Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга





Скачать 294.72 Kb.
НазваниеКонспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга
страница1/3
Дата публикации16.10.2013
Размер294.72 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Психология > План-конспект
  1   2   3
План-конспект социально-психологического тренинга

«Эффективное поведение в конфликте»

для старшеклассников

Контингент: подростки 15 – 18 лет.

Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи тренинга:

  • сформировать у участников представление о конфликте, видах конфликтов и их функциях;

  • овладеть приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;

  • показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта;

  • показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

  • обучить участников наиболее продуктивным способам понимания и разрешения конфликтных ситуаций.

Организация тренинга: тренинг проводится в течение пяти дней по три часа. Частота занятий может варьироваться от возможности их организации: от одного раза в неделю в течение пяти дней до ежедневных занятий в течение рабочей недели.

номер занятия

тема занятия

цель

содержание

1

Определение конфликта

дать понятие рабочего поведения конфликта; показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта

  • Упр. «Ассоциации»

  • Упр. «Портрет конфликта»

  • Упр. «Эмоциональная тропинка»

  • Упр. «Я за тебя отвечу»

2

Анализ конфликтов

проанализировать причины возникновения конфликтов

  • Составление копилки конфликтов

  • Упр. «Табель о рангах»

  • Упр. «Провинившийся»

  • Упр. Конфликт»

  • Упр. «Открытый конфликт»

  • Упр. «Выпускной вечер»

3

Виды поведения в конфликте»

сформировать понятие о стиле поведения в конфликте, факторах, его определяющих, научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия

  • Упр. «Войди в круг»

  • Упр. «Я в бумажном зеркале»

  • Упр. «Выбор тактики»

  • Упр. «Три Я»

  • Упр. «Очередь»

  • Упр. «Администратор гостиницы»

4

Искусство ведения переговоров

закрепить навыки определения стилей поведения в конфликте; научить замечать и конструктивно реагировать на «помехи» в общении

  • Упр. «Рисунок вдвоем»

  • Упр. «Конфликт понимания»

  • Упр. «Бутылка»

  • Упр. «Подготовка выпускного вечера»

5

Творческое разрешение конфликта

показать что мешает людям быть готовыми к разрешению конфликта

  • Обсуждение мотивов вступления в конфликт

  • Упр. «Картография конфликта»

  • Упр. «Сглаживание конфликта»

  • Упр. «Ролевая игра»

Социально-психологический тренинг

«Эффективное поведение в конфликте»

для старшеклассников

Контингент: подростки 15 – 18 лет.

Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.агрессия 1

Задачи тренинга:

  • сформировать у участников представление о конфликте, видах конфликтов и их функциях;

  • овладеть приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;

  • показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта;

  • показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

  • обучить участников наиболее продуктивным способам понимания и разрешения конфликтных ситуаций.

Организация тренинга: тренинг проводится в течение пяти дней по три часа. Частота занятий может варьироваться от возможности их организации: от одного раза в неделю в течение пяти дней до ежедневных занятий в течение рабочей недели.

Занятие 1

«Определение конфликта»

Цель: дать понятие рабочего поведения конфликта; показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта.

Необходимые материалы: ватман, бумага, фломастеры, мяч.

Ход занятия

1. Принятие ритуала приветствия. Ритуал приветствия может быть как традиционным, так и оригинальным, известным только этой группе. В качестве него обычно используются различные приветственные движения, передача улыбки и радости и др.

Принятие правил. Правила групповой работы вырабатываются учащимися в обсуждении. Правила принимаются всеми участниками, записываются на большом листе бумаги или ватмане. В знак согласия вести себя в соответствии с ними каждый ставит на нем свою подпись. После принятия правил ведущий предлагает участникам обозначить санкции, которые будут применяться по отношению к участникам, нарушившим правила.

2. Разминка. Упражнение «Ассоциации»

Участники, перекидывая друг другу мяч, по очереди перечисляют все ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Получившиеся ассоциации должны показать, что у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная.
3. Основная часть.

Упражнение «Портрет конфликта»

Цель: показать различия между бытовой ссорой и конфликтом.

Время проведения: от 30 минут до часа.

Процедура: работа проводится в группах по 3-4 человека. Каждой группе необходимо подготовить сценку, продолжительностью 3-5 минут, которая дополнит коллективный портрет конфликта. После просмотра сценок проводится анализ увиденного и рефлексия:

  • что было общего во всех сценках?

  • какие чувства вы отметили у себя при выполнении этого упражнения?

  • поделитесь впечатлениями: каково вам было в роли конфликтующих?

  • какими могут быть последствия этих конфликтов?

  • каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

Упражнение «Эмоциональная тропинка»

Цель: показать, что конфликт развивается постепенно, поэтому есть возможность решить проблему, не доводя ее до конфликта.

Время проведения: 20 – 30 минут.

Процедура: каждому участнику тренинга необходимо подобрать символические рисунки, с помощью которых можно отразить эмоциональное состояние индивидов в различные моменты развития конфликта. Затем предлагается нарисовать на листе свою «тропинку» и свои символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте. В ходе обсуждения рисунков важно подвести участников к тому, что «эмоциональная тропинка», по существу, отражает сигналы конфликта (кризис, напряжение, дискомфорт и т.д.). А это значит, что если принять во внимание «сигнал» конфликта, то в реальности можно его предупредить.c:\documents and settings\1\рабочий стол\безымянный.bmp


Упражнение «Я за тебя отвечу»

Цель: показать, как влияют на возникновение конфликта непонимание собеседника и собственные ожидания от другого человека.

Процедура: ведущий вызывает добровольца, который выбирает из группы того человека, с которым, по его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом, а ведущий объясняет, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на них ответил его напарник. В ходе обсуждения необходимо подвести участников тренинга к пониманию того, что зачастую возникновению конфликта способствует существенное отличие образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий и обобщений, от его истинного образа.

4. Рефлексия.

5. Принятие ритуала прощания.
Занятие 2

«Анализ конфликта»

Цель: проанализировать причины возникновения конфликтов.

Необходимые материалы: ватман, фломастеры.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка. Составление «Копилки конфликтов»

Обсуждаются и фиксируются на ватмане всевозможные причины конфликтов. В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы.

3. Основная часть.

Упражнение «Табель о рангах»

Цель: развить навыки достижения совместного решения.

Процедура: участники работаю в парах, при этом один участник – начальник, а другой – подчиненный. Участникам предстоит разговор на острую тему (например: увольнение, получение квартиры, повышение зарплаты и т.п.). По завершению разговора оценивается его эффективность, в обсуждении необходимо выяснить, при помощи каких методов удалось достигнуть совместного решения.

Упражнение «Провинившийся»

Цель: научиться прощать ошибки себе и окружающим.

Процедура: «Кто не ошибается? Разве что тот, кто ничего не делает. Всем нам, так или иначе, приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. Но как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать на людях. Но жизнь есть жизнь. Надо уметь достойно признавать себя на каком-то этапе побежденным, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок. Пожалуйста, задумайтесь на несколько секунд и вспомните одну из самых существенных ошибок в вашей жизни. Представьте себе, что вернулись в то самое время, и сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, сейчас всё кажется иначе. Но все же, как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? Представьте себе ситуацию, когда можно было поступить иначе. Итак, ваша речь в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение минуты мысленно с закрытыми глазами. По завершении упражнения обсуждаются полученные впечатления.

Упражнение «Конфликт»

Цель: выработать навыки решения проблемных ситуаций и навыки аргументации.

Процедура: упражнение проводится в группах по 3 человека, один – руководитель, а двое других – конфликтующие подчиненные. Цель руководителя – по возможности сгладить конфликт. Цель конфликтующего – вывести конфликт наружу и, по возможности, победить в этом споре. По завершении упражнения необходимо оценить, кто же вышел из ситуации победителем и обсудить полученные впечатления.

Упражнение «Открытый конфликт»

Цель: сформировать навыки аргументации своих действий.

Процедура: Участникам необходимо вербально убедит соперника выполнить какие-либо физические действия, причем установка делается не в скрытой, а в открытой форме. Идет открытый конфликт. Побеждает тот, кто добивается своей цели (последним выступает ведущий). По завершении обсудить полученные впечатления.

Упражнение «Выпускной вечер»

Цель: показать отличия интересов, научит ориентироваться на совпадение интересов договаривающихся сторон, рассматривать интересы другой стороны как проявление ее потребности, ориентировать участников на поиск и выработку предложений, удовлетворяющих или компенсирующих неудовлетворенные потребности другой стороны.

Процедура: участникам предлагается разделиться на три подгруппы: учителя, родители и учащиеся. Каждой подгруппе необходимо выяснить и записать на ватмане в три колонки таблицы интересы, проблемы и предложения по организации выпускного вечера той группы, которую они представляют. При выполнении упражнения участники могут пользоваться помощью ведущего для формулировки высказываний. После того, как будут подробно изучены и описаны интересы всех групп, решите, какие из них можно поставить на первое место, какие – на второе и т.д. Если вечер пойдет хуже, чем предполагалось, откажитесь от своих интересов, зачеркните их, пока не останется одна формулировка. По завершении необходимо ответить на вопрос: какое значение в развитии конфликта имеет уточнение интересов разных сторон.

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

Занятие 3

«Виды поведения в конфликте»

Цель: сформировать понятие о стиле поведения в конфликте, факторах, его определяющих, научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка. Упражнение «Войди в круг»

Участники тренинга становятся в круг, поочередно пытаясь попасть в круг извне, используя при этом разные подходы (убеждение, силу, уступки и т.д.). В ходе обсуждения формулируются основные способы поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество.

3. Основная часть.

Упражнение «Я в бумажном зеркале»

Цель: выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Процедура: индивидуальная работа по опроснику К.Томаса (приложение 1).

Упражнение «Выбор тактики»

Цель: показать влияние стратегий поведения на разрешение конфликтной ситуации.

Процедура: участники разбиваются на пары, один становится начальником, другой – подчиненным. «Представьте себе такую ситуацию: конец рабочего месяца, подразделение загружено срочными делами, начальнику необходимо убедить подчиненного остаться после работы, чтобы доделать “горячие” дела». По завершению упражнения обсуждаются вопросы:

  • как примененный вами вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников?

  • могли ли другие виды поведения быть более полезными?

Упражнение «Три Я»

Цель: определить особенности своей личности.

Процедура: каждому участнику раздается опросник «Родитель – Взрослый – Ребенок» (приложение 2). Полученные результаты обсуждаются с позиции трансактного анализа.

Упражнение «Очередь»

Цель: показать, что основой конфликта являются основные эго-состояния субъектов взаимодействия.

Процедура: упражнение проводится в парах, один участник из пары “добросовестно стоит в очереди”, а другой – нет. Участникам необходимо экспромтом отреагировать “нахалу”. После анализа упражнения предлагается проиграть ту же ситуацию, используя только невербальную информацию. По завершении обсуждаются полученные впечатления с точки зрения структуры личности, предложенной Э.Берном.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКурса
В программе приводятся «Формы и особенности работы с командой на тренинге», «Содержание социально-психологического тренинга «Пойми...
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconЯ выбираю профессию Организация профориентационных занятий с элементами...
Матерова Т. А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические...
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconВопросы к экзамену по дисциплине Понятия социально-психологического...
Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconРазвитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга

Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconПримерные предлагаемые темы для написания рефератов по психологии
Устная коммуникативная компетентность и ее развитие с помощью социально-психологического тренинга
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconПредмет консультативной психологии
Отличие группового консультирования от социально-психологического тренинга и групповой психотерапии
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconТ. В. Зайцева теория психологического тренинга психологический тренинг...
Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект психологического тренинга «Проблемы воспитания детей раннего возраста»
Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт...
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга icon«познавая себя» Методические материалы для социальных педагогов-психологов...
Цели урока: закрепить знания, полученные ранее, ввести новые понятия, научить использовать эти знания на практике, закрепить их на...
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект консультации тренинга
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconУрок Тема урока Цели и задачи
Знакомство с правилами психологического тренинга. Формирование представлений о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил...
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект урока «Линии». Бобровская Мария Васильевна, учитель математики
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconФизика п. 51, конспект, по желанию – презентации «Получение и передача...
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект родительского занятия- тренинга на тему давайте начнем с себя
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект социально-психологического тренинга «Эффективное поведение в конфликте» для старшеклассников Контингент: подростки 15 18 лет. Цель тренинга iconКонспект урока геометрии в 11 классе. Тема урока "Шар. Сечение шара плоскостью"
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск