Скачать 425.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский – на - Кубани государственный педагогический институт Кафедра Психологии Учебно-методический комплекс дисциплины«Психодиагностика для студентов специальности «Педагогика и психология» курс 4 семестр 7_________ количество часов: лекций – 18 практических – 12 самостоятельной работы - 30 УМКД составлен: УМКД утвержден Колодиной Л. В., на заседании кафедры к.пс.н., доцентом «___» ______________ 2010г. Зав. кафедрой_______________(подпись) Славянск-на-Кубани 2010 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский – на - Кубани государственный педагогический институт Факультет ПМНО Кафедра Психологии Учебная программа по курсу«Психодиагностика» для студентов специальности 031000 «Педагогика и психология» курс 4 семестр 7_________ количество часов: лекций – 18 практических – 12 самостоятельной работы - 30 Программа составлена: Программа утверждена Колодиной Л. В., на заседании кафедры к.пс.н., доцентом «___» ______________ 200__г. Зав. кафедрой_______________(подпись) Славянск-на-Кубани 2008 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1 Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалистов В научно-психологическом подходе к активизации человеческого фактора всё очевиднее становится значимость психологии. Переход к новым рубежам экономического развития, к более полному воплощению гуманистических принципов требует и перехода к более широкому и всестороннему использованию данных психологической науки. Необходимым условием этого является целенаправленное развертывание психологических исследований, проведение психологического диагностирования. Главная цель данных мероприятий – обеспечение решения практических задач во всех сферах жизни и деятельности людей. Обеспечение решения практических задач осуществляется в рамках психодиагностики в следующих формах: первая – собственно исследование с выдачей практических рекомендаций; вторая – применение активных психологических методов; третья – построение и проверка конкретных психодиагностических методик. Особое внимание к психодиагностике вызвано и тем, что современное развитие общества потребовало не только улучшения подготовки молодых педагогов-психологов, но и ускорения подготовки психологов-практиков. Курс «Психодиагностика» имеет целью сформировать прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализа их результатов, с применением готовых психодиагностических методик, а также умения разрабатывать диагностические контексты и психометрическое сопровождение готовых методик. Курс «Психодиагностика» является продолжением изучения курса и предполагает форму отчетности – экзамен. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Содержание курса «Психодиагностика» (Утвержден заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко, «31» января 2005 г., номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый)). Предмет, объект, история и задачи психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз. Понятие методики, теста. Функции методик и тестов. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала. Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы. 1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого
1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Изучение психодиагностики предполагает теоретическую и методологическую подготовку в форме лекций (18 часов) и практических занятий (12 часов). Учебная дисциплина предполагает форму контроля знаний – экзамен. На лекционных занятиях формируется культура психологического исследования, развивается способность конструирования форм и методов диагностического исследования. Практические занятия рассчитаны на приобретение опыта
1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. Программа курса содержит 9 тем, каждая из которых сопровождается контрольными вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы. Усвоение программы предполагает проведение лекционных, так и семинарских занятий. Она не только поможет студентам усвоить предполагаемый курс, но и послужит своего рода справочником по основным подходам и методам психодиагностики, которые можно использовать в практической работе. В программу включен также перечень тем контрольных работ для студентов-заочников. Программа сопровождается методическими рекомендациями по изучению курса. Предусмотренные программой виды занятий, а также формы контроля знаний обучающихся, подробно описаны в соответствующих разделах программы. Предполагается самостоятельная работа студентов. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения, характеризуются отсутствием разногласий в трактовках и подробно изложены в рекомендуемой для изучения литературе. 1.5. Методические рекомендации преподавателю. При изучении тем, обеспечивающих знакомство с основными психодиагностическими методиками, имеющимися в распоряжении отечественных специалистов, основное внимание следует уделить правильной, научнообоснованной интерпретации их результатов. Как правило, процедура эксперимента и обработка показателей методик не представляют особой сложности. Все необходимые сведения для этого имеются в руководстве к каждой методике. Наибольшие трудности связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных отраслей психологии и пониманием основных тенденций их развития, а также развития психологической диагностики как важнейшей прикладной психологической науки. Поэтому особое внимание в курсе уделено теоретическому анализу диагностируемых феноменов и качеств. 1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. При преподавании курса «Психодиагностика» преподаватель должен использовать информационные технологии обучения для активизации усвоения материала, увеличения его объема и улучшения подготовки студентов. В библиотеке есть обзоры литературы по основным разделам психодиагностики, которыми может воспользоваться студент при подготовке к семинарским занятиям, к зачету. Разработан тест компьютерного контроля оценки уровня знаний студентов, в котором содержится около 90 вопросов, затрагивающих основные разделы курса. Составлена компьютерная программа тестирования. На каждый вопрос отводится определенное нормативное время ответа в зависимости от уровня его сложности таким образом, чтобы студент не успел воспользоваться конспектом или учебником. Тестовые вопросы представлены в нескольких видах: на выбор, на соответствие, на последовательность. Вопросы задаются студенту в разнобой по разным темам и в разной очередности, чтобы можно было в одной аудитории тестировать одновременно большую группу студентов. Программа может оценивать даже частично правильные ответы. Данный тест может использоваться самими студентами для самостоятельной оценки знаний по отдельным разделам и темам курса и закрепления пройденного материала.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Психодиагностика Психодиагностика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 34 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... |