Психодиагностика





Скачать 425.1 Kb.
НазваниеПсиходиагностика
страница1/4
Дата публикации09.01.2015
Размер425.1 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012

УДК 159.9.018(07)

ББК 88я73

П863

Составитель Черкашина, Е.Ю.
Психодиагностика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 34 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Уважаемые студенты!
При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:


  • Углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех контрольных письменных работ.

  • Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

  • Написание реферата по одной из тем и защита его на семинарском занятии в группе.


Условные обозначения, используемые в данном тексте:
 – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару.


Практические занятия




п/п

№ раздела

Дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

1

  1. Психодиагностика ее предмет и основные задачи (2 часа).

История психодиагностики, современное состояние, предмет, цели и задачи дисциплины. Использование психодиагностических методик в психологической службе, при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании.

Литература


  1. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С.16-47.

  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности /В.А. Бодров. М., 2001. С.270-281, 292-303.

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков /Л.Ф. Бурлачук //Психологическая газета. 1999. № 4. С.6-7.

  4. Бурлачук Л.Ф. Словарь–справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 1999.

  5. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития /К.М. Гуревич //Вопросы психологии. 1982. № 1. С.9-18.

  6. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика /В.А. Дюк. СПб. 1994. С.7-54.

  7. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1988. С.3-14.

  8. Психодиагностика: теория и практика /Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1986.

  9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности /Л.Н. Собчик. М., 2000. С.392-398.

  10. Тихомиров О.К. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности /О.К. Тихомиров, Л.П. Гурьева //Психологический журнал. 1989.№2 С.33-45.

  11. Тихомиров О.К. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере ММРI) /О.К. Тихомиров, Л.Н. Собчик, Л.П. Гурьева, И.Е. Гарбер, Н.В. Тарновская, А.Л. Ремизова //Вопросы психологии. 1990. № 2. С.136-142.

  12. Шванцара И. Диагностика психического развития /И. Шванцара. Прага, 1978.




  1. Психологическое пространство психодиагностического исследования (2 часа).

Критерии обоснований психодиагностики. Построение диагностограммы. Основные направления использования психодиагностики: профотбор, прогнозирование социального поведения, консультация, коррекция, психологическая экспертиза и т.д. Понятие диагноза. Характеристика тестов.

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности /В.А. Бодров, М., 2001. С.281-292.

  2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика /В.А. Дюк. СПб., 1994. С.7-20.

  3. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1988. С.3-14.

  4. 4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. М., 1984. С.16-17

2

2

  1. Разработка психодиагностических методик (3 часа)

  1. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.

  2. Технология создания и адаптации тестовых методик.

  3. Этапы конструирования теста

  1. Основные психометрические требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Понятие нормы.

  2. Концепция культурного релятивизма.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С.63-226, 380-421.

  2. Анастази А. Дифференциальная психология /А. Анастази. СПб., 2001. С.11-38.

  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности /В.А. Бодров. М., 2001. С303-309.

  4. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 1999.

  5. Гуревич К.М. Статистическая норма или социально-психологический норматив? /К.М. Гуревич, А.Т. Козлова //Психологический журнал. 1986. № 3.

  6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревич. М., 1981. Главы 2, 3, 5.

  7. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии /Е. Сидоренко. СПб., 2001. С.11-38.

  8. Шмелев А.Г. Стандартизованные методики в семейной психодиагностике /А.Г. Шмелев //Семья в психологической консультации. М., 1989.


 Профессиональные и личностные качества психодиагноста (2 часа).

  1. Этические принципы и правила его работы.

  2. Постановка психологического диагноза.

  3. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза.

  4. Понятие психодиагностической ошибки.

  1. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрия. Ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелев – М.: МГУ 1984.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга I. – М.: Педагогика, 1982.

  3. Клигер С.А. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. – М.: Наука, 1978.

  4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ, 1982.

  5. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975.

  6. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., Наука, 1982.

  7. Гильбух Ю.Г. Проблема валидности психологических тестов. // Вопросы психологии, 1978. № 5.

  8. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. – М.: Финансы и статистика, 1982.




3

3

  1. Диагностика интеллектуальных особенностей личности (2 часа).

 Подходы к определению интеллекта. Определение развития особенностей общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д. Векслера. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Свободный от влияния культуры тест Р. Кеттела. Прогрессивные матрицы Равенна как средство выявления уровня развития невербального интеллекта. Диагностика социального интеллекта с помощью методики Гилфорда-Салливана.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С. 228-260, 324-378.

  2. Анастази А. Дифференциальная психология /А. Анастази. М., 2001. С. 22-27, 297-326, 492-535.

  3. Анисимова М.К. Интеллектуальные тесты /М.К. Анисимова //Психология индивидуальных различий. М., 1988. С. 122-128.

  4. Бине А. Измерение умственных способностей /А. Бине. Перевод с франц. СПб., 1999. С. 113-141.

  5. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности /В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. Киев, 1978.

  6. Гуревич К.М. Умственное развитие школьников, критерии и нормативы /К.М. Гуревич, Е.М. Горбачева. М., 1992.

  7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей /В.Н. Дружинин. М., 1996.

  8. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности /О.П. Елисеев. Псков, 1994. С. 153-179.

  9. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника /А.З. Зак. М., 1982.

  10. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, последовательность и реакции /Дж. Лолер. М., 1990. С. 33-44, 60-68.

  11. Лучшие психологические тесты /Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

  12. Матвеева Л. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты /Л. Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мякушкин. Челябинск, 1996.

  13. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревич. М., 1981. Глава 4.

  14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта /Н.Ф. Талызина, Ю.В. Карпов. М., 1987.

  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М., 1995. Раздел 3.

  16. Филоненко Ю.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISO) /Ю.И. Филоненко, В.И. Тимофеев. СПб., 1992.

  17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования /М.А. Холодная. СПб., 2002.

  18. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? //Вопросы психологии.1990. №1. С.125-129.

Психодиагностика мотивационной сферы 2 часа).

 Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (ТЮФ). Методика ценностных ориентаций М. Рокича. Опросник Т. Элерса для определения мотивации к успеху и избеганию неудач.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С. 379-421.

  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 1999.

  3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности /О.П. Елисеев. Псков, 1994.

  4. Иванов Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков /Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. СПб., 1992.

  5. Лучшие психологические тесты /Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

  6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревич. М., 1981. Главы 6, 7.

  7. Психологические тесты. В 2т. / Под ред. А.А. Карелина. М., 2003.

  8. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности /А.А. Реан. СПб., 2001.

  9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности /Л.Н. Собчик. М., 2000.

  10. Шмелев А.Г. История 16 PF в России или «каша из топора» /А.Г. Шмелев // Психологическая газета. 1999. № 4-5.

  11. Шмелев А.Г. Анализ пунктов при конструировании тест – опросников: ручные и компьютерные алгоритмы /А.Г. Шмелев, В.И. Похилько //Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 126-134.

Проективная психодиагностика (2 часа).

 Классификация проективных методов. Способы их анализа и интерпретации. Тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ), Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Тест неоконченных предложений. Рисуночные методики.

Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. СПб., 2001. С449-483.

2. Беспалько И.Г. Проективные методы /И.Г. Беспалько, И.Н. Гильяшева// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

3. Бурлачук А.Ф. Исследование личности в клинической психологии /А.Ф. Бурлачук. Киев, 1989. С. 5-11, 25-32.

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь -справочник по психодиагностике /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 1999.

5. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация /Дж. Дилео. М., 2002.

6. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1988. С.10-13.

7. Проективная психология: Пер. с англ. М.,2000.

8. Психологические тесты: В 2 т./Под ред. А.А. Карелина. М.,2003.

9. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике /Е.С. Романова, О.Р. Потемкина. М.,1982.

10. Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике /Г.Г. Румянцев //Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л.,1969. С.266-275.

11. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности /Л.Н. Собчик. М.,2000.

12. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности /Е.Г. Соколова. М.,1980.

13. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний /Б.Г. Херсонский. Киев, 1988.

Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности (2 часа).

 Понятие о реактивной и личностной тревожности. Методика цветовых выборов (МЦВ) (М. Люшер), САН. Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК). Психодиагностика агрессии. (методика Басса-Дарки). 

  1. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрия. Ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелев – М.: МГУ 1984.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга I. – М.: Педагогика, 1982.

  3. Клигер С.А. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. – М.: Наука, 1978.

  4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ, 1982.

  5. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975.

  6. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., Наука, 1982.

  7. Гильбух Ю.Г. Проблема валидности психологических тестов. // Вопросы психологии, 1978. № 5.

  8. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. – М.: Финансы и статистика, 1982.

  9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда и др. – Л.: ЛГУ. 1990.






Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ для студентов очной
и заочной формы обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Психодиагностика в социальной работе» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям (30 часов);

  • подготовку к промежуточному и итоговому тестовому контролю (15 часов);

  • выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 10 страниц) на предложенную тему (13 часов).

Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Конфликтология» и в библиотеке на студенческом абонементе.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на три смысловых блока: «Тесты для самоконтроля», «Практические работы», «Реферат».
Блок 1: «Тесты для самоконтроля»

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается выполнить тесты для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Тесты для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебно-методическую литературу и нормативные акты, подготовиться к промежуточному и итоговому тестовому контролю, а также сформировать необходимые компетенции.
Блок 2: «Практические работы»

По нескольким темам – студенты на семинарских занятиях или вне семинарских занятий будут выполнять практические работы по теоретическому материалу, требующему наиболее детального изучения. В Блоке 2 представлены задания и пояснения к ним для результативного практических работ. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, должны выполнить все предусмотренные практические работы.
Блок 3: «Реферат»

По одной из наиболее проблематизированных тем курса каждый студент индивидуально выполняет реферативную работу, заранее согласовывая тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В реферате должны быть отражены актуальные результаты исследований, проведенных ведущими отечественными или зарубежными авторами. Выполнение реферативной работы студентом и её публичная защита продемонстрируют уровень сформированных знаний и аналитических навыков.
БЛОК 1: Тесты для самоконтроля

Работа над тестами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах.

При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо проверить себя при помощи тестов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроляэто и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы теста для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д.

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.

После выполнения предварительной работы можно приступать к решению тестовых заданий.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психодиагностика iconГ. И. Невельского О. Ю. Моисеева психодиагностика индивидуальных...
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Психодиагностика iconПсиходиагностика
Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. –...
Психодиагностика iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Психодиагностика iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Психодиагностика iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Психология on-line. Психодиагностика и психологическое консультирование в сети Интернет. 5
Психодиагностика iconЛогическая схема Психодиагностика
Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных...
Психодиагностика iconПсиходиагностика мотивационных потенциалов личности и группы
...
Психодиагностика iconИнструкция по выполнению тестирования
Райгородский Д. Я. (редактор – составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский...
Психодиагностика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет. – Иним рао, Москва. 2011 – 2,9 п л
Психодиагностика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Преподаватель». Учебный курс включает в себя отдельные темы из психологических дисциплин: возрастная, педагогическая психология...
Психодиагностика iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Психодиагностика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Усвоение курса позволит психологу более эффективно осуществлять диагностическую деятельность, ориентироваться в сложных случаях диагностической...
Психодиагностика iconЛогическая схема Психодиагностика
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания...
Психодиагностика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Психодиагностика
Необходимым условием этого является целенаправленное развертывание психологических исследований, проведение психологического диагностирования....
Психодиагностика iconМетодическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств...
Райгородский Д. Я. (редактор – составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский...
Психодиагностика icon1 Предмет и задачи нейропси
ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск