Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»





Скачать 186.96 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»
Дата публикации06.03.2016
Размер186.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
социально-психологической безопасности личности
_________________/ /
Решение заседания кафедры
(протокол № ___

«___» ____________201__ г.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»

Специальность: 030301.65 Психология

Квалификация: психолог, преподаватель психологии

Составитель:
ст.преподаватель
Латинский В.А.

Москва

2012
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:

подготовить высококвалифицированных психологов, хорошо ориентированных в вопросах влияния тех или иных психических заболеваний на высшие психические функции человека и возможного прогноза психических расстройств, а так же знающих принципы деонтологии и умеющих работать со специальной научной и справочной литературой.

Задачи дисциплины:

1. изучить причины, механизмы развития, клинические проявления психических расстройств;

2. изучить современные методы исследования при психических расстройствах, изучить этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО
Дисциплина «Психиатрия с основами наркологии» относится к циклу дисциплин специализации.
Cпециальные требования к входным знаниям:
Освоению дисциплины «Психиатрия с основами наркологии» должно предшествовать освоение таких дисциплин как «Патопсихология», «Нейропсихология», «Физиология ЦНС», «Психогенетика», «Психодиагностика», «Психосоматика», «Общая психология».
Общая трудоемкость дисциплины: 72 академических часа.
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет.

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

основные клинические проявления и принципы диагностики психических расстройств;

этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи

уметь:

уметь распознать основные психопатологические симптомы и синдромы и определить тактику проведения ЭПИ пациента;

оказать элементарную, мед.помощь при неотложных состояниях в психиатрии;

владеть:

специальной медицинской терминологией, основными приемами оказания медицинской помощи,

иметь представления:

о этиопатогенетических механизмах формирования и развития психических расстройств;

о современных лабораторных исследованиях при психических расстройствах.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения
















Лекции

10




Практические / Семинарские

20




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы (КСР)

10




Итоговый контроль: зачет







Общий объем часов по дисциплине: 72 часа

40

32



















Для заочной формы обучения
















Лекции

6




Практические / Семинарские

10




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы (КСР)







Итоговый контроль: зачет







Общий объем часов по дисциплине: 72 часа

16

56

3. План занятий
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной и заочной формы обучения




Тематический план
для очной формы обучения


Формы текущего контроля

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

КСР






















1.

Введение в психиатрию.

История психиатрии. Задачи и современные направления в психиатрии.


ДЗ

2

4

2

6

2.

Пропедевтика психиатрии.

Методы обследования психически больных. Классификации психических расстройств. Динамика развития психических заболеваний

ДЗ

2

4

2

6

3.

Общая психопатология

Расстройства ощущений, восприятий и представлений. Память. Расстройства памяти и интеллекта. Мышление. Расстройства мышления. Эмоции. Расстройства аффективной сферы. Волевые расстройства.Психомоторные расстройства. Нарушение сознания и самосознания. Личность. Нарушения личности.Экспериментально-психологические методы исследования.

К

2

4

3

8

4.

Частная психиатрия.

Психопатии.

Психосексуальные расстройства.

Умственная отсталость (олигофрении).

Задержки темпа психического развития.

Эпилепсия.

Шизофрения.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Алкоголизм и алкогольные психозы.

Наркомании и токсикомании.

Психические нарушения при соматических заболеваниях.

Психогенные заболевания.

Реабилитация психически больных (особенности).


К

2

4

3

8

5.

Организация психиатрической помощи населению РФ

К

2

4




2




ИТОГО:




10

20

10

32


Планируемые формы текущего контроля: домашнее задание (ДЗ, коллоквиум (К).




Тематический план
для заочной формы
обучения


Формы

текущего

контроля

Аудиторные занятия в час.,
в том числе

Самостоя-
тельная дом. работа в час.

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

КСР






















1.

Введение в психиатрию.

История психиатрии. Задачи и современные направления в психиатрии.


ДЗ

2

2




10

2.

Пропедевтика психиатрии.

Методы обследования психически больных. Классификации психических расстройств. Динамика развития психических заболеваний

ДЗ

1

3




15

3.

Общая психопатология

Расстройства ощущений, восприятий и представлений. Память. Расстройства памяти и интеллекта. Мышление. Расстройства мышления. Эмоции. Расстройства аффективной сферы. Волевые расстройства.Психомоторные расстройства. Нарушение сознания и самосознания. Личность. Нарушения личности.Экспериментально-психологические методы исследования.

К

2

2




15

4.

Частная психиатрия.

Психопатии.

Психосексуальные расстройства.

Умственная отсталость (олигофрении).

Задержки темпа психического развития.

Эпилепсия.

Шизофрения.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Алкоголизм и алкогольные психозы.

Наркомании и токсикомании.

Психические нарушения при соматических заболеваниях.

Психогенные заболевания.

Реабилитация психически больных (особенности).


К

1

2




14

5.

Организация психиатрической помощи населению РФ

К




1




2




ИТОГО:




6

10




56



3.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1.Введеие в психиатрию.

  1. История возникновения.Определение предмета и задач психиатрии.

  2. Соматогенный фактор и его роль. Три уровня психических нарушений.

  3. Деонтология в психиатрии.

  4. Основные современные направления в психиатрии и её разделы.

  5. Методы обследования психически больных.

  6. Классификация психических расстройств.

  7. Общие закономерности динамики психических расстройств.

  8. Роль биологических и социальных факторов в возникновении и динамике психических заболеваний.

9. Зкономерности постнатального онтогенеза.

10. Возрастные периоды и возрастные кризы.

11.Психопатологические синдромы

Общая психопатология

Тема 2. Расстройства ощущений, восприятий и представлений

  1. Развитие и психология ощущений и восприятия.

  2. Классификация расстройств ощущений и восприятия.

  3. Клиническая характеристика иллюзий.

  4. Клиническая характеристика галлюцинаций.

  5. Дереализация. Расстройство схемы тела.

  6. Сравнительно-возрастные особенности расстройств ощущений, восприятий и представлений.

Тема 2.Расстройства памяти и интеллекта.

  1. Память. Классификации памяти. Количественные расстройства памяти (амнезии) и качественные расстройства памяти (парамнезии). Экспериментально-психологические методы исследования памяти.

  2. Интеллект. Интеллектуальные расстройства. Основные синдромы нарушений памяти и интеллекта. Развитие интеллекта. Клинические и психометрические методы исследования интеллекта.

Тема 3. Расстройства мышления.

  1. Мышление. Классификации мышления в отечественной психологии Характеристика психологических процессов мышления. Воображение и фантазии.

  2. Расстройства мыслительной деятельности (по Зейгарник Б.В.)

  3. Расстройства ассоциативного процесса.

  4. Сверхценные идеи. Бредовые идеи. Основные бредовые синдромы.

  5. Навязчивые состояния (обсессии).

6. Сравнительно-возрастные особенности бредовых идей и навязчивых состояний.

7. Эксперементально-психологические методы исследования мышления.

Тема 4. Эмоциональные расстройства.

1. Эмоции. Функции и классификация эмоций. Аффект и его формы.

2. Онтогенез эмоций.

3. Симптомы эмоциональных нарушений и расстройств настроения.

4. Синдромы эмоциональных расстройств.

5. Сравнительно-возрастные особенности маниакального и депрессивного синдрома.

6. Гнев и дистресс.

Тема 5.Волевые расстройства.

1. Воля. Волевой акт.

2. Симптомы волевых нарушений.

3. Нарушение влечений.

4. Импульсивные влечения и импульсивные действия.

5. Нарушения волевой деятельности.

6. Внимание. Функции внимания, его виды и свойства.

7. Нарушения внимания.

Тема 5. Психомоторные расстройства.

1. Формирование психомоторики.

2. Симптомы психомоторных расстройств.

3. Речь, её виды, функции и основные нарушения.

4. Синдромы двигательных расстройств. Большой судорожный припадок.

Тема 6. Нарушения сознания и самосознания.

1. Этапы формирования сознания.

2. Критерии нарушенного сознания.

3. Симптомы и синдромы помрачения сознания по К. Ясперсу.

4. Синдромы выключения сознания.

5. Сравнительно-возрастные особенности нарушения сознания.

6. Самосознание. Нарушение самосознания. Онтогенез самосознания. Деперсонализация.

Тема 7. Личность.

1. Личность в отечественной психологии .Склад. Задатки. Темперамент. Характер. Направленность и установки. Мировоззрение.

2. Патологическое развитие личности.

3. Преморбидные типы личности.

4. Расстройства личности.

Тема 8. Психопатии.

1. Основные признаки психопатий.

2. Клинические варианты и проявления психопатий.

3. Динамика психопатий.

4. Этиология и патогенез.

5. Психотерапия при психопатиях. Экспертиза.

Тема 9. Психосексуальные расстройства.

1. Перверсии и девиации.

2. Невротические психосексуальные расстройства.

3. Этиология и патогенез.

4. Прогноз. Экспертиза.

Тема 10. Умственная отсталость (олигофрении).

1. Клинические проявления.

2. Психические нарушения.

3. Физические нарушения и неврологические расстройства.

4. Пороки развития черепа и мозга.

5. Этиология и патогенез.

6. Экспертиза.

Тема 11. Задержка темпа психического развития.

1. Эмоциональная депривация.

2. Четыре группы задержек темпа психического развития.

3. Инфантилизм (его формы).

4. Задержки развития (формы).

5. Депривационный синдром.

6. Детский аутизм.

7. Этиология и патогенез. Экспертиза.

Тема 12. Эпилепсия.

1. Клинические проявления.

2. Малые судорожные припадки и эквиваленты судорожных проявлений.

3. Изменения личности при эпилепсии.

4. Эпилепсия у детей.

5. Этиология и патогенез. Экспертиза.

Тема 13. Шизофрения.

1. Психопатология шизофрении.

2. Негативные симптомы шизофрении, схизис.

3. Продуктивная симптоматика.

4. Классификация шизофрении.

5. Прогноз. Реабилитация. Экспертиза.

Тема 14. Маниакально-депрессивный синдром. (МДП).

1. Клинические проявления.

2. Депрессивные фазы, варианты депрессивных состояний.

3. Маниакальные фазы.

4. Сравнительно-возрастные особенности течения м.д.п.

5. Этиология и патогенез. Экспертиза.

Тема 15. Алкоголизм и алкогольные психозы.

1. Три степени алкогольного опьянения.

2. Патологическое опьянение. Экспертиза.

4. Алкоголизм. Три стадии.

5. Возрастные и половые особенности.

6. Этиология и патогенез.

7. Распространённость.

8. Подавление патологического влечения к алкоголю.

9. Реабилитация. Психотерапия.

10. Алкогольный делирий, слуховой галлюциноз, паранойя, энцефалопатия.

Тема 16. Наркомании и токсикомании.

1. Основные термины.

2. Классификация наркотиков и других токсических веществ.

3. Опийная, каннабиноидная, эфедроновая, кокаиновая и барбитуровая наркомании.

4. Ингалянтные токсикомании.

5. Злоупотребление галлюциногенами и холинолитическая токсикомания.

6. Циклодоловый и димедроловый делирий, ЛСД и др.

7. Этиология и патогенез.

8. Реабилитация. Психотероапия.

9. Экспертиза.

Тема 17. Психические нарушения при соматических заболеваниях.

1. Клинические проявления.

2. Психические нарушения при сердечно-сосудистых, почечных и печёночных заболеваниях.

Тема 18. Психогенные заболевания.

1. Роль психической травмы в формировании психогенных заболеваний. Критерии К.Ясперса.

2. Реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции, истерические психозы, псевдодеменция, пуэрилизм, реактивная депрессия.

3. Экспертиза.

Тема 18. Реабилилитация и основы психопрофилактики.

1. Биологическая терапия психических расстройств.

2. Другие методы биологической (немедикаментозной) терапии.

3. Психотерапия и социотерапия.

4. Методы психотерапии.

5. Реабилитация. Этапы.

Тема 19. Оказание психиатрической помощи населению РФ.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература
Основная литература


  1. Аршинова, В.В. Системная профилактика зависимого поведения [Электронный ресурс] - М.: Издательский сервис, 2012 г. - Режим доступа:

http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/108765/default

Дополнительная литература
1.Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. — М.: Медицина, 1988.

  1. Гиляровский В.А. Психиатрия. — 4-е изд. — М.: Медгиз, 1954.

  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология — 2-е изд. — М.:    Изд-во    МГУ, 1986.

  3. Каннабих Ю.В. История психиатрии. — М.: Госмедизд, 1928.

  4. Кербиков О.В., Коркина М. В., Наджаров Р. А., Снежневский А. В. Психиатрия. — 2-е изд. - М.: Медицина, 1968.

  5. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1984.

  6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985.

  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985.

  8. Общая сексопатология: Руководство для врачей / Под ред. Г.С. Васильченко. — М.: Медицина, 1977.

  9. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. — М.: Медицина 1988. -Т. 1-2.



4.2. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины

Не требуется.

4.3. Содержание текущего и итогового контроля
4.3.1. Текущий контроль
Темы контрольных, самостоятельных работ, рефератов и пр.


  1. Психиатрия, ее разделы и приемы, применяемые в психиатрии

  2. Реакции личности на болезнь, три уровня психических расстройств.

  3. Основные направления и разделы современной психиатрии.

  4. Расстройства чувственного познания. Иллюзии и галлюцинации.

  5. Дереализация. Расстройства схемы тела. Сравнительно возрастные особенности.

  6. Память, классификации. Амнезии и парамнезии.

  7. Интеллект и интеллектуальные расстройства.

  8. Основные синдромы нарушения памяти и интеллекта.

  9. Мышление, воображение, фантазии.

  10. Нарушение мышления. Бред.

  11. Навязчивые состояния, фобии.

  12. Эмоции. Аффект. Филогенез чувств по Рибо. Онтогенез эмоций.

  13. Симптомы и синдромы эмоциональных расстройств.

  14. Депрессивный и маниакальный синдром. Гнев и ярость.

  15. Самосознание. Нарушение. Деперсонализация.

  16. Личность. Способности, задатки, темперамент, характер, направленность, установки.

  17. МДП. Маниакальная и депрессивная фазы, их особенности.

  18. Алкоголизм и его стадии. Абстинентный синдром. Изменения личности.

  19. Подавление патологического влечения к алкоголю. Психотерапия.

  20. Наркотик, наркомания. Токсикомания. Политоксикомания. Классификация наркотиков.

  21. Психические нарушения при соматических заболеваниях.

  22. Психогенные заболевания. Понятие психической травмы.

  23. Биологическая терапия психических расстройств. Психотерапия и социотерапия. Реабилитация.

  24. Организация психиатрической помощи взрослому и детскому населению РФ.



4.3.2. Итоговый контроль

Зачет.
4.4.3. Содержание контрольных мероприятий
Вопросы к зачету

  1. Психиатрия, ее разделы и приемы, применяемые в психиатрии

  2. Реакции личности на болезнь, три уровня психических расстройств.

  3. Основные направления и разделы современной психиатрии.

  4. ЭПИ, как один из этапов клинического исследования психических больных.

  5. Виды исследований, входящих в клиническое обследование.

  6. Эпидемиология психических расстройств, классификации.

  7. Роль биологических и социальных факторов в возникновении и динамике психических заболеваний.

  8. Закономерности постнатального онтогенеза, возрастные периоды и кризы.

  9. Психопатологические синдромы. Ощущение, восприятие, представление.

  10. Расстройства чувственного познания. Иллюзии и галлюцинации.

  11. Дереализация. Расстройства схемы тела. Сравнительно возрастные особенности.

  12. Память, классификации. Амнезии и парамнезии.

  13. Интеллект и интеллектуальные расстройства.

  14. Основные синдромы нарушения памяти и интеллекта.

  15. Мышление, воображение, фантазии.

  16. Нарушение мышления. Бред.

  17. Навязчивые состояния, фобии.

  18. Эмоции. Аффект. Филогенез чувств по Рибо. Онтогенез эмоций.

  19. Симптомы и синдромы эмоциональных расстройств.

  20. Депрессивный и маниакальный синдром. Гнев и ярость.

  21. Воля. Нарушение волевых побуждений. Извращение инстинктивных влечений. Нарушение волевой деятельности.

  22. Внимание. Нарушения внимания.

  23. Психомоторика. Формирование. Симптомы и синдромы двигательных расстройств. Припадки.

  24. Сознание, этапы формирования. Критерии нарушенного сознания. Симптомы и синдромы нарушенного сознания.

  25. Самосознание. Нарушение. Деперсонализация.

  26. Личность. Способности, задатки, темперамент, характер, направленность, установки.

  27. Преморбидные типы личности. Патологическое развитие личности.

  28. Психопатии. Клинические варианты.

  29. Динамика психопатий. Прогноз. Психотерапия.

  30. Психосексуальные расстройства. Перверсии и девиации. Клинические проявления.

  31. Невротические психосексуальные расстройства. Клинические проявления истинных и ложных перверсий.

  32. Сексуальные перверсии и их криминогенное значение.

  33. Олигофрении. Три степени психического недоразвития. Пороки развития черепа и мозга.

  34. Олигофрении вследствии воздействия инфекций, интоксикаций, травм. Депривация.

  35. Задержки темпа психического развития.

  36. Клинические проявления эпилепсии. Эпилепсия у детей. Этиология и патогенез. Нарушение мышления.

  37. Шизофрения. Этиология и патогенез. Классификация. Психотерапия и социальная реабилитация. Нарушения мышления.

  38. МДП. Маниакальная и депрессивная фазы, их особенности.

  39. Алкоголизм и его стадии. Абстинентный синдром. Изменения личности.

  40. Подавление патологического влечения к алкоголю. Психотерапия.

  41. Наркотик, наркомания. Токсикомания. Политоксикомания. Классификация наркотиков.

  42. Психические нарушения при соматических заболеваниях.

  43. Психогенные заболевания. Понятие психической травмы.

  44. Биологическая терапия психических расстройств. Психотерапия и социотерапия. Реабилитация.

  45. Организация психиатрической помощи взрослому и детскому населению РФ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биология с основами экологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск