ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные пробоемы педагогической психологии»
Разработчик: Петрова Г.Н.
Идентификационный номер:
УМКД.24(34)-050400.68-М2.В.ДВ.2-2012
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Лист из
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Направление— 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия Форма подготовки (очная)
Название школы ДВФУ: Школа педагогики
Название кафедры: Теории и методики профессионального образования
курс 2 семестр 4
лекции - 6 (час.)
практические занятия - 12 (час.)
лабораторные работы - 12 (час.)
консультации
всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.)
самостоятельная работа - 78 (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет
экзамен 4 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол №12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г. Составитель: Петрова Г.Н.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация Дисциплина «Актуальные проблемы педагогической психологии» относится к числу профильных дисциплин подготовки магистров по направлению «педагогическая психология», представлена в вариативной части профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование.
Учитывая, что системообразующим для деятельности является ценностно-смысловой компонент сознания педагога, предполагается взаимосвязь с базовой дисциплиной «Философия образования и науки», которая предшествует изучению предлагаемой дисциплины.
Расширение понимания сущности «развивающее образование», необходимость отслеживать развивающий эффект взаимодействия делает необходимой взаимосвязь изучаемой дисциплины с содержанием ранее изучаемых дисциплин вариативной части общенаучного цикла: «Психологические процессы и состояния человека», «Психология обучения и развития личности», «Мониторинг процессов субъектогенеза в образовании».
Так как проблемы, лежащие в области педагогической психологии, возникают в различных возрастных группах учащихся, необходимо сопряжение дисциплины с «Социальной психологией образования», раскрывающей социально-психологическую специфику взаимодействия. Идея индивидуализации, рассматриваемая в курсе, отсылает студентов к дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства».
Предполагается тесная взаимосвязь предлагаемого курса с дисциплиной, целью которой является формирование у студентов образа безопасной образовательной среды и способов ее создания: «Психолого-педагогические основы сотрудничества субъектов образовательного процесса».
Цели освоения дисциплины: помочь студентам в осмыслении актуальных психолого-педагогических проблем образования, в освоении аналитико-рефлексивного подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.
Задачи курса:
Изучить основные проблемы психологии обучения и воспитания обучаемых.
Освоить теорию учебной деятельности.
Научиться определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия.
Научиться проектировать эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные проблемы психологии обучения и воспитания обучаемых;
основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений;
отечественные и зарубежные теории научения и учения;
основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития;
актуальные проблемы теории учебной деятельности;
проблемы усвоения знаний, формирования умений и навыков;
проблемы, возникающие при использовании воспитательных средств на учащегося, психологические механизмы, обеспечивающие эффективность влияния;
уметь:
выделять и вербализировать проблемы психолого-педагогического характера;
ориентироваться в проблематике науки, определяемой разными позициями исследователей на предмет педагогической психологии;
видеть зависимость способа решения психолого-педагогических проблем от концептуальной позиции исследователя и практика;
определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
определять проблемы организации и управления учебной деятельностью обучаемых в аспекте влияния этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков;
владеть:
способами управления учебной деятельностью учащихся;
умениями определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения;
инструментарием определения уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков;
способами организации рефлексии;
формами и методами развития научного, теоретического мышления, личностного развития учащихся.
Дисциплина предполагает овладение следующими компетенциями:
владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
способностью совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);
способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9);
способностью к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10). I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Тема 1-2. Психологические основы системы развивающего обучения Эльконина Д.Б. —Давыдова В.В. (4 час.)
Понятие учебной деятельности по В.В. Давыдову.
Особенности системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Мотивы учения: виды, уровни, качества.
Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Психологические основы формирования учебной деятельности в подростковом возрасте.
Психологические основы формирования учебной деятельности в старшем школьном возрасте.
Тема 3-4. Проблемы управления процессом усвоения и умственной деятельностью учащихся (4 час.)
Теория поэтапного овладения умственным действием П.Я. Гальперина.
Типы ориентировочной основы действия.
Этапы формирования умственных действий и понятий.
Возможности использования теории поэтапного формирования умственных действий в обучении.
Диагностика развития у детей младшего школьного возраста учебного действия - контроль.
Мотивации учения школьников.
Управление учебной деятельностью.
Тема 5. Особенности работы с одаренными детьми (2 час.)
Проблема диагностики одаренных детей.
Одаренность и исследовательские способности.
Образ и образное мышление в характеристике одаренности.
Одаренный ребенок в сообществе сверстников: проблема коммуникации.
Формы и методы поддержки субъективных проявлений ребенка.
Тема 6. Формы организации учебной деятельности (2 час.)
Формы организации и методы исследовательского обучения.
Этапность исследовательского поиска.
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса
Практические занятия (12час.)
Занятие 1-2. Образование как глобальный объект педагогической психологии (4 час.)
Образование в общекультурном аспекте.
Общеметодологический смысл образования.
Образование как система. Основные компоненты образования как системы.
Социальный аспект рассмотрения образования. Основные характеристики образования как социальной структуры.
Исторический аспект рассмотрения педагогической системы и образования.
Образование как процесс. Педагогическая система и педагогический процесс.
Черты образовательного процесса информационного (постиндустриального) общества.
Личность в процессе обучения и воспитания. Непрерывность образования.
Занятие 3-4. Проблема развития исследовательских умений и навыков у школьников (4 час.)
Принципы для разработки методики или технологии.
Методики развития исследовательских умений и навыков.
Занятие 5-6. Учебная деятельность – специфический вид деятельности. Проблема понимания учебной деятельности в трудах классиков и современная ее интерпретация (4 час.)
Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения.
Возрастные особенности усвоения социального опыта. Возможности и ограничения.
Основные линии психического развития в учебной деятельности.
"Пласты" развития школьника и их показатели.
«Опыт» человека. Система деятельностей, в которых человек приобретает опыт.
Структура учебной деятельности. Развитие учебной деятельности.
Лабораторные занятия (12 час.)
Занятие 1. Проблема определения образования как многоаспектного феномена (2 час.)
Образование в общекультурном аспекте. Общеметодологический смысл образования.
Образование как система. Основные компоненты образования как системы.
Педагогическая система как подсистема образования.
Системообразующая роль цели.
Социальный аспект рассмотрения образования.
Исторический аспект рассмотрения педагогической системы и образования.
Занятие 2. Образование как процесс и результат (2 час.)
Педагогическая система и педагогический процесс.
Развитие в образовании.
Черты образовательного процесса информационного (постиндустриального) общества.
Развитие и саморазвитие личности в процессе его обучения и воспитания. Непрерывность образования.
Образование как результат. Образованность как проблема.
Занятие 3. Природа научения в теории бихевиоризма. Вклад бихевиоризма в педагогическую практику (2час.)
Понятие «научение» в теориях бихевиористского направления.
Классическое и оперантное обусловливание.
Виды подкрепления.
Программированное обучение.
Занятие 4. Вклад когнитивизма в современную практику образования
(2 час.)
Исходная точка анализа и основные понятия (метафоры) когнитивизма.
Основные подходы к исследованию познания человеком действительности.
Выготский Л.С. и Пиаже Ж.: единство и расхождение позиций.
Научение путем открытий Брунера. Конструктивистский характер усвоения знаний учащимися.
Методы когнитивного ученичества.
Занятие 5, 6. Гуманистические подходы к обучению (4 час.)
Основные черты человеческой личности по К. Роджерсу.
Принципы теории Карла Роджерса.
Характерные черты педагога – гуманиста.
Общие гуманистические методы педагогики.
Научение на основе сотрудничества.
Полемика вокруг контроля поведения: К. Роджерс или Б. Скиннер?
III. контроль достижения целей курса
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины
Промежуточная аттестация (практические занятия 1-6): защита системы педагогических понятий;
Промежуточная аттестация (лабораторные занятия 1-6): разработка и представление технологии;
Промежуточная аттестация (лабораторные занятия 7-12): презентация ориентировочной основы продуктивного действия; эссе.
Промежуточная аттестация предполагает тестирование студентов (тестовые задания см. в «Контрольно-измерительных материалах»)
Вопросы для самопроверки:
Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения.
Возрастные особенности усвоения социального опыта.
Основные линии психического развития в учебной деятельности.
"Пласты" развития школьника и их показатели.
Система деятельностей, в которых человек приобретает опыт.
Человекоцентрированный подход К. Роджерса.
Социальные взаимодействияи развитие интеллекта детей.
Организация совместных действий обучаемых в процессе учебной деятельности.
Учебное сотрудничество и развитие рефлексивных возможностей.
Психологические особенности организации учебной дискуссии в образовании.
Формы организации и методы исследовательского обучения.
Мониторинга учебно-исследовательской деятельности.
Возрастные особенности усвоения социального опыта.
Структура и развитие учебной деятельности
Уровни усвоения знаний
Условия формирования умений и навыков.
Психологические критерии контроля и оценки знаний.
Психологический анализ урока.
Психологические основы системы развивающего обучения Эльконина Д.Б. —Давыдова В.В.
Концептуальные основы учебной деятельности (В.В. Давыдов).
Мотивы учения: виды, уровни, качества.
Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Психологические основы формирования учебной деятельности в подростковом возрасте.
Психологические основы формирования учебной деятельности в старшем школьном возрасте.
Вопросы к экзамену:
Образование как глобальный объект педагогической психологии.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Обучающийся как субъект образовательной деятельности.
Деятельность как преобразование мира и себя в мире.
Проектирование продуктивного действия в учебном процессе.
Проектирование развития в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Развитие учебной деятельности на различных этапах обучения.
Развитие потребностно-мотивационной сферы личности в учебной деятельности.
Интеллектуализация психических процессов как условие их культурного развития
Гуманистическая парадигма в образовательной практике современной школы.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество.
Идея сотрудничества в аспекте современных образовательных технологий.
Педагогическая деятельность как поэтапное восхождение к профессиональной успешности.
Особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащегося.
Проектирование проблемной формы обучения.
Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся.
Эмоциональное насыщение занятия как условие его успешности.
Смысловая сфера личности как психологический объект воспитания.
Социальная ситуация развития и средства решения образовательных задач.
Стратегии педагогической поддержки в образовательном процессе.
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение Дисциплины
Основная литература:
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009. - 448с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д: издательство "Феникс", 2009. - 480 с.
Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. – заведений / Н.А. Пастернак; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224с.
Петровский В.А. Человек над ситуацией. – М.: Смысл, 2010. – 559с.
Подласый И.П. Энергоинформационная педагогика. – М.: Дата Сквер, 2010. – 424с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / C.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400с.
Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные проблемы): учеб.пособие / И.С. Якиманская. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 648с.
Дополнительная литература
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология (схемы и тесты). М., 2002.
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Современные концепции одаренности и творчества. Под ред. Богоявленской Д.Б. –М., 1997.
Берулава Г.А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве/ Педагогика 2012, № 4, С.11 -29.
Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. (мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?) – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 174с.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Педагогика, 1977. 369 с.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: МГУ, 1995.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1985. 82 с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М.:ИНТОР, 1996,544с.
Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход: монография / А.А. Деркач. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 240с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1992.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1997. 480 с.
Зинченко В.П. Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304с.
Ильясов и.И. Система эвристических приемов решения задач. – М., 2001.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
Краудер Н.О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом/ под ред. И.И. Тихоноваю – М.:Высшая школа, 1968. С.58-67.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
Личность как субъект бытия и со-бытия / Психология личности. Учебное пособие/ под ред. Проф. П.Н. Ермакова, проф. А.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. -653с.
Логика процессов личностного развития человека / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд., + СПб.: Питер, 2008. – 512с.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – С. 165-201.
Ляудис В.Я. Таксономия учебных задач – инструмент опережающего управления процессом развития познавательной деятельности / Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Лидер, 2007. – 192с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
Обухов А.С. Исследовательская деятельностькак возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –М., 2001. – С. 48-51.
Пере-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. – М.: Педагогика, 1999, 248с.
Роджерс К. Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002, 527с.
Савенков А.И. Психологичекие основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2007. -480 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Уч. пос. СПб.: Питер, 2004. – 316с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб.пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – 5-е изд.. – М.: Издательский дом «Академия», 2010. - 400с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов: пол ред. Н.В. Бордрвской . – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2011, С. 94 – 101.
Старовойтенко Е.Б. Развитие мысли как проблема культурной психологии личности// Мир психологии №2 (70), 2012, С. 91 - 105.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обученифя. – М.: Педагогика, 1984.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М.: Издат. центр "Академия", 1998. 288 с.
Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании / Педагогика 2012, № 4, С.3 -11.
Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2002.- 272с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993, 268с.
Чуприкова Н.И. Дифференционно-интеграционная теория развития как основа междисциплинарных исследований // Мир психологии №2 (70), 2012, С. 33- 39.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (психологические основы развивающего обучения). М., 1995. 192 с.
Шадриков В.Д. Понимание и определение развития// Мир психологии №2 (70), 2012, С. 15-33.
Школа сотрудничества. М.: "Первое сентября", 2000. 262 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 351 с.
Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные проблемы): Учебное пособие / И.С. Якиманская . – М.: Изд-во Московского психолог-сициального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2008. -648.
Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб.пособие. М.: Изд-во "Полиус", 2003. 639 с.
Интернет-ресурсы
http://www.alleng.ru/d/psy/psy166.htm Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2008. – 352 с.
http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С. – М., 2010. – 194 с.
http://www.alleng.ru/d/psy/psy070.htm Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656с.
http://www.alleng.ru/d/psy/psy119.htm Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
http://www.alleng.ru/d/psy/psy126.htm Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
|