Пунктуационный разбор простого предложения





НазваниеПунктуационный разбор простого предложения
Дата публикации22.06.2014
Размер53.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Пунктуационный разбор простого предложения

Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.
Урок подготовила и провела Черняева Татьяна Сергеевна

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.
Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.
ХОД УРОКА

I. Слово учителя
Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.
Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант
Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);

2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);

3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая);

4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее);

5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное);

6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);

7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение);

8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).
Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа
1. Что изучает пунктуация?

2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)

3. Назовите известные вам знаки препинания.
Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)
Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.
(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)
В реке там рыба на бугре,

Мычит корова в конуре,

Собака лает на заборе,

Поет синичка в коридоре,

Играют дети на стене,

Висит картина на окне,

Узоры инея в печурке,

Горят дрова в руках девчурки,

Нарядная там кукла в клетке,

Ручной щегол поет салфетки,

Там на столе лежат коньки,

К зиме готовят там очки,

Лежат для бабушки тетрадки,

Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.
1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)

2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)
Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.
1. Ребята, вы любите спорт?

2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)

3. Месяц светит, но не греет.
Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.

– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?

– С каким знаком препинания дружит слово «пожалуйста»?
(Ответы учеников.)
(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)
У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.
ИНСЦЕНИРОВКА
Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?

Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.

Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.

(Варианты ответов заранее записаны на доске.)

Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.

(Красная карточка)

Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.

(Зеленая карточка)

По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.

(Синяя карточка)
Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.

– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)

Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:

Муравей, ты должен проявить сострадание.5
Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220
Сначала выясняется значение слова предтеча.
– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.

(Изображение Незнайки на доске.)

Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.

(Дети записывают предложения в исправленном виде.)
1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.

2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

3. Молодцы ребята хорошо работаете.
Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.
Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.
1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает... (пунктуационный разбор).

2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой... (5).

3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).
Задание. Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить!
Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?
Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.
(А.Блок)
Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока
Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!
(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание
На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пунктуационный разбор простого предложения iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения
«любимых» ошибок, формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции...
Пунктуационный разбор простого предложения iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Пунктуационный разбор простого предложения iconРабочая программа по элективному курсу «Грамматический разбор предложения»
Планирование курса «Грамматический разбор предложения» ориентировано на 35 часов (1 час в неделю в 10 классе)
Пунктуационный разбор простого предложения iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.»
Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на...
Пунктуационный разбор простого предложения iconКалендарно-тематическое планирование. 7 Класс
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический...
Пунктуационный разбор простого предложения iconСинтаксический и пунктуационный разбор
Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д. 16, тел. 8 (49624) 56-183
Пунктуационный разбор простого предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объяснительный диктант. Фонетический, словообразовательный, морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложения
Пунктуационный разбор простого предложения iconСинтаксический и пунктуационный разбор
Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах ссп по значению и союзам и закрепить знания о постановке запятой, точки с...
Пунктуационный разбор простого предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: простые и сложные предложения. Грамматическая характеристика простого предложения
Пунктуационный разбор простого предложения iconУрок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»
Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных...
Пунктуационный разбор простого предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практические задачи: повторение грамматики, учить читать текст с полным пониманием, тренировать употребление настоящего простого,...
Пунктуационный разбор простого предложения iconТематическое планирование русский язык (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская) 6 класс
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце простого предложения
Пунктуационный разбор простого предложения iconПравописание н и нн в разных частях речи (в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях)
Выполните синтаксический разбор предложения, расставив знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы
Пунктуационный разбор простого предложения iconУрок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения"
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Пунктуационный разбор простого предложения iconТема: What do you do to help your family?
Тренировать учащихся в применении настоящего простого и прошедшего простого времени
Пунктуационный разбор простого предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения по членам (Повторение синтаксической роли прилагательных в предложении)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск