Утверждена на заседании Ученого совета факультета





Скачать 97.97 Kb.
НазваниеУтверждена на заседании Ученого совета факультета
Дата публикации20.06.2013
Размер97.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет государственного и муниципального управления

Утверждена на заседании

Ученого совета

факультета


30. января 2013г.
Декан факультета ________________

Прокопов Ф.Т.


ПРОГРАММА

итогового ГОСУДАРСТВЕННОГО

междисциплинарного экзамена
ПО направлению 080200.62

«менеджмент»

Москва, 2013 г.
Государственный междисциплинарный экзамен по направлению 080200.62 «Менеджмент» представляет собой итоговое испытание по профессионально-ориентированным проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», профиль специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление», предъявляемым к подготовке бакалавров. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Менеджмент» осуществляется в форме устного опроса по экзаменационному билету, состоящему из трёх вопросов, и включает тематику следующих дисциплин: Теория организации, Организационное поведение, История государственного управления в России, Технологии государственного управления, Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик
I. Темы, включенные в государственный междисциплинарный экзамен

Теория организации

Организационное поведение

Теория организации как базовая комплексная управленческая теория: ее предмет, проблематика и место в системе управленческого знания. Типы организаций. Специфика государственных организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Модели организации как открытой, закрытой, избирательно открытой системы; модели организации как искусственной и естественной системы.

Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации: понятие, основные параметры, типология.

Понятие о социальной организации. Формальная и неформальная подсистема регуляции поведения и деятельности. Нормативисткая и антинормативисткая методология при изучении организаций.

Классическая школа о природе организаций (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер). Модель организации как общины Э. Мэйо. Проблемы и принципы школы социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Этциони). Социотехнический подход в изучении организаций.

Понятие и типы власти. Природа и источники власти. Власть и авторитет. Распределение власти в организации. Делегирование полномочий в организации.

Организационные коммуникации: понятие, направления, средства. Нормативная структура коммуникативного процесса. Типология коммуникаций. Основные проблемы коммуникации в организации.

Проблема конфликта в социологии организаций. Типология организационных конфликтов. Проблема управления межгрупповыми конфликтами в организации.

Междисциплинарный характер науки об организационном поведении. Предмет и цели организационного поведения. Причины внимания к организационному поведению в современных организациях.

Личность в организационном поведении. Подходы к пониманию личности. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в понимании вариативности поведения людей в организации. «Большая пятерка» личностных качеств и типология Майерс-Бриггс. Представление человека о себе: самоуважение и самоэффективность. Значение этих понятий для организационного поведения.

Ценности и установки личности. Значение установок для теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Компоненты установок и способы изменения установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок. Трехкомпонентная модель преданности организации Мейера и Аллена.

Понятие «мотивация к труду». Содержательные теории трудовой мотивации- мотивирование поведения работника посредством удовлетворения потребностей. Процессуальные теории мотивации - мотивирование работников посредством изменения ожиданий (теория В. .Врума) и мотивирование к труду, основанное на принципе социального сравнения (теория равенства С. Адамса). Применение процессуальных теорий в практике управления персоналом.

Типы групп в организации. Пятиступенчатая модель формирования и развития групп. Влияние на индивидуальное выполнение работы в группе присутствия других: социальная фасилитация и коллективная безответственность. Отличия команды от традиционной рабочей группы. Условия эффективной командной работы и проблемы, возникающие в командах. Самоуправляемые команды и кружки качества как разновидность команд.

Понятие «руководитель» и «лидер». Поведение лидера и его влияние на деятельность работников организации. Две основные формы лидерского поведения: ориентированное на человека и ориентированное на производительность. «Управленческая решетка» Блейка и Моутон. Ситуационный подход к лидерству: модель эффективного лидерства Фидлера, ее оценка и применение.

Организационная культура как базовый элемент организационного поведения. Понятие «организационная культура», основные характеристики организационной культуры. Функции организационной культуры.
Литература по разделу

1. Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.

3. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009.

5. Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Рэйни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. М.: ИНФРА-М, 2004

7. Теория организации. Хрестоматия. СПб., 2010.

8. Гибсон Дж.Л., Иванцевич ДЖ.. Донелли Дж. Х. (мл.) Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.

10. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

11. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999.

12. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000.

13. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1990.

14. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях. – М.: ИНФРА-М, 2004.

15. Шайн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. – СПб.: Питер, 2002.

16. Филонович С.Р. Проблема лидерства в менеджменте: история и перспективы //Российский журнал менеджмента, 2004, №2.


Теория и практика государственного управления

История государственного управления в России

Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик
Теории государственного управления. Дисфункции государства дисфункции бюрократии. Отличия государственного управления от управления в коммерческой сфере.

Функциональный и процессный подход к управлению системой исполнительной власти. Система и типы органов исполнительной власти. Типы функций органов исполнительной власти и функциональный анализ. Разграничение полномочий между уровнями государственной власти. Управление системой государственных и муниципальных услуг.

Планирование, управление по результатам и бюджетирование в системе исполнительной власти. Использование технологии управления по результатам в органах исполнительной власти РФ. Инструменты «государственное задание» и «государственная программа.

Основы государственного регулирования и современные тенденции совершенствования системы регулирования. Оценка целесообразности мер государственного регулирования. Формы (методы) государственного регулирования производства продукции и услуг. Технические регламенты. Саморегулирование.

Использование в государственном управлении механизмов контрактации, аутсорсинга и государственно-частного партнёрства.

Оплата труда государственных служащих. Структура денежного содержания государственных гражданских служащих.

Основы антиккоррупционной политики. Коррупциогенные факторы. Проведение экспертизы на коррупциогенность.

Электронное правительство и электронное государство. Основные типы проектов в рамках внедрения электронного государства и требования к данным проектам.. Электронные государственные услуги.

Оценка качества государственного управления: организации, основные индексы, российская практика оценки эффективности деятельности органов власти и органов местного самоуправления.

Основные преобразования в административно-управленческой и финансово-экономической сферах управления государством в разных исторических периодах (от Петра I до современности).

Анализ и оценивание государственных программ и политик. «Волны» развития в оценке программ. Международные стандарты оценки. Развитие оценивания в России. Методология и этапы проведения оценочного исследования.

Литература по разделу

  1. Классики теории государственного управления: американская школа» под ред. Дж. Шафрица и А. Хайда. М. Издательство московского университета, 2003.

  2. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. – М: Прогресс, 2001.

  3. Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

  4. Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.: МЗ-ПРЕСС, 2006.

  5. Брюйн Х. де. Управление по результатам в государственном секторе. М.: ИКСИ, 2005.

  6. Крючкова П. В. (ред.) Принципы и процедуры оценки целесообразности мер госу-дарственного регулирования. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2005.

  7. Руководство по оценке воздействия. Европейская комиссия SEC (2005) 791.

  8. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.

  9. Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Комитет экспертов по государственному управлению ООН, 2006.

  10. История государственного управления в России./ Изд.3-е, перераб. и доп. Под общ. ред. Р.Г.Пихои. М., Изд. РАГС, 2003 (или последующие издания).

  11. Административно-территориальное устройство России: История и современность./ Под общ.ред. А.В.Пыжикова. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003

  12. Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик : ридер к учеб. дисциплине / Цыганков, Д. Б.; Смирнова, М. В.; Settles, A. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

  13. Оценивание программ, отраслевых (секторальных) политик и регулирующего воздействия: ридер к учеб. дисциплине / Цыганков, Д. Б.; Вольманн, Х; Штокманн, Р. -. М. ГУ-ВШЭ, 2007.

  14. Оценка программ: методология и практика / под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. М.: Издательство «Престо-РК», 2009: http://www.eval-net.org/library/Program_Evaluation.pdf.



II. Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена
При проведении итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление» устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников.

«Отлично-10» - блестящее знание всего материала программы, понимание сути процессов и явлений и их взаимосвязи. Логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Активное использование в ответах на вопросы рекомендованной литературы.

«Отлично-9» - глубокие исчерпывающие знания всего материала, понимание сути процессов и явлений и их взаимосвязи. Логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Полные, правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в ответах на вопросы рекомендованной литературы.

«Отлично-8» - глубокие знания всего программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений. Логически последовательные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Правильные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии с использованием рекомендованной литературы.

«Хорошо-7» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. Правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

«Хорошо-6» - достаточно полные знания программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений. Правильные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. Правильные неразвёрнутые ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

«Удовлетворительно-5» - знание и понимание основных вопросов программы. Конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора.

«Удовлетворительно-4» - знание основных вопросов программы. Правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменаторов. Затруднения в ответах на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

«Неудовлетворительно-3-2-1» - неправильные ответы на два из трёх вопросов экзаменационного билета, непонимание сущности излагаемых вопросов. Неточные или неправильные ответы на дополнительные вопросы. Демонстрация в ответах на вопросы незнания материала основных дисциплин.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconУтверждена на заседании Ученого совета факультета экономики
На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconПравительство Москвы Департамент образования города Москвы Государственное...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры германской филологии, протокол № от 2009г., утверждена на заседании учёного...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета icon2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета...
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений российской федерации по педагогическому образованию
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании...
Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры эстетического воспитания протокол №1 от 28 августа 2012 г...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа....
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол №06, от 24 января 2013...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconУтверждена на заседании Ученого совета факультета
Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 25. 02. 2013 г. №720 «Об утверждении состава территориальных...
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconРасписание Задание 1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconУрок 18. Добро и зло
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconКласс: 1 Учитель: Амосова Н. П. Тема
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от )
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconКонспект урока. Организационная информация
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconУрок №27 Тема: Этикет
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconСогласовано председатель пк в. Ф. Огнев
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Утверждена на заседании Ученого совета факультета iconЛитература не исключение
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск