РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА
Шукова Г.В.
НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
Москва – 2011
Автор
Шукова Г.В.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Научный отчет. – ИНИМ РАО, Москва. 2011 – 2,9 п.л.
В отчете проанализировано современное состояние психодиагностики педагогических работников, в основном - школьных учителей. Показано, что в диагностической работе по выявлению психологических личностного и профессионального статусов современного учителя наиболее обоснованным является применение методов, позволяющих дать интегрированную (комплексную) оценку психических феноменов в их естественной форме с применением достаточно разработанного аппарата тестирования, ориентированного на выявление взаимосвязей между различными структурами, качествами и свойствами личности человека.
Намечены перспективные направления развития методов психодиагностики педагогов, отвечающих как запросам модернизации современной российской образовательной системы, так и информационным, межкультурным и морально-нравственным реалиям современного российского общества.
Отчет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, содержит 5 таблиц.
Ключевые слова: психодиагностика, педагог/учитель, педагогические способности, педагогическая направленность, личностные свойства, синдром психического/эмоционального выгорания
©ИНИМ РАО
© Шукова Г.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. 6
ВВЕДЕНИЕ 6
ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 8
Предмет психодиагностики педагогических кадров 8
Диагностика педагогической компетентности 13
Диагностика педагогической направленности личности 15
Диагностика стиля педагогической деятельности 16
Диагностика коммуникативных педагогических способностей (коммуникативной компетентности) 18
Диагностика педагогической гибкости/ригидности 23
Диагностика уровня развития профессионального самосознания педагога 26
Диагностика профессиональных педагогических установок, педагогической позиции 27
Диагностика личностно-профессионального развития педагога 30
Проблемы и психодиагностика психологического здоровья учителей 31
Диагностика стрессоустойчивости (эмоциональной гибкости) учителя 34
Диагностика уровня эффективности реагирования в рискосодержащих педагогических ситуациях 35
Диагностика профессиональных педагогических деформаций 36
Перспективы развития психодиагностики педагогических работников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ВВЕДЕНИЕ
Вопросы психодиагностики педагогических работников весьма популярны в современной психологической науке и психолого-педагогической практике. Это объясняется активным запросом общества на обновление, совершенствование российского учительского корпуса в силу определенной неудовлетворенности его наличным состоянием. Общество – от родителей учащихся до руководителей государства – открыто выражает свою нужду в повышении профессиональной и личностной зрелости учителя, что выражается, с одной стороны, в критике современного педагога, а с другой – в предложении радикально новых критериев и средств достижения востребованных уровней его профессиональной подготовки и профессиональной компетентности.
В данном контексте проблем психодиагностика учителя как раз и является одним из эффективных средств оптимизации его профессионального статуса, поскольку выступает в роли инструмента психологического сопровождения профессионального и личностного развития педагогических работников. Иными словами, психодиагностика педагога является не самодостаточной процедурой с целью контроля и фиксации параметров психической реальности, а этапом программы психологического сопровождения профессионального и личностного развития, позволяющим определиться с векторами коррекции/развития обследуемых профессионалов и тем самым оптимизировать их профессиональную деятельность.
В случае педагогической профессии нельзя забывать о том, что оптимизация психического и профессионального статуса педагога, как основного, определяющего звена образовательной системы, решающим образом сказывается на учащихся, заботой о которых, как известно, продиктованы все модернизационные усилия управляющих образованием государственных органов.
Итак, актуальность и социальная востребованность проблематики развития и совершенствования методов психологической диагностики учителя несомненны.
Психодиагностика – это, во-первых, «область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» /Психология, 1990, с. 304/, и во-вторых, - область психологической практики, использующая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с целью определения характеристик ее психологического статуса. В этом последнем контексте и применительно к педагогической профессии авторами Российской педагогической энциклопедии психодиагностика трактуется как «процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза)» /Российская педагогическая энциклопедия, 1993-1999, c. 62/.
Психологическая диагностика педагогических работников, таким образом, – это процесс выявления индивидуально-психологических особенностей личности педагога, как необходимых для соответствия требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих достижение в ней высоких результатов, так и препятствующих оптимальной профессионализации. Уровень и характеристики интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и личностного развития, свойства характера и темперамента, особенности психических состояний, педагогические способности, педагогические умения, педагогическое мастерство, педагогические профессиональные деформации, типологические свойства учителей, их диагностические компетенции по отношению к учащимся – все это (и многое другое – список можно продолжать бесконечно!) является предметом психодиагностики учителя.
В силу фактической неисчерпаемости вопросов и тем психодиагностики педагогов, в данном отчете не ставится цели охвата и систематизации всей указанной предметной области. Целью отчета является анализ современной психологической литературы по исследованию особенностей представителей педагогической профессии и выявление наиболее значимых для современного российского психолого-педагогического сообщества характеристик учителя, изучение, диагностика и развитие/коррекция которых воспринимается как значимый фактор модернизации учительского корпуса России.
|