Наказание: с пользой и без унижения





НазваниеНаказание: с пользой и без унижения
Дата публикации05.08.2014
Размер34.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Наказание: с пользой и без унижения
Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. Одно из значений слова «наказание» - дать наставление, наказ. Это определенный жизненный урок. Наказания и поощрения помогают ребенку ориентироваться в сложном и многогранном мире. Наказывая за плохие поступки, родители выражают свое отношение к тому, что совершил ребенок, устанавливают границы допустимого, объясняют «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок должен усвоить, что есть легкие проступки и тяжелые. Случается, что ребенка не наказывают за тяжелый проступок и сурово карают за легкий: оскорбил взрослого - на что отреагировали равнодушным «нельзя так делать»; не заправил кровать -  жестоко наказали.  Если же за плохие поступки наказание и вовсе не следует, то ребенок дезориентирован: «выходит, ничего плохого я не сделал, так и надо поступать»?

Как же правильно и за что следует наказывать ребенка?

1.Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.  

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай. 

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу. 

4. Недопустимо запоздалое наказание. Случается, что родители ругают детей за проступки, которые были обнаружены спустя недели или даже месяцы после их совершения. Наказание должно следовать сразу за проступком, особенно это касается маленьких детей. Бывает, что ребенок уже и не помнит происшествия, не понимает, за что его наказывают, и расценивает поведение взрослого просто как выражение негативных эмоций. Помните,  что даже законом учитывается срок давности преступления и уже сам факт того, что ребенок сознался в своем проступке,  в большинстве случаев будет достаточным наказанием. 

 5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения доверительные, то огорчение родителей, их переживания для ребенка уже будут наказанием. 

6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься как демонстрация вашей силы и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, такое поведение взрослых не вызовет.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его провинностях – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, не говорите: «ну вот, каждый раз одно и то же», «на прошлой неделе получил двойку, сейчас опять».

8.  Негативная оценка должна всегда касаться конкретного проступка, а не личности в целом. Плохим может быть то, что совершил ребенок, а не он сам. Этот момент чрезвычайно важен для самооценки ребенка.  Всегда можно сказать не «ты плохой, ты никогда мне не помогаешь», а «плохо, что ты не убрал посуду», «плохо, что ты мне не помог».

 9. Ребенку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Иначе поведение взрослых воспринимается просто как необъяснимый эмоциональный всплеск. Говорите с ребенком о его проступке, объясняйте, почему так нельзя поступать и избегайте нравоучений, моралей, сравнений ребенка с другими детьми. Реакция на фразы: «у всех нормальные дети растут, а у меня – лентяй», «я в твоем возрасте уже…», «вот у соседки дети и учатся хорошо, и дома все делают, а ты…», может быть достаточно агрессивной.

 10. Важно, чтобы все члены семьи выражали единство в оценке тех или иных действий ребенка. Несогласованные действия взрослых (мама наказала, папа отменил) приводят к детским манипуляциям,  кроме того, не позволяют самому ребенку выстраивать четкую картину мира - он так и остается с непониманием того, что хорошо, а что плохо. Последовательность важна и в поведении каждого отдельного взрослого. Если мы, в зависимости от своего настроения, сегодня ругаем ребенка за то, что разрешили вчера, бедняге крайне трудно усвоить нормы и правила хорошего поведения. И уж если наказание обещано, стоит довести дело до конца.  Не стоит бросать слова на ветер, говорить: «смотри мне, еще раз такое повторится – пеняй на себя». Если мы регулярно "забываем" об обещанных «репрессивных» мерах или неожиданно передумали наказывать, это даст ребенку повод снова и снова манипулировать родителями и разрушит его четкие представления о мире. Наказания, конечно, должны зависеть от возраста ребенка. Так, для малыша-дошкольника ничего нет страшнее и вреднее, чем игнорирование его самыми близкими людьми. А вот подросток справится с такой ситуацией легче, но для него более тяжким наказанием могут стать ограничения в общении с друзьями или в занятиях любимым делом.

Наказывая ребенка за проступки, не следует забывать хвалить за успехи. К сожалению, довольно часто родители принимают достижения ребенка как должные, а вот провинности обязательно имеют негативные последствия. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не усвоит правильные модели поведения. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Важно помнить, что наказание не должно быть жестоким и бессмысленным, не должно превращаться в побои, подзатыльники, психологическое давление на ребенка или его унижение. Ребенок должен знать, что родители любят его, несмотря на все промахи и проступки.

Анна Сударева, психолог

Источник: www.mynewfamily.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наказание: с пользой и без унижения iconПрактические материалы Задание части 3 (С 1) егэ по русскому языку: аргументация Аргументы
Жизнь героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сони Мармеладовой строится по законам самопожертвования. Во имя...
Наказание: с пользой и без унижения iconПлан. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания...
Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание...
Наказание: с пользой и без унижения iconНаказание Раскольникова
Наказание – со 2-й по 6-ю часть: 1) физическое (каторга, болезнь); 2) моральное (муки совести)
Наказание: с пользой и без унижения iconТесты по роману «Преступление и наказание» 17
Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,...
Наказание: с пользой и без унижения iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
Наказание: с пользой и без унижения iconМкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе...
«Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,...
Наказание: с пользой и без унижения iconХовард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление...
Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер с анг./Общ ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой...
Наказание: с пользой и без унижения iconСтатус для вконтакте и facebook
Мой хороших знакомый Кир Ященко проводит бесплатный онлайн-тренинг «13-ая зарплата из интернет без вложений». О том, как зарабатывать...
Наказание: с пользой и без унижения iconМкоу беловская оош им. Н. А. Лебедева
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
Наказание: с пользой и без унижения iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Наказание: с пользой и без унижения iconУрок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская...
Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»
Наказание: с пользой и без унижения iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что в свою очередь немыслимо без восстановления связи времен, без развития...
Наказание: с пользой и без унижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О, как прекрасно это слово – мама! Всё на земле от материнских рук! М. Горький писал: без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,...
Наказание: с пользой и без унижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти...
Наказание: с пользой и без унижения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление проекта: «С пользой дела» социальные (направленные на практическую пользу местного сообщества; продвижение книги, чтения,...
Наказание: с пользой и без унижения icon«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск