Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание»





НазваниеРаботаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание»
страница1/12
Дата публикации15.08.2013
Размер1.94 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Работаем

в соответствии

с ФГОС 2 поколения

Новиков В.С.

Личность. Межличностные отношения
Учебное пособие

(предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание»)

Требования к результатам

освоения программы

элективного курса
Развернутое тематическое

планирование

элективного курса

Москва – 2012

Учебное пособие адресовано профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений, учителям, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования России, а также всем гражданам РФ.

© Новиков В.С., 2012


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии взаимодействия с различными категориями граждан в образовательном учреждении.

Актуальность определяется также тем, что работники образовательных учреждений не имеют базового психологического образования.

Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием педагогических работников и обучаемых с различными категориями граждан в образовательном учреждении. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями сотрудничества. Чтобы отношения сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого человека.

Объект исследования являются процесс и результат взаимодействия участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

Предметом исследования являются:

- научные и учебно-методические работы;

- нормативно-правовые акты по данной проблематике.

Цель исследования. Разработать психотехнологию сотрудничества для педагогических работников и обучаемых образовательных учреждений.

Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- изучить структуру личности;

- изучить правила, психотехники и психотехнологии общения;

- проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;

- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;

- разработать структуру взаимодействия для участников образовательного процесса;

- разработать психотехнологию сотрудничества для работников и обучаемых образовательных учреждений.

Методология и методы исследования. Основным методом сбора, анализа,

обобщения и систематизации информации и методом познания проблемы исследования является всеобщий универсальный метод познания – материалистическая диалектика. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос участников образовательного процесса, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, включенное педагогическое общение, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод решения конкретных юридических конфликтов участниками образовательного процесса.

Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные методом включенного педагогического общения, научная и учебно-методическая литература по данной проблематике, система повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области.

Нормативную базу исследования составили нормы права, регламентирующие деятельность участников образовательного процесса.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработана психотехнология сотрудничества для работников и обучаемых образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые

раскрыты комплексно функции, межличностные механизмы взаимовосприятия, структура общения, коммуникативные барьеры, психологические приемы, формирующие симпатию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

- в педагогической деятельности участниками образовательного процесса;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке вышеуказанных проблем;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, лекций, учебных пособий и учебников по данной проблематике;

- при подготовке справочных и методических материалов для участников образовательного процесса.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Общие выводы, предложения и рекомендации изложены автором в лекциях, учебных пособиях, учебно-методических пособиях, в научных статьях, в монографиях, учебных планах, учебно-тематических планах, учебных программах повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Глава 1. Структура личности
1.1. Структура личности
Личность - совокупность устойчивых психических свойств, устойчивых психических образований, индивидуальных психологических особенностей, которые она формирует в активной профессиональной деятельности и в общении с различными категориями граждан, характеризующие ее со стороны направленности (сфера мотивационная) и включенности в систему общественных отношений (сфера опыта).

Если мы проанализируем это определение, то выделим следующие психологические признаки личности:

- устойчивость психических свойств и психических образований личности;

- устойчивость индивидуально-психологических особенностей личности;

- активность личности;

- целостность психологической структуры личности;

- индивидуальность психологической структуры личности;

- уровень развития психики личности;

- включенность личности в систему общественных отношений;

- уровень развития профессионализма;

- направленность личности.

Психологический потенциал личности - уровень сформированности ее психики, ее четырех подструктур, ее способностей к развитию и саморазвитию, к совершенствованию и самосовершенствованию, к творчеству.

Структура личности - относительно устойчивое единство определенным образом систематизированных, взаимосвязанных и взаимодействующих биологических и социально-обусловленных ее свойств, в котором определяющими являются последние.

Если мы проанализируем эти три понятия, то можем сделать вывод, что психологическая структура любой личности условно состоит из четырех подструктур: направленности, опыта, форм отражения и самоуправления, биологической. К.К. Платонов утверждает что на четыре основные подструктуры личности накладываются характер и способности.


ХАРАКТЕР

Черты, характеризующие отношение личности

к обществу, к объектам, к другим людям, к самому себе, к своему формальному и неформальному статусу, к своему здоровью, к труду, к собственности и т.п.

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Профессиональная деятельность и общение

Воспитание, приучение, самовоспитание

Образование, самообразование, обучение, самообучение

Индивидуальные и групповые упражнения

Тренировочные практические занятия

НАПРАВЛЕННОСТИ

ОПЫТА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ







ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ










Рис. 1. Виды формирования структуры личности

Мы имеем реальную возможность воздействовать только на подструктуру направленности личности школьника или учителя (далее – человека), а три остальные подструктуры, характер, общие и специальные способности мы должны учитывать при взаимодействии с различными категориями граждан..


ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ


Н

А

П

Р

А

В

Л

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь
Л

И

Ч

Н

О

С

ТИ





М

И

Р

О

В

О

ЗЗ

Р

Е

Н

И

Е





Убеждения

Влечения

Желания

Идеалы

Склонности

Интересы

Ценности





П

О

Т

Р

Е

Б

Н

О

С

Т

И





М

О

Т

И

В

Ы





У

С

Т

А

Н

О

В

К

И





П

Л

А

Н

Ы
И
П

Е

Р

С

П

Е

К

Т

И

В

Ы





Близкие, средние и далекие перспективные ЦЕЛИ

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Рис. 2. Направленность личности
В иерархии потребностей личности выделяют: первичные (физиологические) и вторичные потребности.




ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ

(в формальном социальном статусе)

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ

(в престиже, в неформальном социальном статусе - это потребность быть значительным, великим, уважаемым, нужным и т.п.)

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

(иметь "свой" круг общения в формальной и неформальной группе, иметь хобби и т.п.)

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

(в самосохранении, в личной физической, психологической, экономической и т.п. безопасности)

ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАЛЬНЫХ (ЖИЗНЕННЫХ), Т.Е. В ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ (ПЕРВИЧНЫХ) ПОТРЕБНОСТЯХ

(в еде, в сне, в одежде, в жилище, в деньгах и в том, что на них можно купить и т.п.)



Рис. 3. Иерархия основных первичных и вторичных потребностей любой личности

Направленность личности - иерархия устойчивых первичных и вторичных потребностей, которые обуславливают систему устойчивых побуждений человека, мотивацию его поведения, его психологические установки, его планы и перспективы, его близкие, средние и далекие перспективные цели, его целеустремленность, его избирательную активность.

При изучении подструктуры направленности личности мы должны уметь выявить доминирующую потребность и близкие, средние и далёкие перспективные цели. чтобы психологически грамотно влиять на подструктуру направленности личности человека.

Подструктура опыта личности – совокупность её житейских и научных профессионально-психологических знаний, навыков, умений, профессионально-деловых качеств, профессиональных привычек, психологических установок, психологической устойчивости, позитивного и негативного опыта и индивидуальная профессиональная концепция, которая формируется в процессе обучения, общения и профессиональной деятельности.


ПОДСТРУКТУРА ОПЫТА




Система научных профессионально-психологических ЗНАНИЙ




Индивидуальная профессиональ­ная концепция

Начальные профессиональные умения

Простые профессиональные навыки

Сложные профессиональные навыки

Сложные профессиональные умения

Профессионально развитые психологические качества

Профессионально-деловые качества

Профессионально-психологическая устойчивость

Профессионально-психологические привычки

Профессионально-психологические установки

Позитивный и негативный опыт


Рис. 4. Психические образования человека

При взаимодействии человека с различными категориями граждан у личности формируется индивидуальная профессиональная концепция.

Индивидуальная профессиональная концепция человека - система научных профессионально-психологических знаний, навыков и умений и т.п., опосредованных личным индивидуальным опытом, обусловленных потребностями, поэтому им реально используемая в качестве руководства к действию в конкретных объектных, обстановочных и субъектных условиях.


Близкие, средние и далекие перспективные цели человека







Обстоятельства, в которых реализуются цели



Рис. 5. Объектные, субъектные, обстановочные юридические и психологические условия, в которых реализуются цели
Клубов Е.П. в подструктуре опыта выделяет индивидуальную профессиональную концепцию. При этом Е.П. Клубов в структуре индивидуальной профессиональной концепции личности выделяет следующие компоненты:

  • сверхзадача;

  • целевое профессиональное наполнение;

  • управленческие замыслы.

Давайте мы эти компоненты рассмотрим на конкретном примере. Так, например, учителем в ОУ на месте происшествия застигнут правонарушитель, который пытается ударить ножом гражданина П., который сделал законное замечание неизвестному посягающему, когда он нарушал общественный порядок в МОУ - СОШ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПредпринимательства
Основы домашней экономики и предпринимательства. Элективный курс профильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Тамбов: то ипкро,...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconЭлективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной...
Шумилова Виктория Августовна, учитель географии мбоу средняя общеобразовательная школа №31 г. Белгорода
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПрограмма элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconТема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.»
Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» icon1. История развития литературы. Унт
«Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе»
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПрограмма адоптирована к дистанционной форме обучения и дополнена
Программа составлена на основе умк «Создаем школьный сайт в Интернете». Элективный курс: Учебное пособие. Бином. Лаборатория знаний,...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПримерное тематическое планирование по обществознанию (7 класс) Учебник...
Межличностные отношения, чувства основа отношений, виды межличностных отношений
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПрохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие
Сухарева, Л. И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10 – 11 классы: учебно-методический комплект / Л. И. Сухарева. – М.:...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс «Работаем в растровом графическом редакторе Gimp» предназначен для обучающихся 7 класса. Курс включает углубление...
Работаем в соответствии с фгос 2 поколения Новиков В. С. Личность. Межличностные отношения Учебное пособие предметно-ориентированный элективный курс профильной подготовки «Обществознание» iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск