Скачать 381.76 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Актуальные проблемы международного гуманитарного права» «Current Problems of International Humanitarian Law» Язык обучения __русский_________________ Трудоемкость______4_______ зачетных единиц Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины Цели изучения студентами дисциплины: - приобретение необходимых знаний о международном гуманитарном праве (далее - МГП) как системе юридических норм о согласованных международным сообществом основных правах и свободах, которыми должен обладать каждый человек на земле, о механизме применения международных норм на межгосударственном и внутригосударственном уровнях; - вырабатывание умений и навыков искать, отбирать, толковать, анализировать и применять международно-правовые акты и внутрироссийские акты международно-правовой значимости. Результаты изучения студентами дисциплины: - обладание целостным представлением о становлении, современном состоянии, правотворческих и правоприменительных проблемах МГП;
1.2. Требования к подготовленности студентов к освоению учебной дисциплины (пререквизиты) Требуется освоение учебных дисциплин «Конституционное право», «Международное публичное право» и «Международное частное право» 1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины: По результатам обучения магистр должен знать ПК-1 - состав, структуру и тенденции развития правового регулирования международных отношений; ПК-2 - цели, задачи и пути реформирования правового регулирования общественных отношений; ПК-3 - закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме правового регулирования; ПК- 4 - состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в сфере международного гуманитарного сотрудничества; ПК- 5 - механизмы функционирования межотраслевых институтов в контексте соотношения международного права и внутреннего права государств; ПК- 6 - методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности; ПК-7 - основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки; По результатам обучения магистр должен уметь ПК- 8 - применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; ПК- 9 - аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий; ПК-10 - анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; ПК-11 - квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов; ПК-12 - проводить научные исследования и свободно излагать их результаты в письменной и устной форме с использованием современны технических средств сообщения информации; ПК-13 - самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний. По результатам обучения магистр должен обладать навыками ПК-14 - составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; ПК-15 - устных выступлений, в т.ч. в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; ведения дискуссии, переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; ПК-16 - составления экспертных заключений; владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии; ПК-17 - осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в т.ч. с применением современных интерактивных информационных технологий; ПК-18 - консультирования граждан по правовым вопросам. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы: – классические лекционные методы - 6 час.; – активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий – 16 час.; – иные формы интерактивных занятий – 10 час. Всего аудиторных занятий – 32 час.; Самостоятельная учебная работа студентов - 62 час. 1.6. Организация учебных занятий
График учебно-тематических занятий
1.7. Организация изучения дисциплины, контроля и аттестации
1.7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА ПЕРВАЯ Международное гуманитарное право: проблемы понятия и источников, формирования и системы 6 часов I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ 1. Проблема определения понятия «международное гуманитарное право» (далее - МГП) 2. Зарождение, становление и современное состояние международной защиты прав человека. 3. Источники МГП: понятие и виды. Система МГП и его структура. II. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - КЛАССИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ: - 2 часа - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – 4 часа (подготовка и представление каждым студентом преподавателю письменного реферата объемом 4-5 стр. (до 20 000 знаков) на тему: «Проблема определения понятия и структуры международного гуманитарного права в отечественной и зарубежной литературе») ТЕМА ВТОРАЯ Международные нормативно-правовые основы и проблемы регламентации прав человека 20 часов I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
II. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ - 4 часа (презентация вопросов темы с использованием мультимедийного оборудования и обсуждением состояния и проблем регламентации прав человека на международном универсальном и региональном уровнях) Перечень нормативных актов, рекомендуемых студентам для подготовки к лекции:
- СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. - ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 часа Практические задания. Задание 1. Анализ соотношения прав человека по их перечню и объему, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и в Пактах о правах человека 1966 г. Задание 2. Анализ соотношения прав и свобод человека по их перечню и объему, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и (Европейской) Конвенции о защите прав человека 1950 г. (включая Протоколы 1,3, 4, 6 и 7 к ней). Задание 3. Анализ соотношения прав и свобод человека по их перечню и объему, закрепленных в (Европейской) Конвенции о защите прав человека 1950 г. и в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. – ДИСПУТ – 2 часа Тема диспута: «Имплементация международных правозащитных норм в конституционные нормы государств разных регионов и уровней цивилизации: общее, особенное, проблемы (на примере России, Германии и Ирана)» Перечень нормативных актов для подготовки к диспуту:
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – 12 часов (подготовка к интерактивной лекции, материалов к семинарскому занятию и диспуту согласно указанным в данной теме вопросам и заданиям. Составить схемы соотношения прав и свобод человека, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г., (Европейской) Конвенции о защите прав человека 1950 г., Конвенции СНГ о правах человека 1995 г., в конституциях Российской Федерации, Федеративной Республики Германии и Исламской Республики Иран). |