Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»





Скачать 178.47 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Дата публикации30.12.2014
Размер178.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет логопедии

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины

Основы нейропсихологии



Направление подготовки
050700 «Специальное дефектологическое образование»


Профиль подготовки

ЛОГОПЕДИЯ


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр специального (дефектологического) образования


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)


Москва

2012

Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ.

1. Цели освоения дисциплины

Основной целью данного предмета является изучение теоретических основ нейропсихологии, а именно методологических основ закономерности формирования ВПФ с целью дальнейшего выявления патогенетических аспектов недоразвития и распада речевых процессов у детей.

Для выполнения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. изучение системной динамической локализации ВПФ;

  2. изучение функциональной организации мозга и психических процессов;

  3. изучение проблем межполушарной асимметрии

  4. изучение нарушения психических процессов при локальных поражениях головного мозга.

Полученные знания дают возможность использовать данные для решения коррекционных и логопедических задач в лечении детей с нарушением речи. Основной практической задачей является возможность помочь детям с ОВЗ.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Основы нейропсихологии» относится к психологическим дисциплинам и является обязательным компонентом в дефектологии. Соответственно своей специфики дисциплина содержательно связана со следующими дисциплинами ,невропатология Ее изучают все студенты, специализирующиеся в различных областях дефектологической науки и практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы нейропсихологии.

В результате освоения дисциплины «Основы нейропсихологии у студентов формируются следующие компетенции:

  • способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

  • способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3);

  • готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики

- готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должен:

  • иметь представление о теоретических аспектах нейропсихологии, основных заболеваниях головного мозга, при которых возможны нейропсихологические синдромы;

  • знать локализацию ВПФ, функциональную организацию мозга и психической деятельности, три основных функциональных блока мозга;

  • уметь оперировать понятиями о локализации психических процессов, применить теоретические знания в практической деятельности дефектологов;

  • приобрести навыки работы с детьми с нарушениями речи;

  • владеть навыками ориентироваться в нарушениях психических процессов при локальном поражении головного мозг

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
Теоретическая часть дисциплины

С теоретической частью дисциплины студенты знакомятся в основном на лекциях. В лекциях раскрывается содержание дисциплины с учетом современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Для дисциплин федерального компонента названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в государственном образовательном стандарте специальности/ направления подготовки.
Раздел 1. Методологические аспекты нейропсихологии
Тема 1. Нейропсихология как наука. Исторический аспект нейропсихологии.

Содержание темы. Первые нейропсихологические исследования Л.С.Выгодского, А.Р Лурия. Становление и развитие нейропсихологии в России. Значение исследований Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Е.Н.Соколова, Н.П. Бехтеревой .Связь науки с неврологией и нейрохирургией. Вклад в науку неврологов и психиатров М.О. Гуревича, Н.П.Бехтеревой , Р.Я. Голанд. Теоретические аспекты нейропсихологии. Значение исследований И.В.Павлова, И. М.Сеченова в развитии нейропсихологии как науки. Клинические аспекты нейропсихологии. Основные задачи практической части. Направление современной нейропсихологии. Детская нейропсихология и связь ее с дефектологией.

Тема . 2Системная динамическая локализация ВПФ.

Содержание темы. История развития учения о локализации ВПФ. Френология как направление в науке. Представители узкого локализационизма Ф. Гааль, П. Брока, К. Вернике, К. Кляйст. Антилокализационизм и его представители П. Флуранс, Ф. Гольц, К. Лешли . Работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина об учении о ВПФ. Динамическая локализация ВПФ. Значение исследования И. П, Павлова о ВПФ. А.Р. Лурия и его исследования посвященные локализации ВПФ. Три блока по Лурии. Системная динамическая локализация ВПФ. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: бок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

Тема 3. Уровни строения головного мозга. Функциональная организация психической деятельности.

Содержание темы Основные принципы строения головного мозга. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Функция ствола, промежуточного и коры головного мозга. Строение коры головного мозга. Цитоархитектоника как наука. Поля Бродмана. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий Медиальные, базальные, конвекситальные отделы больших полушарий. Корковая проекция двигательной и чувствительных процессов. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарное взаимодействия. Основные комиссуры головного мозга. Анотомическая и функциональная асимметрия коры мозга человека. Доминантное полушарие. Зона Брока и Вернике и их роль в формирования речи. Развитие доминантности в процессе онтогенеза.
Раздел 2. Симптомы поражения коры головного мозга.
Тема 4 . Мозговая организация зрительного восприятия. Зрительные агнозии.

Содержание темы. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции Строение зрительного анализатора. Сетчатка, теории цветового и светового восприятия. Зрительный нерв- строение. Зрительная кора и подкорковые центры. Уровни работы зрительной системы. Гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии. Вторичные поля 18 и 19 и их поражение. Классификация зрительных агнозий. Клиническая и топическая характеристика лицевой, предметной,цветовой,оптико-пространственной.буквенной,симультанной агнозий.



Тема 5. Мозговая организация слухового восприятия. Слуховые агнозии.

Содержание темы. Строение слухового анализатора. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память..Кортиев орган - строение и функция. Нейрофизиология слухового восприятия. Уровни слуховой системы. Вторичные и третичные поля височной доли коры головного мозга. Слуховые агнозии. Нарушение фонематического слуха. Неречевой слух. Значение слуховых агнозий в формировании речи.

Тема 6. Мозговая организация кожно-кинестетических чувств. Тактильные агнозии.

Содержание темы. Строение поверхностной и глубокой чувствительности. Кожные и проприорецептивные рецепторы. Уровни построения чувствительности. Описания строения кожно-кинестетического анализатора. Вторичные поля 1, 2,5 и частично 7 поле .Третичные поля 39,40 поля. Синдромы поражения полей. Верхний теменной и нижний теменной синдром.

Тема 7. Произвольные движения. Апраксии.

Содержание темы. Организация движений Нейрофизиология движения. Уровни построения движений. Произвольные движения и действия. Н. А. Бернштейн и его регуляция движений. Апраксии их виды и клиническая характеристика.
Раздел 3. Нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга.
Тема 8. Нарушения памяти при локальном поражении головного мозга.

Содержание темы .Определение памяти . Психофизиологические аспекты памяти .Классификация по длительности по модальности ,по участию ВПФ. Нарушение памяти при локальном поражениях головного мозга. Модально-спецефические и модально-неспецефические нарушение памяти. Нарушение мнестической деятельности при поражение лобных структур.

Тема 9. Нарушения внимания при локальном поражении головного мозга.

Содержание темы. Внимание как психический процесс. Нейрофизиологические аспекты внимания. Классификация процесса по участию ВНД. Модально-специфические и модально - неспецефические нарушение внимания. Значение нарушения памяти и внимания у детей с ОВЗ.

Тема 10. Нарушения мышления при локальном поражении головного мозга.

Содержание темы. Мышление как психический процесс. Определение мышления в психологии, философии, медицине, нейрофизиологии. Этапы мыслительной деятельности в нейропсихологии. Симптомы нарушения мышления при поражения головного мозга. Определение лобного синдрома. Значение нарушения мышления при у детей с ОВЗ.

Тема 11. Нарушения сознания при локальном поражении головного мозга.

Содержание темы. Определение сознания как междисциплинарная проблема в философии и физиологии. Симптомы нарушения в психиатрии. Нейропсихологический подход в изучении сознании. Классификация нарушения при локальном поражении головного мозга.

Тема 12. Эмоционально-личностные нарушения при локальном поражении головного мозга. Эмоционально-личностная сфера как нейропсихологическая проблема. Нарушение эмоций в психиатрии. Симптомы поражения при очаговых поражениях головного мозга. Классификация нарушений в зависимости от уровня поражения.

.

Тема 13. Речевые нарушения при локальном поражении головного мозга.

Содержание темы Проблема афазий. Классификация по Лурии. Нарушение речи при ОНМК, ЧМН. Нарушение речи у детей с ЗПР.



  1. Образовательные технологии

    При прохождении дисциплины рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные работы. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.



Самостоятельная работа студентов (СРС)

Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

  • конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе), подготовка к докладам на семинарах, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх, к решению практических задач;

  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

  • выполнение контрольных работ;

  • решение задач, упражнений;

  • написание рефератов (эссе);

  • работа с тестами и вопросами для самопроверки;

  • моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

  • обработка статистических данных;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа



Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1.Тема 1.2.3.

Реферат.

Раздел 2. Тема 1.2.3.

Подготовка к докладу.

Раздел 3.

Обзор литературы.


Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Самостоятельные работы контролируются преподавателем и результаты учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д
Практические задания для студентов.

Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты очной и заочной формы обучения выполняют практические задания

Темы практических занятий.

  1. Основные понятия нейропсихологии (определение, разделы, объект и предмет изучения).

  2. Основные понятия нейропсихологии (задачи, цель и значение нейропсихологии).

  3. Место нейропсихологии в ряду социальных и биологических наук.

  4. Нейрописхилогические методы исследования (общая характеристика).

  5. Исторический обзор развития нейропсихологии.

  6. Теория системной динамической локализации высших психических функций:

  7. Нейропсихологический анализ нарушений речи

  8. Нейропсихлогическое обследование детей с ММД.

  9. Нейропсихлогическое обследование детей с легкой степенью интеллектуального нарушения.



Тематика рефератов


  1. Функциональная организация мозга и психическая деятельность.

  2. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции.

  3. . А.Р.Лурия и его исследования посвященные локализации ВПФ

  4. Эмоционально-личностная сфера, как нейропсихологическая проблема

  5. Становление и развитие нейропсихологии в России.

  6. Нейрописхилогические методы исследования

  7. Проблема межполушарной асимметрии мозга.

  8. Проблема афазий.

  9. Френология, как направление в науке.

  10. Сознания как междисциплинарная проблема


К аттестационным испытаниям относятся: экзамен.

Вопросы к экзамену

  1. Основные понятия нейропсихологии (определение, разделы, объект и предмет изучения).

  2. Основные понятия нейропсихологии (задачи, цель и значение нейропсихологии).

  3. Место нейропсихологии в ряду социальных и биологических наук.

  4. Нейрописхилогические методы исследования (общая характеристика).

  5. Исторический обзор развития нейропсихологии.

  6. Отечественная нейропсихология – нейропсихология нового типа.



  1. Теория системной динамической локализации высших психических функций:

  2. Понятия «фактор», «функция», «локализация», «симптом» и «синдром» в нейропсихологии.

  3. Функциональные системы: строение, характеристика и роль в нейропсихологии.

  4. Основные функциональных блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования).

  5. Основные функциональных блока мозга (блок приема, переработки и хранения информации).

  6. Первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий.

  7. Принцип иерархического строения коры головного мозга.

  8. Принцип убывающей специфичности строения коры головного мозга.

  9. Принцип прогрессирующей латерализации функций коры головного мозга.

  10. Основные функциональных блока мозга (блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности).

  11. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

  12. Этапы развития теории межполушарной ассиметрии мозга.

  13. Основные направления в изучении проблемы межполушарной ассиметрии мозга.

  14. Регуляция психической деятельности.

  15. Анатомическая ассиметрия головного мозга.

  16. Функциональная ассиметрия головного мозга.

  17. Субдоминантное полушарие и его роль в организации психических процессов.

  18. Сенсорные ассиметрии.

  19. Функциональные ассиметрии в обработке информации.

  20. Проблема межполушарного взаимодействия.

  21. Понятие «анализаторная система» (определение, виды, особенности строения).

  22. Общие принципы функционирования анализаторных систем.

  23. Структурно-функциональные особенности зрительного анализатора.

  24. Сенсорные и гностические расстройства зрительного анализатора.

  25. Структурно-функциональные особенности слухового анализатора.

  26. Сенсорные и гностические расстройства слухового анализатора.

  27. Структурно-функциональные особенности кожно-кинетического анализатора.

  28. Сенсорные и гностические расстройства кожно-кинетического анализатора.

  29. Нейропсихологический анализ нарушений движений и действий.

  30. Нейропсихологический анализ нарушений памяти.

  31. Нейропсихологический анализ нарушений внимания.

  32. Нейропсихологический анализ нарушений мышления.

  33. Нейропсихологический анализ нарушений эмоций.

  34. Нейропсихологический анализ нарушений речи




  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список рекомендуемой литературы

Приводится учебная учебно-методическая и научная литература. Список литературы состоит из двух частей: основной и дополнительной.



Основная:

  1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007.



Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Л.С.Цветкова, А.В.Семенович, С.Н.Котягина, Е.Г.Гришина, Т.Ю.Гогберашвили; Под ред. Л.С.Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

  2. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н.В. Тарабариной, -СПб.: Питер, 2000.

  3. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Хомская Е.Д. - М: Институт общегуманитарных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004.

  4. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.


Список нормативно-правовых документов для данной дисциплины не выявлен

Наглядные пособия

  • плакаты «Строение ЦНС»;

  • макеты «Головной мозг»;

  • муляжи «Строение головного мозга», «Спинной мозг»;

  • атласы «Строение нервной системы».

Для контроля знаний используется АПИМ – комплект аттестационного педагогического материала.на сайтах www.fepo.ru или www.att.nica.ru.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое)...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Основы социального государства...
«Основы социального государства и гражданского общества» для направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое образование),...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направление...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направление 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа Наименование дисциплины б 12
По направлению подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Алалия)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Афазия)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия (Заикание)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПрограмма модуля «Коррекция произносительной стороны речи» Направление:...
Этот урок сегодня
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование,...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПрограмма модуля «Логопедия (Алалия)» Направление: 050700 «Специальное...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логопедия...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 – Специальное (дефектологическое)...
Рабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование» iconПрограмма модуля «Технология обследования речи» Направление: 050700...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050718...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск