Скачать 27.42 Kb.
|
Своеобразие хоронотопа в романах П.Зюскинда «Парфюмер» и В.В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия Анализируя роман В.В. Набокова «Защита Лужина», и сам автор [Набоков 2014: 218-222], и исследователь его творчества О. Меерсон [ «Набоков — апологет: защита Лужина или защита Достоевского»] говорили о необходимости разграничения объективной и субъективной точек зрения в тексте повествования. Это можно проследить на примере романа «Защита Лужина», в котором, следуя терминологии П. Торопа [«Словарь литературоведческих терминов и понятий»: http://slovar.lib.ru/dictionary/hronotop.htm], художественные время и пространство принимают топографическую и психологическую форму. Тоже самое представляется возможным сказать и о хронотопе «Парфюмера» П.Зюскинда. Топографический хронотоп имеет прямое отношение к авторской интенции романа, психологическая же форма имеет непосредственное отношение к восприятию пространственно-временных отношений персонажем. В связи с тем, что в центре внимания двух постмодернистских романов «Парфюмер» П. Зюскинда и «Защита Лужина» В.В. Набокова – образы героев-индивидуалистов, гениев, не способных найти понимания в обществе, интерес вызывает то, каким образом раскрываются характеры Лужина и Гренуя сквозь призму психологических хронотопов этих романов. В романе Зюскинда психологический хронотоп впервые проявляется в момент вступления Гренуя в сознательный возраст, а именно, таковым является эпизод у поленницы дров. [Зюскинд 2014:30-32] В этом эпизоде художественное время останавливается на несколько мгновений жизни героя, который словно растворяется в окружающем пространстве, так как для него его фактически не существует. Первостепенную значимость в окружающем мире отныне для него приобретает запах, исследуя различные оттенки которого Гренуй постигает действительность. Замедление художественного времени и насыщение художественного пространства «мешаниной ароматов», «расщепляемой аналитически на мельчайшие и отдалённейшие части и частицы» [Зюскинд 2014: 50-51] – таков один из принципов психологического хронотопа романа. А своеобразное присвоение персонажем окружающей действительности через отделение запаха как её составной части воспринимается героем как «эстетическое действо сакрально-ритуального характера»[Маньковская 2000:137], что носит в романе признаки постмодернизма. Таким образом, самосознание персонажа и пространство вокруг него обнаруживают тесную взаимосвязь, которая может быть выделена как одна из ярких черт постмодернистской эстетики произведения. При характеристике психологического хронотопа романа В.В. Набокова «Защита Лужина» уже с первых глав представляется возможным говорить о разграничении самим героем двух пространств: домашнего, знакомого с детства и того, что находится за его пределами. Так, при описании переезда семьи Лужиных, во время которого мальчик воспринимает пространственно-временные отношения в виде последовательности смонтированных кадров, разделяющих его жизнь на «до» и «после», что, несомненно, является чертой постмодернистской эстетики. Автор же при этом делает некий намёк на разгадку характера Лужина: он человек чуждый переменам, замкнутый, живущий с собственном маленьком мирке. Пространство по мере развития сюжета подвергается в восприятии Лужина разделению на «блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь» [Набоков 2014:25], который есть часть его внутреннего мира, и мир внешний, подвергающийся периодически «замысловатым оптическим метаморфозам» [Набоков 2014:9]. Таким образом, характеры двух гениев Гренуя и Лужина, схожие по некоторым параметрам, раскрываются именно через психологический хронотоп, наделённый в обоих произведениях элементами постмодернистской эстетики. Литература:
|
Из лягушек в принцы – и обратно: метафора запаха в романе П. Зюскинда «Парфюмер» Бернда Айхингера заметным явлением киноискусства, во многом самостоятельным и потому оттеняющим замысел самого романа | Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» Франции во многом условного XVIII века, а общая атмосфера произведения демонична и метафизична, что лишь оттеняется рациональной... | ||
Киренская Анна Валерьевна межполушарная асимметрия в системной деятельности мозга в норме Работа выполнена в лаборатории клинической нейрофизиологии Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им.... | А. Ю. Кромин Экономический факультет мгу Использование интернет-технологий в учебном процессе экономического факультета мгу им. М. В. Ломоносова | ||
Развитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады Д 008. 015 01 в гу «Институт художественного образования» рао по адресу: 119121, Москва, Погодинская д. 8, корпус 1 | «Морские Исследования и образование: maresedu -2015» Первое приглашение 22-24 октября 2015г Центр морских исследований мгу имени М. В. Ломоносова, Биологический, Географический и Геологический факультеты мгу имени М. В. Ломоносова... | ||
Диссертации: “Анализ разнообразия антитело-образующих клеток в иммунном ответе на овальбумин” Высшее образование: биолог, специальность “Микробиология” 1989, Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, Москва | Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над... | ||
Языковые средства воздействия в президентских дебатах в США Аспирантка Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия | Программа ХХI заседания Всероссийского междисциплинарного семинара... Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail | ||
Монография / Под редакцией К. В. Папенова, М. М. Крюкова, К. А. Хубиева.... Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета мгу имени М. В. Ломоносова за 2005—2006 гг | Содержание и формат сертификационного экзамена судебных переводчиков как методическая проблема ... | ||
Имя, фамилия абитуриента: Вступительный тест в Школу юного менеджера... А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Программа учебного курса Инженерная геология, часть 2 Москва, Воробьевы горы, мгу, геологический факультет мгу, кафедра инженерной и экологической геологии | ||
Фонетическая игра как элемент игрового стиля в романе в. Набокова «лолита» Защита состоится 20 апреля 2007 г. В 1000 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 09. по филологическим наукам при... | Вариант 4 1 Чему равен 1 Мбайт? Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... |