Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
страница1/23
Дата публикации10.03.2016
Размер2.37 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы по

специальности 060112 «Медицинская биохимия».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Неврология имеет своим предметом неврологические заболевания; изучение их этиологии и патогенеза, синдромокомплексов и течения, лечения и профилактики. Основной целью преподавания неврологии у студентов по специальности «Медицинская биохимия» является формирование целостных знаний о механизмах формирования неврологических страданиях и практических навыков по лабораторному и инструментальному обследованию и выбору основных методов лечения.
1.2. Задачи изучения дисциплины.

1.Сформировать умения проведения неврологического обследования с выявлением симптомов поражения нервной системы, синдромного объединения симптомов и проведения основ топическо-нозологической диагностики заболеваний нервной системы.

2. Сформировать знания об основах этио-патогенеза, клинических проявлениях, лаборатоно-инструментальной диагностике наиболее значимых в практическом плане заболеваний нервной системы.

3. Сформировать основы самостоятельной интерпретации результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики в неврологии с умением осуществить выбор диагностических мероприятий в зависимости от клинической картрины.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Наименование дисциплины

Перечень тем, необходимых для изучения неврологии

Биология с курсом генетики

Генетика. Понятие о генотипе и фенотипе. Мутация. Хромосомные абберации. Моно-и полигенные варианты врожденных заболеваний.

Нормальная анатомия

Анатомия центральной и периферической нервной системы. Проводящие пути головного и спинного мозга. Строение ядер ЧМН. Костно-суставная и мышечная система. Строение органов чувств.

Нормальная физиология

Учение о рефлексах. Физиология органов чувств. Организация высшей нервной деятельности. Понятие о синапсах и медиаторах.

Биофизика

Основы инструментальной диагностики морфологических, функциональных и гемодинамических параметров живых объектов

Биохимия

Тканевое дыхание. Механизмы гликолиза. Витамины их роль в деятельности нервной системы. Особенности обмена веществ в нервной системе.

Гистология

Строение нейронов и глиоцитов. Строение периферичесих нервов. Организация гематоэнцефалического барьера.

Фармакология

Препараты, действующие преимущественно на центральные и периферические нейромедиаторные процессы. Противосудорожные средства. Ноотропные и вазоактивные препараты.

Микробиология

Микроорганизмы возбудители инфекций нервной системы: менингитов, энцефалитов, полирадикулоневритов. Понятие о прионах. Механизм аутоиммуных процессов.

Патологическая физиология

Общее учение о болезни. Учение об этиологии и патогенезе. Понятие о реактивности специфической и неспецифической. Адаптация. Патофизиология поражения различных отделов нервной системы.

Пропедевтика внутренних болезней

Методика обследования больного. Принципы диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Студенты должны знать:

1. Основы строения и функционирования нервной системы

2 Основы физикального обследования нервной системы

3. Основные клинические синдромы поражения нервной системы топического и системного характера

Топические синдромы:

- невральный (монопарез, прозопарез)

- спинальный (тетрапарез, парапарез)

-стволовой (бульбарный, косоглазие, альтернирующий)

- подкорковый ( хореоатетоз, дистония)

Системные (клинические) синдромы

- общемозговой

- менингеальный

- дислокационный

- головная боль

- головокружение
4. Этиологию, патогенез и клиническое течение при наиболее распространенных заболеваний нервной системы.

- сосудистые заболевания ЦНС

- опухоли головного мозга

- черепно-мозговая травма

- неврологические осложнения остеохондроза позвоночника

- менингиты и энцефалиты

- эпилепсия
5. Лабораторные и инструментальные методы обследования в неврологии

- общий и биохимический анализ ликвора

- ЭЭГ, ВП, РЭГ методы

- электронейромиографию

- дуплексное сканирование магистральных артерий шеи и головного мозга

- Эхо-энцефалоскопию

- нейровизуализационные методы РКТ и МРТ
6. Основы лечебной тактики при наиболее распространенных заболеваний нервной системы
Студенты должны уметь:
1. Клинически исследовать состояние двигательного анализатора, части черепно-мозговых нервов, основные виды чувствительности.

2. Выполнить базовую топически-синдромную диагностику на основе физикального обследования.

3. Выполнить базовую нозологическую диагностику на основе соотнесения топических и клинических синдромов.

4. Определить показания к назначению инструментальных и лабораторных методов исследования, наметить план обследования в зависимости от первичной нозологической диагностики.

5. Анализировать и интерпретировать данные методов исследования

6. Определить объем медицинской помощи при неотложных состояниях в неврологии
Студенты должны владеть.(перечень практических умений, которые должен выполнять студент по окончании курса неврологии):

1. Уметь произвести основные элементы клинического неврологического обследования:

1.1 Уметь исследовать двигательную сферу.

1.1.1 – исследование объема движений и сила в основных группах мышц (мимические, жевательные, плечевой и тазовый пояс)

1.1.2 – исследование сухожильных рефлексы (с двуглавой и треглавой мышц плеча, коленный и ахилловый рефлексы)

1.1.3 – исследование движений глаз

1.1.4 – исследование координации движений (проба Ромберга, пробы на интенционное дрожание, тандемная походка)

1.2 Уметь распознать гиперкинезы

1.2.1 обнаруживать отличия от судорог

1.2.2 распознавать основные формы гиперкинезов (тремор, хорея, атетоз, дистония)

1.3 Уметь исследовать чувствительную сферу

1.3.1 – исследовать болевую, температурную чувствительность

1.3.2 – уметь составить "план" чувствительного исследования

1.3.3 – основы исследования остроты и полей зрения

1.4 Уметь исследовать основы ВПФ

1.4.1 – исследование понимания речи

1.4.2 – исследование основ моторной речи

1.4.3 – исследование предметного гнозиса, прозопогнозиса, воспризведения ритмических структур

1.4.4 – уметь выполнить тест краткой шкалы оценки психического статуса
2. Уметь на основе произведенного клинического исследования установить топический диагноз

2.1. уметь определить характер пареза

2.2 уметь определить тип нарушения чувствительности

2.3 уметь осуществить топическую диагностику поражения: нерва, полинейропатии, спинного мозга, ствола мозга, подкорковых ядер, полушарий головного мозга

3. Уметь в ходе клинического осмотра предположить наличие системных клинических синдромов

3.1 уметь определить общемозговой синдром

3.2 уметь определить менингеальный синдром

3.3 уметь предположить дислокационный синдром
4. Уметь выполнить нозологическую диагностику наиболее распространенных неврологических заболеваний.

4.1 Сосудистые заболевания ЦНС (ТИА, инсульты, ДЭ)

4.2 Инфекционно-воспалительные заболевания нервной системы (энцефалиты, менингиты, полирадикулоневриты)

4.3 Объемные заболевания головного мозга

4.4 Травматические заболевания головного мозга (сотрясение, ушиб, ДАП)

4.5 Неврологические осложнения остеохондроза позвоночника
5. Уметь определить основной набор методов лабораторной и инструментальной диагностики при предполагаемой нозологической форме.
-люмбальная пункция

-краниография и спондилография

-электронейромиографии

-электроэнцефалограмма и методики вызванных потенциалов

- РКТ и МРТ головного и спинного мозга

- ультразвуковая допплерография и дуплексное сканирование магистральных сосудов шеи и интрекраниальных сосудов.

- эхоэнцефалоскопия
6. Уметь анализировать и интерпретировать данные дополнительных исследований
3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Трудоемкость (часы)

Аудиторные занятия




Лекции

54

Практические занятия

120

Лабораторные работы

нет

Самостоятельная работа

93

Общая трудоемкость

267


4. Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

9 осенний

зачет

10 весенний

экзамен


5. Содержание дисциплины
5.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы



Разделы

Лекции (час)

Практ. занятия (час)

1

Семиотика и клиническое исследование поражений нервной системы

12

35

2

Дополнительные методы исследования в неврологии

8

10

3

Основные патологические состояния и нозологические формы заболеваний нервной системы

18

45

4

Психиатрия

16

30


5.2 Содержание разделов

Раздел 1 Семиотика и клиническое исследование поражений нервной системы

Тема 1 Двигательная сфера

Содержание темы. Сегменты спинного мозга по отделам и их проекция на позвоночник. Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга. Строение коркового отдела двигательного анализатора. Ход отростков центрального двигательного нейрона. Локализация тел вторых нейронов в спинном мозге и стволе. Ход отростков периферических нейронов. Понятие о двигательной единице. Клиника поражения центрального и периферического нейронов. Дуга сухожильных и кожных рефлексов. Локализация двигательных нарушений в зависимости от места поражения двигательного анализатора. Различия симптомов выпадения и раздражения двигательного анализатора. Определение силы мышц в баллах.

Тема 2 Чувствительная афферентная сфера

Содержание темы. Строение коркового отдела чувствительного анализатора. Локализация тел 1,2,3 нейронов для поверхностной и глубокой чувствительности. Ход отростков этих нейронов. Виды поверхностной и глубокой чувствительности. Понятие об анестезии, гипестезии, гиперпатии, дизестезии, парестезии. Типы нарушений чувствительности, локализация и характер чувствительных расстройств в зависимости от локализации поражения. Качественные методики определения нарушений тактильной, болевой и проприоцептивной чувствительности.

Тема 3. Экстрапирамидная система

Содержание темы. Строение подкорковых узлов больших полушарий, бледный шар, скорлупа, хвостатое ядро, субталамическое ядро, черная субстанция. Связи данных структур с корой полушарий стволом мозга и спинным мозгом. Клинические проявления страдания данных структур, методы их выявления. Строение мозжечка, полушария (кора, ядра), червь, связи мозжечка с корой больших полушарий, стволом и спинным мозгом. Клинические проявления поражения мозжечка (тонус, таксис), методы их клинической проверки. Изменение роли экстрапирамидной системы в двигательных актах человека по возрастам.

Тема 4. Расстройства функций черепных нервов

Содержание темы. Обонятельный анализатор, корковая локализация, ход анализатора от рецептора до коркового отдела. Клинические проявления разрушения и раздражения обонятельного анализатора. Зрительный анализатор, анатомия анализатора: сетчатка, зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт, первичные центры, зрительная лучистость, затылочная кора. Локализация нейронов. Поля зрения, варианты их нарушения при различных локализациях поражения анализатора. Острота зрения, понятие об истинном и рефракционном снижении остроты зрения. Основы строения вестибулярного анализатора. Вестибулярный синдром. Системное и несистемное головокружение. Глазодвигательные нервы. Локализация ядер в стволе мозга. Ход стволов нервов (наружная стенка кавернозного синуса, верхняя глазничная щель). Иннервация поперечно-полосатых мышц глаза. Нарушения движения глаза при страдании отдельных нервов. Клиника страдания двигательной порции тройничного нерва: тонус, сила, рефлексы. Лицевой нерв, локализация ядра в стволе мозга, взаимоотношение с ядром 6 пары ЧМН, ход ствола нерва, область двигательной иннервации. Клиника страдания двигательной порции лицевого нерва. Бульбарный центр, локализация ядер 9,10,12 ЧМН в стволе мозга, ход нервных стволов. Клиника бульбарного синдрома. Страдание каких мышц вызывает дизартрию, дисфонию, дисфагию. Псевдобульбарный синдром, механизм его развития. Феномен насильственного смеха и плача, механизм появления, клинические проявления. Рефлексы орального автоматизма: штриховой, сосательный, ладонно-подбородочный, хоботковый, дистант-оральный. Способы выявления. Механизм появления.

Тема 5. Высшие психические функции

Содержание темы. Основные доли головного мозга, основные извилины и борозды. Принцип строения и функционирования коры головного мозга. Понятие о проекционных и ассоциативных зонах коры головного мозга, конкретная локализация проекционных зон. Основные виды высших психических функций: гнозис, праксис, речь, память. Корковая локализация их. Методика проведения нейропсихологического исследования. Зрительная (предметная, прозопагнозия), слуховая агнозия. Методика выявления, локализация церебрального дефекта. Апраксия моторная. Методика выявления, локализация церебрального дефекта. Моторная и сенсорная афазия. Методика выявления, локализация церебрального дефекта. Клинические симптомокомплексы развивающиеся при поражении лобной, теменной, височной и затылочной долей головного мозга. Доминантность полушарий в отношении агнозий, апраксий и афазий.

Тема 6. Вегетативная нервная система

Содержание темы. Определение ВНС. Физиологическая анатомия надсегментарных отделов. Гипоталамус, локализация, основы строения и функция. Физиологическая анатомия сегментарных отделов вегетативной нервной системы. Ножки мозга, продолговатый мозг, спинной мозг, локализация, функция. Симпатический пограничный ствол, строение, связи с сегментарными центрами и конечными ганглиями. Парасимпатический периферический отдел. Ход и функция вегетативных волокон в блуждающем, крестцовых нервах. Понятие о симатико - и ваготонии. Гипоталамический синдром, причины развития, понятие о постоянных и пароксизмальных проявлениях. Панические атаки (гипоталамические пароксизмы), симпато-адреналовые и вагоинсулярные кризы, клиника. Вегетативная дистония, этиология, патогенез состояния, клинические проявления в зависимости от преимущественно страдающей системы организма
Раздел 2 Дополнительные методы исследования в неврологии

Тема 7. Основы ликворологии

Содержание темы. Основные ликворные пространства ЦНС: желудочки, субарахноидальные пространства, цистерны. Количество ликвора, продукция, циркуляция и резорбция. Физиологическая роль ликвора (механическая, гомеостатическая, нейроэндокринная, иммунная). Ликворное давление, понятие о внутичерепной гипертензии и гипотензии, методы измерения ликворного давления. Люмбальная пункция. ликворологические пробы (Стуккея, Квеккенштедта). Состав ликвора в норме, физические и биохимические показатели. Ликворологические синдромы при: внутримозговых кровоизлияниях, бактериальных и вирусных внутричерепных инфекциях, опухолях ЦНС, гидроцефалии, гипоксических состояниях. Электрофорез ликворных белков, с выделением иммуноглобулинов, олигоклональных антител. Роль исследования лактата ликвора. Цитологическое исследование ликвора: лейкоцитарные клетки, атипичные клетки.

Тема 8. Нейрофизиологические методы исследования

Содержание темы. Сущность метода электроэнцефалографии, амплитудный уровень биотоков головного мозга, устройство классических и современных электроэнцефалографов. Классическая ЭЭГ, понятие об основных "ритмах" (бета, альфа, тета и дельта ) их амплитудные, частотные и пространственные харктеристики. Понятие нормальной ЭЭГ. Основные патологические изменения ЭЭГ - очаговые и общемозговые (низквольная, плоская, дизритмичная). Показания к применению ЭЭГ исследования. Сущность методики исследования вызванных потенциалов. Диагностическое значение исследования ВП. Сущность методики реоэнцефалографии, амплитудные и частотные характеристики используемого электорсигнала. Основные графологические точки РЭГ ; анакрота, катакрота, вершина, время быстрого подьема. Клиническая интерпретация отклонений от нормальной графограммы РЭГ. Сущность метода электронейромиографии, составные части метода интерференционная, стимуляционная и игольчатая электронейромиограмма. Устройство электронейромиографа. Интерференционная электронейромиограмма, нормальные частотные и амплитудные характеристики. Основные варианты нарушений на интерференционной электронейромиограмме. Стимуляционная электронейромиограмма, методика проведения исследования, определение скорости проведения по участку нерва, понятие терминальной латентности. Типовой графофеномен М-волны, Н-рефлекса, нормальные временные и амплитудные характеристики. Игольчатая ЭМГ, методика проведения, нормальные временные и амплитудные характеристики потенциалов двигательных единиц. Изменения нормальных стимуляционных и игольчатых параметров при заболеваниях нервов и мышц. Показания к применению ЭНМГ исследования


Тема 9. Методы нейровизуализации

Содержание темы. Сущность методов РКТ и МРТ сканирования. Конструктивное устройство аппаратов. Нормальные томографические изображения головного и спинного мозга в основных плоскостях. Общая семиотика РКТ и МРТ изменений. Признак нарушения анатомических соотношений (дислокация масс эффект). Признак изменения качественных характеристик сигнала (гипер и гипоинтенсивность, гипер и гиподенсивность. шкала Хаунсфилда). Типовые характеристики нейровизуализационных изменений при: инсультах, опухолях, энцефалитах, черепно-мозговой травме. Сравнительные преимущества и недостатки методов. Понятие немых зон. Показания и противопоказания к применению методов. МРТ ангиография, и спектроскопия
Раздел 3 Основные патологические состояния и нозологические формы заболеваний нервной системы

Тема 10. Коматозные состояния, общемозговой, дислокационный синдромы

Содержание темы. Понятие об макро и микроанатомических соотношениях в нервной системе, размерно-объемные соотношения в головном и спинном мозге. Общемозговой синдром, клинические проявления, механизмы развития, методы оценки. Уровни угнетения сознания: оглушение, сопор, кома. Дислокационный синдром в виде транстенториальной и аксиальной дислокации.

Тема 11. Болевые синдромы, головная боль

Содержание темы. Понятие о синдроме головной боли. Распределение болевых рецепторов в структурах головы. Клинические дифференциальные признаки позволяющие отличить интракраниальный генез головной боли от экстракраниального. Распространенность основных видов головных болей в популяции. Головная боль напряжения, механизм возникновения, источник болевых ощущений. Мигрень, этиопатогенез, клинические проявления, простая и ассоциативная формы заболевания. Лечение приступа и профилактика приступа. Рефлекторные миофасциальные головные боли, роль миофасциального синдрома в мышцах надплечий и жевательных мышцах. Характер болевых ощущений, лечебные мероприятия. Абузусная головная боль, гигантоклеточный височный периартрит клинические проявления, диагностика, лечение.

Тема 12. Неврологические осложнения остеохондроза позвоночника

Содержание темы. Анатомо-физиологическое строение позвоночника, понятие позвоночного двигательного сегмента, строение диска и суставов. Патогенез воспалительно-дистрофических изменений в структурах позвоночника, стадии остеохондроза. Понятие вертебрального синдромокомплекса, патогенез болевого синдрома, биомеханика нарушении движений, симптомов натяжения. Понятие о миофасциальном синдроме, концепция миофасциальных контрактурно-алгических зон. Наиболее страдающие мышцы, типичные ирритативные зоны. Клинические проявления прострела и хронической дискалгии, механизмы появления экстравертебральной симптоматики с формированием цервико-брахи-краниалгии и люмбоишиалгии. Понятие гыжевого выпячивания и выпадения, патогенез радикулопатии на разных уровнях. Радикулопатические синдромы выпадения, ирритации, симптомы натяжения Ласега, Вассермана. Инструментальные методы диагностики неврологических осложенений. Основные виды миофасциальных клинических синдромов, преимущественно с тунельными механизмами, синдром онемения рук. Методы лечения обострения воспалительно-дистрофического и миофасциального процессов, медикаментозные, локально-блокирующие, пункционные, физиотерапевтические. Показания к хирургическому лечению радикулярно-вертебрального синдромокомплекса. Первичная и вторичная профилактика неврологических осложнений у данной категории больных

Тема 13. Черепно-мозговая травма

Содержание темы. Патогенез нарушения мозговых функций при ЧМТ, сотрясение, ушиб, оболочечная гематома, ДАП синдром. Основные клинические проявления при данных видах ЧМТ, синдром транстенториального вклинения, длительное бессознательное состояние. Методы диагностики, экспертиза, медикаментозное и хирургическое лечение. Последствия перенесенных ЧМТ в виде астено-невротического синдрома, резидуальных очаговых и когнитивных расстройств, симптоматическая эпилепсия, посттравматическая болезнь головного мозга.

Тема 14. Опухолевые заболевания ЦНС

Содержание темы. Анатомо-патоморфологические особенности и классификация опухолей головного мозга. Клиническая синдромология при объемных образования головного мозга, общемозговые, гипертензионные, дислокационные и очаговые симптомы опухолей головного мозга. Клинические особенности опухолей гипофиза и мосто-мозжечкового угла. Этио-патогенез и клинические проявления синдрома доброкачественной внутричерепной гипертензии. Клинические особенности метастатических, бластоматозных и абсцедирующих новообразований головного мозга. Методы диагностики и лечения опухолей головного мозга

Тема 15. Нейроинфекции

Содержание темы. Распространенность менингитов. Этиология менингитов в зависимости от возраста. Клинические синдромы, характерные для менингитов. Параклинические методы исследования при менингите. Менингококковый менингит. Клиника, диагностика, лечение. Вторичные гнойные менингиты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Вирусные серозные менингиты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Туберкулезный менингит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Прогноз при менингитах. Распространенность энцефалитов. Этиология, патогенез и патоморфология энцефалитов. Клинические синдромы, характерные для энцефалитов. Клещевой энцефалит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Инфекционно-аллергические энцефалиты. Патогенез, клиника, диагностика, лечение, прогноз. Параклинические методы исследования при энцефалитах.

Тема 16. Острые нарушения мозгового кровообращения

Содержание темы. Распространенность ОНМК. Этиология и патогенез ОНМК. Классификация ОНМК. Кровоснабжение головного мозга, симптомы поражения сосудистых бассейнов. Клиника транзиторной ишемической атаки. Клиника гипертонического церебрального криза. Дифференциальная диагностика геморрагического и ишемического инсультов. Субарахноидальное кровоизлияние. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения. Лечение ОНМК: недифференцированное и дифференцированное. Параклинические методы диагностики ОНМК. Профилактика и прогноз ОНМК

Тема 17. Эпилепсия

Содержание темы. Определение эпилепсии, эпилептического синдрома, эпилеп­тической реакции. Распространенность эпилепсии в популяции и среди детского населения. Этиопатогенез эпилепсии. Классификация эпилепсии по виду припадка. Эпилептический статус (частота встречаемости,клиника, лечебная тактика). Особенности течения эпилепсии у детей. Возрастные интервалы, клиника, лечение, прогноз. Эпилептические реакции у детей (фебрильные судороги, аффективно-респираторные пароксизмы). Клиника. Лечение, прогноз. Принципы лечения эпилепсии. Противосудорожные средства.

Тема 18. Заболевания периферической нервной системы

Содержание темы. Строение периферического нерва. Механизм проведения импульса и поддержания трофики нервного волокна. Основные клинические проявления невропатий. Патофизиологические изменения при нейропатиях в зависимости от этиологического фактора. Этиопатогенез и клиника мононевропатий (лучевой, локтевой, срединный). Этиопатогенез и клиника плечевых плексопатий (верхней, нижней, тотальной). Особенности родовых плексопатий. Этиопатогенез и клиника невропатий лицевого нерва. Этиопатогенез и клиника полиневропатий (с-м Гийена-Барре, паралич Ландри, диабетическая, уремическая, дифтерийная полиневропа­тии). Принципы лечения нейропатий.

Тема 19. Наследственные нервно-мышечные заболевания

Содержание темы. Прогрессирующие мышечные дистрофии. Определение, распрост­раненность, первичные и вторичные ПМД. Классификация миопатий по R.S.Gruggs (1997). Патогенез миопатий. Клинические проявления и течение миопатий: Дюшенна, Эрба, Ландузи-Дежерина. Методы диагностики. Принципы лечения. Meдико-генетическое прогнозирование. Врожденные (структурные) миопатии. Определение, распрост­раненность, клинические проявления и течение миопатий: центрально-стержневой, немалиновой, центронуклеарной, связанной с несоразмерностью мышечных волокон. Методы диагностики. Врожденные мышечные дистрофии. Определение, распрост­раненность, клинические проявления и течение ВМД: Фукуямы, Валкера-Варбурга, цереброокулярной, Ульриха. Методы диагностики. Амиотрофия Шарко-Мари. Распространенность, тип наследования. Патоморфология. Клиника, диагностика, лечение. Прогноз. Миастения. Распространенность, тип наследования. Патогенез клиника, диагностика, лечение, прогноз.
Раздел 4. Психиатрия
5.3 Тематическое планирование



Разделы

Лекции

Практические занятия


1.

Семиотика и клиническое исследование поражений нервной системы

1. Введение, двигательный анализатор, синдромы двигательных расстройств, понятие центрального и периферического пареза

2. Макростроение мозга, медиаторные системы, энергетический обмен, экстрапирамидная система и организация движений

3. Афферентные системы в норме и патологии

4. Вегетативная нервная система, строение, ваго- и симпатикотония, панические атаки.

5. Высшие психические функции

1. Исследование двигательного анализатора

2. Исследование экстрапирамидной системы

3. Исследование двигательных нарушений ЧМН

4. Исследование чувствительного анализатора

5. Исследование вегетативной нервной системы

6. Исследование ВПФ













2

Дополнительные методы исследования в неврологии

1. Нейрофизиологические методы исследования

2. Методы нейровизуализации

3. Основы ликворологии

1. Основы ликворологии

2. Нейрофизиологические методы исследования

3. Дуплексное сканирование сосудов шеи, РЭГ

4. Нейровизуализация

5. Зачет по топически –функциональной диагностике в неврологии

3

Основные патологические состояния и нозологические формы заболеваний нервной системы

1. Коматозные состояния, общемозговой, дислокационный синдромы

2. Болевые синдромы, головная боль

3. Сосудистые заболевания ЦНС

4. Эпилепсия, судорожные состояния

5. Неврологические осложнения остеохондроза позвоночника

6. Черепно-мозговая травма

7. Опухолевые заболевания ЦНС

8. Заболевания периферической нервной системы

9. Инфекционные заболевания нервной системы

10. Наследственные прогрессирующие мышечные дистрофии

11. Детский церебральный паралич

1. Эпилепсия, судорожные состояния

2.Сосудистые заболевания ЦНС

3. Неврологические осложнения остеохондроза позвоночника

4. Заболевания периферической нервной системы

5. Инфекционные заболевания нервной системы.

6. Нейрохирургия

7. Зачет по синдромно-нозологической диагностике и показаниям к методам исследования

4

Психиатрия









5.4 Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки:

  1. Изменение нервной системы при СПИДе.

  2. Клещевой энцефалит, этиология, клиника, лечение, профилактика, диагностика

  3. Опоясывающий лишай, этиопатогенез, клиника, лечение

  4. Рассеянный склероз, патогенез, клиника, лечение

  5. Изменение нервной системы при алкоголизме, клинические проявления, диагностика, лечение


6.1. Основная литература

  1. Скоромец А.А. Нервные болезни [Текст] : учеб. пособие для мед. вузов/ А. А. Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. -3-е изд., перераб. и доп.. -Москва: МЕДпресс-информ, 2008. -551 с.: ил.

  2. Психиатрия [Текст] : учебник для студентов / М. В. Коркина [и др.]. - 4-е изд. - Москва : МЕДпресс-информ, 2008. - 566,[1] с.



6.2 Дополнительная литература

  1. Гусев Е.И.Неврология и нейрохирургия: в 2т. [Текст] : учеб. для мед. вузов / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова. - 2-е изд., испр. и доп. - 2010.-Т.1 : Неврология. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 612 с.

  2. Обухов С. Г. Психиатрия [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ С. Г. Обухов; под ред. Ю. А. Александровского. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -346 с.

  3. Незнанов Н.Г. Психиатрия [Текст] : учебник для студентов мед. вузов/ Н. Г. Незнанов. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -495 с.

6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

Федеральная электронная медицинская библиотека http://feml.scsml.rssi.ru

PubMed Central (PMC) – полнотекстовый архив биомедицинских журналов Национальной библиотеки медицины США http://www.pubmedcentral.nih.gov

Web – медицина http://webmed.irkutsk.ru

Русский медицинский журнал http://www.rmj.ru

Журнальная коллекция Consilium medicum http://www.consilium-medicum.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Дисциплины, преподаваемые кафедрой

в соответствии с учебным планом

Фактический адрес учебных аудиторий и объектов

(улица, № дома, № корпуса)

Наименование учебных аудиторий

Перечень основного оборудования

(ТСО, специализированное/лабораторное оборудование), количество единиц

1

Неврология,

Пр. Ломоносова, 292

Учебный практикум № 1 (12 посадочных мест)

Проектор - 1,

ноутбук - 1

Пр. Ломоносова, 292

Учебный практикум № 2 (12 посадочных мест)




2

Психиатрия












8. Содержание текущего и итогового контроля по дисциплине

8.1Текущий контроль проводится в виде тест контролей по завершению каждого раздела дисциплины.

8.2. Итоговый контроль - Экзамен

Экзамен проводится в виде:

1. Ответа по билету, содержащему 2 вопроса

2. Анализу морфологического, сосудистого и функционального методов исследования
8.3. Перечень экзаменационных вопросов.

1.Кортикомышечный путь, локализация нейронов, ход волокон.

2. Клинические проявления поражения центрального мотонейрона в зависимости от локализации страдания

3. Клинические проявления поражения периферического мотонейрона в зависимости от локализации страдания

4. Путь поверхностной чувствительности, локализация нейронов, ход волокон, клинические проявления его страдания

5. Виды и типы нарушений чувствительности

6. Атаксия, дифференциальный диагноз между лобной, мозжечковой, вестибулярной и чувствительной формами.

7. Мозжечковая атаксия, динамическая и статико-локомоторная, клинические проявления.

8. Парез мимических мышц, центрального и периферического характера, клиника в зависимости от локализации поражения

9. Паркинсонический синдром, клинические проявления, локализация поражений

10. Косоглазие, клинические проявления, основные формы и причины их появления

11. Острый менингит, этиопатогенез, клиника, диагностика.

12. Острый энцефалит, этиопатогенез, клиника клещевого энцефалита, диагностика

13. Ишемический инсульт, этиопатогенез, виды, клинические проявления, диагностика.

14. Вертеброгенные заболевания, патогенез, понятия дорсопатии, радикулопатии, обострение хронической дорсопатии (люмбалгия, торакалгия), клиника, основы диагностики и лечения.

15. Вегетативная дистония, этиопатогенез, клинические проявления, принципы лечения

16. Миофасциальный синдром, этиопатогенез, синдромы грушевидной и малой грудной мышц, лечение.

17. Вертеброгенные заболевания, патогенез, понятия дорсопатии, радикулопатии, люмбаго клиника, основы диагностики и лечения

18. Клинические проявления поражения гипоталамической области

19. Нарушения зрения в зависимости от локализации поражения зрительного анализатора.

20. Понятие афазии, моторная и сенсорная афазий, клиника, локализация поражения.

21. Эпилепсия, этиопатогенез, прогноз, основные принципы лечения.

22. Бульбарный синдром, механизм развития, клинические проявления.

23. Эпилепсия, клиника основных видов припадков, лечение повторных припадков.

24. Дифференциальный диагноз между гемипарезом полушарного, стволового и спинального генеза.

25. Сотрясение головного мозга, клиника, прогноз, лечение.

26. Дифференциальный диагноз между тетрасиндромом полушарного, стволового, спинального и периферического генеза.

27. Опухоли больших полушарий головного мозга, клинические проявления.

28. Общемозговой синдром, клиника, этиопатогенез.

29. Дифференциальный диагноз между монопарезом полушарного, спинального и периферического генеза.

30. Субарахноидальное кровоизлияние, этиопатогенез, клинические проявления, лечение.

31. Менингеальный синдром, клиника, этиопатогенез

32. Головная боль, виды, принципы лечения.

33. Гипертензионный синдром, клиника, этиопатогенез

34. Понятие апраксии, на примере моторной апраксии, клиника, локализация поражения, методика проверки.

35. Дисциркуляторная энцефалопатия, этиопатогенез, клинические проявления, лечение.

36. Астенический синдром, этиопатогенез, клиника.

37. Субарахноидальное кровоизлияние, этиопатогенез, клинические проявления.

38. Коматозное состояние, этиопатогенез, диагностические мероприятия.

39. ТИА, этиопатогенез, клинические проявления, диагностика.

40. Понятие агнозии, на примере предметной агнозии, локализация поражения, методика проверки.

41. Синдром энцефалопатии, этиопатогенез, клиника.

42. Медиаторные системы головного мозга, серотониновый синдром.

43Геморрагический инсульта, патогенез, основные клинические синдромы.
Методы исследования
1. РЭГ, принцип метода, основные показатели РЭГ «кривой», изменения при патологических процессах, показания к применению.

2. Дуплексное сканирование магистральных артерий головного мозга, принцип метода, показания к применению. Изменения при патологических процессах

3. ЭНМГ принцип метода, интерференционная, стимуляционная и игольчатая ЭНМГ показания к применению.

4. ЭЭГ, принцип метода, основные ритмы, изменения при патологических процессах, показания к применению.

5 РКТ, принцип метода, показания и противопоказания к применению

6. МРТ, принцип метода, показания и противопоказания к применению

7. Основные ликворологические синдромы по общему анализу ликвора.

8. Ликворная система ЦНС, нормальные показатели, методы исследования.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»
Дисциплина «Психиатрия с основами наркологии» относится к циклу дисциплин специализации
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология
Основной целью преподавания неврологии у студентов факультета медицинской психологии является формирование представления о синдромокомплексах...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск