ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено
на заседании кафедры
психологии зав. кафедрой__________
Протокол №_________
от__________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Основы возрастной и педагогической психологии» Специальность: 010100.00 «Математика»
(наименование и код специальности)
Хабаровск
2008
АННОТАЦИЯ
Цели учебной дисциплины.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастной и педагогической психологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рассчитан на профессиональную подготовку выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Учебный курс включает в себя отдельные темы из психологических дисциплин: возрастная, педагогическая психология и психодиагностика.
Целью курса «Основы возрастной и педагогической психологии» является формирование теоретических знаний в области соответствующих дисциплин, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности.
В курсе «Основы возрастной и педагогической психологии» рассматриваются условия, механизмы и закономерности развития психики в процессе онтогенеза, психологические особенности различных возрастных периодов. Курс знакомит с психологией обучения и воспитания, структурой и психологией учебной деятельности, психологической сущностью развивающего обучения, методами психодиагностики различных сфер личности учащихся. 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО). Курс «Основы возрастной и педагогической психологии» имеет непосредственную связь с общей психологией, педагогикой и является дополнительным циклом психолого-педагогических дисциплин, необходимым для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». 3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины. В результате изучения курса «Основы возрастной и педагогической психологи» учащиеся должны:
знать основные категории возрастной и педагогической психологии;
иметь общие представления о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии;
знать особенности психического развития на разных возрастных этапах;
иметь представление об особенностях протекания и организации процессов обучения и воспитания личности;
получить навыки работы с методами диагностики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
№
| Основные дидактические единицы «Дополнительного цикла психолого-педагогических дисциплин» (выписка из ГОС ВПО)
| 1
| Условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза.
| 2
| Основные принципы возрастной периодизации психического развития.
| 3
| Типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов. Кризисы возрастного развития.
| 4
| Психология обучения и воспитания. Обучение и развитие. Психологическая сущность развивающего обучения. Психология инновационного обучения.
| 5
| Структура учебной деятельности и проблема ее формирования.
| 6
| Этапы формирования умственных действий. Характеристика теоретического и эмпирического мышления.
| 7
| Психология оценки и самооценки. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.
| 8
| Методы психодиагностики. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников.
| 9
| Диагностика мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся. Диагностика межличностных отношений и психологического климата.
|
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
№
| Виды учебной работы
| Объем в часах по формам обучения
|
|
| ДО
| ОЗО
| 1
| Общая трудоемкость
| 72
| *
| 2
| Аудиторные занятия
| 36
| *
| 3
| Лекции
| 18
| *
| 4
| Семинары/практические занятия
| 18
| *
| 5
| Курсовые работы
| *
| *
| 6
| Самостоятельная работа
| 36
| *
| 7
| Вид итоговой аттестации
| Экзамен, зачет
| Экзамен, зачет
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии
«Утверждаю»:
зав.кафедрой___________________ ________________________
(подпись, Ф.И.О. зав.кафедрой)
«_______» ________________200 _г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы возрастной и педагогической психологии»
Специальность 010100.00 «Математика»
код ОКСО наименование
Курс_________________2
Семестр______________3
2008 Разработчик (и) Доцент Психологии ___________ Ковалева М.Н.
(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)
рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии
______________ протокол № _____
(дата)
Задачи учебной дисциплины
Задача курса возрастной психологии состоит в том, чтобы обеспечить специалистов необходимыми знаниями о закономерностях психического развития, особенностях психического развития детей на разных возрастных этапах, обучить диагностике мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся, что усиливает практическую направленность курса. В изложении основ педагогической психологии главными объектами внимания являются психологические основы процесса обучения и воспитания, психология учебной деятельности, теории развивающего обучения и их психологическое обоснование, развитие личности обучаемых.
Таким образом, основными задачами изучения курса «основы возрастной и педагогической психологии являются:
овладение понятийным аппаратом возрастной и педагогической психологии;
теоретическая подготовка студентов к педагогической деятельности;
создание условий для осуществления педагогической рефлексии.
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
№
| Основные дидактические единицы «Дополнительного цикла психолого-педагогических дисциплин» (выписка из ГОС ВПО)
| 1
| Условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза.
| 2
| Основные принципы возрастной периодизации психического развития.
| 3
| Типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов. Кризисы возрастного развития.
| 4
| Психология обучения и воспитания. Обучение и развитие. Психологическая сущность развивающего обучения. Психология инновационного обучения.
| 5
| Структура учебной деятельности и проблема ее формирования.
| 6
| Этапы формирования умственных действий. Характеристика теоретического и эмпирического мышления.
| 7
| Психология оценки и самооценки. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.
| 8
| Методы психодиагностики. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников.
| 9
| Диагностика мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся. Диагностика межличностных отношений и психологического климата.
|
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
№
| Виды учебной работы
| Объем в часах по формам обучения
|
|
| ДО
| ОЗО
| 1
| Общая трудоемкость
| 72
| *
| 2
| Аудиторные занятия
| 36
| *
| 3
| Лекции
| 18
| *
| 4
| Семинары/практические занятия
| 18
| *
| 5
| Курсовые работы
| *
| *
| 6
| Самостоятельная работа
| 36
| *
| 7
| Вид итоговой аттестации
| Зачет, экзамен
| *
|
Тематическое планирование дисциплины (ДО) №
| Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта
| Всего часов
| Лекции
| Семинары
| Практические
| Самост. работа
| Продукт самостоятельной работы
| 1
| Условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №1
| 2
| Основные принципы возрастной периодизации психического развития.
| 12
| 4
| 2
|
| 6
| Вопросы и тестовые задания к теме №2
| 3
| Типы ведущей деятельности и психологические особенности возрастных периодов. Кризисы возрастного развития.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №3
| 4
| Психология обучения и воспитания.
Обучение и развитие. Психологическая сущность развивающего обучения. Психология инновационного обучения.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №4
| 5
| Структура учебной деятельности и проблема ее формирования.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №5
| 6
| Этапы формирования умственных действий. Характеристика теоретического и эмпирического мышления.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №6
| 7
| Психология оценки и самооценки. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и тестовые задания к теме №7
| 8
| Методы психодиагностики. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Вопросы и задания к теме №8
| 9
| Диагностика мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся. Диагностика межличностных отношений и психологического климата.
| 4
|
| 2
|
| 2
| Вопросы и задания к теме №9
|
|
Итого:
| 72
| 18
| 18
|
| 36
|
|
|