Скачать 397.18 Kb.
|
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Введение в клиническую психологию» направление подготовки − 030300 «Психология» Квалификации выпускника − бакалавр Санкт-Петербург2012 Введение в клиническую психологию: рабочая программа / авт.-сост. И.В. Берно-Беллекур. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. — 24 с. Утверждена на заседании кафедры социальной психологии и консультирования, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, доцент И.В. Берно-Беллекур Рецензент кандидат психологических наук, профессор М.И. Коваленко
Цель курса — обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области клинической психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы и способных к самостоятельной деятельности. Предметом изучения учебной дисциплины «Введение в клиническую психологию» является личность больного человека и влияние его психической деятельности на здоровье и болезнь, а также взаимоотношения больного и медицинских работников в процессе лечения. Задачи обучения по программе дисциплины:
Дисциплина «Введение в клиническую психологию» является дисциплиной профессионального цикл базовой части учебного плана бакалавра по направлению 030300 «Психология». Студент, обучающийся по дисциплине «Введение в клиническую психологию» должен владеть знаниями, полученными в результате изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Основы нейропсихологии». Курс «Введение в клиническую психологию» ориентирован на формирование представлений о специальности и ее роли в решении задач дифференциальной диагностики нервно-психических и соматических заболеваний. В учебной программе особое внимание уделяется освещению основных положений культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. В курсе «Введение в клиническую психологию» изучаются патопсихологические феномены нарушений сознания, восприятия, мышления, памяти, интеллекта, эмоциональной, волевой и личностной сфер. Рассматривается их значение в оценке структуры и степени выраженности психических расстройств, исследовании личности и социальных позиций больного, в построении функционального (многоосевого или многомерного) диагноза и оценки эффективности проводимой терапии. Обучение предполагает знакомство с понятиями о внутренней картине болезни, копинг-поведении и защитных психологических механизмах, изучение роли психологических факторов и воздействий в лечебном и реабилитационном процессе. Знания, полученные в результате изучения дисциплины «Введение в клиническую психологию», необходимы для последующего изучения курсов «Основы патопсихологии» и «Психология дезадаптированной личности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):
В результате изучения дисциплины студент должен:
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. Введение в клиническую психологию Косская медицинская школа. Естественнонаучный подход к изучению человека. Гиппократ. Гуморальная регуляция психических проявлений человека. История клинической психологии: связь соматических процессов с «душевными», мозга и психики, теоретические воззрения на разных этапах развития человеческого общества и истории медицины. Медицинская и клиническая психология в России и за рубежом. Роль школы В.М. Бехтерева в становлении клинической психологии. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России (1885 г.). Роль Л.С. Выготского в формировании основных понятий клинической психологии. Московская школа клинической психологии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков, С.Я. Рубинштейн, К.К. Платонов). Ленинградская школа клинической психологии (А.Е. Личко, М.М. Кабанов, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский). Исследования психопатологических феноменов С.С. Корсакова, В.Х. Кандинского, П.Б. Ганнушкина, Г.И. Россолимо. Теория ассоцианизма В.М. Вундта, теория конституционализма Э. Кречмера, гештальтпсихология Ф.С. Перлса, психоанализ З. Фрейда, экзистенциальный подход К. Ясперса. Вклад в исследование психопатологии Э.П. Блейлера, Э. Крепелина, П. Жане, К. Шнайдера. Тема 2. Основные понятия и методы клинической психологии Цели и задачи клинической психологии. Ведущие разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психологические аспекты психосоматических расстройств, психологическое консультирование и психологическая коррекция, специальная психология. Методологические принципы клинической психологии: объект и предмет клинической психологии; понятия нормы и патологии, аномалии развития. Основные методы клинической психологии: наблюдение, эксперимент, клинико-психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. Место клинической психологии в различных областях медицины – в психиатрии, неврологии, нейрохирургии, наркологии, терапии, в службе кризисных состояний. РАЗДЕЛ II. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ |
Рабочая программа дисциплины б. 18 Введение в клиническую психологию | Элективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора... | ||
В. В. Макарова П. И. Сидоров А. В. Парняков введение в клиническую... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... И. Н. Иванова. Введение в клиническую психологию: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Календарно-тематическое планирование к рабочей программе раздела... Защита интеллектуальной собственности, Введение в психологию творческой деятельности, 10класс | ||
Рабочая программа дисциплины введение в юридическую психологию специальность:... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема Введение в общую психологию Тестовые задания Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства | ||
Программа вступительного экзамена в интернатуру и ординатуру по специальности... Введение в клиническую онкологию. Эпидемиология злокачественных опухолей, организация онкологической помощи населению Российской... | Физики и лирики Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Вопросы и программа вступительного экзамена в клиническую ординатуру по программе «неврология» Программа подготовки к вступительному экзамену по программе «Неврология» в клиническую ординатуру | Тема введение в юридическую психологию Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | ||
Вдохновение бесстрашие озарение Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Программа дисциплины «Введение в психологию» Приказ мо РФ от 10. 03. 2000 N79гум/бак для дисциплин федерального комитета. Индекс гсэ. Ф. 07 | ||
Стаффорд Бир. Кибернетика и менеджмент Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Тема Введение в социальную психологию Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития |