Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №115
Рассмотрена
на заседании ШМО
Фадеева Л.Л.
Протокол №1
от 28.08.2013 г.
| Согласована
с зам. директора по УР
Е.П.Светельникова
_29__. __08__.2013 г
| Утверждена
приказом ГБОУ ВСОШ №115
от 02.09.2013 г №_41/2 Н.Н.Наумовой
|
|
|
|
|
|
| Рабочая программа учебного предмета
обществознание
9 класс
Разработана
Закалюкиной Н. Г.
учителем истории
и обществознания
2013/2014 учебного года.
Пояснительная записка
Программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 . №1089);
- авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующей цели и задач: Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:
1 - формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; 2 - развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни; 3 - профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей; 4 - формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности. Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Структура программы соответствует структуре учебника «А. И. Кравченко, Е. А. Певцова Обществознание» (издательство «Русское слово» М, 2008 г.)»
Курс «Обществознание» для 9 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко, заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 9 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса обществознания для 9 класса отводится 1 час в неделю (34 часов в год). В связи с тем, что государственные праздники (Майские праздники и День Победы) выпадают на рабочие дни, уроки за год сокращаются на 2 часа. Объединяются темы: «Что такое культура» и «Культурные нормы»; «Преступление» и «Юридическая ответственность».
Итого за год: 32 часов, из них контрольных тестов – 3, диктантов – 4, самостоятельных работ – 3.
Для реализации поставленных целей и задач в соответствии с образовательной программой ОУ используется следующий учебно-методический комплект:
- Учебник Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово», М., 2008.
Формы организации деятельности учащихся:
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения обществознания на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Преобладающие формы текущего контроля УУД и промежуточной аттестации учащихся:
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, моделирование жизненных ситуаций, задания на выявление операционных жизненных ситуаций; понятийные диктанты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы.
Содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки обучающихся
№
раздела
| Раздел учебного курса
| Содержание тем раздела учебного курса
| Количество часов (на изучение раздела)
| Требования к уровню подготовки учащихся (либо компетенции)
| 1.
| Глава 1. Политическая сфера.
| Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.
Государство.
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.
Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.
Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.
Формы правления.Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.
Политические режимы.
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.
Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.
Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.
Голосование, выборы, референдум.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
Политические партии.
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.
| 10
| Знать/понимать
- знать термины раздела «Политическая сфера»;
- роль политики в жизни общества;
- понятия правовое государство и гражданское общество
Уметь
- сравнивать формы правления, национально-государственного устройства, политические режимы;
- объяснять роль политики в жизни общества;
- характеризовать правовое государство и гражданское общество;
-приводить примеры участия граждан в политической жизни;
- называть основные политические партии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации;
- уметь работать с текстом.
| 2.
| Глава 2. Человек и его права.
| Право. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. Власть и закон. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов. Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура. Конституция России. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности. Право и имущественные отношения. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск. Потребитель и его права. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель. Труд и право. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд. Право, семья, ребенок . Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.
Преступление. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
|
15
| Знать/понимать
- основы конституционного строя РФ;
- основные права человека,
- основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
- деятельности органов местного самоуправления;
- основные отрасли права;
Уметь
- характеризовать основы конституционного строя РФ;
- называть основные права человека,
- характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
- приводить примеры деятельности органов местного самоуправления;
- называть основные отрасли права;
- сравнивать уголовные и административные правонарушения;
- приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы с текстом законов;
- давать оценку действиям людей с точки зрения закона
| 3.
| Глава 3. Духовная сфера.
| Что такое культура. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура. Религия . Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий. Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН.
|
7
| Знать/понимать
- основные элементы системы образования, основные религии;
- нормы морали и права;
- характеризовать духовную жизнь человека и общества;
Уметь
- приводить примеры искусства;
-давать оценку поведения в ситуации морального выбора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- извлечения социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций.
| |