Скачать 206.71 Kb.
|
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра гуманитарных и социальных наук Специальность: Связи с общественностью. Дисциплина: Валеология. Статус дисциплины: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые вузом. Общая трудоемкость дисциплины: 100 часов, в т.ч. лекции – 22 ч., семинары - 32 ч., самостоятельная работа - 46 ч. Семестр - IV. Преподаватель: - кандидат психологических наук, доцент, Дудченко Зоя Фадеевна. Часы консультаций: I неделя 18.00-18.30, а.420. Телефон: 575-02-78 Email: gsn@ime ОПИСАНИЕ КУРСА 1. Цель курса: Целью курса "Валеология" является изучение студентами методологических основ теории валеологии, ее возникновения, содержания, места в общей системе научных знаний о человеке. В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:
Для выполнения указанных цели и задач студент должен: Знать:
Уметь:
БЫТЬ Ознакомлен:
Дисциплина "Валеология" изучается на 2 курсе в течение одного семестра. Преподавание дисциплины «Валеология» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление валеологического сознания личности будущего специалиста. Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной работы. Из общего бюджета времени на лекции приходится более 60% учебного времени. Лекции проводятся по узловым вопросам курса, носят проблемный, методологический характер и знакомят слушателей с основными этапами и направлениями развития валеологии, с современной ситуацией состояния здоровья в России и за рубежом. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.
Структурно курс состоит из 12 тем. Тема 1. Предмет, задачи и основные этапы развития валеологии. Тема 2. Факторы обеспечения здоровья современного человека. Тема 3. Барьерные системы организма. Общая характеристика. Тема 4. Физические воздействия на организм человека и способы защиты от них. Тема 5. Экология и здоровье человека. Тема 6. Образ жизни как основной фактор, влияющий на здоровье человека. Тема 7. Основные принципы современного питания. Тема 8. Физическая активность. Тема 9. Болезни цивилизации и их профилактика. Тема 10. Валеологические аспекты потребления психоактивных веществ. Тема 11. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья человека. Тема 12. Формирование индивидуального здоровья человека. Виды занятий: лекции, семинары, самостоятельная работа Контроль успеваемости включает: текущий контроль, рубежный контроль (в течение семестра – 1) и промежуточную аттестацию - зачет. 3. Литература 3.1. Основная литература:
3.2. Дополнительная литература:
3.4. Монографии:
4. Балльно-рейтинговая система оценки 4. 1. Условия и показатели оценки успеваемости Успешность изучения дисциплины «Валеология» студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая – баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов; вторая – баллы, начисляемые по результатам сдачи зачета (до 30 баллов). Элементами оценивания работы студента являются: - посещение лекций; - посещение семинаров; - выполнение практических заданий на семинарах; - активность студента на семинарском занятии (дополнительные вопросы выступающим, качество устных выступлений), - выполнение тестовых заданий; - выполнение самостоятельных домашних заданий. Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации – зачет - не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине. 4.2. Балльная структура оценки Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра: 1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 11 баллов из расчета 11 лекционных занятий. 2. Посещение семинарских занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 16 семинарских занятий. 3. Активность студента на семинарском занятии (дополнения и вопросы к выступающим) и качество его ответов (выступлений, письменных ответов) - 1 балл за одно занятие, максимально 16 баллов. 4. Выполнение тестов на семинарских занятиях - до 5 баллов за один тест, максимально 20 баллов из расчета 4 тестов. 5. Прохождение рубежного контроля (после проведения 5-й лекции «Экология и здоровье человека»), проводится в форме устного опроса, письменного ответа до 2-3 стр. или компьютерного тестирования) - до 7 баллов. Итого максимально – 70 баллов. Прохождение промежуточной аттестации - зачет – максимально 30 баллов. Всего – 100 баллов. К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла. 4.3. Шкала оценок по дисциплине «Валеология», завершающейся зачетом
5. Лекционные занятия Тема 1. Предмет, задачи и основные этапы развития валеологии. Валеология как наука о здоровье. Исторические предпосылки валеологии. Становление валеологии и ее современное состояние. Место валеологии в системе наук о здоровье человека. Связь и взаимодействие с другими науками о человеке. Предмет и объект исследования в валеологии. Задачи валеологии на современном этапе ее развития. Разработка технологий формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма как основная цель валеологии. Тема 2. Факторы обеспечения здоровья современного человека. Развитие понятия “здоровье” в валеологии. Патогенез и валеогенез. Основные факторы, влияющие на здоровье современного человека и их сфера влияния. Генетический фактор здоровья. Окружающая среда и здоровье. Образ жизни. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели индивидуального и общественного здоровья. Состояние здоровья. Тема 3. Барьерные системы организма. Общая характеристика барьеров. Пассивные и активные барьерные системы организма и их роль в сохранении гомеостаза. Динамические барьеры, и характеристика их защитных функций. Иммунная система как основная барьерная система организма. Барьеры центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Кожный барьер. Легочный барьер. Барьеры желудочно-кишечного тракта. Гисто-гематические барьеры. Гемато-энцефалические барьеры. Плацентарный барьер. Тема 4. Физические воздействия на организм человека и способы защиты от них. Ионизирующее излучение: корпускулярное и электромагнитное, их биологический эффект. Неионизирующие электромагнитные излучения, характеристика их воздействия на организм человека. Ультрафиолетовое излучение различных диапазонов. Электромагнитные поля низкочастотных, высокочастотных и сверхвысокочастотных диапазонов, воздействие на человека. Применение УВЧ И СВЧ в терапии. Магнитотерапия. Электрический ток и его воздействие на организм человека. Электротравмы. Барометрическое давление, роль его понижения и повышения в жизни современного человека. Адаптация к высотной гипоксии и её стадии. Звуковые колебания. Ультразвук и инфразвук, их физиологический эффект. Повышенная температура и адаптация к ней. Действие холода на организм человека. Тема 5. Экология и здоровье человека. Экологические факторы безопасности жизнедеятельности человека. Глобальные проблемы экологической безопасности: сокращение антропогенного загрязнения в сроки, обеспечивающие экологическую устойчивость биосферы; защита и сохранение биологического разнообразия жизни, в том числе экосистем; увеличение производства экологически чистых продуктов питания; всеобщее запрещение производства и использования ядерного и других видов вооружений массового поражения. Экологические аспекты радиационной безопасности. Техногенно-обусловленные экосистемы и их влияние на здоровье человека. Тема 6. Образ жизни как основной фактор, влияющий на здоровье человека. Образ жизни как биосоциальная категория. Основные показатели образа жизни – уровень жизни, качество, стиль и уклад жизни. Основные тенденции в образе жизни современного человека. Здоровый образ жизни и его структура: оптимальный двигательный режим; рациональное питание; рациональный режим жизни; психофизиологическая регуляция; психосексуальная и половая культура; тренировка иммунитета и закаливание; отсутствие вредных привычек и валеологическое образование. Тема 7. Основные принципы современного питания. Основные проблемы валеологии питания. Способы определения идеальной массы тела. Основные постулаты теории сбалансированного питания и их анализ. Вегетарианство и его виды. Сыроедение. Питание в соответствии с группой крови человека. Диетическое питание. Питание в системах оздоровления: Г.Шелдона, П.Брегга, К.Ниши. Дозированное сухое голодание как средство очищения организма. Лечебное голодание и его особенности. Тема 8. Физическая активность. Гиподинамия как хронический дефицит двигательной активности. Атеросклероз как следствие малоподвижного образа жизни человека. Гипокинезия и ее проявления. Физиологические резервы организма. Адекватная физическая нагрузка и её влияние на физическое, психическое и сексуальное здоровье. Аэробная физическая тренировка (К. Купер). Характеристика аэробных упражнений. Тренировочный эффект. Тема 9. Болезни цивилизации и их профилактика. Основные характеристики работы сердца. Артериальное давление. Основные сердечные заболевания и их характерные симптомы. Факторы риска развития инфаркта миокарда, гипертонической болезни и инсульта: уровень холестерина и глюкозы в крови, артериальное давление, масса тела, физическая активность, курение и наследственные факторы. Основные онкологические болезни. Структура заболеваемости онкологическими болезнями. Факторы риска развития онкологических заболеваний. Профилактика. Тема 10. Валеологические аспекты потребления психоактивных веществ. Курение. Влияние курения на развитие сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Опасность появления онкологических заболеваний у курящих. Профилактика и лечение табачной зависимости. Алкоголизм. Формирование алкогольной зависимости. Наследственная предрасположенность к алкоголизму. Последствия действия алкоголя на здоровье человека. Профилактика и лечение алкоголизма. Наркомания. Специфические аспекты наркомании как явления: социальный, экономический, демографический, моральный, политический, международный, медицинский, психологический. Связь наркомании с другими социальными явлениями. Профилактика и лечение наркомании. Тема 11. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья человека. Репродуктивный потенциал человека и уровень репродуктивного здоровья. Физиологические особенности мужчины и женщины. Различия в организации психики мужчины и женщины. Сексуальное развитие. Сексуальное здоровье. Валеологические аспекты беременности и родов. Вред аборта. Планирование семьи. Венерические заболевания и их профилактика. Венерические болезни как болезни поведения. История возникновения, возбудители, основные симптомы, методы лечения и средства профилактики сифилиса, гонореи, трихомониаза, хламидиоза, микоплазмоза, генитального герпеса, вирусного гепатита В и др. заболеваний. ВИЧ- инфекция/ СПИД. Тема 12. Формирование индивидуального здоровья человека. Основные принципы формирования здоровья. Роль наследственных факторов в выборе жизненной стратегии. Основные принципы формирования психического здоровья. Факторы риска в зависимости от возраста человека. Факторы долголетия. Диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных, и социально-духовных особенностей личности. Методы самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на разных этапах жизни. 6. Семинарские занятия Семинарское занятие № 1 (тема 3) «Барьерные системы организма. Общая характеристика барьеров» Время – 2 часа Цель: Изучить пассивные и активные барьерные системы организма и их роль в поддержании гомеостаза. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 2 (тема 4) «Физические воздействия на организм человека и способы защиты от них» Время – 2 часа Цель: Изучить физические факторы, воздействующие на организм человека. Рассмотреть условия адаптации человека к различным физическим факторам. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 3 (тема 5) «Экология и здоровье человека» Время – 2 часа Цель: Изучить экологические факторы безопасности жизнедеятельности. Разобрать глобальные проблемы экологической безопасности. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 4 (тема 7) «Основные принципы современного питания» Время – 2 часа Цель: Изучить традиционные и нетрадиционные подходы в питании современного человека. Разобрать современные системы оздоровления. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 5 (тема 8) «Физическая активность» Время – 2 часа Цель: Изучить физическое здоровье человека на современном этапе и способы его поддержания. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 6 (тема 10) «Валеологические аспекты потребления психоактивных веществ» Время – 2 часа Цель: Изучить современные аспекты потребления психоактивных веществ. Рассмотреть вопросы профилактики потребления психоактивных веществ. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 7 (тема 11) «Валеологические аспекты репродуктивного здоровья человека» Время – 2 часа Цель: Изучить состояние репродуктивного здоровья на современном этапе. Рассмотреть вопросы сексуального развития и сексуального здоровья человека. Основные вопросы
Литература
Семинарское занятие № 8 (тема 12) «Формирование индивидуального здоровья человека» Время – 2 часа Цель: Изучить вопросы формирования индивидуального здоровья. Рассмотреть методы самодиагностики, самооценки и самоконтроля здоровья. Основные вопросы
Литература
3. Гарсия О. Высокие технологии здоровья.- М., Варгус.-2002.-368с. 4. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского.- М.: Медицина, 1999.-320с. 5. Пирогов И. Путеводитель по оздоровительным методикам / Серия «Будь здоров!».-Р н/Д: «Феникс», 2002.-320с. |
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Самостоятельная работа Балльная структура оценки Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов | Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080105 «Финансы и кредит» по дисциплине «Культурология» предусмотрена... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование... | ||
Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;... | Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,... | ||
Самостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная... Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная... | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой Самостоятельная... Технология проблемно-диалогического обучения описана Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, г. Москва.... | Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров... |