Социальная психология Учебный материал. Тема 1.1. Введение в социальную психологию. 1.Что такое психология? психология- "наука о душе" ,тесно свя- зана с религией,философией; лишь в XIXв. психика рассматривается как порождение мозга. Психология –наука о психике. Термин «психология» появился в 18 веке Элементы психики
психические процессы -ощущение- отражение отдельных свойств предметов -восприятие- отражение предмета в целом -память- отражение прошлого опыта или полученных знаний -мышление-постижение того,что недоступно ощущению и восприятию - воображение-создание новых образов предметов -чувство-отношение человека к чему-либо -воля- способность преодолеть трудности психические состояния -настроение – углубление чувства -апатия-безразличие ко всему -агрессивность - аффект психические свойства - темперамент,характер, - способности,самооценка, -интеллект,наблюдательность, - интернальность - коммуникабельность, 2. Место социальной психологии в системе научного знания. 2.1.Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Специфичность социальной психологии- в ее двойственном положении по отношению к социологии и психологии. Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет свои причины. Причины двойственного положения социальной психологии. Главной из них является объективное существование таких явлений общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности, однако делают они это по-разному. Из учебника Андреевой Г.М. «Социальная психология».М.2000 :
место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).
2.2.Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками. Социальная психология и социология. Социологи рассматривают социальные группы (от малых до самых больших) в проявлении их деятельности и в статистике. Социальных психологов интересует взаимодействие индивидов и членов различных групп, их поведение. Социологи не изучают психические процессы, происходящие в индивидах и в группах. Социальная психология и психология личности. Много общего в предметах изучения социальной психологии и психологии личности. При этом социальная психология сосредоточена больше на общем между индивидами, а психология личности - как на общем между индивидами, так и на различиях между ними. Вопрос о «границах» между общей психологией и социальной психологией оказывается еще более сложным. Но несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология — все же часть психологии. Специфика социальной психологии. У социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах – вот проблема социальной психологии. Психология и социология – «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. 3.Предмет социальной психологии Определение предмета социальной психологии в отечественной психологии в работах Г.М.Андреевой, А.В.Петровского, А.К.Уледова, Б.Д.Парыгина, В.М.Мясищева и других ученых. Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»
Андреева Г.М. «Социальная психология».М.2000 :
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о "массовидных явлениях психики". ( психологии классов, других социальных групп как носителей традиций, нравов, обычаев, общественного мнения , изучения коллективов). Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. (особенности личности, типы личностей, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения). Наконец, третий подход к вопросу, объединяющий первых два. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д.Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н.Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).
Социальная психология Под ред. А.Л.Журавлева :
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Вывод о предмете социальной психологии Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. 4.Объекты социальной психологии. Общество, сферы деятельности людей, институции, группы, личность как объекты социальной психологии. Социально-психические явления как объект социальной психологии.
5.Структура социальной психологии.- ( Социальная психология Под ред. А.Л.Журавлева )
В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений. Выводы: Социальная психология- это наука,изучающая закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми. Социально-психологическое явление –это результат взаимодействия в системе «человек-человек», «человек-общность», «общность-общность». 6. Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области' промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоя-тельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950 - начале 1960-х гг. Во-вторых, тем, что социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными обще-ственными силами. Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; ォдостраиваниеサ своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований. Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение законо-мерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включе-нием их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. 7. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы сбора информаци. наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты,интервью), тесты (наиболее распространен социо- метрический тест), эксперимент (лабораторный, ес-тественный). Наблюдение Наблюдение - старый метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. «Контент-анализ» Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления субъективности (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Опросы Опрос— наиболее распространенный метод социально-психологических исследований. Опросы проводятся в виде анкетирования (самозаполнение), формализованного либо свободного интервью (собеседование). Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требованиездесь - логика построения. Тестирование Тестирование— широко распространенный и психологии в целом прием исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий (тестов), ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации (тесты «интеллекта») или на выявление особенностей личностной сферы объекта исследования (психических состояний, характерологических черт или свойств личности). Эксперимент Эксперимент — один из основных методов иссле-дования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором незави- симых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Социометрия Американский психолог Д. Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал теорию социометрии. Социометрия - это метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Социометрическая структура группы - определяется статусом членов группы, предпочтительностью отношений.Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус,который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высокостатусными являются социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрица-тельных выборов. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, опре-деляемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Социометрическая звезда, как правило, не является лидером, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Высокостатусные,среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. 8.Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управленческая, производственная, педагогическая деятельность. Применение социально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства, менеджмента, межнациональных конфликтов и др. |