленных ее свойств, в котором определяющими являются последние. Если мы проанализируем эти три понятия, то можем сделать вывод, что психологическая структура любой личности условно состоит из четырех подструктур: направленности, опыта, форм отражения и самоуправления, биологической. К.К. Платонов утверждает что на четыре основные подструктуры личности накладываются характер и способности. ХАРАКТЕР Черты, характеризующие отношение личности к обществу, к объектам, к другим людям, к самому себе, к своему формальному и неформальному статусу, к своему здоровью, к труду, к собственности и т.п. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Профессиональная деятельность и общение Воспитание, приучение, самовоспитание Образование, самообразование, обучение, самообучение Индивидуальные и групповые упражнения Тренировочные практические занятия НАПРАВЛЕННОСТИ ОПЫТА БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ Рис. 1. Виды формирования структуры личности Мы имеем реальную возможность воздействовать только на подструктуру направленности личности школьника или учителя (далее – человека), а три остальные подструктуры, характер, общие и специальные способности мы должны учитывать при взаимодействии с различными категориями граждан..
В иерархии потребностей личности выделяют: первичные (физиологические) и вторичные потребности.
Рис. 3. Иерархия основных первичных и вторичных потребностей любой личности Направленность личности - иерархия устойчивых первичных и вторичных потребностей, которые обуславливают систему устойчивых побуждений человека, мотивацию его поведения, его психологические установки, его планы и перспективы, его близкие, средние и далекие перспективные цели, его целеустремленность, его избирательную активность. При изучении подструктуры направленности личности мы должны уметь выявить доминирующую потребность и близкие, средние и далёкие перспективные цели. чтобы психологически грамотно влиять на подструктуру направленности личности человека. Подструктура опыта личности – совокупность её житейских и научных профессионально-психологических знаний, навыков, умений, профессионально-деловых качеств, профессиональных привычек, психологических установок, психологической устойчивости, позитивного и негативного опыта и индивидуальная профессиональная концепция, которая формируется в процессе обучения, общения и профессиональной деятельности.
Рис. 4. Психические образования человека При взаимодействии человека с различными категориями граждан у личности формируется индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональная концепция человека - система научных профессионально-психологических знаний, навыков и умений и т.п., опосредованных личным индивидуальным опытом, обусловленных потребностями, поэтому им реально используемая в качестве руководства к действию в конкретных объектных, обстановочных и субъектных условиях.
Рис. 5. Объектные, субъектные, обстановочные юридические и психологические условия, в которых реализуются цели Клубов Е.П. в подструктуре опыта выделяет индивидуальную профессиональную концепцию. При этом Е.П. Клубов в структуре индивидуальной профессиональной концепции личности выделяет следующие компоненты:
Давайте мы эти компоненты рассмотрим на конкретном примере. Так, например, учителем в ОУ на месте происшествия застигнут правонарушитель, который пытается ударить ножом гражданина П., который сделал законное замечание неизвестному посягающему, когда он нарушал общественный порядок в МОУ - СОШ. |
Предпринимательства Основы домашней экономики и предпринимательства. Элективный курс профильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Тамбов: то ипкро,... | Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Учебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии... Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной... | ||
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной... Шумилова Виктория Августовна, учитель географии мбоу средняя общеобразовательная школа №31 г. Белгорода | Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | ||
Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки... | Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
1. История развития литературы. Унт «Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе» | Программа адоптирована к дистанционной форме обучения и дополнена Программа составлена на основе умк «Создаем школьный сайт в Интернете». Элективный курс: Учебное пособие. Бином. Лаборатория знаний,... | ||
Примерное тематическое планирование по обществознанию (7 класс) Учебник... Межличностные отношения, чувства основа отношений, виды межличностных отношений | Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие Сухарева, Л. И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10 – 11 классы: учебно-методический комплект / Л. И. Сухарева. – М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp» предназначен для обучающихся 7 класса. Курс включает углубление... | Учебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для... Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».... |