Рабочая программа «Введение в клиническую психологию»





Скачать 397.18 Kb.
НазваниеРабочая программа «Введение в клиническую психологию»
страница1/3
Дата публикации19.11.2014
Размер397.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Введение в клиническую психологию»

направление подготовки − 030300 «Психология»


Квалификации выпускника − бакалавр



Санкт-Петербург


2012
Введение в клиническую психологию: рабочая программа / авт.-сост.

И.В. Берно-Беллекур. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. — 24 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной психологии и консультирования,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.


Автор-составитель

кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент

И.В. Берно-Беллекур
Рецензент

кандидат психологических наук, профессор

М.И. Коваленко

  1. Цели и задачи преподавания дисциплины



Цель курса — обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области клинической психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы и способных к самостоятельной деятельности.
Предметом изучения учебной дисциплины «Введение в клиническую психологию» является личность больного человека и влияние его психической деятельности на здоровье и болезнь, а также взаимоотношения больного и медицинских работников в процессе лечения.
Задачи обучения по программе дисциплины:


  • подготовка по клинической психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной клинической психологии, ее предметом, междисциплинарным характером ее основных направлений, методологией и методами, организацией медико-психологической помощи;

  • освоение основных разделов клинической психологии – патопсихологии, нейропсихологии, психологии личности больного человека, психологических основ психосоматических соотношений, психологического консультирования, психогигиены и психопрофилактики;

  • практическое освоение психодиагностических методов, позволяющих проводить оценку структуры и степени выраженности психопатологических нарушений с целью получения данных для функционального (многоосевого или многомерного) диагноза, оценки динамики состояния больного и эффективности проводимой терапии;

  • изучение психологических личностных механизмов и их роли в этиологии и патогенезе нервно-психических и соматических заболеваний, обучение использованию этих знаний в практической работе с больными;

  • знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с клинической психологией дисциплин – психиатрии, неврологии, психотерапии, медицинской этики и деонтологии;

  • отработка навыков коммуникативной деятельности клинического психолога – его взаимоотношений с больными и их родственниками, медицинским персоналом, активного участия в формировании социально-психологического климата и психологического обеспечения лечебного процесса;

  • практическое освоение навыков психокоррекционной и реабилитационной работы с различными контингентами больных и их окружением и методов оценки их эффективности.



  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в клиническую психологию» является дисциплиной профессионального цикл базовой части учебного плана бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Студент, обучающийся по дисциплине «Введение в клиническую психологию» должен владеть знаниями, полученными в результате изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Основы нейропсихологии».

Курс «Введение в клиническую психологию» ориентирован на формирование представлений о специальности и ее роли в решении задач дифференциальной диагностики нервно-психических и соматических заболеваний. В учебной программе особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. В курсе «Введение в клиническую психологию» изучаются патопсихологические феномены нарушений сознания, восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоциональной, волевой и личностной сфер. Рассматривается их значение в оценке структуры и степени выраженности психических расстройств, исследовании личности и социальных позиций больного, в построении функционального (многоосевого или многомерного) диагноза и оценки эффективности проводимой терапии. Обучение предполагает знакомство с понятиями о внутренней картине болезни, копинг-поведении и защитных психологических механизмах, изучение роли психологических факторов и воздействий в лечебном и реабилитационном процессе.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины «Введение в клиническую психологию», необходимы для последующего изучения курсов «Основы патопсихологии» и «Психология дезадаптированной личности».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

  • общекультурных: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9); пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12); использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14); овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

  • профессиональных: реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8); применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13); использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи;

  • понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;

  • иметь представление о предмете, практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоциональной, волевой и личностной сфер при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах;

  • владеть практическими методами нейропсихологической и патопсихологической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии, проективными методами психодиагностики;

  • иметь представление о клинико-психологических аспектах диагностики, психотерапии и профилактики личностных расстройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкоголизма;

  • знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;

  • знать основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, иметь представления о базовых теориях и методах современной психотерапии, знать основные проблемы восстановительного обучения и реабилитации.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

6-й семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:




Лекции

18

Практические занятия (ПЗ)

-

Семинары (С)

36

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

72

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

36

Подготовка к семинарским занятиям и зачету

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

126/3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Введение в клиническую психологию

Косская медицинская школа. Естественнонаучный подход к изучению человека. Гиппократ. Гуморальная регуляция психических проявлений человека. История клинической психологии: связь соматических процессов с «душевными», мозга и психики, теоретические воззрения на разных этапах развития человеческого общества и истории медицины.

Медицинская и клиническая психология в России и за рубежом. Роль школы В.М. Бехтерева в становлении клинической психологии. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России (1885 г.). Роль Л.С. Выготского в формировании основных понятий клинической психологии. Московская школа клинической психологии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков, С.Я. Рубинштейн, К.К. Платонов). Ленинградская школа клинической психологии (А.Е. Личко, М.М. Кабанов, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский). Исследования психопатологических феноменов С.С. Корсакова, В.Х. Кандинского, П.Б. Ганнушкина, Г.И. Россолимо. Теория ассоцианизма В.М. Вундта, теория конституционализма Э. Кречмера, гештальтпсихология Ф.С. Перлса, психоанализ З. Фрейда, экзистенциальный подход К. Ясперса. Вклад в исследование психопатологии Э.П. Блейлера, Э. Крепелина, П. Жане, К. Шнайдера.

Тема 2. Основные понятия и методы клинической психологии

Цели и задачи клинической психологии. Ведущие разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психологические аспекты психосоматических расстройств, психологическое консультирование и психологическая коррекция, специальная психология. Методологические принципы клинической психологии: объект и предмет клинической психологии; понятия нормы и патологии, аномалии развития. Основные методы клинической психологии: наблюдение, эксперимент, клинико-психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция.

Место клинической психологии в различных областях медицины – в психиатрии, неврологии, нейрохирургии, наркологии, терапии, в службе кризисных состояний.
РАЗДЕЛ II. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconРабочая программа дисциплины б. 18 Введение в клиническую психологию

Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconВ. В. Макарова П. И. Сидоров А. В. Парняков введение в клиническую...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconУмк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconКалендарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела...
Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconРабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconТема Введение в общую психологию Тестовые задания
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconПрограмма вступительного экзамена в интернатуру и ординатуру по специальности...
Введение в клиническую онкологию. Эпидемиология злокачественных опухолей, организация онкологической помощи населению Российской...
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconФизики и лирики
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconВопросы и программа вступительного экзамена в клиническую ординатуру по программе «неврология»
Программа подготовки к вступительному экзамену по программе «Неврология» в клиническую ординатуру
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconТема введение в юридическую психологию
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconВдохновение бесстрашие озарение
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconПрограмма дисциплины «Введение в психологию»
Приказ мо РФ от 10. 03. 2000 N79гум/бак для дисциплин федерального комитета. Индекс гсэ. Ф. 07
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconСтаффорд Бир. Кибернетика и менеджмент
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Рабочая программа «Введение в клиническую психологию» iconТема Введение в социальную психологию
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск