Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций»





НазваниеУрок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций»
Дата публикации08.09.2014
Размер95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
А.Р. Копосова, психолог

ГБОУ СОШ № 455 с углублённым изучением английского языка

Колпинского района Санкт-Петербург

Открытый заключительный урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций»

Урок: психологии 9 класс

Тема: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций»

Тип урока: интегрированный

Цель урока: закрепление всех знаний полученных по теме конфликты, развитие умения эффективно анализировать и разрешать конфликтные ситуации.

Учащиеся должны знать:

  • понятие конфликта

  • виды конфликтов

  • схемы анализа и разрешения конфликтной ситуации

  • техники, понижающие напряжение в конфликтной ситуации

Учащиеся должны понимать:

  • к какому виду можно отнести данный конфликт

  • кто участники конфликта

  • отличие повода от причины конфликта

  • что способствует развитию конфликтных отношений

  • каким образом можно разрешить конфликтную ситуацию

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать конфликтную ситуацию

  • отличать один вид конфликта от другого

  • использовать техники понижающие напряжение в конфликте

  • эффективно разрешать конфликтные ситуации

Подготовительный этап урока:

  • за 2 недели до урока психолог совместно с классным руководителем объединяет учащихся в малые группы по 5 – 6 человек

  • каждая группа (в тайне от других групп) пишет свой сценарий конфликта, который будет разыгрываться перед одноклассниками на заключительном уроке по данной теме. Психолог предварительно читает сценарий и помогает учащимся в подготовке, работая с каждой группой отдельно.

  • учащиеся рассаживаются на уроке по группам, полукругом

Ход урока:

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить пройденный материал по теме конфликты. Устраивается «сумасшедшая сессия». Учитель задаёт вопрос (по пройденному материалу) и кидает мяч учащемуся. Как только ученик ответил, на слайд выводится материал по данному вопросу. Приложение к уроку №1.

  • Дайте понятие конфликта.

  • Какие стратегии поведения в конфликте вы знаете?

  • Что включает в себя анализ конфликтной ситуации?

  • Что глубже повод от причины?

  • Какие стратегии поведения в конфликте наиболее эффективны?

  • Какие виды конфликтов вы знаете?

2. Учитель: сегодня урок практики. Соответственно закрепления тех знаний, которые мы получали до этого времени. Каждая группа будет представлять конфликт - миниспектакль. Остальные учащиеся становятся в это время конфликтологами экспертами. И сначала индивидуально, а потом, посоветовавшись в группе, отвечают на следующие вопросы, в экспертных листах. Приложение 2.

  • Какой вид конфликта представлен?

  • Кто участники конфликта?

  • Какая стратегия поведения использовалась, при разрешении конфликтной ситуации?

  • Какие техники снижающие напряжение в конфликте использовали участники?



Итак, начинаем проигрывать конфликты. Свою ситуацию представляет первая группа.

После представления каждой группой своего конфликта. Учитель обращается к экспертам. Короткое обсуждение. Благодарность участникам.

Обобщение урока. Итак, были разыграны совершенно разные конфликтные ситуации, взятые из жизни нашими девятиклассниками. На нашем занятии, как в зеркале отразились эффективные пути разрешения конфликтов.

Лист обратной связи. Оцените по 5 бальной шкале степень удовлетворённости

Изученной темой




Формой проведения




Группой




Собой




Давайте будем стремиться к сотрудничеству в нашей жизни!

Методические рекомендации при решении конфликтов для учащихся.

Решение конфликтов.

  1. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Важно активно слушать. Отделить повод от причины, прояснить интересы. Пользоваться техниками снижающими напряжение в конфликте

  2. Сбор предложений.

  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого

Эффективное поведение в конфликтных ситуациях

  1. Пользуйтесь правилами активного слушания

  • повторяйте общий смысл высказывания собеседника

    • задавайте уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию и интерес противоположной стороны

    • не давайте оценок, особенно негативных

  1. Пользуйтесь техниками, снижающими напряжение в конфликте

  2. Говорите о своих чувствах от первого лица, сообщите о себе и своём переживании, чувстве. Используйте местоимения я, мне. Пример «Я так устала от этой ситуации…»

Преимущества Я сообщений:

  • позволяет выразить свои негативные эмоции, чувства

  • даёт возможность собеседнику лучше узнать нас

    • когда мы искренни в выражении своих чувств, собеседник более искренен в выражении своих

    • высказывая своё чувство, без приказа и выговора, мы снимаем отчасти негативное напряжение

Список литературы

      1. Н.В. Гришина Психология конфликта. СПб. Питер. 2008г.

      2. Р. Фишер У. Юрии Путь к согласию или переговоры без поражения.

      3. Е.В. Сидоренко Тренинг коммуникативной компетентности. СПб. Речь. 2003г.

      4. И.Р.Дмитриева Краткий курс возрастной психологии. СПб 2007г.

      5. Л.В. Мургулец Методы социально - психологической диагностики личности. Ленинград 1990г.

      6. А.В. Микляева Я – подросток. СПб. Речь 2006г.

      7. Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А. Головей СПб. 2001г.

Приложение к уроку №1

  1. Определение конфликта

  2. Имеются противоречия, возникающие между людьми в непосредственном общении по значимым аспектам, интересам взаимодействия

  3. Нарушается нормальное взаимодействие

  4. Сопровождается отрицательными переживаниями

Виды конфликтов.

  1. Разные ценности

  2. Разные интересы. Возникает когда у партнёров разные цели

  3. Конфликт правил взаимодействия – связан с нарушением принятых норм поведения

  4. Конфликт средством достижения цели – могут разделять общие ценности и общие цели, но иметь разные представления о способах их достижения

  5. Конфликт несоответствия, конфликт разных потенциалов

  6. Кто - либо из участников взаимодействия в силу некомпетентности или неспособности не может вносить необходимый вклад в общее взаимодействие и решение задач

Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, сами дают определение стратегиям поведения в конфликтной ситуации.

Следующее задание важно выполнять в тишине самостоятельно.

Давайте ответим на вопросы и запишем, как можно назвать поведение человека, когда он:

  1. думает только о своём интересе в конфликте, а чужой остаётся на 0.

  2. не решает конфликт

  3. полностью принимает интерес другого игнорируя свой собственный

  4. на половину стороны реализуют свой интерес

  5. максимально удовлетворяются интересы свои и другого человека в конфликтной ситуации


Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Интерпретация теста Томаса.

Шкала: мой интерес



Шкала: чужой интерес

Подавление - ориентация на свой собственный интерес, при полном игнорировании интереса партнёра и его позиций и интересов.

Уход - от конфликтного взаимодействия связан как с отказом от своих интересов, так и с неготовностью пойти на встречу партнёру.

Компромисс – взаимные уступки сторон, взаимное пожертвование частью своих интересов ради достижения согласия .

Приспособление – отказ от своих интересов, готовность пойти навстречу партнеру.

Сотрудничество – ориентация участников конфликтной ситуации на максимально возможную реализацию, как своих интересов, так и интересов партнера

Анализ конфликтной ситуации

  1. кто участники конфликта

  2. какие до этого отношения были между участниками конфликта

  3. отделение повода от причины конфликта

  4. определить каковы интересы участников конфликта


Приложение к уроку №2




Кто участники конфликта

Вид конфликта

Стратегия поведения

Техники снижающие

напряжение

1




  1. интересов

  2. средств достижения цели

  3. ресурсный

  4. ценностей

  5. правил взаимодействия

1. подавление

2. подчинение

3. избегание

4. компромисс

5. сотрудничество




2




  1. интересов

  2. средств достижения цели

  3. ресурсный

  4. ценностей

  5. правил взаимодействия

1 подавление

2 подчинение

3 избегание

4 компромисс

5 сотрудничество




3




  1. интересов

  2. средств достижения цели

  3. ресурсный

  4. ценностей

  5. правил взаимодействия

1 подавление

2 подчинение

3 избегание

4 компромисс

5 сотрудничество




4




  1. интересов

  2. средств достижения цели

  3. ресурсный

  4. ценностей

  5. правил взаимодействия

1 подавление

2 подчинение

3 избегание

4 компромисс

5 сотрудничество





Приложение № 3

Техники поведения в конфликтной ситуации

Снижающие напряжение

Повышающие напряжение


Предоставление человеку возможности выговориться.

Перебивание

Проговаривание эмоционального состояния а) своего б) собеседника

Игнорирование эмоционального состояния

Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений, единство целей)

Подчёркивание различий между собой и собеседником.

Проявление интереса к проблеме партнера.

Демонстрация незаинтересованности в проблеме собеседника.

Подчеркивание значимости мнения собеседника.

Принижение, негативная оценка личности.

В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

Оттягивание момента признания своей неправоты, или отрицание её.

Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

Поиск виноватых и обвинение партнера.

Обращение к фактам.

Переход на «личности»

Спокойный уверенный темп речи.

Резкое убыстрение темпа.

Поддержание оптимальной дистанции, контакт глаз, обращение по имени (каждое третье)

Избегание, резкое сокращение дистанции, вторжение в интимную зону.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconРазрешение конфликтных ситуаций
Регулирование правового образования, в области образования, не нарушая права ребенка
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconОбязанности официанта
...
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconУрок в 5 классе по теме: «Приближенные значения чисел. Округление чисел.»
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconКонспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение...
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconУрок изучения нового материала
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconУрок сообщения и усвоения новых знаний
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconУрок 1 Цель: познакомить с определениями: окружность, круг, радиус,...
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconУтверждено на заседании кафедры
Дисциплина: «Педагогические основы разрешения конфликтных ситуаций в сфере физической культуры и спорта»
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconДлина окружности
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconАнализ работы за 2011 2012 учебный год
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconКонтроль Тематический контроль
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций Количество часов: 8
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconКонспект урока «Линии». Бобровская Мария Васильевна, учитель математики
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconФизика п. 51, конспект, по желанию – презентации «Получение и передача...
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconКонспект урока геометрии в 11 классе. Тема урока "Шар. Сечение шара плоскостью"
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок по теме: «Эффективное разрешение конфликтных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование знаний о конфликте и его функций. Определение путей предупреждения конфликтных ситуаций и способы их решения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск