Скачать 97.97 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Утверждена на заседанииУченого советафакультета30. января 2013г. Декан факультета ________________ Прокопов Ф.Т. ПРОГРАММА итогового ГОСУДАРСТВЕННОГО междисциплинарного экзамена ПО направлению 080200.62 «менеджмент» Москва, 2013 г. Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 080200.62 «Менеджмент» представляет собой итоговое испытание по профессионально-ориентированным проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», профиль специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление», предъявляемым к подготовке бакалавров. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Менеджмент» осуществляется в форме устного опроса по экзаменационному билету, состоящему из трёх вопросов, и включает тематику следующих дисциплин: Теория организации, Организационное поведение, История государственного управления в России, Технологии государственного управления, Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик I. Темы, включенные в государственный междисциплинарный экзамен Теория организации Организационное поведение Теория организации как базовая комплексная управленческая теория: ее предмет, проблематика и место в системе управленческого знания. Типы организаций. Специфика государственных организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Модели организации как открытой, закрытой, избирательно открытой системы; модели организации как искусственной и естественной системы. Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации: понятие, основные параметры, типология. Понятие о социальной организации. Формальная и неформальная подсистема регуляции поведения и деятельности. Нормативисткая и антинормативисткая методология при изучении организаций. Классическая школа о природе организаций (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер). Модель организации как общины Э. Мэйо. Проблемы и принципы школы социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Этциони). Социотехнический подход в изучении организаций. Понятие и типы власти. Природа и источники власти. Власть и авторитет. Распределение власти в организации. Делегирование полномочий в организации. Организационные коммуникации: понятие, направления, средства. Нормативная структура коммуникативного процесса. Типология коммуникаций. Основные проблемы коммуникации в организации. Проблема конфликта в социологии организаций. Типология организационных конфликтов. Проблема управления межгрупповыми конфликтами в организации. Междисциплинарный характер науки об организационном поведении. Предмет и цели организационного поведения. Причины внимания к организационному поведению в современных организациях. Личность в организационном поведении. Подходы к пониманию личности. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в понимании вариативности поведения людей в организации. «Большая пятерка» личностных качеств и типология Майерс-Бриггс. Представление человека о себе: самоуважение и самоэффективность. Значение этих понятий для организационного поведения. Ценности и установки личности. Значение установок для теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Компоненты установок и способы изменения установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок. Трехкомпонентная модель преданности организации Мейера и Аллена. Понятие «мотивация к труду». Содержательные теории трудовой мотивации- мотивирование поведения работника посредством удовлетворения потребностей. Процессуальные теории мотивации - мотивирование работников посредством изменения ожиданий (теория В. .Врума) и мотивирование к труду, основанное на принципе социального сравнения (теория равенства С. Адамса). Применение процессуальных теорий в практике управления персоналом. Типы групп в организации. Пятиступенчатая модель формирования и развития групп. Влияние на индивидуальное выполнение работы в группе присутствия других: социальная фасилитация и коллективная безответственность. Отличия команды от традиционной рабочей группы. Условия эффективной командной работы и проблемы, возникающие в командах. Самоуправляемые команды и кружки качества как разновидность команд. Понятие «руководитель» и «лидер». Поведение лидера и его влияние на деятельность работников организации. Две основные формы лидерского поведения: ориентированное на человека и ориентированное на производительность. «Управленческая решетка» Блейка и Моутон. Ситуационный подход к лидерству: модель эффективного лидерства Фидлера, ее оценка и применение. Организационная культура как базовый элемент организационного поведения. Понятие «организационная культура», основные характеристики организационной культуры. Функции организационной культуры. Литература по разделу 1. Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. 3. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 4. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009. 5. Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 6. Рэйни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. М.: ИНФРА-М, 2004 7. Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010. 8. Гибсон Дж.Л., Иванцевич ДЖ.. Донелли Дж. Х. (мл.) Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. 9. Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993. 10. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. 11. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999. 12. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000. 13. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1990. 14. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях. – М.: ИНФРА-М, 2004. 15. Шайн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002. 16. Филонович С.Р. Проблема лидерства в менеджменте: история и перспективы //Российский журнал менеджмента, 2004, №2. Теория и практика государственного управления История государственного управления в России Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик Теории государственного управления. Дисфункции государства дисфункции бюрократии. Отличия государственного управления от управления в коммерческой сфере. Функциональный и процессный подход к управлению системой исполнительной власти. Система и типы органов исполнительной власти. Типы функций органов исполнительной власти и функциональный анализ. Разграничение полномочий между уровнями государственной власти. Управление системой государственных и муниципальных услуг. Планирование, управление по результатам и бюджетирование в системе исполнительной власти. Использование технологии управления по результатам в органах исполнительной власти РФ. Инструменты «государственное задание» и «государственная программа. Основы государственного регулирования и современные тенденции совершенствования системы регулирования. Оценка целесообразности мер государственного регулирования. Формы (методы) государственного регулирования производства продукции и услуг. Технические регламенты. Саморегулирование. Использование в государственном управлении механизмов контрактации, аутсорсинга и государственно-частного партнёрства. Оплата труда государственных служащих. Структура денежного содержания государственных гражданских служащих. Основы антиккоррупционной политики. Коррупциогенные факторы. Проведение экспертизы на коррупциогенность. Электронное правительство и электронное государство. Основные типы проектов в рамках внедрения электронного государства и требования к данным проектам.. Электронные государственные услуги. Оценка качества государственного управления: организации, основные индексы, российская практика оценки эффективности деятельности органов власти и органов местного самоуправления. Основные преобразования в административно-управленческой и финансово-экономической сферах управления государством в разных исторических периодах (от Петра I до современности). Анализ и оценивание государственных программ и политик. «Волны» развития в оценке программ. Международные стандарты оценки. Развитие оценивания в России. Методология и этапы проведения оценочного исследования. Литература по разделу
II. Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена При проведении итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление» устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников. «Отлично-10» - блестящее знание всего материала программы, понимание сути процессов и явлений и их взаимосвязи. Логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Активное использование в ответах на вопросы рекомендованной литературы. «Отлично-9» - глубокие исчерпывающие знания всего материала, понимание сути процессов и явлений и их взаимосвязи. Логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Полные, правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в ответах на вопросы рекомендованной литературы. «Отлично-8» - глубокие знания всего программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений. Логически последовательные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Правильные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии с использованием рекомендованной литературы. «Хорошо-7» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. Правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. «Хорошо-6» - достаточно полные знания программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений. Правильные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. Правильные неразвёрнутые ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. «Удовлетворительно-5» - знание и понимание основных вопросов программы. Конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора. «Удовлетворительно-4» - знание основных вопросов программы. Правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменаторов. Затруднения в ответах на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. «Неудовлетворительно-3-2-1» - неправильные ответы на два из трёх вопросов экзаменационного билета, непонимание сущности излагаемых вопросов. Неточные или неправильные ответы на дополнительные вопросы. Демонстрация в ответах на вопросы незнания материала основных дисциплин. |
Утверждена на заседании Ученого совета факультета экономики На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края | Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Государственное... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры германской филологии, протокол № от 2009г., утверждена на заседании учёного... | ||
2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета... Учебно-методическое объединение высших учебных заведений российской федерации по педагогическому образованию | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры эстетического воспитания протокол №1 от 28 августа 2012 г... | Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол №06, от 24 января 2013... | ||
Утверждена на заседании Ученого совета факультета Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25. 02. 2013 г. №720 «Об утверждении состава территориальных... | Расписание Задание 1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | ||
Урок 18. Добро и зло Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Класс: 1 Учитель: Амосова Н. П. Тема Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от ) | ||
Конспект урока. Организационная информация Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии | Урок №27 Тема: Этикет Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | ||
Согласовано председатель пк в. Ф. Огнев Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Литература не исключение Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5) |