Скачать 375.26 Kb.
|
Министерство образования и науки в РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Для студентов очной и заочной формы обучения специальности 030501.65, направления 030500.62 «Юриспруденция» Новочеркасск 2011 Составитель: старший преподаватель Бочарова О.В. Цель: планы лабораторных занятий предназначены для использования при изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право» студентами, обучающимися по специальности 030501.65, направления 030500.62 «Юриспруденция». Содержание лабораторных занятий по курсу «Уголовно-исполнительное право» включает в себя перечень вопросов, подлежащих обсуждению на занятиях и вопросов для составления отчета к каждой теме. Тираж: 30 экз. Объем: 26с. Форма обучения: очная и заочная Курс: 3, 5 Специальность 030501.65 Направление 030500.62 «Юриспруденция» Обсуждено на заседании кафедры юриспруденции Протокол № 2 от 19.10.2011 года Заведующий кафедрой юриспруденции В.В. Низовцев ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Изучить основные нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу уголовно-исполнительного законодательства России. ПОЯСНЕНИЯ К РАБОТЕ. С 1.07.1997 г вступил в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и за это время в процессе применения выявились не только положительные его свойства, но и весьма существенные недостатки при реализации отдельных правовых норм. Это потребовало внести в него значительное число изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической ситуации в стране, с другой изменениями функционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей УИС из МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ. Конечно, выявились и отдельные просчеты, недостатки и пробелы в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний. Ведущую роль в системе правовых актов уголовно-исполнительной системы России играет Конституция РФ 1993 г. Она установила конституционные гарантии защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, которые перечисляются в главе 2 Конституции РФ в соответствии с ратифицированной нами Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Уголовно-исполнительное законодательство составляет система различных нормативных правовых актов в виде законов: Закон от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Закон «О введении в действие Уголовно исполнительного кодекса РФ», Федеральный закон от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. №904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ в ведение Министерства юстиции РФ» и т.д. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества. Международные стандарты в области уголовного правосудия и исполнения уголовных наказаний зафиксированы в некоторых статьях Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., а также в специально принятых в этих целях международных документах - Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и правонарушений от 30 августа 1955 г. и одобренных Экономическим и Социальным Советом ООН в его резолюциях от 31 июля 1957 г., от 13 мая 1977 г. и 25 мая 1984 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержденных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.); Стандартных минимальных правилах ООН в отношении лиц, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила 1990 г.); Минимальных стандартных правилах ООН в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г.) и других документах Совета Европы. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ Процесс выполнения работы следует разбить на три логических части.
Начинать изучение следует с анализа конституционных норм РФ об уголовно-исполнительной системе России. Далее желательно сконструировать модель системы исполнения наказаний в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ, при этом следует обратить внимание на законодательные акты пенитенциарной системы дореволюционной России, тюремной системы периода Временного правительства, исправительно-трудовым правом советского периода до 1996 г. Провести сравнительный анализ правовой базы с точки зрения современности и каждого из указанных периодов. 2.Международное регулирование уголовно-исполнительного права. В 1996г. РФ вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные нормы, составляющие основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего – положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Значительная их часть относится к сфере уголовной юстиции. В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осуждёнными. В своей работе студент должен определить в какой мере международные стандарты обращения с осужденными влияют на реформирование уголовно-исполнительного законодательства России; направления и проблемы реализации международных норм в нашей стране. 3.Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" призвана обеспечить дальнейшее развитие УИС, соблюдение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и осужденных к лишению свободы, а также создать условия для реализации положений международных стандартов обращения с подследственными и осужденными. Главной целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ и международными стандартами. Студенту необходимо рассмотреть концепцию реформирования Уголовно-исполнительной системы РФ, определить основные задачи и мероприятия в этой области; что уже осуществилось и что необходимо сделать в области исполнения наказаний. При подготовке к выполнению лабораторной работы студенты должны изучить следующие теоретические вопросы по данной теме: 1. Охарактеризовать основные положения в Конституции, касающиеся уголовно-исполнительной системы. 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ, основная характеристика, проблемы применения законодательства на практике. 3 Модель системы исполнения наказаний, (основная характеристика видов наказаний). 4. Пенитенциарная система дореволюционной России 5. Пенитенциарная наука и тюремная система периода Временного правительства. 6. Правовое обеспечение уголовно-исполнительной политики РСФСР в 1917-1959 гг. 7. Исправительно-трудовое право и кодификация законодательства России в 1959-1990гг. 8. Формирование уголовно-исполнительной политики суверенной России в 1991-1996 гг. 9. Международные стандарты в области исполнения наказания. Актуальные проблемы реализации международных стандартов в России. 10. Концепция реформирования УИС, ее основные мероприятия и задачи ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА. Отчет должен быть оформлен в соответствии с традиционными требованиями ЮРГТУ (НПИ) и кафедры юриспруденции: иметь титульный лист, структуру, список использованной литературы; должен быть написан аккуратным разборчивым почерком или сделан в машинописном (компьютерном) варианте. Объем отчета – 5 страниц. Составить таблицу – описание правового регулирования уголовно исполнительной системы:
Литература: Основная литература.
