Скачать 17.16 Kb.
|
УДК 372.882 Детское речевое развитие в деятельности стихосложения И. П. Грехова В статье рассматривается один из важнейших вопросов психологии развития – проблема развития речи как одной из высших психических функций. Актуальность исследования объясняется не только значением речи для развития всех высших форм поведения, но и современным состоянием речевой культуры. В статье описан опыт многолетней работы автора, посвященной исследованию возможностей развития речи детей в рамках преподавания курса «Стихосложение». Ключевые слова: проблема речевого развития; период детства; словесное творчество; деятельность стихосложения. Проблема свободного владения родной речью и, в частности, самовыражения, бытия в слове всегда была актуальна как в научном, так и в практически-педагогическом плане. ˂…˃ Прикладной аспект нашей работы во многом обусловлен кризисным состоянием педагогики речи. Наше видение проблемы основывается на том, что традиционные школьные методы преподавания родного языка и литературы, несмотря на усилия педагогического сообщества, не достигают желаемого эффекта. ˂…˃ Словесное творчество необходимо (т. е. выступает условием) для формирования личности ребенка, или, как писал Л. С. Выготский, «для правильного развертывания сил самого автора» [Выготский, 1997, с. 57]. ˂…˃ Литература 1. Асмолов А. Г. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов [и др.] // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. – С. 118–127. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с. 3. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва : Искусство, 1986. – 329 с. 4. Собкин В. С. Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников : диссертация …. кандидата психологических наук / В. С. Собкин. – Москва, 1982. – 169 с. 5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – 334 с. Грехова Ирина Петровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Сургутский государственный университет ХМАО – Югры (Сургут), iri_gre@mail.ru. |
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... Содействовать формированию умений и навыков правописания заглавных букв в именах собственных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» работает по 4 направлениям:... | ||
Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | Пояснительная записка «Детское сердце чутко к призыву творить красоту…... Данная программа ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной... | ||
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... ... | Познавательно-речевое развитие Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курс «Уроки речевого развития» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речевое развитие» Каландарова... | Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Рождественский урок Коммуникативно-речевое развитие учащихся через обобщение знаний о традициях и праздниках Великобритании | Детское инструментальное музицирование: цель, задачи, методы работы При этом учителем решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения,... | ||
Конспект учебно-игровой деятельности по разделам программы «Детство»:... Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассчитана на 2 года обучения. Основное направление – развитие лингвистических знаний и способностей учащихся, стимулирование творческого... | ||
Тема дискуссии М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель; познавательно речевое развитие ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой | Цели и задачи курса М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... |