Скачать 334.51 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ципьинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа По обществознанию учителя истории и обществознания и английского языка Ивановой Лилии Леонидовны 9 класс 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа курса «Обществознание» для 9 класса разработана на основе примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Дрофа, 2007). Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, 9класс, 2009 г., включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год. Всего в 9 классе предполагается изучение 3 разделов по сферам общества: 1. Политическая сфера.10 часов. 2. Человек и его права.16 часов. 3. Духовная сфера.8 часов Данное планирование полностью соответствует примерной программе основного общего образования по обществознанию. Структура изучения курса в 9 классе следующая:
Тема «Право» частично изучалась в 7 классе (в объеме 6 часов, в разделе «Подросток и закон»), поэтому в 9 классе изучаются наиболее сложные вопросы, кроме того, на уроках будет проводиться сопутствующее повторение. Национально-региональный компонент реализуется в объеме 6 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Татарстан с опорой на публикации в средствах массовой информации.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы. Лабораторные и практические работы. Форма итоговой аттестации: контрольная работа (1 час) В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения обществознания на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по обществознанию. Главная цель - создать условия для ориентации учащихся в многообразии общественных отношений и осуществлению мотивированного выбора дальнейшего профиля обучения на старшей ступени. Задачи изучения обществознания в 9 классе: - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях. Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года: -знать изученные основные обществоведческие термины тем « Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; -называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства; -сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными; -характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки; -объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние, а так же взаимодействие общества и природы, человека и общества; -приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; -давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении; -самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявлении, доверенностей и т.д.). -использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В соответствии с программой 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Данные лабораторные и практические работы диффузно включаются в каждый урок: -работа с различными педагогически адаптированными и неадаптированными источниками социальной информации, в том числе Интернет; -формулирование на основе анализа разнородной социальной информации собственных заключений и оценочных суждений; -решение проблемных, логических, творческих задач, в том числе тренировочных заданий КИМов ГИА; -участие в обучающих играх (ролевых, организационно-деловых, ситуативных), тренингах, моделирующих реальные жизненные ситуации; -участие в дискуссиях, диспутах по актуальным социальным и политическим проблемам; -Осуществление учебно-исследовательской работы по социальной проблематике и др. Основой для диагностики сформированности компетенций и контроля знаний являются: -словарная работа; -понятийный (терминологический) диктант; -анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов; -тесты; -решение ситуационных задач; -творческие задания-задачи; -сочинение-миниатюра; -рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная); -различные виды публичных выступлений; -педагогическое наблюдение; -анкетирование. Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся: Глава 1. Политическая сфера. Знать/понимать - знать термины раздела «Политическая сфера»; - роль политики в жизни общества; - понятия « правовое государство» и «гражданское общество». Уметь - сравнивать формы правления, национально-государственного устройства, политические режимы; - объяснять роль политики в жизни общества; - характеризовать правовое государство и гражданское общество; -приводить примеры участия граждан в политической жизни; - называть основные политические партии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации; - уметь работать с текстом. Глава 2. Человек и его права. Знать/понимать - основы конституционного строя РФ; - основные права человека, - основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, - деятельности органов местного самоуправления; - основные отрасли права; Уметь - характеризовать основы конституционного строя РФ; - называть основные права человека, - характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, - приводить примеры деятельности органов местного самоуправления; - называть основные отрасли права; - сравнивать уголовные и административные правонарушения; - приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - работы с текстом законов; - давать оценку действиям людей с точки зрения закона. Глава 3. Духовная сфера. Знать/понимать - основные элементы системы образования, основные религии; - нормы морали и права; - характеризовать духовную жизнь человека и общества. Уметь - приводить примеры искусства; -давать оценку поведения в ситуации морального выбора. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - извлечения социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; - решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; - формулирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; Для достижения требуемых результатов рабочая программа предусматривает использование ведущих технологий в преподавании курса, а именно личностно ориентированные технологии контекстного обучения: проблемное обучение, интегрированное обучение, технология критического мышления, интерактивные технологии. В преподавании курса отдается предпочтение активным и интерактивным методам и формам (круглый стол, дебаты, организационно-деятельностные игры (ОДИ), ролевые и деловые игры, пресс-конференции и т.д.) в целях содействия в овладении ключевыми компетентностями. Каждое занятие завершается устной либо письменной рефлексией, что является важным условием диагностики включенности учащегося в проблематику занятия и курса в целом. По итогам изучения каждого раздела предусмотрено контрольное тестирование. Индикаторы сформированности компетенций ориентировочные, т.к. некоторые результаты обучения в силу специфики предмета могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников (прежде всего, к данным результатам относится использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни).
|