Скачать 1.57 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра философии и политологии ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения Кемерово 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра философии и политологии Составители: Порхачева Л.В., к.и.н., доцент Джус К.Я., преподаватель ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебно-методическое пособие Кемерово 2008 УДК Рецензенты: доцент кафедры психологии КемГУ, к.психол.наук Михайлова В.М. зав.кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», к.п.н., доцент Сахарова В.И. Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. – К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2008. – 120с. . В пособии рассмотрены основные понятия, а также наиболее важные для психодиагностики темы: экспресс-диагностика собственных эмоциональных состояний, технология составления психологического портрета по атрибутам внешности партнера, анализ психологических особенностей личности по предпочтениям в одежде, исследование невербального поведения клиентов, принадлежащих к различным национальным культурам, выявление профессионально важных качеств личности работника сервиса, комплексные проективные рисуночные тесты для определения качеств личности. Представлены психологические основы потребительской и производственной мотивации. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Сервис», аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией. Оглавление
и других в процессе общения………………………………………………....8
и поведению: личный имидж…………………………………………………15
2.5. Конституция человека и его психологические особенности. Соматотип и психотип…………....….............................................................28
партнера по общению…………………………………………..……………..40 3.1. О потребителе и его потребностях……..………………………………..40 3.2. Общие принципы анализа невербального поведения…………………..43 3.3. Эмоциональные оценки и их телесные проявления…………………....46 3.4. Выявление и предотвращение манипулирования и психологического давления при деловых переговорах…………………………………………..51 3.4.1. Уловки организационного и процедурного характера……………….52
важных качествах работника сервиса……………………………….………60
работника сервиса……………………………………………………………..64
5.2. Измерение интеллекта…………………………………………………....96 Блок материалов для самоконтроля…………………………………………101 Блок семинарских занятий…………………………………………………...105 Терминологический словарь…….…………………………………………...110 Список литературы…………………………………………………………...116
Для тех, кто хочет научиться понимать самого себя и других людей, особую практическую ценность представляет психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний). Необходимо отметить, что психодиагностика, в отличие от медицинской диагностики, изучает, проявления свойств психики здоровых людей. Теоретической основой психодиагностики является психология индивидуальных различий, или дифференциальная психология. В этом разделе психологии выявляются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, а также исследуется диапазон, в котором они могут варьироваться. Одним из вариантов научного подхода к любому сложному явлению (в данном случае – к человеческой личности) является анализ. Личность рассматривается не только как цельная и неделимая сущность, но и с точки зрения тех или иных свойств. В дифференциальной психологии значительное место занимает описание возможных количественных вариаций разных психологических свойств у отдельных индивидов. Эти данные используются в психодиагностике для измерения некоторых индивидуальных особенностей человека, что позволяет сравнивать степень выраженности определенных свойств у разных людей и находить корреляции между ними. Одним из самых распространенных способов выявления какого-либо свойства данной личности – наблюдение за человеком в определенной тестовой ситуации. Считается, что человек, идеально обладающий свойством, – эталонная личность – в такой ситуации отреагирует неким определенным образом, а абсолютно не обладающий им – другим и тоже определенным образом. То, насколько близка реакция данного человека к тому или иному из этих «эталонных» вариантов, показывает – присутствует ли у него это свойство личности (сама «эталонная личность» - явление умозрительное, в природе ее обычно не существует, так же как, например, идеальных жидкостей или газа). Такой способ исследования называется психологическим тестом. Слово «тест» означает «проба», «испытание». Процедура проведения теста называется тестированием. Результаты теста выражаются, как правило, количественно и требуют дальнейшей интерпретации. Создание и проверка психодиагностических методик – весьма сложное и долгое дело. Каждый метод, результатам которого можно всерьез доверять, должен отвечать требованиям валидности, стандартности и надежности. Валидность – это информативность теста, его адекватность поставленной задаче и пригодность для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Стандартность теста предполагает, что имеются точные, строго выверенные процедуры его проведения, а также правила интерпретации результатов, учитывающие нормы поведения, присущие в данной культуре людям данного возраста и пола. Надежность теста – это постоянство, устойчивость его результатов при повторном тестировании, свобода от случайных погрешностей. Внетестовая психодиагностика связана только с качественным выявлением того или иного свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях. Резюме Психодиагностика представляет собой обширную область психологии, включающую в себя как широкий спектр теоретических и экспериментальных исследований, так и множество практических приложений. Разработка психодиагностических методов анализа личности – одна из основных задач психодиагностики как науки, посильная лишь психологам-профессионалам, специализирующимся в данной области психологии. Данное методическое пособие посвящено практическому применению психодиагностики в области сервиса, вне рамок профессиональной психологической работы. ПРАКТИКУМ Заполните пробелы:
Выберите правильный ответ: 1. Психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная: а) разработке методов познания личности (черт личности, эмоциональных состояний); б) использованию методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека; в) изучению закономерностей психического развития личности. 2. Тестовая ситуация в психодиагностике – это: а) целенаправленное выявление какого-либо свойства личности; б) контроль за качеством выполнения задания; в) специально организованное наблюдение за человеком. 3. Психодиагностические методы должны отвечать таким требованиям, как: а) валидность и надежность; б) валидность и стандартность; в) стандартность и системность; г) системность и надежность. 4. Валидность теста характеризуется: а) информативностью; б) адекватностью; в) четкостью формулировок. 5. Надежность теста подразумевает: а) постоянство; б) устойчивость; в) свободу от случайных погрешностей. Терминологический словарь: психодиагностика, тестовая ситуация, эталонная личность, психологический тест, тестирование, валидность, стандартность теста, надежность теста, внетестовая психодиагностика. Темы рефератов
Список литературы
Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психологическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К.Хорни пришла к выводу о том, что люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (темперамент, характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов), общаясь, образуют некое социально-психологическое поле, возникающее при обоюдном восприятии и понимании. Рассмотрим, что представляет собой общение с психологической точки зрения. Для этого обратимся к Рисунку (он рассматривается и описывается снизу вверх, так как внизу изображена физическая, наблюдаемая «земная» реальность, а выше – представления в головах, «виртуальная» реальность. По тому же принципу в комиксах мысли персонажа пишутся или рисуются, как правило, над его головой, а не под ней) (см. Рис 1.). На нем схематически изображены персонажи, участвующие в общении. В нижнем ряду находятся реально существующие люди А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению: обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается? Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» – образы самих себя, существующие в реальных А и Б (Я-образы): А-А – это представление А о самом себе, Б-Б – представление о самом себе Б. Эти Я-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера – Ты-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. А-Б – это образ А в представлении Б, Б-А – это образ Б в представлении А. Ты-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя. При общении человека из своего Я-образа обращается к имеющемуся у него Ты-образу партнера; это обращение слышит Я-образ партнера и отвечает, тоже имея ввиду имеющийся у него Ты-образ собеседника. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальны люди А и Б, но психологически А-А обращается к Б-А, получает это сообщение Б-Б и ответ направляет к А-Б. Кроме этих участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще один – незримый третий, объективный внешний фактор: социальная норма, или мнение авторитета (на рисунке сверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю), как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты…». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности межличностного общения – сходные представления о социальных нормах. Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всём элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией. При деловом общении интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель, т.е. стремление к достижению какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута. Основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические каналы общения:
При восприятии другого человека имеют место быть типы установок, влияющие на особенности общения:
Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:
Конечно, общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает широкими коммуникативными возможностями, но не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок и мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами. Работа специалиста сферы обслуживания предполагает обязательное общение с людьми: коллегами, начальниками, подчиненными и клиентами. В повседневной жизни общение играет немалую роль. Можно сказать, что умение общаться во много определяет и профессиональный, и жизненный успех человека. Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека; «умение общаться – это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. «Врожденный» продавец может продать все что угодно; «врожденному» руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе: его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения, - и вышестоящее начальство относится к нему хорошо. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо «проводит свою линию». И вот «другая сторона» из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного человека превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет. Однако, вопреки распространенному мнению, общительность – далеко не единственное и даже не самое важное для менеджера личностное качество. Большое значение имеют профессиональные знания и навыки, а также особенности мотивации. Далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако любые способности в какой-то мере можно развить. Каждый человек может найти такую профессиональную «нишу», в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Для того чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнать самого себя. ПРАКТИКУМ |
Психодиагностика Психодиагностика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 34 с | Г. И. Невельского О. Ю. Моисеева психодиагностика индивидуальных... Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела | ||
Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Психология on-line. Психодиагностика и психологическое консультирование в сети Интернет. 5 | Логическая схема Психодиагностика Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных... | ||
Психодиагностика мотивационных потенциалов личности и группы ... | Инструкция по выполнению тестирования Райгородский Д. Я. (редактор – составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психодиагностика педагогических работников. Научный отчет. – Иним рао, Москва. 2011 – 2,9 п л | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Преподаватель». Учебный курс включает в себя отдельные темы из психологических дисциплин: возрастная, педагогическая психология... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Усвоение курса позволит психологу более эффективно осуществлять диагностическую деятельность, ориентироваться в сложных случаях диагностической... | ||
Логическая схема Психодиагностика Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания... | Учебно-методический комплекс дисциплины Психодиагностика Необходимым условием этого является целенаправленное развертывание психологических исследований, проведение психологического диагностирования.... | ||
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств... Райгородский Д. Я. (редактор – составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский... | 1 Предмет и задачи нейропси ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств... |