1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение»





Название1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение»
страница1/4
Дата публикации26.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4


1. Учебный план дисциплины

Дисциплина «Организационное поведение» изучается студентами заочного обучения на 5 курсе, предусматривает выполнение двух контрольных работ и сдачу зачета.

Объем аудиторных часов - 18 ч, в т.ч.:

- лекции - 14 ч;

- практические занятия - 4 ч.

Распределение аудиторных часов приведено в табл. 1.

Таблица 1

Учебный план дисциплины «Организационное поведение»

Наименование раздела

Количество часов, ч.

Всего

Лекции

Практические занятия

Установочная лекция

2

2

-

1. Индивидуальное поведение в организации

6

4

2

2. Групповое поведение в организации

4

2

2

3. Поведение организации в целом

6

6

-

ИТОГО:

18

14

4


Общее время на самостоятельную работу - 142 ч, в т.ч. рекомендуемая структура использования времени на самостоятельную работу:

- на изучение рекомендуемой литературы - 52 ч;

- на изучение электронных средств информации - 48 ч;

- на выполнение контрольной работы №1 - 10 ч;

- на выполнение контрольной работы №2 - 6 ч;

- на подготовку к практическим занятиям - 2 ч;

- на консультацию с преподавателем - 4 ч;

- на подготовку к зачету - 12 ч;

- на подготовку к собеседованию по контрольным работам - 8 ч.
2. Основные сведения о дисциплине

2.1. Предмет дисциплины

Предметом дисциплины «Организационное поведение» является поведение личности и группы в процессе трудовой деятельности.

Необходимость изучения дисциплины определяется современными требованиями, предъявляемыми к специалисту в области менеджмента, включающими в себя навыки и умения диагностики основных элементов трудового поведения работника и группы, знания психологии личности и группы.

Организационное поведение – систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное, групповое исполнение и функционирование организации в целом. Таким образом, подход организационного поведения нацелен на повышение эффективности управления человеческими ресурсами.

Выделяются три уровня рассмотрения проблем поведения: личностный (индивидуальный), групповой, организационный (рис. 1). В соответствии с этим разработана структура дисциплины «Организационное поведение».




организационный



групповой



индивидуальный


Рис. 1. Уровни организационного поведения
2.2. Цели и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины “Организационное поведение” - приобретение знаний в области организационного поведения, формирование практических умений по выявлению решающих для организации аспектов поведения работников.

Основные задачи дисциплины:

1. Иметь представление о трехуровневой структуре организационного поведения, концепциях формирования элементов индивидуального, группового, организационного поведения.

2. Знать:

  • характеристику основных элементов организационного поведения (индивида, группы, организации в целом);

- характер взаимосвязей между основными элементами организационного поведения.

3. Уметь:

  • определять особенности темперамента, характера, индивидуальных психических процессов личности с помощью метода психологического тестирования;

  • оценить индивидуальный мотивационный профиль личности;

  • оценить структуру и динамику малой группы;

  • проводить социометрический опрос;

  • анализировать невербальные проявления делового общения;

  • диагностировать конфликтные ситуации и предлагать рекомендации по их разрешению.



2.3. Перечень базовых дисциплин

Для изучения дисциплины «Организационное поведение» необходимо усвоение следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Психология и педагогика».

2.4. Перечень формируемых дисциплин

Знания, полученные в результате изучения данной учебной дисциплины, используются при изучении следующих дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом» и т.д.

3. Рекомендуемая литература

Основная учебная литература:

  1. Никифорова Л.Х. Организационное поведение: учеб. пособие. Ч. 1. – М.: МГТУ ГА, 2006.

  2. Никифорова Л.Х. Организационное поведение: учеб. пособие. Ч. 2. – М.: МГТУ ГА, 2006.

Дополнительная учебная литература:

3. Лебедева Н.В. Психологические аспекты эффективного руководства.- Н.Новгород: Талам, 2002.

4. Лебедева Н.В., Лебедева Л.А. Практические психотехнологии кадрового менеджмента. – М.: Авиа Бизнес Групп, 2008.

4. Электронные средства информации

Электронные носители по дисциплине: компакт-диск «Учебно-методический комплекс дисциплины «Организационное поведение».

Ресурсы Интернета:

http://www.hrm.ru – портал о кадровом менеджменте.

http://www.hr-portal.ru – сообщество HR-профессионалов.

http://www.ecopsy.ru – сайт компании «ЭКОПСИ».

http://www.e-xecutive.ru – портал сообщества менеджеров.

http://www.rhr.ru – портал «Человеческие ресурсы».

http://www.betapress.ru/library - библиотека кадрового холдинга «Бета-пресс».

5. Электронный адрес кафедры для консультаций

kafmen@mstuca.aero
При обращении указывать ФИО студента, учебную группу, наименование дисциплины, обратный электронный адрес для связи.
6. Структура дисциплины
Раздел I. Введение в организационное поведение.

Тема 1. Понятие об организационном поведении.
Раздел II. Индивидуальное поведение в организации.
Тема 2. Характеристика структуры личности.

Тема 3. Теории личности. Модель трудового поведения.

Тема 4. Мотивация трудовой деятельности.

Тема 5. Персональное развитие в организации.
Раздел III. Групповое поведение в организации.

Тема 6. Группы: структура, виды, динамика.

Тема 7. Поведение индивида в группе.

Тема 8. Руководство и лидерство.
Раздел IV. Поведение организации в целом.

Тема 9. Деловое общение: коммуникативная функция.

Тема 10. Деловое общение: перцептивная функция.

Тема 11. Деловое общение: интерактивная функция. Конфликты в организации.

Тема 12. Средства и методы психологического воздействия.

Тема 13. Организационная культура. Организационное развитие и изменения.

Тема 14. Деловая этика и этикет.

Тема 15. Поведенческий маркетинг. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
7. Учебная программа дисциплины
Раздел I. Введение в организационное поведение.

Тема 1. Понятие об организационном поведении.

Управление с позиций науки о поведении. Человеческие ресурсы в системе управления. Становление организационного поведения в России.

Литература: [1, с. 4-12].

Центральные вопросы темы: Понятия «организационное поведение», «человеческие ресурсы». Эволюция управленческой мысли. Уровни организационного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите уровни организационного поведения.

  2. Каковы особенности становления организационного поведения в России?

  3. Перечислите основные школы менеджмента.


Раздел II. Индивидуальное поведение в организации.

Тема 2. Характеристика структуры личности.

Структура личности (по К.К. Платонову). Биологически обусловленная подструктура личности (возраст, пол, сила нервной системы, темперамент). Индивидуальные психические процессы (ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции). Направленность личности. Интегративные подструктуры личности (характер и способности).

Литература: [1, с. 18-34].

Центральные вопросы темы: Темперамент. Характер. Способности личности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте структуру личности (по К.К. Платонову).

  2. Перечислите иерархические и интегративные подструктуры личности.

  3. Дайте характеристику темпераментам (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник).

  4. Зачем руководителю необходимо знать особенности темперамента сотрудников?

  5. Чем темперамент отличается от характера?

  6. Какие виды способностей личности вы знаете?

Тема 3. Теории личности. Модель трудового поведения.

Психоаналитические теории личности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм). Бихевиористические теории личности (Д. Уотсон, Скиннер, И.П. Павлов). Гуманистические теории личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Теория личности Э. Берна. Теория личности Б.Г. Ананьева. Модель трудового поведения личности. Трудовой потенциал личности.

Литература: [1, с. 13-17].

Центральные вопросы темы: Трудовое поведение личности. Трудовой потенциал. Классификация теорий личности.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается психоаналитическая теория личности З. Фрейда?

2. Что такое бихевиоризм?

3. Какой вклад А. Маслоу в развитие психологической науки?

4. Перечислите виды трудового потенциала личности сотрудника.

5. Охарактеризуйте трудовой потенциал группы.


Тема 4. Мотивация трудовой деятельности.

Теории мотивации: содержательные, процессуальные, параллельные теории мотивации, теория «Х» и «У» Д. МакГрегора, теория характеристик работ, закон Йеркса-Додсона. Мотивационная структура личности: потребности, мотивы, стимулы, цель, эмоции.

Литература: [1, с. 35-51].

Центральные вопросы темы: Мотивация и стимулирование труда. Мотивационная структура личности. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое мотивация и стимулирование?

  2. Классификация теорий мотивации.

  3. Перечислите содержательные теории мотивации.

  4. Перечислите процессуальные теории мотивации.

  5. Какие есть способы диагностики мотивационной структуры личности?

  6. Нарисуйте иерархию потребностей А. Маслоу.


Тема 5. Персональное развитие в организации.

Локус контроля личности. Планирование целостного жизненного пути. Планирование трудовой карьеры. Профессиональное развитие личности. Стрессы и управление ими. Рациональное использование рабочего времени.

Литература: электронные средства информации.

Центральные вопросы темы: Трудовая карьера. Стресс. Стресс-менеджмент. Динамика стресса.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды карьеры вы знаете?

  2. Что такое эустресс, дистресс?

  3. Кто является основателем теории стрессов?

  4. Назовите симптомы стресса.

  5. Приведите примеры стрессоров в трудовой жизни.


Раздел III. Групповое поведение в организации.
Тема 6. Группы: структура, виды, динамика.

Понятие о группе. Виды групп. Структура группы. Стадии формирования группы. Сплоченность группы (совместимость, морально-психологический климат).

Литература: [1, с. 52-68].

Центральные вопросы темы: Группа. Виды групп. Динамика группы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды структур групп вы знаете?

  2. Охарактеризуйте динамику группы.

  3. Какие факторы способствуют формированию сплоченности группы?

  4. Что такое морально-психологический климат?


Тема 7. Поведение индивида в группе.

Групповые нормы. Процессы группового давления (конформизм, негативизм, коллективизм, фрустрация). Роли. Статус.

Литература: [1, с. 68-72].

Центральные вопросы темы: Групповые нормы и роли. Конформизм, коллективизм, негативизм, фрустрация. Командообразование.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Для чего необходимы групповые нормы?

  2. Приведите примеры групповых норм.

  3. Назовите основные виды конформизма.

  4. Какими бывают роли членов группы (по М. Белбину)?


Тема 8. Руководство и лидерство.

Понятие «власть». Сравнение понятий «руководство» и «лидерство». Характеристика лидерства. Теории лидерства. Стили руководства. Модель идеального руководителя. Управленческие роли. Противоречия между ролями «лидер» и «администратор».

Литература: [1, с. 72-78].

Центральные вопросы темы: Власть. Руководство. Лидерство. Стили руководства.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды власти вы знаете?

  2. Классификация стилей руководства.

  3. Сравните понятия «руководство» и «лидерство».

  4. Приведите примеры руководителей-лидеров.


Раздел IV. Поведение организации в целом.
Тема 9. Деловое общение: коммуникативная функция.

Понятие и процесс коммуникации. Виды коммуникаций. Обратная связь и коммуникативные барьеры. Коммуникационные структуры. Коммуникационные роли.

Литература: [2, с. 48-57].

Центральные вопросы темы: Коммуникация. Обратная связь. Коммуникативные барьеры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое коммуникация?

2. Какие виды коммуникаций вы знаете?

3. Для чего необходима обратная связь?

4. Какие бывают виды коммуникативных барьеров?
Тема 10. Деловое общение: перцептивная функция.

Характеристика процесса социальной перцепции. Субъект и объект восприятия. Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия, каузальная атрибуция). Механизм формирования имиджа.

Литература: [2, с. 58-64].

Центральные вопросы темы: Социальная перцепция. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Имидж личности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое социальная перцепция?

  2. Перечислите механизмы самопознания.

  3. Что такое эмпатия, идентификация? В какой степени они необходимы менеджеру?

  4. Сформулируйте основные элементы формирования имиджа личности.


Тема 11. Деловое общение: интерактивная функция. Конфликты в организации.

Формы организации совместной деятельности людей. Понятие и функции конфликта. Структура и динамика конфликта. Типы и причины конфликта. Управление конфликтом.

Литература: [2, с. 65-73].

Центральные вопросы темы: Конфликт. Структура конфликта. Динамика конфликта. Виды конфликтов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные формы организации совместной деятельности людей.

  2. Что такое конфликт?

  3. В чем заключаются позитивные функции конфликта?

  4. Охарактеризуйте структуру конфликта.

  5. Какие методы управления конфликтом вы знаете?

  6. Перечислите основные причины конфликтов на предприятии.


Тема 12. Средства и методы психологического воздействия.

Характеристика установки (понятие, психологическая структура, изменение установки). Заражение. Внушение. Подражание. Убеждение.

Центральные вопросы темы: Установка личности. Внушение. Убеждение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое установка?

  2. Охарактеризуйте такие методы психологического воздействия, как заражение, внушение, подражание, убеждение.


Тема 13. Организационная культура. Организационное развитие и изменения.

Понятия «культура», «экономическая культура», «организационная культура». Свойства и функции организационной культуры. Элементы организационной культуры. Виды организационных культур. Управление организационной культурой. Факторы организационного развития. Виды изменений. Сопротивление изменениям и управление ими.

Литература: [2, с. 4-27; 74-80].

Центральные вопросы темы: Организационная культура: свойства, функции, элементы, виды. Организационное развитие. Сопротивление изменениям.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое организационная культура?

  2. Какие бывают функции организационной культуры?

  3. Как формируется организационная культура?

  4. Какие виды организационных культур вы знаете?

  5. Что такое организационные изменения?

  6. Назовите основные причины сопротивления изменениям.

  7. Охарактеризуйте теорию изменений К. Левина.


Тема 14. Деловая этика и этикет.

Понятия «мораль», «этика», «этикет». Этика бизнеса. Социальная ответственность бизнеса. Деловой этикет (приветствия, представление при знакомстве, этикет деловых отношений, этикет деловых переговоров). Культура речевого общения (речевой этикет, деловая переписка, диалог по телефону).

Литература: [2, с. 28-47].

Центральные вопросы темы: Этика бизнеса. Социальная ответственность бизнеса. Деловой этикет.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое этика бизнеса, деловой этикет?

2. Приведите примеры норм делового этикета.

3. Каковы преимущества социальной ответственности бизнеса?
Тема 15. Поведенческий маркетинг. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

Имиджевые регуляторы поведения. Имидж фирмы. «Public relations». Поведение покупателей. Имидж и культура организации в сфере международного бизнеса. Поведение с зарубежным партнером.

Литература: [2, с. 16-18].

Центральные вопросы темы: Имидж фирмы. Поведение покупателей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные элементы формирования имиджа фирмы.

2. Что такое поведенческий маркетинг?

3. Сформулируйте основные правила поведения с зарубежным партнером.

4. Каковы особенности построения имиджа организации в сфере международного бизнеса?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconПояснительная записка. Требования к студентам
Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconПрограмма дисциплины Теория организаций и организационное поведение...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение»
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины б. 9 Организационное поведение

1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРефератов по дисциплине «Организационное поведение»
Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины б. 5Теория организации и организационное...
Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» Протокол №
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины организационное поведение Цель и задачи дисциплины
Развитие знаний и навыков студентов в сфере управления поведением людей в современной организации
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа учебной дисциплины организационное поведение
Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconУчебный план дисциплины Дисциплина изучается на 3-м курсе. По окончании...
Изучаемая дисциплина – наука о взаимодействии электронов с электромагнитными полями
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconТеория менеджмента 2 (организационное поведение)
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория»
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconПрограмма дисциплины «Основы государственного и муниципального управления»
Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconПрограмма дисциплины «Теория организации и организационное поведение»
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
1. Учебный план дисциплины Дисциплина «Организационное поведение» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления...
Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск