Скачать 312.6 Kb.
|
Информационная справка о школе. Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида» было образовано в 1965 году для обучения и воспитания учащихся, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. До 1988 года школа-интернат работала под названием «Вспомогательная школа-интернат №1», затем была преобразована в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С декабря 2011 года, согласно новому Уставу, называется КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида», является юридическим лицом, с полным пакетом юридических документов. В своей деятельности учреждение руководствуется следующими документами:
Кадровое обеспечение. В настоящее время педагогический коллектив школы-интерната составляет 35 человек и 33 человек вспомогательного персонала. Коллектив относительно стабильный, 74% имеют стаж работы в специальном (коррекционном) учреждении более 15 лет. Средний возраст педагогов 43 года, что позволяет сделать вывод о зрелости педагогического коллектива. Высшее образование имеют 80% педагогов. Ведется систематическая работа над повышением квалификации педагогов. Составлена программа повышения квалификации. 100% педагогического коллектива прошли курсы повышения квалификации, либо получают в настоящий момент дополнительное образование. Уровень квалификации педагогов достаточно высокий. Ряд педагогов школы-интерната имеют награды и звания:
Организация образовательного процесса Школа-интернат работает по Программам Министерства образования Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), на основании которых разработаны учебные программы по предметам. Программы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают их гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Ведущим принципом является коррекционная направленность в обучении. Особое внимание в программах обращено на коррекцию специфических нарушений у отдельных учащихся и на коррекцию всей личности в целом. Учебный план школы-интерната составлен согласно Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, утвержденным приказом №29/2065-п от 10 апреля 2002 года Министерства образования Российской Федерации. В расчет взят I вариант плана (Приложение 3). Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. План включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В 1-9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально - трудовое обучение. В 5 класс введено природоведение, в 8-9 классы - обществознание. Для занятий по трудовому обучению и СБО учащиеся делятся на 2 группы. Комплектование осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей детей и рекомендаций врача. К коррекционным занятиям в младших (1-4) классах относятся занятия по развитию устной речи на, основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах - социально - бытовая ориентировка (СБО). На коррекционные индивидуальные и групповые занятия ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы во вторую половину дня. Часы, отведенные на факультативные занятия, использованы на занятия по ОБЖ, экологии, экономике, краеведению. По окончании 9 классов учащиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения. Программы, методики, режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, соответствуют требованиям СП № 4076 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (раздел 5) , утверждены Управлением Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю. Занятия в школе-интернате проводятся в одну смену, продолжительность уроков 45 минут, перемен 10-30 минут. Для 1 класса применяется ступенчатый метод обучения, после второго урока организована динамическая пауза. Для учащихся начальных классов предметы, связанные с большим умственным напряжением, проводятся на втором уроке. Один раз в неделю (четверг), предусмотрен облегченный день. Для учащихся средних и старших классов основные предметы проводятся на втором и третьем уроках. Контрольные работы проводятся в середине учебной недели на втором и третьем уроках. В настоящее время в КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вид» обучается 85 учащихся. Сформировано 9 класс-комплектов (средняя наполняемость класса 9-10 человек) и 6 групп (средняя наполняемость -12-13 человек) Требования к образовательному процессу К содержанию образования Содержание образования предусмотрено коррекционно-развивающими программами, для учреждения VIII вида, допущенных Минобразования РФ под ред. В.В. Воронковой. На основании данных программ, учитывая структуру дефекта, прогноз актуального и ближайшего развития каждого учащегося, делая акцент на социально значимые темы и разделы, каждым учителем составляется рабочая программа учебного курса. К результатам образования Обеспечение получения образования в соответствии с предъявляемыми требованиями специальных (коррекционных) учебных программ. Социальная адаптация и интеграция выпускника специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида в общество. К технологиям обучения и воспитания. Технологии, опирающиеся на специальную (коррекционную) педагогику и психологию умственно отсталого школьника. К работающим педагогам Необходимая и достаточная подготовка, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (лицами, их заменяющими). В 2010/2011 учебном году в КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида» обучалось 83 ученика, из них 53 ребенка без попечения родителей, остальные имеют родителей или опекунов, из них 4 учащихся обучаются на дому. Качество знаний в этом году составило 46%, вместо 52% в прошлом учебном году. Снижение успеваемости произошло за счет вновь прибывших учащихся: из 27 учащихся всего 6 человек, которые учатся без троек. Качество знаний в начальной школе несколько выше - 56%, но и этот показатель отличается от прошлогоднего примерно на 10%. Итоговый контрольный диктант по русскому языку писали 71 учащийся: «2» - 6 учеников «3» - 19 учеников «4» - 27 учеников «5» - 19 учеников Итоговые контрольные работы по математике писали 70 учащихся: «2» - 2 ученика «3» - 14 учеников «4» - 27 учеников «5» - 27 учеников Итоги контрольных работ
Исходя из вышесказанного одной из главных задач учебной деятельности следующего 2011/12 учебного года будет индивидуальная работа с резервом учащихся, работа по увеличение количества детей, которые могут заниматься без троек. Основные направления работы 1.Цели и задачи: Основной стратегической целью является: создание модели коррекционной школы, обеспечивающей условия для обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в целях их успешной социализации, путем обновления содержания и технологий обучения и воспитания, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. Задачи:
В своем представлении о том, какой должна быть школа-интернат, мы исходим из следующих позиций:
Концептуальные идеи и проблемы развития коррекционного образовательного учреждения. Серьёзные изменения, происходящие во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, это всё нарастающая жесткость, с другой - возможность свободного самоопределения. В этих условиях необходимы новые подходы к организации педагогического процесса. Сотрудничеству и партнерству отводится всё больше места и внимания в отношениях между администрацией и педагогами, между школой и родителями, обучающимися и обучающими. Положения данной концепции базируются на человекоцентристском подходе: ребёнок – главная ценность. С первых дней пребывания ребёнка в школе-интернате осуществляется работа по изучению его личностных и психофизических особенностей, которую ведут учитель, психолог, логопед, врач, социальный педагог. Целью их деятельности является определение потенциальных возможностей ученика, установление путей коррекции выявленных недостатков, на основании этого - составление индивидуальных программ психолого-медико-педагогического сопровождения. Школа учитывает контингент учащихся и поэтому ориентирована, прежде всего, на личностное развитие ребёнка в социальном плане, стремится помочь учащемуся увидеть свое место в социуме. Школа учит ребёнка ставить перед собой цели, находить социально приемлемые для их достижения. Главное при этом - научить действовать, и действовать разумно. Следующий вопрос - как учить? Учебно-воспитательный процесс базируется на принципах гуманизации, коррекционной направленности, дифференцированного и развивающего характера обучения, открытости, вариативности. Программа развития предполагает укрепление материальной базы учреждения: оборудования большего числа помещений для индивидуальных коррекционных занятий и отдыха детей, специализированных учебных кабинетов и мастерских, организации занятости по интересам, оборудование новой дворовой спортивной площадки, оборудованние зала для занятий лечебной физкультурой. Педагогическое обеспечение предполагает создание условий для того, чтобы учащиеся могли заниматься с интересом и увлечением. Учитывая неравные возможности и способности детей, школа намерена каждому из них дать столько, сколько он сможет взять. Для достижения заявленных целей школа должна перейти с позиций информационной педагогики к смысловой. Социальная неоднородность, широкий диапазон структуры дефектов и соматических заболеваний учащихся создаёт серьёзные проблемы для учебно-воспитательного процесса и требует высокой квалификации педагогического персонала. Отсюда вытекает проблема квалифицированных кадров и необходимости получения педагогами специального образования. |