Скачать 424.85 Kb.
|
Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 69 города Тюмени на 2013-2014 учебный год Учебный план для 1-11 классов школы на 2013-2014 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными стандартами:
Указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
Инструктивно-методические письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Тюменской области
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы, состоящего из федерального и школьного компонентов в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) предусмотрена Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 в 4 – 11 классы. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузке соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет :
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Учебный план начального общего образования Учебный план для I-III классов формируется с учетом перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального образования и является частью образовательной программы, которая включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности. В IV классе реализуется учебный план в соответствии с ФБУП 2004г. Учебный план определяет объем учебной нагрузки, распределение часов по предметам. План внеурочной деятельности направлен на реализацию дополнительных образовательных программ, программы социализации учащихся, воспитательных программ в соответствии с направлениями и выбранным количеством внеаудиторных часов во второй половине дня. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1 классов не превышает 4 урока и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры. Обучение во 2- 4 классах осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия во 2-3 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе, в первую или вторую смену; уроки по 40 минут, в 4 классах – по 5-дневной учебной неделе, только в первую смену, уроки по 40 минут. При формировании учебного плана для обучающихся II- IV классов резервное время направлено для организации дополнительных групповых и индивидуальных занятий с обучающимися.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образования реализация обязательных предметных областей определена следующими задачами: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалоговой и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности; - развитие математической речи, умений использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории и культуре, здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, понимания своего места и роли в природе, и обществе; - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру; - формирование опыта как основы познания и обучения, развитие инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления; - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация содержания ФГОС НОО предусматривает использование имеющихся в школе учебно-методических комплектов, выбор которых осуществлен исходя из социального заказа родителей (законных представителей) обучающихся; а также из опыта и системы работы педагогического коллектива. Реализация содержания начального общего образования школы предусматривает использование имеющихся в школе учебно-методических комплектов. В 3 В, 4 Г классах обучение организовано по комплекту «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова. Обучение в остальных классах организовано в рамках традиционной системы обучения по учебным комплектам «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. При выборе УМК учитывались преемственность и социальный заказ общества. Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», направленный на обеспечение компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология \ труд»; В интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» дополнительно введены элементы основ безопасности жизнедеятельности (письмо Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 г. № 03-898). Особенностью формирования учебного плана для IV класса является введение в инвариантную часть плана комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» по 1 часу в неделю ( всего 34 часа) за счет предметов русский язык и литературное чтение. По результатам анкетирования родителей обучающихся 3 классов курс реализуется по программе к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание модуля по светской этике ориентировано на знакомство со светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. При изучении иностранного языка ведется преподавание предметов «Английский язык» и «Немецкий язык». При проведении учебных занятий во 2-4 классах осуществляется деление на группы. Учебный план, регламентирующий урочную деятельность образовательного учреждения, тесно связан с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, осуществляемым в школе. План внеурочной деятельности направлен на реализацию дополнительных образовательных программ, программы социализации обучающихся, воспитательных программ в соответствии с направлениями и выбранным количеством внеаудиторных часов во второй половине дня. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1355 часов за четыре года обучения) и учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и представлен разделом «План внеурочной деятельности», где реализуются дополнительные образовательные программы, программа социализации обучающихся, воспитательные программы в соответствии с количеством внеаудиторных часов образовательного плана во второй половине дня. Между началом занятий по внеурочной деятельности и последним уроком организован перерыв не менее 45 минут для организации обеда и прогулки. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе направлена для решения следующих задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Школой определена модель организации внеурочной деятельности: модель дополнительного образования. По пяти направлениям, представленным во внеурочной деятельности, в рамках 8 часов организована работа с одаренными детьми и работа над развитием познавательных интересов, повышением читательской активности. Программы внеурочной деятельности модифицированные, адаптированные к условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Сборник программ внеурочной деятельности», издательство Вентана - Граф, 2011. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067. Основное общее образование Обучающиеся V – VIII классов продолжают своё обучение по образовательной программе данного уровня на основе государственного образовательного стандарта 2004 года (до завершения обучения). IX- классов на основе Федерального базисного учебного плана с учетом проведения предпрофильной подготовки. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на пятилетний срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, продолжительность урока – 40 минут. Резерв времени используется для организации дополнительных групповых и индивидуальных занятий с обучающимися. При изучении иностранного языка ведется преподавание предметов «Английский язык» и «Немецкий язык». При проведении учебных занятий по иностранным языкам, «Информатике и ИКТ» в 5-9 классах осуществляется деление на группы (при наполняемости 25 человек). Предмет «Физическая культура» в объеме трех часов изучается в соответствии с комплексной программой физического воспитания под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2006. В рамках проведения 3-го часа физической культуры занятия организованы с учетом индивидуальных запросов и состояния здоровья обучающихся, программы обучения. Для проведения уроков используется потенциал имеющейся спортивной инфраструктуры микроучастка. Предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования предусмотрена возможность отработки основных подходов к организации образовательного процесса, направленных на единство образовательной и воспитательной деятельности и включающих: - развитие системы проектной деятельности; - развитие системы предметных кружков; - реализацию социально ориентированных проектов; - создание научных обществ обучающихся, творческих лабораторий; Для обеспечения равного доступа к образовательным услугам детям с ограниченными возможностями здоровья при формировании учебного плана предусмотрены возможности по реализации интегрированных форм обучения. Образовательная область «Математика» в 5-6 классах представлена образовательными предметами «Математика», в 7-9 классах – «Алгебра» и «Геометрия».
|