Международные и общеевропейские нормы деонтологии





Скачать 307.25 Kb.
НазваниеМеждународные и общеевропейские нормы деонтологии
страница1/2
Дата публикации03.08.2013
Размер307.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2
Международные и общеевропейские нормы деонтологии

Полицейская деонтология сформировалась и развивается не только в рамках отдельных государств. Она имеет тенденцию к интеграции в масштабе больших регионов, постепенно входит и во всемирную международную нормативную практику. Как нор­мативно-ориентирующий социальный институт, полицейская де­онтология в различных странах складывается по-разному. Эта дифференциация определяется многими социальными фактора­ми: национальными особенностями населения; исторической спе­цификой социальных процессов; различием общественного и го­сударственного устройства, правовых концепций; неповтори­мостью социального состава персонала полиции в каждой стра­не; спецификой традиций, обычаев, этнических характеристик населения и полиции; некоторой разницей во взглядах нацио­нальных научных школ на профессиональную этику и полицей­скую деонтологию.

За рубежом полицейская деонтология как отдельная наука развивается сравнительно давно и имеет практический опыт реализации в правовых нормах, закрепленных в деонтологических кодексах, многие из которых необходимо реализовать в России, поэтому рассмотрению деонтологических норм, общепринятых в европейских странах, и посвящена отдельная тема курса «Юридическая деонтология».

Как показывает практика становления и развития систем профессионально-этических норм работников полиции, взглядов на эти нормы, в второй половине XX столетия, и особенно в
70-80-е гг., все чаще социологические проблемы полицейской деонтологии решаются в рамках международной интеграции. Подобно тому, как активно идут эти процессы в медицинской деонтологии (например, регу­лярные международные деонтологические конгрессы врачей), закономерная потребность международного сотрудничества в целом ряде областей деятельности не могла не коснуться и сфе­ры деонтологических проблем профессионального поведения со­трудников полиции.

Развивающееся международное сотрудничество правоохра­нительных органов сложилось в определенную систему, в рамках которой решаются в первую очередь вопросы соблюдения полицией прав человека, проблемы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Это сотрудничество осуществляется как на межправительственной, так и на неправительственной основе, часто путем прямых контактов полицейских ассоциаций и служб.

Социальная общность (профессиональная макрогруппа) работников полиций стран мира характеризуется в современных условиях все большим осознанием идентичности их профессиональных проблем. Во многих странах среди труднорешаемых вопросов большое место занимают проблемы социального контроля поведения полицейских с позиций профессиональной этики, которая в последние годы в целом ряде стран закономерно оценивается уже как часть более универсальной системы социальных норм – полицейской деонтологии. О том, что профессиональная макрогруппа работников полиций различных стран мира приобретает черты, характеризующие любую подобную наднациональную социальную общность, свидетельствует наличие международных неправительственных организаций, объединяющих как различные категории полицейских, так и работников полиции в целом. Такими организация­ми являются: Международная полицейская ассоциация; Меж­дународная конференция полицейских ассоциаций; Междуна­родная федерация старших офицеров полиции; Международная ассоциация женщин-полицейских; Международная ассоциация начальников полиции. Существенно, что последняя, как и мно­гие другие, имеет свой печатный орган – журнал «Шеф поли­ции» («Chief of police»), издаваемый на нескольких языках и распространяемый среди членов указанной ассоциации во многих странах.

Важную роль Международной ассоциации начальников полиции в решении многих проблем управленческих кадров (в обмене информацией, опытом, распространении методических рекомендаций, документов ассоциации) иллюстрирует следующий пример. Являющийся разновидностью деонтологического кодекса полицейских Закон этики полицейских офицеров в ряде штатов США принят на основе единого стандарта, распространявшегося среди членов указанной ассоциации во многих странах. Так, совет подготовки и полицейских стандартов штата Нью Хемпшир в своем решении записал следующее: «Совет подготовки и полицейских стандартов в качестве правил, которые применяются ко всем аттестованным полицейским офицерам в данном штате, принял Закон этики полицейских офицеров на основе распространенного Международной ассоциацией началь­ников полиции документа в качестве кодекса этики, посредст­вом которого поведение полицейских офицеров на территории нашего штата должно быть оцениваемо». Методологической основой и документом, определяющим принципиальные положения, сущностную трактовку междуна­родных этических и правовых норм полицейской деонтологии в современных условиях, является принятый Организацией
Объединенных Наций Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
(1979 г.), а также принятые ООН в развитие этого документа руководящие принципы для эффек­тивного осуществления Кодекса (1989 г.). Естественно, что главное внимание в этих документах уделено проблеме прав человека и обеспечению надежных юридических и нравствен­ных барьеров на пути произвольного и возможного злонамерен­ного использования своей власти работниками полиции и другими «должностными лицами по поддержанию правопорядка».

Деонтологические требования к поведению и деятельности работников полиции, изложенные в Кодексе, подчеркивают взаимосвязь моральных и правовых норм в системе социальных норм такой профессиональной группы, как полиция. Указанный Кодекс устанавливает, что «те, кто обладает полицейскими полномочиями, обязуются уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам».

Приняв этот документ, Генеральная Ассамблея ООН обратилась к правительствам с рекомендацией рассмотреть вопрос о его использовании в рамках национального законодательства или практики в качестве свода принципов, которые должны соблюдаться указанной категорией должностных лиц.

В резолюции 34/169, к которой приложен Кодекс, подчеркивается, что характер функций по поддержанию правопорядка в защиту общественного порядка и то, каким образом они осуществляются, оказывают непосредственное воздействие на качество жизни отдельных лиц, а также всего общества в целом (социальные последствия соблюдения норм Кодекса).

Ассамблея заявила, что она сознает важность задачи, кото­рую добросовестно и с достоинством (моральная оценка) осуществляют должностные лица по поддержанию правопорядка, зная, однако, о возможных злоупотреблениях, связанных с осу­ществлением этих обязанностей.

Должностным лицам, обладающим полицейскими полномо­чиями, особенно на задержание правонарушителей, Кодекс за­прещает применение пыток, а также подчеркивает, что сила может быть применена только в случае крайней необходимости. В нем определены требования по сохранению в тайне сведений конфиденциального характера, если исполнение обязанностей или цели правосудия не требуют иного. Кодекс приводит ряд норм по обеспечению полной охраны здоровья задержанных лиц и оказанию медицинской помощи жертвам правонарушений (пострадавшим) или несчастных случаев, происходящих в хо­де правонарушений.

Кодекс определяет также, что указанные должностные ли­ца не только должны не совершать каких-либо актов корруп­ции, но и обязаны всемерно препятствовать таким актам и бо­роться с ними.

Морально-этическое содержание Кодекса определяется только его целью обеспечить «эффек-тивное поддержание этических норм среди должностных лиц», ориентацией на приоритет общечеловеческих моральных ценностей (гуманизм, милосердие, справедливость, терпимость
и др.), но и обращением к таким моральным категориям, как достоинство, репутация, жестокость, бесчеловечность, сострадание, стимулы, тайна, уважение, моральная поддержка, нравственное поведение, моральная ответственность. Кодекс имеет четко выраженный моральный смысл еще и потому, что он оптимально объединяет регулятивные возможности морали и права.

Правовое содержание деонтологических норм, изложенных в Кодексе, обусловлено, прежде всего, самим правовым характе­ром этого международного документа и сферой отношений, в которой осуществляют свою регулятивную функцию содержа­щиеся в нем моральные нормы, реализуются принципы профес­сиональной этики. По замыслу комиссий ООН, готовивших до­кумент, и по его содержанию, смыслу рекомендаций, содержа­щихся в резолюции 34/169, он должен реализоваться как в законодательстве стран, так и в деонтологических, этических ко­дексах поведения работников полиций, ряда других государст­венных органов. Однако в обоих случаях его требования адресованы полицейскому, работнику милиции как единому субъекту, его моральной и правовой практике.

Организационно-управленческий аспект изложенных в Ко­дексе поведения и в указанной резолюции ООН норм, принци­пов и рекомендаций проявляется в том, что здесь идет речь о конкретных должностных обязанностях (всех субъектов орга­нов поддержания правопорядка), о ряде типовых служебных и управленческих ситуаций, например о сообщении информации о нарушении Кодекса «вышестоящим институтам... или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому конт­ролю». В комментариях к статьям Кодекса отмечается взаи­мосвязь их реализации с «необходимостью внутренней дисцип­лины в учреждении», с ситуацией, когда государственные ор­ганы «не могут или не хотят обеспечивать законность их соб­ственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений». Тем самым Кодекс прямо затрагивает и ряд вопросов управленческой этики.

Все это подтверждает вывод о том, что «в чистом виде» одна только профессиональная этика как система знаний о моральных нормах, формах моральной мотивации и оценок, действующих в реальной, конкретной профессиональной группе, решении задачи ее непосредственного внедрения в жизнь, деятельность по крайней мере медиков, юристов, полицейских, сотрудников милиции не может служить единственной базой для создания (разработки) и внедрения адекватных социальной практике кодексов поведения.

Принятый в 1979 г. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, в свою очередь, также (и это ес­тественно) не отражает всех деонтологических проблем поли­цейской практики. В определенном смысле он преследовал более узкие цели (хотя цель обеспечения прав человека называть «более узкой» и некорректно). Но его методологическое значе­ние в решении реально существующей и исследуемой нами про­блемы трудно переоценить. Авторитет данного документа, его общепризнанный международным сообществом практический вес стоит многих десятков чисто теоретических аргументов в поль­зу полицейской деонтологии.

Несколько забегая вперед, отметим лишь, что данный Ко­декс в последующие годы был положен в основу ряда деонто­логических, профессионально-этических кодексов работников полиции США, ФРГ, Франции, других западноевропейских стран. Но международное сотрудничество в области деятельно­сти правоохранительных органов и их профессиональных про­блем строится, естественно, на основе интеграции националь­ного опыта многих стран в этой области. Организация Объеди­ненных Наций в ходе разработки и всестороннего обсуждения в комиссиях указанного Кодекса также использовала опыт це­лого ряда стран, в частности общеевропейский опыт.

Об этом свидетельствует тот факт, что за полгода до при­нятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 34/169 и Ко­декса поведения Парламентская ассамблея Совета Европы (СЕ) 8 мая
1979 г. приняла резолюцию № 690, содержащую декларацию о полиции.

В преамбуле к этой декларации Парламентская ассамблея Совета Европы объясняет свою мотивировку – способствование полной реализации прав человека и основополагающих свобод.

Ее обоснование базируется на следующих положениях:

а) «осуществление прав человека и основополагающих сво­бод предполагает мирное общест-во, характеризуемое порядком и общественной безопасностью»;

б) «в области порядка и безопасности полиция играет ре­шающую роль во всех странах-членах»;

в) «поэтому, если полициям стран-членов (Совета Европы) предлагаются деонтологические правила, учитывающие права человека и основополагающие сво­боды, то европейская система защиты прав человека может быть лишь укреплена».

Параллельно с рассмотрением и утверждением деонтологических правил Парламентская ассамблея много внимания уде­лила вопросам особого статуса сотрудников полиции и совокуп­ности директив, призванных ориентировать их поведение в слу­чае войны и других чрезвычайных ситуаций.

Полицейская декларация,  принятая  ассамблеей, состоит из трех разделов:

–     раздел А. «Основные принципы этики полицей­ского»;

–     раздел В. «Статус полицейского и права профсоюзов»;

–     раздел С. «Война, оккупация и другие ситуации, связанные с чрезвычайным положением».

Статьи декларации обращены к полицейскому, его руково­дителям, системе органов полиции и, что немаловажно, ко всей системе исполнительной и законодательной власти. Документ в целом адресован правительствам стран–участниц Совета Ев­ропы.

Остановимся подробнее на разделе А, именуемом в ре­дакции немецкого перевода «Этические принципы» – Ethische Grundsatze.

В нем содержится 16 пунктов (статей) и рассматриваются основные принципы этики полицейской службы, нормы долж­ного поведения полицейского в различных правовых ситуациях, а также ряд деонтологических принципов организационно-уп­равленческих отношений руководства и подчинения.

Пункт 1 содержит деонтологические нормы, полностью соответствует первой статье Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого ООН. Он гласит: «Полицейский служащий должен выполнять определенные законом обязанности по защите своих сограждан и общества от наси­лия, грабежей и других действий, причиняющих вред... Сила закона дорога всем демократическим обществам. Задача поли­цейского и его ответственная обязанность – уважать закон и поддерживать его».

Пункт 2 более характерен для деонтологических кодексов, чем ряд других. Свидетельство тому – опора на такие мораль­ные категории, как «долг», «честность», «беспристрастность», «достоинство», «неподкупность». В нем говорится, что «каждый полицейский обязан исполнять свой долг честно, беспристраст­но и с достоинством».

Характерно, что нормы отношения к коррупции, изложенные в ст. 7 рассмотренного нами ранее Кодекса поведения... здесь сформулированы так, что они прямо вытекают из негативной моральной оценки этого уродливого явления социальной практики, чему могут быть противопоставлены только честность, беспристрастность, правильное понимание гражданского, служебного долга. «Каждый полицейский,– указывается в пункте 1 раздела А Декларации, – обязан исполнять свой долг чест­но, беспристрастно и с достоинством. В особенности он должен настойчиво противиться коррупции, избегать любого ее вида и энергично бороться с ней. Определения понятия коррупции не существует, однако каждый полицейский знает, где она начинается.

Общественная опасность этого явления и особая социальная роль полиции в обеспечении способности противостоять ей ар­гументирована и подчеркнута здесь так: «Когда полиция кор­румпирована, то коррупция рано или поздно охватит и осталь­ную часть общества».

Пункты 3-9 Полицейской декларации посвящены определе­нию норм поведения полицейского в ситуациях, когда ему отдается приказ, противоречащий закону, принципам соблюдения и защиты прав человека. В них подчеркивается мысль, что у любого сотрудника полиции в разных ситуациях есть возмож­ность морального выбора, несмотря на категоричность приказа. Это, пожалуй, самая социально острая проблема действия норм поведения (и содержания этих норм) в условиях, когда государственный служащий, защитник закона, обязанный повиноваться приказу, может и должен поступить вопреки порядку подчиненности.

Авторы декларации сделали попытку дать систему именно деонтологических норм, рекомендовать критерии должного по­ведения, предусматривая и определенные правовые гарантии.

Пункт 3 раздела А Декларации определяет: «Массовые каз­ни, пытки и другие формы бесчело-вечного, унижающего достоинство человека обращения или наказания запрещены при всех обстоятельствах». «...Определять наказание есть обязанность судебных органов, поэтому полиция не должна противозаконным образом брать на себя эту функцию. Этот запрет «настолько значителен, что полицейский даже в тех случаях, когда приказ о подобных действиях отдается вышестоящими инстанциями, обязан ему не повиноваться».

Пункт 4 является фактически разъяснением предыдущего. Он гласит: «Полицейский обязан добросовестно выполнять при­казания, отданные его начальником, однако любое распоряже­ние не подлежит исполнению, если работник полиции узнает или знает о его незаконном характере».

Два последующие пункта (5 и 6) определяют формы и ме­тоды реализации служебного долга в наиболее распространен­ных ситуациях полицейской службы (при совершении преступлений против личности), когда должное поведение сотрудников определяется в первую очередь Законом, служебным долгом и собственной моральной и правовой оценкой случившегося.

Пункт 5 как бы раскрывает социальный смысл пресечения нарушений закона: «Полицейский должен противостоять нарушениям закона в том случае, когда допускается нарушение, в результате чего личности причиняется непосредственный или невозмещаемый и существенный вред, он (полицейский) обя­зан, используя все свои возможности, безотлагательно принять меры».

Пункт 6 предусматривает ситуацию, когда возможные по­следствия нарушения закона или их повторение (речь идет о нарушениях прав человека) могут произойти уже вне поля зре­ния данного сотрудника полиции. В этом случае «он обязан позаботиться, чтобы это нарушение не имело последствий или же повторения, в целях чего он докладывает о ситуации свое­му начальнику».

Пункт 7 прямо вытекает из пункта 4 и предусматривает сле­дующие гарантии: «Полицейский, отказавшийся выполнять про­тивозаконное распоряжение, не должен подвергаться дисципли-нарным взысканиям или отдаваться под суд». При этом поли­цейский, не выполнивший приказание, должен указать «основа­ние своего неподчинения».

Суть пункта 8 раздела А Полицейской декларации сводится к тому, что «борьба против преступности и терроризма не может вестись ценой утери гражданских свобод, которые Европа завоевала в столь тяжелой борьбе», однако «если полиция имеет основание подозревать определенное лицо в наказуемом действии, то расовая принадлежность, политические или религиозные убеждения этого лица (лиц) не должны удерживать ее от активного уголовного преследования».

Содержание пункта 9 отражает английскую правовую доктрину и признает недействительной теорию, по которой полицейский, уклоняясь от личной ответственности за собственные дей­ствия мог бы «спрятаться за спину неизвестного ему (отдав­шего приказ) начальника или прикрыться не очень понятными инструкциями».

Пункт 10 выступает как директивная установка для законо­дателя и властей и не направлен на реализацию отдельным конкретным полицейским. Он определяет, что «должны сущест­вовать четкие границы компетенции отдачи вышестоящих рас­поряжений, чтобы начальник смог определить, за какое дейст­вие или бездействие полицейский в конечном счете является ответственным». В тексте Декларации содержится пример такой возможности противоречивых распоряжений (как в Нидерлан­дах, где полиция подчинена двум учреждениям: министерству юстиции и министерству внутренних дел).

Пункт 11 предусматривает необходимость системы законных гарантий и правовых средств против ущерба, который может последовать в результате действий полиции, и обращен к законодателям.

Аналогично ст. 3 Кодекса поведения п. 12 определяет, что полицейский может применять силу только в случае крайней необходимости.

Совпадают по содержанию и смыслу с соответствующими статьями Кодекса поведения
п. 14 (об оказании медицинской помощи нуждающимся в ней задержанным лицам) и п. 15
(об обязанности сохранения в тайне сведений конфиденциального характера).

Пункт 13 гласит, что «полицейский должен иметь четкие и исчерпывающие инструкции в отношении порядка и способов применения оружия, а также обстоятельств, при которых он может его применять».

И, наконец, п. 16 раздела А Полицейской декларации опре­деляет ту же норму, которая содер-жится в пункте «е» коммен­тария к ст. 8 Кодекса поведения: «Полицейский, выполняю­щий требования настоящей Декларации, имеет право претендовать на действенную материальную и моральную поддержку от общества, которому он служит».

Данный документ приведен достаточно подробно в связи с тем, что он не был широко освещен в отечественной печати, последующий анализ его деонтологических аспектов возможен, по нашему мнению, лишь в контексте всего документа, всего объема вопросов и проблем, отраженных практически в каж­дой из 16 статей.

Не претендуя на то, что этот документ в правовом аспекте его рассмотрения вводится в научный оборот впервые, имеем основание утверждать, что как разновидность деонтологического кодекса или свода деонтологических принципов полиции, к тому же как система международных (в данном случае общеевропейских) норм полицейской деонтологии он ранее с пози­ций социологии управления не анализировался.

Итак, мы имеем некоторые результаты наиболее общего анализа двух международных документов, каждый из которых носит характер кодекса деонтологии или (во втором случае) свода деонтологических принципов поведения служащих поли­ции. Поэтому уместно провести простой сравнительный анализ заложенных в их основу деонтологических концепций.

Как свидетельствует история разработки, обсуждения и принятия рассмотренных документов, социологические пробле­мы полицейской деонтологии (прежде всего проблемы адекват­ного восприятия обществом конкретных систем деонтологиче­ских норм) встречаются не только в национальной, но и в меж­дународной практике.

Борьба мнений и позиций представителей стран-участниц ООН, Совета Европы, членов комиссий этих органов, отражающих мнения как стран, так и профессиональных групп юристов, работников различных служб полиции является отражением сложности указанного выше комплекса проблем (выра­ботки, усвоения, восприятия и социальной оценки норм).                                                                                                                                                                                         Г

Показательны в этом смысле некоторые положения доклада, представленного Парламентскому собранию СЕ Джоном Уоткинсоном (военная полиция) по поручению правового коми­тета Совета Европы.

«Почему собрание должно было утвердить Европейскую дек­ларацию вместо того, чтобы принять участие в разработке за­кона по этике в рамках ООН?», – задает вопрос докладчик.
И поясняет:

«С начала 80-х гг. в ООН принимается в расчет подготовка международного Кодекса по профессиональной этике полиции. До сегодняшнего дня (12.01.79 г.) не получено никаких ощутимых результатов».

«Большие культурные, политические и правовые различия, между нациями и народами делают … почти невозможным принятие всеобщего кодекса по такому трудному вопросу, как этика полиции».

И далее: «Не препятствуя работе Объединенных Наций (ООН), успешное обнародование Европейской декларации мо­жет даже положительно повлиять на нее».

С точки зрения оценки статуса Полицейской декларации как международного документа, отражающего систему как правовых, так и морально-этических, а в целом – деонтологических норм, несомненный интерес представляют следующие положе­ния доклада правового комитета:
«В современном виде Декларация не претендует на немедленную обязательную юридиче­скую силу. Предположим, она находит поддержку парламентского собрания, неправительственных организаций с консуль­тативным статусом при Совете Европы, других заинтересован­ных групп, тогда она должна служить в качестве руководства полицейским служащим, правительствам и широкой обществен­ности. Правовой комитет надеется, что большая часть Декла­рации будет внесена в законодательство и что страны-члены воспользуются ею для новой редакции полицейских законов».

Деонтологические нормы и кодексы тем и отличаются от сугубо правовых норм, которые приобретают силу только будучи включенными в законы, что принципы и нормы деонтологии сильны своим моральным авторитетом.

Об этой стороне деонтологических норм в указанном докла­де было прямо отмечено: «Сама полиция ждет эту Декларацию, так как она знает, что ее положение укрепится». В первую
очередь – моральное положение (авторитет в обществе), которое также нуждается в соответствующих нор­мах как в основе «общего языка» отношений, от которого за­висит взаимопонимание полиции (милиции) и граждан.

Именно это имелось в виду докладчиком, который отметил далее: «Таким образом, Декларация или ее часть при извест­ных условиях вступила бы в силу. Однако она может приобре­сти моральный авторитет и не входя в законы».

Анализ практики разработки, принятия и внедрения деонто­логических кодексов в деятельность полицейских служб, а также в подготовку кадров и профессионально-этическое воспита­ние молодых сотрудников, во всю систему работы с персона­лом полиции во многих странах Европы и в США показывает, что после 1979 г. в этой сфере произошли заметные изменения: многие страны разработали или переработали соответствующие документы.

Именно в духе требований и принципов Кодекса поведения сформулированы основные положения одного из этических ко­дексов полиции США. Однако в нем просматривается и
обратное влияние содержания кодексов полиции и других право­вых актов различных стран.

В качестве примера рассмотрим Кодекс поведения полицей­ского Королевской полиции Северной Ирландии, в котором в значительной мере нашли отражение принципы и формули­ровки Кодекса поведения, принятого ООН в 1979 г.

Статья А указанного Кодекса («Основные обязанности со­трудника полиции») практически полностью соответствует ст. 1 Кодекса поведения..., а ст. Б («Обращение с членами общест­ва») и ст. В («Выполнение обязанностей сотрудником поли­ции») раскрывают подробнее смысл
ст. 1 и 2 документа ООН. Некоторое отличие от схемы Кодекса поведения... имеет ст. Г («Свобода действий в рамках закона»).

Статья Д («Применение физической силы») сформулирова­на в соответствии с принципами, изложенными в ст. 3 Кодекса поведения...

Статья Е («Арестованные») фактически отражает содержа­ние норм, изложенных в
ст. 6 Кодекса поведения...

Статья Ж («Конфиденциальность») раскрывает нормы-за­преты на разглашение соот-ветствующих сведений, которые по­лицейский «должен сохранять в тайне, если исполнение обязан­ностей и требования правосудия не требуют иного», о чем го­ворится в ст. 4 Кодекса, принятого ООН.

Статья 3 («Коррупция и взяточничество»), требующая, «что­бы честность Королевской полиции Северной Ирландии была выше подозрений», отражая традиционные требования-запреты, полностью соответствует ст. 7 Кодекса.

Статьи И («Сотрудничество с другими органами») и К («Преданность») включают в себя ряд принципов и норм, из­ложенных в Кодексе (ст. 1 и комментарий к ст. 8).

Следует отметить, что Кодекс полицейского Северной Ир­ландии не так краток, как Кодекс поведения, и составляет семь страниц текста, отличается большей детализацией и включенной в текст статей аргументацией норм. К тому же он содержит такие статьи, как Л («Профессиональная компетенция») и М («Личная жизнь»), закономерно расширяющие сферу социальных отношений, в которых деятельность и поведениe полицейского регулируется соответствующими деонтоло-гическими нормами.

Как уже отмечалось, не все страны (особенно европейские) посчитали необходимым точно исходить из рекомендаций ООН при разработке своих кодексов поведения полицейских.

Например, ФРГ исходит из того, что «Кодекс поведения, одобренный Генеральной Ассамблеей (106-й Ассамблеей) Объ­единенных Наций, не имеет прямой правовой силы. Он пред­ставляет собой просто рекомендацию для членов ООН. Непо­средственного действия он достигает только при включении его во внутригосударственное право. Поскольку Кодекс поведения содержит уже действующее международное право, то он в ФРГ действует непосредственно, согласно статье 25 Основного За­кона (Конституции ФРГ). Положения Кодекса уже со­держатся в законах, относящихся к полиции».

Существенно отличается в этом смысле принципиальная по­зиция и концепция Франции.
18 марта 1986 г. здесь был при­нят декрет № 86.592, которым утвержден Деонтологический ко­декс Национальной полиции, состоящий из 20 статей.

Авторы подробной аннотации, изданной в одной книге вме­сте с Кодексом, профессор комиссар полиции София Порра и профессор дивизионный комиссар полиции Клод Паоли, под­черкивая приоритет Франции в создании оригинального свода деонтологических принципов, норм и правил поведения поли­цейского, пишут: «Французская национальная полиция может по праву гордиться тем, что она первой создала деонтологический кодекс в развитие Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы». Этот кодекс «в силу своего значения для общественных свобод должен стать инстру­ментом для защиты права, а не декоративным предметом, вы­вешиваемым на стенах полицейских комиссариатов».

О международном значении норм полицейской деонтологии как нормативно-ориенти-рующего социального института, о ее роли в общеевропейской практике деятельности национальных полиций стран-членов СЕ, СБСЕ, актуальности ее проблем и определения перспектив сотрудничества в этой области свиде­тельствует состоявшаяся в 1992 г. авторитетная научная дис­куссия.

На Международной научно-методической конференции «Про­фессиональная, психологическая и моральная подготовка поли­цейского», в работе которой приняли участие руководители ака­демий полиции, ученые, работники полицейских департаментов из 11 стран, включая Россию, важность деонтологической под­готовки кадров полиции, разработки ее научной базы была под­черкнута представителями самых различных научных школ, Большинство докладов и научных сообщений на конференции показали, что существуют сходные по характеру взгляды на роль и значение, сущность и содержание полицейской деонто­логии. Участники конференции, освещая на­циональные проблемы и опыт работы в этой области, были единодушны во мнении об объединении усилий всех стран в дальнейшей разработке концепций, методов и форм деонтоло­гической подготовки кадров полиции (милиции).

Президент Академии управления полицией ФРГ доктор Райнер Шульте отметил, что этико-деонтологическая подготовка кадров полиции из вспомогательного фактора интеллектуального развития сотрудников превращается сегодня в один из ос­новных. Он особо подчеркнул, что Европейское сообщество за­интересовано в подготовке полицейских кадров по единой си­стеме в духе международных деонтологических стандартов.

Таким образом, можно утверждать, что принятый ООН Ко­декс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и Полицейская декларация, а также развивающееся международное сотрудничество в области внедрения норм полицейской деонтологии в практику деятельности полиции свидетельствует о международном признании системы норм полицейской деонтологии как общепринятого нормативно-ориентированного социального института.

Концепция деонтологического кодекса национальной полиции Франции

Социологические проблемы полицейской деонтологии отнюдь не являются отражением внутренних проблем, сложных процес­сов, происходящих внутри только профессиональной группы сотрудников полиции той или иной страны. Именно динамика, содержание и характер социальных про­цессов, происходящих в обществе (а полиция в силу ее соци­альной роли при этом всегда находится на острие событий), вызвали к жизни две реформы Национальной полиции Франции (1966 и 1986 гг.) и появление в ходе последней из них Деонтологического кодекса полиции Франции.

Кодекс состоит из 20 статей, объединенных в три главы:

–     Глава I. «Общие обязанности сотрудников национальной по­лиции»;

–     Глава II. «Взаимные права и обязанности сотрудников по­лиции и их руководителей»;

–     Глава III. «О контроле полиции».

Следует отметить, что приоритет в концепции данного Ко­декса отдан правовому аспекту. Вся вступительная часть Кодекса (ст. 1-6) раскрывает правовые основы деятельности полиции (ст. 2), иерархический принцип ее организации (ст. 4), принцип обязательности требований Кодекса для всех сотрудников Национальной полиции и для тех, кто принимает участие в осуществлении полицейских функций (ст. 5), предусматривает санкции за неисполнение Кодекса (ст. 6).

Тот факт, что в ходе реформирования, централизации, объ­единения всех разрозненных ранее полицейских служб (корпу­сов и территориальных органов, управлений) в единую систему национальной полиции с единой дирекцией личного состава, не мог не повлиять на включение во вводную часть кодекса цело­го ряда правовых принципов и норм, становящихся едиными для всей полиции.

В силу этого принципиальные профессионально-этические нормы «ушли» из вводной части в главу I «Общие обязанно­сти сотрудника Национальной полиции».

Статья 7 (первая и главная в I главе Кодекса) гласит: «Со­трудник Национальной полиции обязан быть верным респуб­ликанским институтам. Он честен, неподкупен и беспристрастен. Он ни при каких обстоятельствах не поступается своим до­стоинством. Будучи призванным служить обществу, сотрудник полиции должен являть собой образец поведения. Он должен относиться с безусловным уважением к любому гражданину, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений».

Статья точно очерчивает сферы регуляции социальных отношений, в которых действуют данные нормы:

–     отношение к государству (республиканским институтам, органам законодательной, исполнительной и судебной власти);

–     отношение к обществу («служить обществу»);

–     отношение к личности  («к любому гражданину», независимо от его статуса и убеждений);

–     отношение к себе как к государственному служащему, по­лицейскому (своему профес-сиональному достоинству).

Деонтологический же кодекс, как нормативно-ориентирующий социальный институт, должен содержать нормы-ориентиры, нормы-образцы, нормы-стандарты (наряду с нормами-требова-ниями, нормами-запретами, нормами-ограничениями и нормами-этическими рамками).

Статья 8 распространяет требования к профессиональному поведению полицейского и на то его «личное время», когда он находится вне службы.

Она гласит: «Когда полицейский не исполняет служебные обязанности, по собственной инициативе оказывать помощь любому гражданину, находящемуся в опасности, для того чтобы предотвратить или пресечь всякое деяние, нару­шающее общественный порядок, и защитить гражданина или группу граждан от посягательств на их жизнь или имущество». Статья 9 соот-ветствует нормам, зафиксированным в Кодек­се поведения..., и статьям (принципам) Полицейской деклара­ции Совета Европы о применении силы и оружия только в слу­чае необходимости и адекватно сложившейся ситуации.

Статья 10 соответствует нормам и принципам указанных до­кументов ООН и Совета Европы, регулирующим отношение ра­ботников полиции к задержанным, а также в тех случаях, ког­да задержанные нуждаются в медицинской помощи.

Статья 11 традиционна для всех кодексов поведения поли­цейских. Это нормы-рамки и нормы-запреты, касающиеся пра­ва давать информацию и обязанности сохранять в тайне слу­жебные и профессиональные секреты.

Характерной отличительной особенностью Деонтологического кодекса Национальной полиции Франции является то, что его 12-я и 20-я статьи обращены непосредственно к министру внутренних дел страны.

В Деонтологический кодекс здесь внесен концептуально но­вый момент, а именно: нарочито подчеркнутая всеобщность (в рамках социальной группы работников полиции) действия нрав­ственных норм и деонтологических принципов. Раскрывая об­щие (для всей полиции) юридические и профессионально-нрав­ственные обязанности сотрудников, авторы Кодекса и его кон­цепции завершают рассматриваемый первый раздел статьей, которая определяет одну из деонтологических норм ролевого поведения «первого полицейского Франции» – министра внут­ренних дел.

Статья 12 гласит: «Министр внутренних дел защищает со­трудников Национальной полиции от угроз, насилия, самоуправства, оскорблений, клеветы и наветов (несправедливости – В.К.), жертвами которых они могут стать при исполнении слу­жебных обязанностей».

С точки зрения социологии данная норма по своему соци­альному значению выходит далеко за рамки естественной по­требности социально-правовой защиты полицейского, который, даже действуя строго в рамках закона и своих полномочий, часто вызывает неприятие, противодействие, непонимание и да­же чувство мести.

Характерной особенностью французской концепции поли­цейской деонтологии является также и то, что в системе со­циальных норм, сформулированных в Деонтологическом кодек­се, значительное место, фактически вся II глава Кодекса «Взаимные права и обязанности сотрудников полиции и их руководителей» посвящена нормам поведения руководителей при выполнении ими командных функций и нормам действий сотрудников, находящихся в подчинении.

Статья 14 говорит об ответственности руководителя за отданные приказания.

Статьи 17 и 18 содержат нормы поведения полицейского, когда приказание явно носит противозаконный характер, в соответствии с принципами Полицейской декларации полицейский имеет право не исполнять этот приказ.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconРабочая программа по дисциплине дс. 01. 14 Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Охватывает круг вопросов, затрагивающих международные экономические отношения в различных сферах деятельности, международные и национальные...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconМысли о медицинской деонтологии. Определение медицинской деонтологии
Лекарственные растения были известны человеку ещё в глубокой древности. Не было на земле такого племени, как бы ни примитивна была...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии icon№5. Морфологические нормы русского языка Понятие о морфологических нормах
Следующий вид норм русского литературного языка – грамматические нормы. Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения»
Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconУчебно-методический комплекс международные судебные учреждения автор-составитель...
Мировом океане; международные судебные органы по правам человека; международные судебные органы и разрешение споров в сфере международных...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconНазвание дисциплины
Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconА5 синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений...
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: согласно расписанию (а не расписания); вопреки предписанию (а не...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconРабочая программа по немецкому языку для учащихся VI класса составлена...
Примерными программами основного общего образования с учётом требований Федерального государственного стандарта общего образования...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconРабочая программа по французскому языку для учащихся 10 класса составлена...
Примерными программами основного общего образования с учётом требований Федерального государственного стандарта общего образования...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconНормы 24-13 нормы на защитные отношения для систем наземного эфирного...
Утвердить и ввести в действие на территории Российской Федерации для вновь разрабатываемых и вводимых в эксплуатацию рэс с 1 января...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconНормы проектирования всн
Настоящие строительные и технологические нормы распростра­няются на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconК рабочей учебной программы по дисциплине Гистология, эмбриология,...
Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconМаксимов К. В. Вершинина А. А. Международные финансовые рынки и международные...
Максимова В. Ф., Максимов К. В., Вершинина А. А международные финансовые рынки и международные финансовые институты: Учебное пособие./...
Международные и общеевропейские нормы деонтологии iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия»
Деонтология. Определение понятия. Особенности деонтологии в травматологии и ортопедии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск