Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия





Скачать 27.42 Kb.
НазваниеСвоеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Дата публикации07.07.2015
Размер27.42 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
Своеобразие хоронотопа в романах П.Зюскинда «Парфюмер» и В.В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности

Масленникова Ангелина Валерьевна

студентка МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Анализируя роман В.В. Набокова «Защита Лужина», и сам автор [Набоков 2014: 218-222], и исследователь его творчества О. Меерсон [ «Набоков — апологет: защита Лужина или защита Достоевского»] говорили о необходимости разграничения объективной и субъективной точек зрения в тексте повествования. Это можно проследить на примере романа «Защита Лужина», в котором, следуя терминологии П. Торопа [«Словарь литературоведческих терминов и понятий»: http://slovar.lib.ru/dictionary/hronotop.htm], художественные время и пространство принимают топографическую и психологическую форму. Тоже самое представляется возможным сказать и о хронотопе «Парфюмера» П.Зюскинда.

Топографический хронотоп имеет прямое отношение к авторской интенции романа, психологическая же форма имеет непосредственное отношение к восприятию пространственно-временных отношений персонажем. В связи с тем, что в центре внимания двух постмодернистских романов «Парфюмер» П. Зюскинда и «Защита Лужина» В.В. Набокова – образы героев-индивидуалистов, гениев, не способных найти понимания в обществе, интерес вызывает то, каким образом раскрываются характеры Лужина и Гренуя сквозь призму психологических хронотопов этих романов.

В романе Зюскинда психологический хронотоп впервые проявляется в момент вступления Гренуя в сознательный возраст, а именно, таковым является эпизод у поленницы дров. [Зюскинд 2014:30-32] В этом эпизоде художественное время останавливается на несколько мгновений жизни героя, который словно растворяется в окружающем пространстве, так как для него его фактически не существует. Первостепенную значимость в окружающем мире отныне для него приобретает запах, исследуя различные оттенки которого Гренуй постигает действительность. Замедление художественного времени и насыщение художественного пространства «мешаниной ароматов», «расщепляемой аналитически на мельчайшие и отдалённейшие части и частицы» [Зюскинд 2014: 50-51] – таков один из принципов психологического хронотопа романа. А своеобразное присвоение персонажем окружающей действительности через отделение запаха как её составной части воспринимается героем как «эстетическое действо сакрально-ритуального характера»[Маньковская 2000:137], что носит в романе признаки постмодернизма. Таким образом, самосознание персонажа и пространство вокруг него обнаруживают тесную взаимосвязь, которая может быть выделена как одна из ярких черт постмодернистской эстетики произведения.

При характеристике психологического хронотопа романа В.В. Набокова «Защита Лужина» уже с первых глав представляется возможным говорить о разграничении самим героем двух пространств: домашнего, знакомого с детства и того, что находится за его пределами. Так, при описании переезда семьи Лужиных, во время которого мальчик воспринимает пространственно-временные отношения в виде последовательности смонтированных кадров, разделяющих его жизнь на «до» и «после», что, несомненно, является чертой постмодернистской эстетики. Автор же при этом делает некий намёк на разгадку характера Лужина: он человек чуждый переменам, замкнутый, живущий с собственном маленьком мирке. Пространство по мере развития сюжета подвергается в восприятии Лужина разделению на «блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь» [Набоков 2014:25], который есть часть его внутреннего мира, и мир внешний, подвергающийся периодически «замысловатым оптическим метаморфозам» [Набоков 2014:9].

Таким образом, характеры двух гениев Гренуя и Лужина, схожие по некоторым параметрам, раскрываются именно через психологический хронотоп, наделённый в обоих произведениях элементами постмодернистской эстетики.

Литература:

  1. Набоков В. Предисловие // В.Набоков, «Защита Лужина», Спб., 2014

  2. Словарь литературоведческих терминов и понятий: //http://slovar.lib.ru/dictionary/hronotop.htm

  3. Зюскинд П. «Парфюмер. История одного убийцы», Спб., 2014

  4. Меерсон О. «Набоков — апологет: защита Лужина или защита Достоевского», М., 2007

  5. Маньковская Н. «Эстетика постмодернизма», Спб, 2014

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconИз лягушек в принцы – и обратно: метафора запаха в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
Бернда Айхингера заметным явлением киноискусства, во многом самостоятельным и потому оттеняющим замысел самого романа
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconПатрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»
Франции во многом условного XVIII века, а общая атмосфера произведения демонична и метафизична, что лишь оттеняется рациональной...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconКиренская Анна Валерьевна межполушарная асимметрия в системной деятельности мозга в норме
Работа выполнена в лаборатории клинической нейрофизиологии Государственного Научного Центра социальной и судебной психиатрии им....
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconА. Ю. Кромин Экономический факультет мгу
Использование интернет-технологий в учебном процессе экономического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconРазвитие творческой индивидуальности младших школьников искусством клоунады
Д 008. 015 01 в гу «Институт художественного образования» рао по адресу: 119121, Москва, Погодинская д. 8, корпус 1
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия icon«Морские Исследования и образование: maresedu -2015» Первое приглашение 22-24 октября 2015г
Центр морских исследований мгу имени М. В. Ломоносова, Биологический, Географический и Геологический факультеты мгу имени М. В. Ломоносова...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconДиссертации: “Анализ разнообразия антитело-образующих клеток в иммунном ответе на овальбумин”
Высшее образование: биолог, специальность “Микробиология” 1989, Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова, Москва
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconПособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина
В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconЯзыковые средства воздействия в президентских дебатах в США
Аспирантка Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconПрограмма ХХI заседания Всероссийского междисциплинарного семинара...
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconМонография / Под редакцией К. В. Папенова, М. М. Крюкова, К. А. Хубиева....
Материалы Ломоносовских чтений экономического факультета мгу имени М. В. Ломоносова за 2005—2006 гг
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconСодержание и формат сертификационного экзамена судебных переводчиков как методическая проблема
...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconИмя, фамилия абитуриента: Вступительный тест в Школу юного менеджера...
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconПрограмма учебного курса Инженерная геология, часть 2
Москва, Воробьевы горы, мгу, геологический факультет мгу, кафедра инженерной и экологической геологии
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconФонетическая игра как элемент игрового стиля в романе в. Набокова «лолита»
Защита состоится 20 апреля 2007 г. В 1000 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 09. по филологическим наукам при...
Своеобразие хоронотопа в романах П. Зюскинда «Парфюмер» и В. В. Набокова «Защита Лужина» как постмодернистский принцип изображения творческой индивидуальности Масленникова Ангелина Валерьевна студентка мгу им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия iconВариант 4 1 Чему равен 1 Мбайт?
Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск