Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №489 Московского района Санкт-Петербурга
Принята на заседании
Педагогического Совета
Протокол № _1_от 29 августа 2013
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 489
______________Калашникова О.Н.
«_____» _________ 2013 г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
основного общего и среднего (полного) общего образования
(II и III ступени)
(новая редакция)
Санкт – Петербург
2013 1. Введение Настоящая программа определяет образовательную деятельность ГБОУ школы № 489 и базируется на Федеральных законах, нормативных документах Минобрнауки России, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, ОО Московского района Санкт-Петербурга.
Основная образовательная программа основного общего образования и среднего (полного) общего образования ГБОУ школы № 489 (далее – школа) разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступившего в силу с 1 сентября 2007 года;
Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Приоритетного национального проекта «Образование»
Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года
Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020»
Приоритетных задач развития системы образования Московского района Санкт-Петербурга
Программы развития школы на период 2011 – 2015 гг.
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196
Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 № ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по совершенствованию физического воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга».
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»
Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования, на 2013/2014 учебный год».
Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.02.1011 № 01-16-357/11-0-0 «Методические рекомендации по преподаванию истории на ступени среднего (полного) общего образования и о порядке аттестации учащихся по данному предмету».
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Устава школы
Правил внутреннего распорядка школы.
Ключевой идеей программы является идея качества образования, что требует создания в лицее всех необходимых условий и полноценной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка. Целевое назначение
реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
создание условий для освоения обучающимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной лицея
формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей.
развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
создание условий для получения основного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, образования по математике, информатике и экономике – на углубленном уровне;
создание условий для продолжения формирования учебной самостоятельности, в т.ч., продолжения образования по предметам математике, информатике и экономике на углубленном уровне;
предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах учебной деятельности;
создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в школе или при выборе варианта индивидуального образовательного маршрута;
формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности.
Ведущие задачи:
создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям и желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В образовательной программе основного общего образования и среднего (полного) общего образования соблюдается преемственность основных идей, представленных в образовательной программе начального общего образования. Эти идеи представлены на ценностном уровне и отражены в портретах (образах) выпускников каждой ступени образования. Портрет выпускника начальной школы:
понимание таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «товарищ»;
потребность выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;
активное участие в процессе жизни класса и школы;
сформированность основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет);
сформированность навыков самоконтроля учебных действий и развитие мышления, наблюдательности, активности и прилежания в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать;
проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру;
эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде;
наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
соблюдение режима дня и правил личной гигиены;
осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным;
желание потребовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Портрет выпускника основной школы:
понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор»;
стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизни класса и школы;
умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело;
сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, выработку устойчивых учебных интересов и склонностей;
умение управлять подсознательными процессами личности;
способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке и во внеурочной деятельности;
усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения;
способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению;
способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности;
знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, науки и техники;
дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями, здоровьесберегающего и здоровьесозидающего поведения.
Портрет выпускника старшей школы:
усвоение ценностей и понятий «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность»;
чувство гордости за свою Родину;
адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей;
готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни;
сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками;
желание, стремление и готовность продолжить обучение после окончания лицея;
сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования;
наличие навыков самостоятельной учебной деятельности;
знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации;
наличие индивидуального стиля обучения;
владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов;
способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию;
стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты
потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов;
желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности
стремление к физическому, интеллектуальному и нравственному совершенству;
осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью и создание своей программы здоровьесбережения и здоровьесозидания.
Адресность образовательной программы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 489 находится в южной части Московского района Санкт-Петербурга. Школа располагается в двух зданиях рядом со станцией метрополитена «Московская» на пересечении трех автомобильных магистралей: Московского проспекта, Ленинского проспекта и Варшавской улицы в 30 минутах езды от центра Санкт-Петербурга. Рядом с образовательным учреждением расположены Московская площадь и площадь Победы.
Школа имеет свою территорию с ограждением, которая используется для динамических пауз учащихся, спортивных занятий, внеурочных мероприятий, проведения традиционных праздников (День знаний, масленица, Последний звонок и др.). Имеется спортивный стадион с искусственным покрытием, две спортивные площадки, три оборудованных спортивных зала.
Школа сегодня – это образовательное учреждение повышенного уровня образования, со своей миссией, определенными и конкретными целями, спецификой образовательной программы. В основе деятельности школы – концепция повышения уровня социально-технологической компетентности обучающихся, в соответствии с которой предполагается реализация модели социализации обучающихся и модели информационно-коммуникационной технологической деятельности для успешной реализации жизненной стратегии обучающихся.
Приоритетным направлением является создание условий для индивидуального развития каждого обучающегося и реализация профильной подготовки по физико-математическому направлению. Преподавание осуществляется на базе углубленного изучения предметов технического профиля. В реализацию образовательных программ лицея включены ВУЗы-партнеры: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Балтийский государственный технический университет «Военмех», Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, РГПУ им. А.И, Герцена. В рамках договоров с ВУЗами для обучающихся лицея организованы лекционные, проектно-исследовательские и специальные курсы по математике, информатике, проходит исследовательская практика обучающихся, ведется профориентационная работа, участие в олимпиадах различного вида. |