Скачать 0.97 Mb.
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО НАПРАВЛЕНИЮ: 521000 – «ПСИХОЛОГИЯ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 020400 – ПСИХОЛОГИЯ САНКТ–ПЕТЕРБУРГ 2006 ББК 88.4 И 90 Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. И.В. Берно-Беллекур, А.И. Серавин. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. – 64 с. ISBN 5-7320-0927-2 (ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ). 1000 экз. Учебно-методический комплекс «Историческая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология». В нем представлены методические рекомендации по изучению дисциплины, учебно-тематический план, содержание лекционных, семинарских и практических занятий. Издание включает вопросы к зачету, темы рефератов и контрольных работ, а также методические рекомендации по их выполнению. Для углубленного изучения дисциплины предлагаются словарь понятий и терминов, персоналии, тестовое задание для контроля знаний и список рекомендуемой литературы. УМК предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей психологических вузов и факультетов, а также практических психологов и всех интересующихся исторической психологией. ББК 88.4 Утвержден на заседании кафедры социальной и политической психологии, протокол № 5 от 17.05.2005 г. Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол № 5 от 18.05.2005 г. Авторы-составители кандидат психологических наук, доцент И.В. Берно-Беллекур; А.И. Серавин Рецензенты доктор психологии, профессор М. Коул (США); доктор психологических наук, профессор А.И. Юрьев © Берно-Беллекур И.В., Серавин А.И., 2006 © СПбИВЭСЭП, 2006 SBN 5-7320-0927-2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология», специальности 020400 – «Психология», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г. Он определяет содержание, структуру дисциплины и последовательность ее изучения. Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента. Историческая психология – направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Историческая психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии и этологии. История рассматривается в курсе исторической психологии как вид трудовой профессиональной деятельности, имеющий структуру и состав, располагающий механизмом влияния на психологию общества. Продуктом деятельности истории является система социальных отношений, предназначенная для жизнеобеспечения общества, в том числе психологического состояния населения (через системы воспитания и образования). Продукт деятельности истории имеет стоимость, потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в историю. Продукт исторической деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется мерой добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках. Предметом труда истории является состояние народа – психологическое, экономическое, социальное, демографическое и другое. Содержание труда истории проявляется в сопряжении предмета труда (психического состояния населения) с целеобразованием конкретного исторического события (целеполаганием лидеров, целеустремленностью населения, целенаправленностью органов управления, целесообразностью затрат человеческих сил для достижения исторической цели). Средством труда истории являются различные варианты общественного поведения: пассивное – осознание собственной исторической идентичности и активное – интеллектуальная экспансия (распространение идей, проектов), правовое регулирование (изменение законодательства), экономическое принуждение (манипулирование системой доходов и расходов) и физическое насилие (прямое подавление открытого сопротивления). Характер труда истории выражен в двух направлениях: констатация фактов, независимые экспертные оценки и выбор средств воздействия на состояния людей. Цель курса – выработать у студентов навык рассмотрения психических процессов в эволюционно-историческом контексте, сформировать умение при анализе психической жизни личности выделять исторические и эволюционные пласты. Место курса в системе психологического образования. Курс «Историческая психология» ориентирован на формирование у студентов представления об эволюции картины мира и психологических особенностей поведения человека в различные исторические периоды на протяжении всей истории человечества, с особым акцентом на население Северо-Восточной Европы. В основе курса лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпускника в любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и характером его исторической идентичности. Курс исторической психологии имеет самостоятельную ценность как курс, дающий конкретное, специфическое знание в определенной области психологии. Он устанавливает связи как с дисциплинами внутри психологии, так и с другими областями гуманитарного знания, что ведет к укреплению и обогащению профессионального тезауруса выпускника. Кроме того, курс исторической психологии подготавливает к восприятию многих дисциплин, читаемых студентам (социальной психологии, разделам общей психологии, политической и экономической психологии, психологии конфликта, истории, экономики, философии и культурологии). По мере изучения дисциплины студент вводится в круг задач исторической психологии: раскрывает психологическое содержание истории; анализирует, каким образом история изменяет психологию людей; узнает, как адаптировать людей к историческим инновациям; получает практические сведения о том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Это требует от студентов основательного изучения предмета исторической психологии (психологические характеристики человека различных исторических эпох, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания) и ее объекта (отдельные личности, социальные группы). В связи с тем, что история (частная и общественная) определяет поведение людей, их психическое состояние, характер и содержание собственной деятельности психологов, их подготовка в области исторической психологии является обязательной. Задачи курса: подготовка по исторической психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной исторической психологии, ее предметом, междисциплинарным характером ее основных направлений; освоение основных разделов исторической психологии, изучение психологического своеобразия исторических периодов, этологических предпосылок исторической эволюции, психологических особенностей виртуальных исторических реальностей, прогнозирование будущего в рамках исторической психологии; раскрытие психологического содержания истории, изучение исторических механизмов, изменяющих психологию людей; практическое освоение методов исследования в исторической психологии, принципов составления психобиографии, изучение требований Этического кодекса; знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с исторической психологией дисциплин – философии, истории, социологии и этологии; практическое освоение навыков адаптации людей к историческим инновациям с целью сохранения их психического здоровья и адекватного конструктивного поведения в период глобальных исторических, экономических и политических инноваций. Изучение курса предусматривает: понимание особенностей психической жизни людей во времени; установление связи психологии с другими науками (философией, историей, социологией, этологией, биологией, политологией, антропологией, этнографией, искусствознанием, культурологией, лингвистикой, математикой, химией, медициной и другими); определение взаимосвязи исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени и пространстве (возрастной и педагогической психологией, социальной, политической и экономической психологией, психологией личности, этнопсихологией, зоопсихологией, патопсихологией, психолингвистикой и другими); ознакомление студентов с трудами выдающихся отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Гумилева, М.М. Бахтина, И.С. Кона, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, В.М. Вундта, М. Вебера, Л. Демоза, М. Коула, Э.Б. Тэйлора, Й. Хейзинги, Д.Д. Фрейзера, И. Мейерсона, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, Э.Х. Эриксона, Э. Берна, К. Ясперса и других); создание предпосылок для дальнейшей самостоятельной работы студентов в области исторической психологии. Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса. Предметом исторической психологии являются психологические характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания. В результате изучения данного курса студент будет: иметь представление об основном фактическом материале, связанном с бытом и нравами прошлых эпох; о конкретных статистических данных историко-психологического анализа; знать основные положения историко-психологических теорий и концепций; основные категории исторической психологии (давать определения); роль ученых, внесших вклад в историческую психологию; специфику психической жизни людей прошлых эпох; применение методов историко-психологического анализа; владеть адаптацией идей и методов гуманитарных наук и смежных психологических дисциплин к историко-психологическому анализу; методами контент-анализа, фокус-групп, интервью, эксперимента, наблюдения и количественных исследований, интроспекцией и аналитическим методом; основами создания психобиографии на базе историко-биографических данных о жизни конкретных людей; методами анализа поведения современного человека в свете историко-психологических концепций и прогнозирования индивидуального и социального развития. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Подготовка современного специалиста предполагает, что в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Это определяет важность активизации его самостоятельной работы. С целью организации данного вида учебных занятий необходимо в первую очередь использовать материал лекций и семинаров. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с библиотечными фондами и электронными источниками информации, историко-психологической литературой, статьями из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы истории», «Вестник древней истории», публикациями альманаха «Одиссей: Человек в истории». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса. Вниманию студентов предлагаются список литературы, контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут написать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Формы контроля При изучении дисциплины «Историческая психология» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый виды контроля знаний студентов. Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. В ходе изучения дисциплины «Историческая психология» в начале лекции преподавателем формулируются 6–8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов и корректировать содержание следующего лекционного занятия. Рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Формой рубежного контроля также является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях. Итоговый контроль по курсу «Историческая психология». Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет, который проходит в два этапа – сначала студент выполняет тестовое задание, затем проводится устный опрос по билетам. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать. При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов при устном опросе учитывается участие их в работе на лекциях и семинарских занятиях, выполнение ими контрольных работ и рефератов. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые успешно выполнили тестовое задание и в течение семестра показали высокую успеваемость по данной дисциплине, активно работали на лекциях и семинарских занятиях. |
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» Социальная психология малых групп: учебно-методический комплекс / авт сост. Е. А. Карпова,– спб.: Ивэсэп, 2011. – 48 с | Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» Экономика Э 40 Экономика: учебно-методический комплекс / авт-сост. В. Г павенков. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 20 с | ||
Учебно-методический комплекс / авт сост к с. н\ Грачева Г. В филиал... Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс по специальности 030500 (021100) Юриспруденция Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде | ||
Учебно-методический комплекс профессиональная этика направление 030900 юриспруденция Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде | Учебно-методический комплекс практикум по социально-психологическому... Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Учебно-методический комплекс психология социальной работы направление... Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Программа вступительного экзамена в аспирантуру ивэсэп по специальности... Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,... Ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс по дисциплине политология по специальностям... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Дзержинске Нижегородской области | ||
Отчет о результатах самообследования Филиала ноу впо «Санкт-Петербургский... Филиала ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-... |