Специальная литература.
Дополнительная литература.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 ОСНОВНЫЕ СРЕДТВА ИСПРАЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучить основные средства исправления осужденных предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом РФ. ПОЯСНЕНИЯ К РАБОТЕ. 1. УИК РФ внес весьма существенные изменения в режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. В своей работе студент должен рассмотреть принцип отбывания наказания в пределах территории субъекта РФ, в котором проживали осужденные, использование в практике исправительных учреждений технических средств, порядок применения которых регламентирует Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Уголовно-исполнительный кодекс РФ существенно расширил основания, по которым может быть введен режим особых условий в исправительных учреждениях (стихийные бедствия; чрезвычайное, особое или военное положения; групповые неповиновения осужденных (ст. 85 УИК)). В период действия режима особых условий может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня и т.д. Впервые в истории отечественной законодательной практики закрепляется право осужденных в установленном законом порядке обжаловать решение комиссии о переводе их в строгие условия отбывания наказания в исправительном учреждении или на строгий вид режима в тюрьме. Студенту необходимо рассмотреть это положение с позиции проблематичности применения на практике данной нормы. 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных рассматривает в контексте привлечения их к общественно полезному труду, а не самостоятельно, как это имело место раньше. В настоящее время, отношения по привлечению осужденных к лишению свободы к труду в своей основе регулируются законодательством о труде. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. 3. Развивая понятие исправления осужденных, УИК РФ в ст. 9 детально регламентируется содержание воспитательной работы в исправительных учреждениях. В ст. 109 Кодекса определяется, что воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, традициям и т.д. Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными, носят поощрительный, стимулирующий характер. К видам направления воспитания осужденных закон относит: нравственное воспитание, правовое воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание; религиозное воздействие; физическое воспитание; участие в самодеятельных учреждениях. 4. В целях поддержания надлежащего порядка в исправительных учреждениях и стимулирования осужденных к право-послушному поведению применяется развернутая система мер поощрения и взыскания (ст.113-119 УИК РФ). В УИК РФ внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся применения к осуждённым мер взыскания и поощрения. Изменилась система этих мер. В УИК РФ (ст. 115) включены новые виды взысканий, применяемых к осужденным – дисциплинарный штраф, а также перевод мужчин – злостных нарушителей порядка отбывания наказания в единые помещения камерного типа. Такого рода помещения создаются на несколько колоний. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ Изучение темы об основных средствах исправления осужденных следует начать с ознакомления со статьями Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997г. в сравнении с ранее действовавшим Исправительно-трудовым кодексом РСФСР. Студент должен выделить существенные изменения касающиеся: режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы; профессионального образования и профессиональной подготовки; привлечение осужденных к труду; воспитательной работы с осужденными. Необходимо детально обратить внимание на эти изменения и охарактеризовать целесообразность каждого. При подготовке к выполнению лабораторной работы студенты должны изучить следующие теоретические вопросы по данной теме: 1. Режим, как основное средство исполнения наказания. Применение ОРД в исправительных учреждениях. 2. Гуманизация режима как важнейшее направление уголовно-исполнительной политики. 3. Общественно-полезный труд, как средство исправления осужденных. 4. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы. 5. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы. 6. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА. Отчет должен быть оформлен в соответствии с традиционными требованиями ЮРГТУ (НПИ) и кафедры юриспруденции: иметь титульный лист, список использованной литературы; должен быть написан аккуратным почерком или сделан в машинописном (компьютерном) варианте. Объем отчета – 5страниц. Составить сравнительную таблицу (предварительно ознакомившись с перечисленными выше вопросами) режима по новому УИК РФ и предшествующему ИТК РСФСР:
|