Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста





Скачать 85.43 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста
Дата публикации07.03.2015
Размер85.43 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ПФ

Г.Ю. Титова
«__»___________2011г.





Программа дисциплины



ДПП.В.04 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


  1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в ориентации студентов на усвоение современных научных данных в области развития ребенка до 7 – лет, его индивидуальных вариантах, в приобретении знаний, необходимых для будущей практической деятельности.

Задачи.

- сформировать знания студентов о вариантах индивидуального развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

- познакомить с понятием «пограничные состояния» психики, вариантами в детском возрасте.

- развивать умение анализировать психологическую литературу, переносить полученные теоретические знания в практическую деятельность.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В ходе изучения дисциплины студенты должны:

- овладеть знаниями об индивидуальных вариантах развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

- быть способными к анализу и дифференциации отклонений в поведении ребенка, возникших под влиянием социальной ситуации развития от явлений, связанных с нарушением психической деятельности;

- овладеть навыками информационного поиска.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры - 8

Общая трудоемкость дисциплины

130

130

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

30

30

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные занятия

-

-

Другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

100

100

Курсовая работа

-

-

Расчетно – графическая работа

-

-

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ/С

СРС

8 семестр

1

Понятие индивидуальности в психологии.

6

-

20

2

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

4

-

10

3

Легкие органические нарушения в детском возрасте.

10

-

40

4

Психогенные расстройства у детей дошкольного возраста.

4

-

10

5

Организация психолого – педагогической помощи детям с легкими органическими нарушениями и психогенными расстройствами в условиях ДОУ.

6

-

20




Итого:

30

-

100


4.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Понятие индивидуальности в психологии. Понятие об индивидуальности. Уровни индивидуальности. Соматический уровень индивидуальности. Темперамент как проявление нейродинамического уровня индивидуальности. Характер как проявление индивидуальности личности. Проявления индивидуальности в возрастной период от 0 до 7 лет.

Раздел 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Основные подходы к определению нормы и патологии в психологии. Базовые составляющие психического развития ребенка. Дизонтогенез и его параметры. Виды и характеристика дизонтогенеза. Понятие об органических, функциональных нарушениях.

Раздел 3. Легкие органические нарушения в детском возрасте. Психологические особенности детей с ММН. Поведенческие нарушения детей с ММД. Невропатия как условие формирования психогенных расстройств в детском возрасте. Особенности психического развития детей с СГДВ, астеноневротическим, церебрастеническим, судорожным синдромами. Патопсихологические привычки в детском возрасте: онанизм, сосание пальца, онихофагия, стереотипия – яктация. Основные проявления синдрома психомоторной нестабильности в детском возрасте ( энурез, заикание, тики).

Раздел 4. Психогенные расстройства у детей дошкольного возраста. Причины и формы упрямства в детском возрасте. Характеристика невротических страхов в детском возрасте. Поведенческие нарушения: агрессивность, тревожность, застенчивость.

Раздел 5. Организация психолого – педагогической помощи детям с легкими органическими нарушениями и психогенными расстройствами в условиях ДОУ. Методы и приемы в деятельности воспитателя, направленные на категории проблемных детей. Психокоррекционные мероприятия в структуре деятельности психолога.
5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6.Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература.

а) основная :

1 Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – М. : Школа - Пресс, 2008. – 383 с.

2 Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007.
б) дополнительная :

  1. Абраменкова, В. В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В. В. Абраменкова [и др.] ; под ред. С. Ю. Циркина/ - СПб. : Питер, 1999. – 750 с.

  2. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий / А. В. Батаршев. - М. : Владос, 2008. – 420 с.

  3. Дошкольники «группы риска» : психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. Г. Дубровина [и др.] ; под ред. И. Г. Дубровиной. - М. : Академия, 1999- 355 с.

  4. Гурьев, В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков / В. А. Гурьев. - М. : Крон - Пресс, 1999. -202 с.

  5. Дробинская, А. О. Школьные трудности нестандартных детей / А. О. Дробинская. - М. : Школа – Пресс, 2003. - 142 с.

  6. Еникеева, Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков / Д. Д. Еникеева. М. : Академия, 2005. - 296 с.

  7. Коломинский, П. Я. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Е, А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Союз, 2004. – 432 с.

  8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М : МГУ, 2005. - 165 с.

  9. Шевченко, Ю. С. Психокоррекция: теория и практика / Ю. С.Шевченко, В. П. Добриденя, О. С. Усанова ; под ред. Ю. С. Шевченко. - М. : Вита - Пресс, 1995. - 225 c.

  10. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - М. : Педагогика, 1982. – 387 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа и учебно-методические материалы по данной учебной дисциплине, составленные преподавателями кафедры ДОиЛ ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные аудитории, телевизор, видеомагнитофон.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде дискуссий, обсуждений подготовленных студентами материалов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, анализ практического материала, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Разработать систему игр и упражнений для воспитателя, направленную на оказание помощи детям с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

  2. Предложить комплекс коррекционных мероприятий для педагога – психолога, направленный на решение эмоциональных и поведенческих проблем разных категорий детей.

8.2 Тематика рефератов и курсовых работ

Не предусмотрена.

8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Обозначить структуру индивидуальности, ее уровни.

  2. Охарактеризовать нейродинамический уровень индивидуальности.

  3. Охарактеризовать соматический уровень индивидуальности

  4. Охарактеризовать акцентуации личности.

  5. Определить индивидуально – типологические особенности младенцев (А.Томас, С.Чесс).

  6. Выделить возможные варианты развития индивидуальности у детей раннего возраста (Т.П.Симсон).

  7. Выделить особенности темперамента ребенка – дошкольника.

  8. Дать характеристику детям, имеющим разные типы темперамента и обозначить меры воспитательного воздействия на них.

  9. Обозначить варианты развития характера в дошкольном детстве.

  10. Охарактеризовать особенности детей с ММН.

  11. Выделить особенности поведения детей с ММД.

  12. Невропатия как условие формирования психогенных расстройств у детей.

  13. Особенности психического развития детей с СГДВ.

  14. Специфика поведения детей с астеноневротическим синдромом.

  15. Психологические особенности детей с церебрастеническим синдромом.

  16. Нарушения поведения у детей с судорожным синдромом.

  17. Причины появления онанизма в детском возрасте.

  18. Предпосылки формирования патологических привычек в детском возрасте – сосание пальца, онихофагии, стереотипии.

  19. Проявления синдрома психомоторной нестабильности в детском возрасте.

  20. Причины и формы упрямства в детском возрасте.

  21. Характеристика невротических страхов в детском возрасте.


Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900 (050703.65) «Дошкольная педагогика и психология»

Программу составили:

К.психол.н., доцент кафедры ДОиЛ _________________ Вершинина Л.В.
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г.
Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,
Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.

Согласовано:

Декан ПФ ________________Титова Г.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПреодоление нарушений звукопроизношния у детей
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconТеоретические аспекты развития памяти у детей дошкольного возраста
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста icon«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического...
Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории...
Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У детей младшего возраста упражнения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconРабочая программа дисциплины философия образования и науки Направление
Профильная направленность: Психология и педагогика развития одаренности детей дошкольного возраста
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconОбщая характеристика
Об утверждении Положения о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную...
Программа дисциплины дпп. В. 04 Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста iconПрограмма дисциплины «Поведенческие финансы»
Дисциплина «Поведенческие финансы» изучается на первом курсе магистратуры факультета экономики и опирается на знания, полученные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск