Скачать 1.46 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 226 «Утверждаю» Заведующая МДОУ детского сада Воробьева Т.В._________________ Образовательная программа Принято на заседании педагогического совета «____» ______________2011г. Адрес: г. Ярославль ул. Победы, дом 26 А Тел/ факс: 73 – 85 – 37 Ярославль 2011г СОДЕРЖАНИЕ 1. ЧАСТЬ 1 (обязательная) 1. 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………..…………4 Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………………………………………………………………………………..4 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ……………………………………………………………….5 Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………6 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...8 Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)…………………....9 1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………………………………………………………………………………………………9 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………………11 1.3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»…………………………..…11 1.3.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»…………………………………………..13 1.3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………..19 1.3.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»……………………………………24 1.3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»………………………………………………26 1.3.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»………………………………………….36 1.3.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»…………………………………...47 1.3.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»…………..55 1.3.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»…………………….57 1.3.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»…………………………………………..60 1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ……………………………………………………………...68 1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы…………………………………………………………...70 2. ЧАСТЬ 2 (формируемая участниками образовательного процесса) 2.1.Проектирование организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ…………………………………………………………………………74
2.2. Особенности организации воспитания и обучения детей в группах раннего возраст………………………………………………………………...……96 2.3. Условия реализации образовательной программы дошкольного учреждения……………………………………………………………………………....99 2.3.1. Организация предметно-развивающей среды ДОУ………………………………………………………………………………………………...102 2.3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации образовательной программы…………………………………………………….....102 2.3.3. Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования……….107 2.4. Наличие структурных подразделений (консультпункт, логопункт и т.д.)………………………………………………………………………………....111 2.5. Взаимодействие с социальными партнерами…………………………………………………………………………………………………………………114 Приложение Раздел 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 226 разработана в соответствии с действующим законодательством, иными нормативно - правовыми актами, регулирующими деятельность системы дошкольного образования: с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Уставом МДОУ, с учетом всех локальных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса (см. Приложение). Основная образовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» (прим. – в настоящее время проходит апробацию) и с учётом комплексной программы «Развитие» разработанной центром Л.А. Венгера 1994г. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями: - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; . - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от_1,5 до _7_ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определёнными главными целями программы «Развитие»:
Данные цели определяют систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка а) Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. б) Культурно ориентированные принципы Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. в) Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В ДОУ функционирует пять групп общеразвивающей направленности, по наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения.
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «Развитие » под ред. детского центра Венгера, которая обеспечивает стандарт дошкольного уровня образования. Она содержит как базисность (стандарт) – основу развития детей, так и вариант ее реализации, открывающий возможности для широкого творчества педагогов. Дошкольное образовательное учреждение осуществляет деятельность по следующим направлениям:
Основными приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации программы являются: физкультурно – оздоровительное, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: охрана и укрепление психического и физического здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения. Задачи:
Цель: создание благоприятных условий для социально-эмоционального развития ребенка. Задачи:
3. Познавательно-речевое развитие. Цель: способствовать всестороннему развитию детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности и их тесном взаимодействии. Задачи:
4. Художественно-эстетическое развитие Цель: способствовать творческому развитию детей через интеграцию различных видов деятельности ДОУ, формирование основ художественной культуры ребенка. Задачи:
Цель Программы 1) создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 2) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования). 3) реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Развитие». Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ: 1. Обеспечить благоприятные условия в ДОУ для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей. 2.Способствовать всестороннему развитию детей через интеграцию различных видов детской деятельности.3.Создать в группе атмосферу гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 4.Способствовать активному участию родителей в совместной с детьми творческой, социально значимой деятельности, направленной на повышение уровня общей и педагогической культуры родителей и педагогов. Для успешной деятельности по реализации Программы необходимо: - учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей; - синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей; - осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психического.В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта как для ребенка, так и для взрослых. В детском саду при участии воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора физкультуры, медицинских работников, обеспечивается коррекция физического, психического, речевого развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Особенности осуществления образовательного процесса. В ДОУ нет национально - культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса. Группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности) определено как 80% и 20%. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. 1.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. (по уставу) В дошкольном учреждении организован гибкий режим деятельности в каждой возрастной группе с учетом социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников (режим дня на каждой возрастной группе)
Таблица ежедневной организации жизни и деятельности детей
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по комплексной программе «Развитие», построенной на концепциях А.В. Запорожца «О самоценности дошкольного периода развития» и Л.А. Венгера «О развитии способностей». Основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей ребенка через различные виды деятельности. Работа групп для детей раннего возраста строится на основе пособия по воспитанию и развитию детей до трех лет «Кроха». Данная программа предусматривает постепенное изменение содержания педагогического процесса по мере фактического продвижения ребенка по пути социализации и развития и дает возможность осуществить безболезненный переход из яслей в младшую группу детского сада. |
Детский сад общеразвивающего вида №33 был открыт в 1966 году нпо... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №33 | План непосредственно образовательной деятельности в бдоу смр «детский... ... | ||
Отчёт о работе муниципального дошкольного образовательного учреждения... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального... | Мдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида» | ||
Доклад о деятельности бдоу г. Омска «Детский сад №330 общеразвивающего... «Детский сад №339 общеразвивающего вида», зарегистрированное как юридическое лицо 22. 10. 202г., с 28. 12. 1981 года функционирует... | «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В мдоу «Детский сад комбинированного вида №15» в 2010 – 2011 учебном году функционировало 8 групп, воспитывалось 226 дошкольников.... | Отчет за 2011-2012 учебный год заведующего мбдоу «Детский сад №6 «Радуга» п г. т. Кукмор» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №40 «Колокольчик» (далее детский сад) – активный... | Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 (детский сад №13) функционирует с 1987 года... | ||
Самообследование деятельности муниципального автономного дошкольного... ... | «Детский сад №260 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением... «Детский сад №260 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития... | ||
Аналитическая справка воспитательно-образовательной деятельности... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского... | С приоритетным осуществлением Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Тополёк» общеразвивающего вида | ||
Задачи Муниципального автономного учреждения дошкольного образования Ильинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида | Проекта: «Жила-была кукла» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №2» |