Скачать 53.7 Kb.
|
Пунктуационный разбор простого предложения Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Урок подготовила и провела Черняева Татьяна Сергеевна Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи. Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации. ХОД УРОКА I. Слово учителя Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения. Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины. II. Терминологический диктант Учитель читает определение, учащиеся записывают термины. 1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис); 2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание); 3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая); 4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее); 5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное); 6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство); 7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение); 8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное). Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить. III. Совместная работа 1. Что изучает пунктуация? 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.) 3. Назовите известные вам знаки препинания. Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов) Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.) Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте. (На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».) В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. (Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации») Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы. 1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.) 2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.) Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях. 1. Ребята, вы любите спорт? 2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев) 3. Месяц светит, но не греет. Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. – Ребята, какие слова помогают быть вежливыми? – С каким знаком препинания дружит слово «пожалуйста»? (Ответы учеников.) (На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».) У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их. ИНСЦЕНИРОВКА Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня? Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь. Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку. (Варианты ответов заранее записаны на доске.) Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья. (Красная карточка) Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи. (Зеленая карточка) По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой. (Синяя карточка) Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ. – Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.) Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения: Муравей, ты должен проявить сострадание.5 Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения. IV. Работа с учебником. Упражнение 220 Сначала выясняется значение слова предтеча. – Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка. (Изображение Незнайки на доске.) Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их. (Дети записывают предложения в исправленном виде.) 1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды. 3. Молодцы ребята хорошо работаете. Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения. Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить. 1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает... (пунктуационный разбор). 2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой... (5). 3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... (какие знаки препинания нужно поставить в предложении). Задание. Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить! Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро? Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл. (А.Блок) Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла. (А.Шапиро) V. Подведение итогов урока Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (По А.Каневскому) VI. Домашнее задание На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44. |
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разбор простого предложения «любимых» ошибок, формирование умения выполнять синтаксический разбор простого предложения, совершенствования коммуникативной компетенции... | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Грамматический разбор предложения» Планирование курса «Грамматический разбор предложения» ориентировано на 35 часов (1 час в неделю в 10 классе) | Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения.» Идеш(ь),зар(о,а)сли,ц(ы,и)рк,акц(ы,и)я,ш(о,е)рты,(з,с)десь,(з,с)делать,бе(з,с)заботный,бе(з,с)шумный,страниц(ы,и),лисиц(ы,и)н,падчериц(и,ы)н,на... | ||
Календарно-тематическое планирование. 7 Класс Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический... | Синтаксический и пунктуационный разбор Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д. 16, тел. 8 (49624) 56-183 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Объяснительный диктант. Фонетический, словообразовательный, морфологический разбор слов. Синтаксический разбор предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах ссп по значению и союзам и закрепить знания о постановке запятой, точки с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: простые и сложные предложения. Грамматическая характеристика простого предложения | Урок по русскому языку в 4 «А» классе по теме: «Синтаксический разбор предложения» Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практические задачи: повторение грамматики, учить читать текст с полным пониманием, тренировать употребление настоящего простого,... | Тематическое планирование русский язык (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская) 6 класс Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце простого предложения | ||
Правописание н и нн в разных частях речи (в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях) Выполните синтаксический разбор предложения, расставив знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы | Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения" Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | ||
Тема: What do you do to help your family? Тренировать учащихся в применении настоящего простого и прошедшего простого времени | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения по членам (Повторение синтаксической роли прилагательных в предложении) |