План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции





НазваниеПлан. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
страница1/10
Дата публикации30.10.2014
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
План.

1.Поощрение и наказание.

2.История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей.

3.Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции.

4.Правильное наказание, поощрение.

5.Физическое наказание.

6.Виды и формы поощрений и наказаний

7.Золотые правила поощрения и наказания.

8.Детские проступки: наказания и поощрения.

9.Заключение.

10.Приложения.

Список использованной литературы.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течении дня, а иногда и целой недели работать с группой детей, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверно, отсюда и появляется убеждение, что в идеале поощрения и наказания вообще не нужны.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.

Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет его к регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

Часто наказание, если оно неадекватно поступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Ребенок должен быть информировать о том, за что будет наказан и в какой форме. Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

ПООЩРЕНИЕ – НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Награда, одобрение и похвала возвышают его и ориентирую его на

хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с


открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и

обращается против наказывающего. Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. Указать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, чтобы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных взрослыми и которые известны ребенку. Правил ( ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Любое прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать все и всегда – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Как просьба о прощении, так и способность прощать требует немалых душевных сил. Простить – значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить этот проступок. И не надо торопить ребенка просить прощения. Надо рассказать, что вы испытывали, когда он сделал вам неприятно и дать ему время на обдумывание.

Важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: делал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой – либо другой причине. Только, исходя из мотивов, следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком! Следует, прежде всего, донеси до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны.

Действия , не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление

личности ребенка и его действий. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом


целесообразности.

Подумайте , чего больше в ваших воспитательных приемах – поощрения и похвалы или наказаний и осуждений?

Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание, и даже мирное расположение духа. Нельзя это делать в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь наказывать надо для того, чтобы остановить его, когда он сам остановиться не в состоянии. Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

Наказание- применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Детей за поступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также воспитатели и учителя.

НАКАЗАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ.

Термин «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом.

По Б.Ф.Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное наказание».

Пример позитивного наказания - ставят в угол или шлепают.

Пример негативного наказания – запретить смотреть телевизор из-за плохого поведения.
НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ ПООЩРЯТЬ И НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? И все же и поощрение, и наказание нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения, либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило- использовать поощрение и наказание не часто и

лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ведь воспитание

не дрессировка. Поощрение и наказание могут приносить положительные

результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу воспитанию и развитию, очень не просто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ним, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему дети порой неосознанно тянутся.

Если поощрят ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда упорствовать в своих ошибках, лгать, проявлять жестокость, эгоизм. Оставленные без внимания они могут усилиться, стать со временем свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают – приходится применять и наказание.

Нельзя отменять в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанное.

Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме!!! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов.

ИТАК, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем. Но наказанный ребенок должен быть уверен, что его любят и вместе с ним переживают случившееся. При всей на первый взгляд противоположности поощрений и

наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше

требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Слепое рабское повиновение – вот высшая цель средневековой школы и ее главного воспитательного орудия – телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строилось на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли – продажи стимулы повиновения должны были стать более гибкими. Это нашло свое проявление в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнение ее своего рода уравновешающим началом- развитой системой поощрения. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника». Наряду с постепенно отходящими на задний план физическими наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой школы разного рода «мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. В школах были введены, с одной стороны целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – множество наград… В условиях буржуазной школы поощрения и наказания никогда не были и не могли быть ни чем иным, как средства «устрашения, воздаяния, кары, платы за услуги» и т.п.

Идею о том, что «истинное» воспитание – это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальная гармония взаимоотношений ученика и

учителя, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты,

высказывали многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского, писавшего «если мы

до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». Так утверждал и А.И.Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказанием за свою неспособность, и Н.А.Добрынин, и Л.Н.Толстой, и многие замечательные умы России. Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с наказанием и наградой с другой был, бесспорно, прогрессивным явлением. В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другого – их страха, в буржуазной педагогике получили идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрений был французский просветитель Ж.-Ж. Руссо.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть

«механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации

воспитательного процесса, был А.С.Макаренко. Главный смысл наказания А.С.Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить

отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости, каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Вместе с тем он считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДЕГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования, который, побуждая общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их не желательные действия и поступки. Содержание поощрений и наказаний состоит во внесении изменений в отдельные права и обязанности учащихся, как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и поступки.

Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Так, например, «поощрение» означает «одобрение,

содействие, ускорение, придали храбрости, стимулирование» и т.п. Наказание, в свою очередь, означает «наставление, выговор, обременение,

кару, требование, штраф, стимулирование» и прочее. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относится любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение – коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. Применение мер поощрения и наказания требует особой осторожности, методической зрелости педагога.

Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод стимулирования, способны нанести моральные травмы детям. Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения поощрения и наказания, педагогу исключительно важно правильно оценить характер отношений, сложившихся в данной ситуации в коллективе в целом,

между отдельными детьми. Поощрения и наказания должны строиться на

точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных

ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей. Используя различные формы косвенного требования, педагог уже осуществляет коррекцию поведения детей, то есть поддерживает и стимулирует положительные проявления и предупреждает и тормозит отрицательные. «Ты сегодня хорошо работаешь», «Так нельзя, надо внимательнее» - подобные одобрения и осуждения

направляют работу учащихся, но они еще не являются поощрениями и наказаниями. Даже требование в форме предостережения: «Петров, если ты сейчас не приступишь к работе, останешься после уроков»,- не является наказанием, так как дает возможность приступить к работе и избежать наказания. Но если такая форма косвенного требования не подействует, педагог прибегает к наказанию: «Ты плохо работаешь. Останешься после уроков». Здесь уже идет предостережение о мере наказания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconПоощрение и наказание как методы воспитания Дата
Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconНаказание Раскольникова
Наказание – со 2-й по 6-ю часть: 1) физическое (каторга, болезнь); 2) моральное (муки совести)
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconТесты по роману «Преступление и наказание» 17
Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // Фгбоу спо «бгуор»,...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconНаказание: с пользой и без унижения
«нельзя так делать»; не заправил кровать жестоко наказали. Если же за плохие поступки наказание и вовсе не следует, то ребенок дезориентирован:...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconПоощрение и защита прав человека: осуществление документов по правам...
...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconМкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе...
«Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconХовард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление...
Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер с анг./Общ ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconРеферата, завершить реферат списком литературы
Мых государством. Госдума и совет федерации. Государство поддеживает право двумя способами. Первый способ – стимулирование (способ...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Начинают проявлять внимание к конкурсу и руководители учреждений дополнительного образования детей. Проведение подобного областного...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс “Графика в среде Adobe Photoshop” рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса...
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconУрок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская...
Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconИнновации
Результативность деятельности учителей-победителей конкурса на денежное поощрение лучших учителей
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
План. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции iconДиплом «успешный дебют» Био 1-3 Сунцова Анастасия работа «Охрана и привлечение птиц»
Поощрение за выступление на школьном конкурсе реферативных работ 14 мая 2011 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск