Скачать 372 Kb.
|
На правах рукописи НИКИТИНА Ксения Андреевна ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АДАПТАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Калининград - 2012 Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Защита состоится 14 марта 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при ФГАОУ ВПО Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта по адресу: г. Калининград, ул.А. Невского, 14, административный корпус, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки РФ referat_vak@mon.gov.ru 13 февраля 2012 г. и на официальном сайте БФУ им. И. Канта www.kantiana.ru 13 февраля 2012 г. Автореферат разослан 13 февраля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета Самсонова Н.В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Оптимальная адаптация студентов-первокурсников к жизни и учебе в вузе – залог дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста (И.А.Зимняя). Адаптация студентов-первокурсников к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общенаучных проблем, исследуемую на физиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Адаптационный период студентов-первокурсников сопровождается трудностями в обучении, появление которых обусловлено объективными противоречиями между наличным уровнем готовности к обучению в вузе и требованиями учебной деятельности в высшей школе. Обострение противоречий адаптационного периода факторами новизны учебной коммуникации, объема информации, специфики взаимодействия с преподавателями и общения в учебной группе выражается в ситуациях сложности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости, нехватки времени, несогласованности взаимной ответственности при выполнении коллективного учебного проекта, отсутствия регламентации и контроля со стороны преподавателя сопровождается отрицательными эмоциональными состояниями тревожности, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности. Затрудненная адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе, выраженная в конкретных ситуациях личностного переживания, открытого спора со студентами учебной группы или преподавателем, есть суть адаптационного конфликта, управление которым становится одной из педагогических задач педагога высшей школы. Первичным и важнейшим этапом управления адаптационными конфликтами является их профилактика, результатом которой выступают оптимальная работоспособность, физическое здоровье, эмоциональный комфорт, адаптированность к учебной деятельности, принятие социальной роли студента. Система профилактических мер позволяет минимизировать негативные последствия затрудненной адаптации первокурсников к обучению в вузе, с одной стороны, а с другой стороны, - обеспечить их оптимальное личностное самосовершенствование. Следовательно, необходимо разработать педагогическую технологию профилактики адаптационных конфликтов, способствующую развитию биологического, психического и личностного потенциалов первокурсников для обеспечения их адаптивными ресурсами в преодолении объективных противоречий адаптационного периода. Степень разработанности проблемы. Адаптация студентов к вузу, а также сопутствующие ей трудности раскрыты в работах С.М.Мадорской, И.А.Милославовой. Психолого-педагогические особенности адаптации студентов к учебному процессу исследовались Л.Г.Гришановой, И.С.Коном. Процессы управления социально-профессиональной адаптацией педагогических, студенческих коллективов изучались Ю.Д.Белоусовым, В.И.Земцовой, В.П. Комаровым, Р.Х. Шакуровым. Причины конфликтов в учебных группах студентов и подготовка студентов к их разрешению исследовались в работах Е.Е.Акимова, А.Я.Анцупова, Г.К.Макарова, Г.В.Михайлова, А.И.Шипилова. Основные идеи о типологизации педагогических конфликтов раскрыты в работах А.Я.Анцупова, В.И.Медведева, А.А.Реана, М.М.Рыбаковой, Р.Х.Шакурова, А.И.Шипилова. Однако проблема профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников не изучалась на уровне диссертационных исследований. Таким образом, в теории и практике дидактики высшей школы сложилось противоречие между необходимостью профилактики объективно существующих адаптационных конфликтов студентов-первокурсников и не разработанностью данного вида педагогической технологии. Стремление найти способ решения данного противоречия определило проблему исследования: при каком содержании технология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников будет результативным средством, обеспечивающим повышение уровня адаптированности студентов-первокурсников к обучению в вузе? Цель исследования: научно и экспериментально обосновать и разработать технологию профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников в вузе. Объект исследования: профилактика адаптационных конфликтов студентов-первокурсников. Предмет исследования: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический компоненты технологии профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников. Гипотеза исследования: Технология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников базируется на типологии адаптационных конфликтов, включающей физиологический адаптационный конфликт, психологические и социально-психологические адаптационные конфликты, что обеспечивает возможность выявить и раскрыть их особенности, проследить динамику и обеспечить профилактику. Профилактика адаптационных конфликтов студентов-первокурсников будет результативной, если в процессе адаптации реализуется технология, включающая:
Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили идеи адаптивно-ресурсного подхода, объясняющего возможность потенциирования личности, ее стабилизации, усиления биологического, психического и личностного потенциалов для обеспечения адаптивными ресурсами (В.В.Плещев, Е.Стрелецкая); положения конфликтологического подхода к образовательным процессам, определяющие первичность профилактики конфликтов в процессе управления ими (Г.С.Бережная, Н.В.Гришина, М.М.Рыбакова, И.П.Андриади). Теоретическую основу исследования составили: теории адаптации (П.К.Анохин, Н.Е.Введенский, И.Д.Калайков, В.В.Лагерев, Ф.З.Меерсон и др.); психолого-педагогические концепции об особенностях адаптации студентов к учебному процессу (Л.Г.Гришанова, И.С.Кон и др.); исследования структурных элементов и этапов процесса адаптации студентов к вузу, а также сопутствующие им трудности (С.М.Мадорская, И.А.Милославова), определившие особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе; концепции управления конфликтом в различных социальных процессах (А.Я.Анцупов, М.Вебер, Н.В.Гришина, Г.Зиммель, А.Г.Здравомыслов, Б.И.Хасан, Э.Эриксон и др.); основные идеи о типологизации педагогических конфликтов (А.Я.Анцупов, В.И.Медведев, А.А.Реан, М.М.Рыбакова, Р.Х.Шакуров, А.И.Шипилов и др.), раскрывающие содержание понятия «адаптационный конфликт студента-первокурсника», положенные в основу разработки типологии адаптационных конфликтов студентов-первокурсников; педагогические концепции формирования индивидуальности человека (Б.Г.Ананьев, О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Ю.М.Орлов); идеи целостного, системного подходов к изучению педагогических систем (В.Г.Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Б.С.Гершунский, О.С. Гребенюк, В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.В.Сериков, Э.Г.Юдин и др.); общетеоретические идеи деятельностного подхода к развитию личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.); теоретические положения, изучающие процесс управления социально-профессиональной адаптацией педагогических, студенческих коллективов (Ю.Д.Белоусов, В.И.Земцова, В.П.Комаров, Р.Х.Шакуров), позволившие разработать технологию профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников. В работе использован комплекс методов: теоретические методы (понятийно-терминологический метод, сравнительный анализ, синтез, классификация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования, педагогический эксперимент, метод технологизации); эмпирические методы: диагностические (опрос, анкетирование), педагогических измерений (тестирование); статистические методы (измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ). Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2005-2007) - анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе психолого-педагогической, конфликтологической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования. Результатом данного этапа стало определение цели исследования, постановка его задач, выдвижение гипотезы исследования, характеристика понятийного аппарата, разработка дидактических материалов «Адаптивная педагогика в тестах». На втором этапе (2007-2008 гг.) - выявлялась сущность педагогической технологии, ее возможности в активизации и повышении уровня адаптированности студентов-первокурсников, была разработана технология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников, качественное описание уровней адаптированности. Проведен констатирующий эксперимент. На третьем этапе (2008-20011 гг.) - проведен формирующий эксперимент, проанализированы и обобщены экспериментальные данные и результаты исследования в целом, осуществлена литературная обработка диссертационного исследования. На этом этапе осуществлялась апробация полученных данных и внедрение основных положений и выводов в практику процесса адаптации студентов-первокурсников. Экспериментальное исследование проводилось на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта. Всего в исследовании приняли участие 233 студента-первокурсника биологического, географического, математического, медицинского и физико-технического факультетов. На защиту выносятся следующие положения:
Адаптационный конфликт студента-первокурсника – это предельный случай обострения противоречий между готовностью студентов-первокурсников к обучению в новой системе и требованиями этой системы к первокурсникам; между объемом, новизной, сложностью учебного материала и отсутствием навыков и умений самостоятельной работы в вузе; между процессом адаптации и системой мероприятий, обеспечивающих этот процесс; между личностью и новой социальной ролью и др., возникающих на основе нарушения равновесия в процессе их адаптации к обучению в вузе.
Типология, разработанная с учетом видов адаптации к обучению в вузе включает следующие типы: адаптационный физиологический конфликт (телесно-соматический) появляется вследствие рассогласования физической работоспособности и выносливости организма; адаптационный психологический конфликт: когнитивный появляется на фоне рассогласования ожиданий и наличия имеющегося состояния организации процесса учебной деятельности»; организационный возникает из-за состояния несогласованности между необходимостью в достижении цели учебного взаимодействия и отсутствием регламентирующих и согласующих этот процесс действий; адаптационный конфликт изменения привычного ритма жизни начинается из-за трудностей рационального использования рабочего и свободного времени; адаптационный социально-психологический конфликт: мотивационно-смысловой возникает из-за недостаточности самоопределения, позитивных учебных мотивов и личностных качеств студентов-первокурсников, отсутствия жизненных планов как устойчивого проявления мотивации; коммуникативно-ценностный начинается из-за отсутствия или несовершенства согласованности норм и ценностей общения; ролевой начинается из-за рассогласования ценностей социального положения под влиянием нового окружения, нового коллектива, новых условий и требований; дидактический появляется на фоне рассогласования методов обучения в средней и в высшей школах.
Технология профилактики адаптационных конфликтов включает следующие компоненты: целевой компонент, представленный совокупностью целей мобилизации защитно-адаптационных механизмов организма, развития психологической подготовленности к познавательной активности и учебной деятельности, повышения социокультурной компетентности студентов-первокурсников; содержательный компонент, раскрывающий научные знания о процессе адаптации, ее сущности, содержании, механизмах, динамике; педагогические знания о конфликте, его типологии, способах профилактики и диагностики; процессуальный компонент, раскрывающий динамику видов адаптации к обучению в вузе и средств профилактики адаптационных конфликтов: занятия по физической культуре с использованием поточно-интервальной круговой тренировки и применением кинезиологических упражнений на этапе физиологической адаптации, психофизиологический тренинг на этапе психологической адаптации, социально-психологический тренинг на этапе социально-психологической адаптации; диагностический компонент, направленный на выявление результативности профилактики адаптационных конфликтов, включающий: уровень соматического здоровья, стрессоустойчивость, принятие социальной роли студента, адаптацию к особенностям учебной деятельности, учебной группе, в комплексе позволяющие установить динамику уровня адаптированности студентов-первокурсников к обучению в вузе. |
Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде.... Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе | 1. Причины возникновения конфликтов Переговоры по разрешению конфликтов, сущность, виды и функции переговор | ||
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект)... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Внеклассное мероприятие «Геометрия на каждом шагу» можно проводить... Роль внеклассной работы по математике велика. За пределами круга знаний, определенного учебными программами, остается немало увлекательных,... | ||
Волгоградский государственный медицинский университет Введение в курс профилактики. Современные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый... | Классный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия" Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение в курс профилактики. Современные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый... | Программа для первокурсников «Точка Опоры» Программа рассчитана на... Использовать возможные ресурсы для эффективной учебы (собственные ресурсы, ресурсы вуза, ресурсы внешней среды) | ||
О мерах, реализуемых на территории города Москвы в сфере профилактики... Предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма. В городе создана и действует комплексная... | Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Программные вопросы «Конфликтология» является формирование у студентов общих представлений о сущности, структуре и типах конфликтов, принципах и способах... | ||
Пояснительная записка Цель учебной дисциплины «нот студента» Цель учебной дисциплины «нот студента»: ввести студентов первокурсников в журналистскую профессию через освоение особенностей форм... | Учебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов»... Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 7 с | ||
Советы учителям, работающим в адаптационных классах Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках | Новости короткой строкой Совет профилактики, на который некоторые обучающиеся не явились, решения Совета профилактики, подробные комментарии как обычно будут... |