Скачать 1.78 Mb.
|
5. АННОТИРОВАННЫЙ КУРС Раздел 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 1. Введение в юридическую психологию План лекции:
1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией Юридическая психология - это отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом юридической психологии являются психологические механизмы и закономерности проявления субъективной правовой активности у конкретных людей и их общностей, включенных в правовую систему. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Факторы, обусловливающие важность предмета юридической психологии:
Цепью юридической психологии является психологическое сопровождение и совершенствование практической деятельности I ч>1 .|111)н правопорядка. Юридическая психология ставит задачи:
Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности, изучаемые юридической психологией, делятся на две большие категории: ■ деятельность правопослушную, ■ деятельность правонарушающую (сфера социальной патологии). Система (структура) юридической психологии: /. Общая часть
3. Социально-психологическая характеристика профессио- нальной деятельности юриста. //. Особенная часть
2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии Чтобы понять, в чем заключается понимание предмета и задач юридической психологии, необходимо познакомиться с тем, как исторически развивалась юридическая психология. Периодизация истории юридической психологии I. Истоки правовой психологии в недрах философии (VI век до н. э.) II. Зарождение судебной психологии (XIII в.) III. Юридическая психология как самостоятельная область знания (70-е гг. XX в.) Более подробная периодизация включает в себя основные этапы:
В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии. В 1971 г. юридическая психология вошла в реестр научных специальное гей 3. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии Методология - это учение о принципах построения, формах и способах познания. Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, методологическая надежность имеет особое значение. Юридическая психология строится на четырех методологических уровнях:
Общенаучные и частные психологические методологически! принципы: принцип объективности, принцип детерминизма, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип системности, принцип развития, принцип взаимосвязи психики и деятельности и др. Специальные юридико-психологические методологи ческз N принципы: принцип психологической специфичности, принцип юридической специфичности, принцип психологической целое I ности, принцип гуманности и законности. Методика юридико-психологического исследования. Методы психологии - это приёмы и способы, которые использует психология для изучения своего предмета. Разнообразные приёмы одного и того же метода называются методиками. Они используются по следующему плану методов:
■ методы интерпретации (структурный, генетический и др.). Специальные юридико-психологические методы: метод су- дебно-психологической экспертизы, метод психологического портрета преступника, метод скрываемых лжесвидетельств (полиграф) и др. к. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки. Юридическая психология чрезвычайно многосторонняя наука, она носит междисциплинарный характер. Юридическая психология развивается в тесной взаимосвязи с общей психологией, социальной психологией, педагогической, медицинской психологией и другими отраслями общей психологии. Юридическая психология имеет связи с такими естественными и гуманитарными науками, как политология, социология, математика, статистика, экономика, философия, конфликтология и т. д. Из правовых наук юридическая психология связана с уголовным, гражданским правом, уголовным и гражданским процессом, трудовым, семейным правом, криминологией, криминалистикой, судебной медициной и психиатрией. ТЕМА 2. Психология личности в правоохранительной деятельности План лекции:
1. Понятие личности в психологии и юриспруденции. Личность - одна из центральных проблем в психологии, имеющая междисциплинарный характер. Понятие «личность» в психологической и правовой науках используется не одинаково. Характерной чертой употребления данного понятия в юриспруденции является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии). Оно смещается к таким понятиям, как субъект, лицо, человек - участник тех или иных правоотношений. Или наоборот более узко. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных. Говоря о личности в обыденной речи, как равнозначные мы употребляем другие слова: человек, индивид, индивидуальность. В науке все эти слова обозначают разные явления. Исходным родовым понятием должно быть понятие «человек». «Человек» - это биологическое существо, принадлежащее к определенному классу млекопитающих. «Индивид» - это конкретный человек как единица общества. Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. «Индивидуальность» обозначает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природные, так_и социальные, как соматические (телесные), так и психические признаки. Понятие «личность» также многообразно и сложно. Не зря в современной психологии нет единого определения этого понятия. НИЧНОСТЬ представляет собой продукт исторического, общественною развития, иначе говоря, представляет собой социальное явление. Только входя в общение с другим человеком, находись I КО I лективе, обществе, человек развивается как личность, познас! не только окружающую его действительность, но и самого себя, свою человеческую сущность. С точки зрения правовой оценки можно дать следующее определение личности. Личность - это каждый конкретный человек, являющийся членом общества и обладающий сознанием, сознательно участвующий в той или иной деятельно сти, понимающий свои действия и способный руководить ими. Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально-полезные и социально-опасные (преступники), «яркие» и «заурядные», как говорят, с неба звезд не хватающие. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества. 2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки Первые проявления личности формируются в возрасте восьми—девяти месяцев у ребенка, когда впервые появляются его активное «Я» как проявление самосознания. Оно выражается в процессе разграничения себя и среды, желании противопоставить себя окружению («.Я сам»). Самосознание личности - одна из самых трудных и интереснейших проблем психологии. Развитие личности осуществляется в процессе совершенствования её самосознания. Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира. Вопрос о критериях оценки личности является немаловажным в правовой науке. В Законе есть ряд терминов, непосредственно относящихся к характеристике личности, которые указывают прямо на ее психологическую незрелость, не оценивать качественный уровень которой просто недопустимо при вынесении решений по целому ряду дел. Выражение «быть личностью» обычно связывается с такими чертами, как:
- разумность, многостороннее и постоянное саморазвитие, уверенность в себе, самостоятельность, независимость по-нсдсния. Все это дает человеку чувство собственного достоинства и возможность «не растворяться» в толпе. Быть личностью трудно, но не быть личностью еще труднее, ибо незрелую личность характеризует:
3. Основные теоретические подходы к изучению личности В рамках психологической науки существуют многочисленные теории личности, их можно типологизировать по разным основаниям на группы: психодинамические, социодинамические и интеракционистские; экспериментальные и неэкспериментальные; структурные и динамические теории. Каждая теория имеет свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов. К наиболее известным теориям личности можно отнести: пси- ходинамическую теорию личности (3. Фрейд), аналитическую тео- рию (К. Юнг), гуманистическую теорию (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивную теорию (Д. Келли), деятельностную теорию (С. Л. Ру- I' птейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский) и многие другие. 4. Психологическая структура и содержание личноеЯI Как всякая организация психическая жизнь человека ими I определенное строение или структуру. Структура личности ГГО сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи. В структуре личности можно выделить общие, или типичные для всякой личности характеристики и индивидуальные - при. \ щие только определенной личности. Как сложное образование структура личности включает в себя разные подструктуры, которые объединяют свойства, черты и качества личности. 1 -й компонент - направленность (система взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, желаний личности). 2-й компонент - опыт (знания, навыки, умения, привычки). 3-й компонент - психические формы отражения: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и эмоционально-волевые. 4-й компонент структуры личности - темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга. Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы {биологическое), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты. |
Тема Введение в юридическую психологию Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! | Рабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора... | Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | ||
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела... Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс | Тема Введение в социальную психологию Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития | ||
Тема Введение в общую психологию Тестовые задания Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства | Рабочая программа дисциплины б. 18 Введение в клиническую психологию | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Введение в юридическую специальность» Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области, кандидат юридических наук, доцент А. В. Захаров | Физики и лирики Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Вдохновение бесстрашие озарение Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Стаффорд Бир. Кибернетика и менеджмент Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Темы рефератов Раздел 1 Введение в психологию Тема 1 Психология как... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная | Описание методики научно-исследовательского семинара Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Программа дисциплины «Введение в психологию» Приказ мо РФ от 10. 03. 2000 N79гум/бак для дисциплин федерального комитета. Индекс гсэ. Ф. 07 |