Программа дисциплины «Введение в психологию»





Скачать 127.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Введение в психологию»
Дата публикации17.10.2014
Размер127.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет психологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в психологию»

для направления 030300.62 - Психология

(2-я ступень высшего профессионального образования)

Автор: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии, доктор психологических наук Шадриков В.Д.


shadrikov@hse.ru ; iso@hse.ru

Рекомендована УМС

Секция «Психология» Председатель

_ А.Н. Гусев

« » 200 г.

Одобрено на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой

__ А.К. Болотова

« » 200 г.

Утверждено УС Факультета психологии Ученый секретарь

Е.Б. Старовойтенко

« » 200 г.


Москва



  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС


(Приказ МО РФ от 10.03.2000 N79гум/бак для дисциплин федерального комитета). Индекс ГСЭ.Ф.07.
Введение в психологию

32 часа, из них 16 семинарские занятия.

II. Пояснительная записка



Автор программы: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии. доктор психологических наук Шадриков Владимир Дмитриевич

Требования к студентам: Знание в объеме общеобразовательной школы, прежде всего, по физиологии человека и общей биологии.
Аннотация

Целью данного курса, является формирования у студентов – психологов научного видения предмета психологии.

Главное внимание уделено выбору психологических конструктов и их взаимодействию, что в своем единстве должно дать целостное представление о психике человека. К ним отнесены мотивация и мотивационные состояния, эмоции и чувства, произвольная деятельность, мир внутренней жизни человека.

Следует подчеркнуть, что в учебном курсе не ставиться цель полного изложения содержания затрагиваемых конструктов. Они рассматриваются только в объеме, позволяющем достичь целостного видения предмета психологии.

На основе изучения отдельных конструктов раскрывается содержание основных методологических принципов познания психического: единство врожденного и приобретенного, знания и переживания, объективного и субъективного, сознательного и бессознательного. Психическое рассматривается в двойственной форме: как объективная форма, обеспечивающая выживание индивида и как субъективная форма, как отражение психического в себе, как явление сознания. Ведущим методологическим принципом, на который опирается автор при изложении предмета, является принцип психофизического единства.

Достижению поставленной цели должен способствовать эволюционный подход, реализуемый автором, при рассмотрении проблем происхождения психики.

Итогом курса «Введение в психологию» должно стать формирование у студентов представления о целостности предмета психологии, в качестве которого выступает субъективный внутренний мир человека или мир внутренней жизни человека. Этот мир представляет собой живую потребностно-эмоционально-информационную субстанцию и может быть определен как душа человека.

Курс строиться из лекционных и семинарских занятий, которые взаимодополняют друг друга. В лекционном курсе рассматриваются узловые вопросы, связанные с пониманием психики человека. Обращается главное внимание на взаимосвязь отдельных конструктов психики, обеспечивающих ее единство. Материал лекционного курса дополняется и конкретизируется на семинарских занятиях. Предполагается, что на каждый час учебных занятий студент должен затратить не менее двух часов на самостоятельную работу над содержанием курса.

Формы контроля:

  • Текущий контроль: заслушивание выступлений на семинарских

занятиях;

  • Промежуточный контроль: Эссе и Реферат, выполняемые в письменном виде и оцениваемые бальной оценкой;

  • Итоговый контроль: зачет проводиться по завершению изучения дисциплины.


Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:

  1. При получении результирующей оценки учитывается: оценка за реферат Ореф, оценка за эссе Оэс, оценка за экзамен Оэкз.

2. Оценки относительной важности

W реф

0.3

W эс

0.4

W экз

0.3

3. Если у студента по 10-балльной шкале

Ореф

6

Оэс

8

Оэкз

7

Оср = W реф * Ореф + W эс * Оэс + W экз * Оэкз=7.1


После округления Оср = 7

4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "экзамен" (7).

    1. Содержание программы


Введение в психологию
Тема 1. Психика как регулятор отношений организма и среды

Понятие об объекте и предмете познания. Определение предмета психологии: многообразие определений. Рабочее определение предмета. Психика как регулятор отношений организма и среды. Инстинкт как форма целостного поведения. Структура инстинкта. Появление интеллектуальных форм поведения. Происхождение морали. Единство интеллектуальных и моральных факторов в поведении. Традиции, обычаи, табу как глубинные проявления морали. Природные и социальные начала психики.

Тема 2. Мотивация поведения

Основные виды биологических мотиваций: пищевая, половая, доминирования. Нейрофизиологические механизмы биологической мотивации. Социальная мотивация. Духовная мотивация. Формирование качеств личности на основе мотиваций. Единство врожденного и приобретенного в мотивации. Принципы психофизиологического единства (на примере мотивации). Принципы сознательного и бессознательного в мотивации. Развитие потребностей. Мотивация в структуре деятельности и поведении.

Тема 3. Деятельность и действие

Инстинкт. От побуждения к действию (поведению). Понятие деятельности. Структура

поведения и деятельности: Анохин, Бернштейн, Шадриков. Психологическая

функциональная система деятельности. Психологический анализ деятельности.
Тема 4. Эмоции и чувства

Содержательное многообразие эмоций и чувств. Биологические механизмы эмоции.

Стресс и эмоции. Функциональный анализ эмоций и чувств. Развитие эмоций и чувств.

Место и роль эмоций в целостной психической деятельности. Эмоции и качества личности. Проявление эмоции и чувств. Теории эмоции и чувств. Принцип единства знания и переживания.

Тема 5. Воля и волевые качества личности

В каких случаях мы используем понятие «воля»? Принятие решения как волевой акт. Мотивация и исполнение. Является ли воля реальным психическим феноменом? Произвольное поведение человека. Волевые качества личности. «Цена деятельности и воля». Структура волевых качеств и воли (волевого усилия).

Тема 6. Мир внутренней жизни (душа человека)

Характеристика внутреннего мира (определение понятий). Зарождение внутреннего мира. Внутренний мир - живой мир внутренней жизни. Репрезентация внешнего мира во внутренний. Единство внешнего и внутреннего. Развитие внутреннего мира. Структура и функции внутреннего мира. Законы функционирования внутреннего мира. Индивидуальные проявления внутренней жизни.

Литература:

Основная

  1. Платон. Диалоги. М., Мысль, 1986.

  2. Аристотель. Этика. М.: Изд-во «ACT», 2002.

  3. Берштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические

труды. Москва-Воронеж, 1997.

  1. Сеченов И.Н. Психология поведения. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1995. (Серия «Психологи Отечество»).

  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос»
    1996.

  3. Шадриков В.Д. Происхождение человечности М.: «Логос», 2001.

  4. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: «Логос», 2006.

Дополнительная:

  1. Ибн Сина (Авиценна) Избранные философские произведения М.: Наука 1980.

  2. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1993.

  3. Фромм Э. Душа человека. М., Республика, 1992.

  4. Бергсон А. Два истока морали и религии. М., Канон, 1994.



Тематический план




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Всего

Сам













Лекции

Семинары и практические занятия










1.

Психика как регулятор отношений организма и среды




2

2

4







2.

Мотивация поведения




2

2

4







3.

Деятельность и действие




2

2

4







4.

Эмоции и чувства





2

2

4







5.

Воля и волевые качества личности




2

2

4







6.

Мир внутренней жизни (душа человека)




2

2

4










ИТОГО:

32

12

12

24









Всего: учебных часов – 32

Из них: аудиторных часов – 24

В том числе лекций - 12;

семинарских занятий - 12;

часов самостоятельной работы - 8 .


Тематика эссе:

(Эссе –[фр. essail] – жанр критики, публикации и др.-прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу).

1. Душа человека, как Вы ее понимаете?

2. Совесть как основа духовности личности.

3. Роль переживаний во внутренней реальной жизни человека.

4. Происхождение морали.

5. Конфликты и симптомокомплексы личностных качеств.

6. Любовь как психологическая категория.

7. Духовность человека: истоки и развитие.

8. Внутренний мир человека и его проявления в поведении.

9. Можно ли познать самого себя.

10. Сущность человека.

11. Понимание добра и зла.

Тематика рефератов:

(реферат – [лат. referre – докладывать, сообщать] – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; изменение содержания научной работы, книги и т.п.).

1. Взгляды Платона и Аристотеля на добродетель.

  1. Понимание души в трудах Ибн-Сины (Авиценны).

  2. Понимание души человека Э. Фроммом.

  3. Совесть человека (по работам И.А. Ильина).

  4. Проблемы души в работах К.Г. Юнга.

  5. Проблемы мотивации поведения в работах А.Г. Маслоу.

  6. Функциональный анализ эмоций и чувств.

  7. Роль эмоций в формировании качеств личности.

  8. Мотивация и характер.

  9. Построение движений (по П.А. Бернштейну).

  10. Произвольная регуляция поведения.

  11. Кому и как разрабатывать психологию (по работам И.М. Сеченова и И.П. Павлова).

  12. Традиции и обычаи как регулятор поведения.

  13. Светское и религиозное понимание «души».


Вопросы к зачёту по общей психологии,

раздел «Введение в психологию».

  1. Как соотносятся объект и предмет познания?

  2. Что является объектом психологии?

  3. Существует ли общепринятое понятие предмета психологии?

  4. Перечислите три известных Вам предмета психологии?

  5. Из каких частей состоит структура инстинкта?

  6. Чем характеризуются интеллектуальные формы поведения?

  7. Чем обусловлено появление морали?

  8. Какие аспекты выделял С.Л. Рубинштейн в принципе психофизи-ческого единства?

  9. Как связаны мотивации и потребность?

  10.  Какие силы «души» выделял Аристотель?

  11.  Какие факторы говорят о возможности реальной внутренней жизни?

  12.  Чем определяется поведение младенца?

  13.  С чего начинается психическая жизнь?

  14.  Что составляет содержание внутренней жизни младенца?

15. Как формируется единство внутреннего мира ребенка и внешнего мира?

16. Что означает фраза: «внешний мир раскрывается как «мир для меня»»?

17. Обязательно ли осознание внутреннего мира?

18. Согласно теории отражения главным фактором формирования психики выступает внешний мир. Согласны ли Вы с этим утверждением?

19. Кому принадлежит формулировка принципа «благотворности середины»?

20. Как связаны внешний мир и внутренний мир человека?

21. Назовите наиболее существенную характеристику субъективного образа внешнего мира?

22. Кто пробовал определить психику как субстанцию?

23. Что такое субстанция?

24. Можно ли сказать, что предметом психологии является внутренний мир человека?

25. Можно ли сказать, что внутренний мир человека представляет собой

потребностно-эмоционально-информационную субстанцию?

26. В каких аспектах используется понятие «душа»?

27. Можно ли психологию определить, как науку о душе человека?

28. Можно ли сказать, что потребностно-эмоционально-информационная

субстанция и есть душа человека?

29. Сформулируйте законы функционирования внутреннего мира?

Автор программы: __________ В.Д. Шадриков



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Введение в психологию» iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconУмк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconРабочая программа дисциплины б. 18 Введение в клиническую психологию

Программа дисциплины «Введение в психологию» iconКалендарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела...
Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconРабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconФизики и лирики
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconТема введение в юридическую психологию
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconВдохновение бесстрашие озарение
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconРабочая программа «Введение в клиническую психологию»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconСтаффорд Бир. Кибернетика и менеджмент
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconОписание методики научно-исследовательского семинара
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconТема Введение в социальную психологию
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconТема Введение в юридическую психологию
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconМакс Вебер Наука как призвание и профессия
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconТема Введение в общую психологию Тестовые задания
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства
Программа дисциплины «Введение в психологию» iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии) 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск