Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»





Скачать 357.68 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»
страница1/4
Дата публикации16.11.2014
Размер357.68 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4



Институт Психоанализа

Факультет психологии

Кафедра организационной психологии


Утверждено

на заседании кафедры

организационной психологии

от 23 октября2009 г. протокол № 1

Зав.кафедрой организационной психологии

К.пс.н. Чернова О.Н. ____________


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Психология профессиональной деятельности»

Автор:

Чернова Ольга Николаевна к.пс.н доцент

Москва

2009

Печатается по решению кафедры организационной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

(Чернова О.Н. Психология профессиональной деятельности). – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», (кол-во) с 21.

© НОУ «Институт психоанализа» 2009 г.

©Чернова О.Н. 2009 г.








стр.




СОДЕРЖАНИЕ






ПРОГРАММА КУРСА










Выписка из государственного образовательного стандарта

4



Пояснительная записка







1.

Цель курса

4




2.

Задачи курса

4




3.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

4



Содержание курса







1.

Разделы курса. Тематический план и краткое содержание

5




2.

Глоссарий.

10




3.

Список основной и дополнительной литературы.

12




4.

Распределение часов курса по темам и видам работ.

15

IV.

Организация самостоятельной работы студентов.

17

V.

Темы курсовых и квалификационных работ.

19

VI.

Форма итогового контроля. Примерный перечень вопросов к экзамену.

20



ПРОГРАММА КУРСА « Психология профессиональной деятельности».
I Выписка из государственного образовательного стандарта.

УМК составлен в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования.

II. Пояснительная записка.

Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития. В своей методолого-теоретической части она основывается на достижениях психологии человека, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. Кроме того, психология профессиональной деятельности – практикоориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи человеку как субъекту профессиональной деятельности.

Необходимый уровень знаний и умений студентов для изучения психологии профессиональной деятельности: студенты должны знать «Психологию человека», «Психологию развития», « Педагогическую психологию», «Социальную психологию», «Экспериментальную психологию». Курс изучается параллельно с такими курсами как «Психология профессионального стресса», «»Методы оценки профессиональной деятельности», «Психологией управления персоналом» и других, что обеспечивает наиболее целостное представление о деятельности психолога в данной области.

Цель курса : овладение студентами теоретических знаний о механизмах, фактах и закономерностях внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития, а также умениями и навыками практической (диагностической, консультативной, реабилитационной) деятельности по психологическому сопровождению профессионального развития человека.
III. Содержание курса.

  1. Тематический план и краткое содержание.


Раздел I Предмет и методы психологии профессиональной деятельности.
Тема 1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

Становление психологии профессиональной деятельности. Предмет, задачи и методы психологии профессий. Основные концептуальные положения. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

  2. Становление психологии профессиональной деятельности.

  3. Психологические основы профессиональной коррекции.

  4. Психологические основы профессионального консультирования.

  5. Проблемы профессиональной адаптации личности.

  6. Психологические основы профессиональной реабилитации.

  7. Психологические основы профессиональной диагностики.

Литература для подготовки к семинару:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2003

  4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1994.

  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

  6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ./Подред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

  7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 1996.



Тема 2. Методы исследования в психологии профессиональной деятельности.

Классификации методов исследования. Генетические, праксиметрические, психометрические, экспериментальные методы. Методы математической обработки результатов. Профессиональная диагностика.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Использование диагностики в профессиональном самоопределении личности.

  2. Факторный анализ в психологии профессиональной деятельности.

  3. Использование психометрических методов в психологии профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2003

  4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1994.

  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

  6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ./Подред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

  7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 1996.



Тема 3. Методологические основы психологии профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности как основная проблема психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального становления. Профессиональные деформации личности.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Индивидуальное, личностное и профессиональное в развитии человека.

  2. Психология труда как теоретико-методологическая основа психологии профессиональной деятельности.


Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1994.

  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

  5. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн.: Пер. с англ./Подред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.

  6. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся орга­низации. М, 1996.

  7. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, по­иск, задачи, пути реализации. М., 1987.

  8. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: харак­теристики и условия достижения. М., 1998.

  9. История советской психологии труда: Тексты/Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой. М., 1983.



Раздел II. Психологические основы профессионального развития личности.
Тема 4. Кризисы профессионального становления личности.

Проблема кризиса в профессиональном становлении личности. Типология кризисов. Методика изучения кризисов. Психологические особенности кризисов в профессиональном становлении личности.
Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Профессиональный кризис как проблема психологии профессиональной деятельности.

  2. Структура и уровни профессиональных кризисов.

  3. Психологическое обеспечение профессиональной поддержки в условиях кризиса.


Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2003

  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

  5. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 1991.

  6. Голомшкок А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979.

  7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.


Тема 5. Профессиональные деструкции личности.

Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деформаций. Профессиональная реабилитация личности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Психологические детерминанты профессиональных деструкций.

  2. Структура и уровни профессиональных деструкций личности.

  3. Психотехнологии работы с профессиональными деструкциями.


Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

  3. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2003

  5. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной кон­сультации. М., 1991.

  6. Голомшкок А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979.

  7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.



Тема 6. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

Проблема профессионального становления личности в психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального самоопределения. Психологическое сопровождение профессионального становления на разных стадиях.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии оптации и профессионального образования.

  2. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии профессионализации и мастерства.

  3. Психологическое сопровождение профессионального становления личности на стадии прекращения деятельности.

  4. Профессиональное психологическое консультирование как прикладное направление психологии профессиональной деятельности.


Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. КлимовЕ.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.—Воронеж, 1996.

  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ния. М„ 1996.

  6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Об­нинск, 1993.

  7. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда/Под ред. Е.М.Ивановой. М„ 1986.

  8. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: Развитие че­ловека между детством и старостью. Калуга, 1994.

  9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.


Тема 7. Профессиональная адаптация личности.

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Особенности профессиональной адаптации. Адаптивность. Дезадаптивность. Типы адаптации.
Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Профессиональная адаптация как психологическая проблема.

  2. Структура и уровни проявления дезадаптивности.


Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

  4. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

  5. Бодров В.А. Психологический стресс. М., 2000.

  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.



Тема 8. Психология безопасности труда и предупреждения ошибок.

Психология безопасности и безаварийности труда. Практические аспекты обеспечения безопасности. Метод Флонагана.
Вопросы для обсуждения на семинаре:

  1. Научные основы психологии безопасности.

  2. Диагностика и коррекция «опасного поведения» в профессиональной деятельности.

Литература для подготовки к семинару:


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

  3. Кокс Т. Стресс. М., 1983.

  4. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.

  5. Котик М.Л. Психология и безопасность. Таллин, 1981.

  6. Котик М.Л., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора. М., 1993.

  7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

  8. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб., 2003.

  9. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., 2003.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организационная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconПояснительная записка настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине...
Социальная психология малых групп: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д. Г., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж»
Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск