Скачать 0.77 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра психологии ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 050706.65 «Педагогика и психология» Специалитет Специальность Педагог-психолог КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен к.психол.н., доцентом А.А. Дьячук, к.психол.н., доцентом О.М. Миллер Обсужден на заседании кафедры психологии «_07_»_сентября_2011 г. Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук к.психол.н., доцент Одобрено научно-методическим советом специальности «Педагогика и психология» «___»____________2011 г. Председатель НМСС Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ» с другими дисциплинами специальности 050706.65 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛИТЕТ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История психологии» для студентов заочной формы обучения по специальности 050706.65 «Педагогика и психология». Специалитет. Специальность: Педагог-психолог состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов дается в качестве дополнительного учебного материала. К данной дисциплине имеется рабочая тетрадь. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 050706.65 «Педагогика и психология» (специалитет), специальность: педагог-психолог. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г. Дисциплина «История психологии» относится к базовой (обязательной) части предметов профессионального цикла. Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение знаний об этапах развития психологии как науки и практики, наиболее значимые события в развитии психологии; 2) способствует дальнейшему усвоению основных направлений и школ отечественной и зарубежной психологии в их историческом становлении; 3) осуществляет получение студентами историко-биографических и научно-биографических сведений о ведущих психологах мира, содержании их важнейших трудов. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: -способности осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий; -умении выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций; -умении анализировать современные психологические представления с точки зрения их историко-научного происхождения, соотносить тенденции развития психологии с общеисторическими, культурными и общенаучными тенденциями Поставленные задачи служат обеспечению образовательных интересов личности студента, имеют высокий потенциал с точки зрения удовлетворения требований заказчиков к выпускникам данного профиля в современном мире. Глубокое профессиональное освоение любой науки предполагает не только знание фактов, понятий и теорий, современного состояния, но и ее истории, пройденного исторического пути. Разработка теоретических и методологических проблем психологии невозможно без обращения к историческим посылкам, которые привели к постановке данной проблемы, к истории понимания и разрешения ее на разных исторических этапах, с разных методологических оснований. Исторический пласт рассмотрения основных вопросов психологии, ее предмета, становления психопрактик необходим и ценен для решения задач, возникающих в современном познании человека. Включение в исторический контекст позволяет понять сущность психологических концепций, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Выделить методологические и теоретические основания применения различных методов и процедур исследования психологии, возможности применения для решения определенных задач, исследовательских и практических. При разработке содержания учебного курса учитывались основные линии исторического движения психологии, главное внимание уделялось оформлению общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии – как научно-теоретической, так и прикладной и практической. Содержание ориентировано на анализ развития, прежде всего, западноевропейской, российской и североамериканской психологии. Структура курса определяется хронологическим принципом, отражающего последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При освоении курса необходимо учитывать его межпредметные связи с социально-гуманитарными дисциплинами «Философией», «Историей», «Культурологией», с дисциплинами профильной подготовки «Методология и методы психологии», «Психология познания», «Психология личности» и др. Цель преподавания дисциплины – становление научного мировоззрения, исторического мышления студентов, подготовка их к решению исследовательских проблем, формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории. Задачи преподавания дисциплины:
Технология процесса обучения по дисциплине «История психологии» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Развитие психологии в рамках представлений о душе Тема 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы История науки как развитие ее предмета, метода, объяснительных принципов. Основные задачи и методы историко-психологического анализа знаний о человеке. Развитие понятий о психологических явлениях в контексте исторического (культурного, цивилизационного) развития и динамики картин мира. Понимание значения данных истории науки для современной теории и практики. Различные подходы к периодизации развития психологии. Тема 2. Развитие психологической мысли в античности Общая характеристика развития античной мысли. Мифологическое представление о душе: анимизм, гилозоизм. Появление первых психологических концепций, возникновение идей о функциях души и закономерностях (Логосе) ее развития. Проблемы познания и этики в трудах Платона. Аристотель - его вклад в развитие науки. Развитие психологических идей в эллинистический период. Общие научные проблемы античности. Значение античной психологии Тема 3. Психологическая мысль в эпоху Средних веков Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье. Основные достижения психологии в раннем (IV–ХI вв.) и позднем (ХII–ХV вв.) средневековье. Психологические взгляды арабских мыслителей, концепции Ибн-Сины и Ибн-Рошда. Формирование основы для материалистических подходов к психике Уильямом Оккамом и Дунсом Скотом. Психологические проблемы, связанные с различными аспектами возрожденческого гуманизма. Модуль 2. Философский этап развития психологии Тема 4. Психологическая мысль в Новое время Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Интроспективное понятие о сознании. Учение Р. Декарта о природе психического. Концепция Лейбница. Эмпиризм как принцип новой психологии. Учения Ф. Бэкона, Дж. Локка. Универсализация принципа ассоциации у Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма. Тема 5. Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании. Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли. Ассоциативная психология. Д. Беркли, Д. Юм - дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К.А. Гельвеций и Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). Проблема активности в немецкой психологии XVIII–XIX вв. Психологические воззрения Гербарта. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу. Позитивизм О. Конта. Поиски объективного метода исследования психики в концепциях Д. С. Милля, А. Бэна и Г. Спенсера. МОДУЛЬ 3. Становление психологии как самостоятельной науки Тема 6. Становление экспериментальной психологии Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Эксперимент как основной метод исследования человека. Вклад Ч. Дарвина в понимание принципов развития человека. Теория эволюции и естественный отбор как основные приспособительные механизмы жизнедеятельности живых существ. Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Альтернативные программы построения психологии. Рефлекторная теория психического процесса М.И.Сеченова. Описательная психология В. Дильтея и оформление гуманитарного направления в психологии. Тема 7. Развитие основных психологических школ и отраслей психологии на рубеже XIX-XX вв. Создание экспериментальной психологической лаборатории и института. Принцип структурализма, его судьба в психологии. Развитие идей Ф.Брентано К.Штумпфом и феноменологами. Функционализм в европейской и американской психологии. Психологические воззрения У.Джеймса. Вюрцбургская школа исследований мышления. Психологические идеи во французской (Ж.Шарко, И. Бернгейм) и швейцарской (Э. Блейлер) психиатрии, их влияние на психологию. Французская социологическая школа. Появление прикладных отраслей психологии. Развитие дифференциальной психологии (Ф.Гальтон), разработка тестов. С.Холл и открытие первой лаборатории по исследованию ребенка; становление возрастной психологии. Становление социальной психологии. Методологический кризис психологии. МОДУЛЬ 4. Психология на современном этапе развития Тема 8. Классические направления и научные школы психологии. Варианты выхода из кризиса, образование различных научных школ в Европе и Соединенных Штатах Америки. Основные психологические направления. Бихевиоризм, необихевиоризм, социальный бихевиоризм. Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К.Коффка). "Теория поля" К. Левина. Психоанализ и неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Э. Эриксон и др.). Современные направления и отрасли психологии. Генетическая психология Ж. Пиаже. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Направления когнитивной психологии. Экзистенциальная психология и логотерапия В. Франкла. Тема 9. Развитие психологических идей в России Основные направления дореволюционной отечественной психологии. Естественнонаучные (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев) и гуманитарно-философские (Вл. Соловьев, П. Юркевич, Н. Бердяев и др.) направления в отечественной психологии. Взгляды Г. Челпанова, К. Корнилова, Н. Ланге. Развитие и судьба педологии в России. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Вклад Выготского в развитие отечественной науки. Формирование и развитие деятельностного подхода как основного методологического принципа отечественной психологии (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Современное состояние отечественной психологии. Основные научные школы и проблемы (комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий). Тематический план изучения дисциплины «История психологии» по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» (специалитет), 7 - 8 семестры
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление образовательными... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «психология делового общениЯ» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | Учебно-методический комплекс дисциплины 050706. 65 «Педагогика и психология» Умкд составлен к психол н., доцентом А. А. Дьячук, к психол н., доцентом О. М. Миллер | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 050706. 65 «Педагогика и психология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 17 Конфликтология... Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии мгпу, доцент |